Понятие, сущность и основные принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и основные принципы



Конституции Республики Беларусь.

Основные понятия и логические схемы по теме №3

 

 

Конституция – это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

 
 

 

 


 

 

1. Юридическая (или формальная) конституция обозначает определенный документ, правовой акт, иногда несколько правовых актов, признанных основными законами страны (США, ФРГ и др.).

2. Фактическая (или социальная) конституция - это не текст на бумаге, а реально существующие в той или иной стране основы общественного и государственного строя, правового положения личности (Великобритания).

3. Фиктивная конституция - это писаный документ, который не соответствует реальному положению (“сталинская Конституция” 1936 г.).

 

 

 


В большинстве стран мира существуют единые писаные конституции, принимаемые в определенном порядке. Но есть страны (Англия, Швеция и др.), в которых под конституцией понимают несколько правовых актов и даже обычаи, а единого писаного акта нет. Такая система, сложившаяся в конкретных исторических условиях, отнюдь не свидетельствует о слабости конституционного строя в этих государствах - напротив, этот строй часто гораздо прочнее, чем, например, в странах, где писаные конституции меняются "как перчатки".

Конституции классифицируются и по порядку принятия. Имеются октроированные (дарованные сверху) конституции. Обычно так называют себя основные законы, которые были "дарованы" народу монархом (Лихтенштейн, Непал). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, были приняты Конституции США (1787), Италии (1947), Индии (1948), Болгарии и Румынии (1990 - 1991), а вторым - Франции (1958). Путем референдума была принята Конституция Российской Федерации 12 января 1993 г. Отмеченные способы принятия конституции сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей легитимности.

Имеются и так называемые "харизматические конституции" (от греческого слова "харизма" - божественный дар). Этим термином обозначают конституцию, в разработке и принятии которой ведущую роль играет политический лидер, имеющий большое влияние, или диктатор.

Во Франции, например, смена парламентской формы правления на президентскую в 1958 году произошла благодаря усилиям генерала де Голля, вследствие чего и Конституция получила название "деголевской". Возможно, по аналогии с этим Конституция России 1993 года будет названа "ельцинской".

По порядку изменения различаются конституции "гибкие" и "жесткие". Первые изменяются и дополняются так же, как обычные законы - таких теперь немного; вторые - с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т.е. сознательно создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. К числу "жестких" конституций следует отнести Конституции России, Республики Беларусь. "Жесткий" порядок способствует большей стабильности конституции, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

Различаются постоянные и временные конституции. Последние характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.

 

 


 

Раскрытие сущности Конституции связано с познанием ее природы, решением вопроса, чью волю она выражает, для чего она возникла.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции о том, на каких основах учреждается данное общество, и по каким правилам оно живет.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в Конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают по этой концепции прочностью и устойчивостью, в отличие от “революционных” Конституций, составляющихся в кабинетах, иногда из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отражающие народный характер Конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в Конституции.

Марксистско-ленинская теория, явившаяся основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.

Общедемократическая сущность Конституции, заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

 

 

 
 

 

 


Особенности Конституции:

1) Конституция является правовым актом, который принимается народом или от имени народа. Эта существенная черта Конституции, неслучайно Конституции большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.д.) настоящую Конституцию».

2) Особенность субъекта, принимающего Конституцию, обуславливает и вторую существенную черту Конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать Конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ.

Учредительная природа Конституции проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Законы не могут противоречить Конституции.

3) Важной чертой Конституции является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти; правами; свободами и обязанностями человека и гражданина; формами правления и государственного устройства. Она является государственно-правовой моделью общества, существенным условием законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Сфера Конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 


Рассмотрим основные юридические свойства Конституции, т.е. ее признаки как Основного Закона:

1. Прежде всего, следует подчеркнуть, что Конституция относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами. Следует также иметь в виду, что-либо в названии, либо в тексте самой Конституции официально провозглашается, что Конституция - это Основной Закон. Так, в Конституции БССР 1978 года это положение было зафиксировано в ее названии, а в Конституции Республики Беларусь 1994 года - в преамбуле.

 

3. Конституция обладает юридическим верховенством. Это означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и обычные законы. Все они должны соответствовать Конституции и не могут ей противоречить. Акт, противоречащий Конституции, либо отменяется, либо приводится в соответствие с нею. Данный признак Основного Закона фиксируется в нем самом - в ст.137.

 

4. Конституция является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее же законодательство развивает предписания Конституции.

Кроме того, Конституция нередко сама предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее нормы. Причем это делается определенными, устоявшимися приемами:

а) прямым указанием на вид закона, который требует для регулирования некоторых вопросов (например, ст.10 Конституции предусматривает принятие закона о гражданстве Республики Беларусь, ст.108 - Закона о Кабинете Министров, ст.109 - Закона о судоустройстве в Республике Беларусь и т.д.);

б) указанием на то, что определенные отношения регулируются законом, хотя при этом его вид и наименование не называются (например, согласно, ст. 5 Конституции Республики Беларусь, политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законом);

в) такой формулировкой статей, когда из текста вытекает обязательность последующего текущего нормативного регулирования, обеспечивающего применение конституционной нормы, хотя прямо об этом не говорится (например, согласно ст.16 Конституции Республики запрещается деятельность конфессиональных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан). Такие конституционные положения действуют в полной мере лишь вместе с развивающими их нормами текущего законодательства, устанавливающими конкретные виды и меры ответственности;

 

5. Особая охрана заключается в том, что именно Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

6. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения. Проекты обыкновенных законов не всегда публикуются в печати для обсуждения, а точнее очень редко. Что же касается проектов конституций, то практика идет по пути опубликования их для всенародного обсуждения.

Во-первых, вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Президента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Во-вторых, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

В-третьих, Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента.

В-четвертых, разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только референдумом.

 

       
   
 
 


       
   
 
   
 
   
 
 

 

 

 


Конституция обладает функциями, т.е. государственно-общественным предназначением и способами их реализации.

Функции Конституции:

1) Юридическая – конституция является основным законом, главным источником и регулятором важнейших общественных отношений и т.д.

2) Политическая – конституция определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

3) Экономическая – Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности (государственную и частную – ст.13).

4) Социальная – Конституция Республики Беларусь (ст.1) провозглашает наше государство социальным (это обеспечение равных справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека).

5) Духовно-идеологическая – наиболее авторитетный закон в государстве; отражает определенное социально-политическое мировоззрение данного общества; прививает уважение к признанным во всем мире ценностям.

 

 

 

 


Говоря об исторических причинах, обусловивших принятие Конституции, отметим прежде обстоятельства, понятные каждому из нас. Жизнь не стоит на месте. Сегодняшний день уже не тот, что был вчера, а тем более несколько лет назад. Когда старые формы начинают тормозить, сдерживать эволюционное развитие общества, требуется соответствующее обновление форм организации.

Это - азы философии, но они наглядно показывают сущность переживаемых нами событий - смену эпох, переходный период. Одна система власти, как ее называют - административно-командная, уходит в историческое прошлое, а другая - демократическая - медленно и постепенно, со всеми трудностями, присущими переходному периоду, утверждается.

Что касается политических причин, то в 80-х годах действовавшая система власти стала давать сбои. Партийная номенклатура оторвалась не только от народа, но и от низших структур власти. Наметился регресс во всех сферах государственной и общественной жизни, снижение темпов экономического развития. Попытки изменить положение дел общими призывами типа “ускорение” или “перестройка” без конкретных организационных мероприятий внутри партии и государства результатов не дали. Пришлось исключить из Конституции статью о руководящей и направляющей роли партии. Советский Союз как самое большое государство мира распался.

После его распада общий кризис охватил и бывшие союзные республики.

Потребовались глубокие демократические преобразования, включая, провозглашения нового государства – Республики Беларусь, обновление структур государственной власти: закрепление принципа разделения властей, введение института президентства, образование Конституционного суда; что и было сделано путем принятия новой Конституции.

Что касается социально-экономических причин, тоосновой экономической системы СССР и ее составной части БССР являлась социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Экономическое развитие страны показало, что одно государство без участия граждан-производителей не может удовлетворить быстрорастущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах. Помимо воли государства и даже вопреки ей, утверждались рыночные отношения с присущими им законами. Этот факт стал реальностью, и новая Конституция, закрепляя качественно новые общественные отношения, предоставила всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Была конституционно закреплена частная собственность.

Принятие новых Конституций не происходило спонтанно. Они готовятся всем ходом истории, в том числе идейно-теоретическим обоснованием предстоящих изменений в государственной и общественной жизни. Передовыми мыслителями вынашиваются новые идеи, теории, которые по своей сути более прогрессивны и способны при их реализации вывести общество на высокий уровень развития. Так, еще в начале 90-х годов получила поддержку и стала развиваться идея демократического правового государства. Именно такое государство должно было придти на смену государству диктатуры пролетариата. Крушение однопартийной системы власти и ее идеологии привело к утверждению принципа политического плюрализма, согласно которому допускается многообразие политических институтов, идеологий и мнений.

Необходимость вывода страны из затяжного и глубокого экономического кризиса, наведение порядка и дисциплины, снижение роста преступности и других негативных тенденций стали благодатной почвой для обоснования идеи о введении поста Президента.

Тем самым все, что записано в Конституции, это не просто плод творческого труда ее разработчиков, а закрепление передовых идей и взглядов, которые сложились в преддверии принятия Основного Закона. Конституция стала их полным и систематизированным выражением в правовых нормах.

 

 
 


ТЕМА № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.037 с.)