Налоги. Функция налогов. Принципы налогообложения. Кривая лаффера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги. Функция налогов. Принципы налогообложения. Кривая лаффера.



 

 

Налоговая политика. Главной статьей доходов госбюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи с физических и юридических лиц. Поль Самуэльсон и Economics выделяет 2 основных принципа налогообложения:

1. Принцип полученных благ. Означает, что граждане и предприниматели должны уплачивать налоги пропорционально благам полученным ими от государства.

2. Принцип платежеспособности. Тяжесть налогов должна зависеть от дохода и уровня благосостояния налогоплательщика.

 

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актов государства, которые устанавливают методы построения налоговых ставок, способы взимания налогов, а также разрабатывают элементы налогов. Налог содержит следующие элементы:

1. Субъект (кто обязан платить налог).

2. Объект налога (предмет, подлежащий налогообложению (имущество…)).

3. Налоговая ставка (величина налога на единицу измерения объекта).

4. Единица обложения (единица измерения объекта).

5. Налоговые льготы (полное или частичное освобождение субъекта от налогообложения).

 

Виды налогов. Можно классифицировать:

· По методам построения налоговой ставки.

1. Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения, не зависимо от размера дохода (например, налог на землю).

2. Долевые налоговые ставки устанавливаются в процентах. Выражаются в определенной доле объекта. Носят название процентных.

3. Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, не зависимо от размеров дохода. Пример: налог на прибыль.

4. Прогрессивный налог – когда его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Пример: подоходный налог.

5. Регрессивный налог – средняя ставка которого понижается по мере роста дохода (к нас не используется).

· По способу взимания налогов:

1. Прямые налоги – взимаются с дохода или имущества юридических или физических лиц (налог на землю).

2. Косвенные налоги – взимаются через цены товаров. К ним относится налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (налоги, оплачиваемые потребителями).

 

Несмотря на то, что налоги необходимы, как источник государственных доходов, на практике доказано, что их чрезмерный рост снижает деловую активность, как индивидуальных лиц, так и компаний. Такую ситуацию проанализировал и теоретически обосновал американский профессор Лаффер. Он доказал, что при ставке налога выше 50% резко снижается деловая активность, подрываются стимулы к нововведениям, происходит переход средств из легальной в теневую экономику. Графически это можно показать на кривой Лаффера:

Основными направлениями совершенствования налоговой системы и формирования доходов бюджета РБ в 2002 году являются:

1. Расширение базы налогообложения действующих платежей в бюджет за счет сокращения льгот по налоговым платежам.

2. Установление моратория на введение в течение данного года новых налогов и обязательных платежей, кроме случаев их индексации в порядке установленном действующим законодательством.

3. Снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования за счет уменьшения ставки налога на прибыль с 30 до 24%.

4. Снижение продолжения работы по подготовке и введению в действие налогового кодекса РБ.

5. Унификация налогового законодательства РБ и РФ.

 

 

36. Дефицит государственного бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.

Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами: за счет эмиссии денег (монетизация дефицита), за счет займа у населения

 

своей страны (внутренний долг) и за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Данный способ финансирования состоит в том, что центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, и называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа:

он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;

это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные цен* ные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать — это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковы и достаточно доходны (по ним платится процент). Недостатки этого способа:

данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.

Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;

существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены — ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются2.

Финансирование дефищгга государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран (как правило, путем продажи им частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).

1 Т. Сарджент и Н. Уоллис показали, что, если ожидания экономических агентов рациональны, уровень инфляции может повыситься уже в настоящем.

2 Экономический механизм эффекта вытеснения обычно объясняется так: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг, рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет; рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций.

Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.

Недостатки этого способа:

необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;

необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного бюджета образуется государственный долг.

 

37. Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы регулирования государственного долга.

Превышение доходов над расходами бюджета по итогам финансового года называется бюджетным профицитом. В этом случае излишек доходов, если он временный и получается от случайных обстоятельств, государство может направить на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на погашение государственного долга, на образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев или на инвестиции. Если же профицит носит постоянный характер, то правительство должно понизить налоги, так как получение регулярных излишних доходов противоречит сущности и целям финансового хозяйства государства.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный финансовый год государственные расходы превышают доходы.

Возникновение бюджетного дефицита обусловлено: необходимостью осуществления крупных и государственных программ развития экономики, реализацией масштабных социальных программ; милитаризацией страны, войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами; ростом теневого сектора экономики и др.

В современной мировой практике используются следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

эмиссия;

государственные займы;

увеличение налогов.

Эмиссионный способфинансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что государство (центральный банк) выпускает дополнительный объем денег в обращение, с помощью чего покрывает превышение расходов над доходами. К достоинствам эмиссионногоспособа финансирования дефицита можно отнести следующее:

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга(долговой способ финансирования) предполагает, что государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Всемирного банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). К достоинствамтакого метода можно отнести его неинфляционный характер и возможность получения значительных денежных сумм. Недостатком является необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты долга и процентов по нему, что может привести к спаду производства и истощению золотовалютных резервов страны. Кроме того, страна-заемщик может попасть в экономическую, а зачастую и политическую зависимость от иностранных кредиторов.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет повышения налогов. Этот метод позволяет воспользоваться внутренними источниками финансирования дефицита бюджета и не иметь долговых обязательств. Кроме того, рост налогов не ведет к инфляции.

Государственный долг

Под государственным долгом (или задолженностью) понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственный долг, по сути, то, что государство взяло взаймы для покрытия дефицита бюджета, т. е. государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен для экономики тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.017 с.)