Деятельность фас России по сдерживанию цен на рынках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность фас России по сдерживанию цен на рынках



 

В условиях неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в последнее время, и в целях защиты национальных интересов Российской Федерации был принят Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Своим указом Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации принять меры для обеспечения сбалансированности товарных рынков и недопущения ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, организовать оперативный мониторинг товарных рынков и контроль за их состоянием.

Эта задача носит важный социально-экономический характер, так как необоснованный рост цен на основные продукты питания может привести к росту инфляции и усилить социальную напряженность в обществе.

В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», ФАС России разработала и приказом от 14.08.2014г №525/14 утвердила план мероприятий по реализации указанного постановления (далее – План мероприятий).

Следует отметить, что ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Законом о защите конкуренции, на постоянной основе осуществляет контроль товарных рынков продовольствия. Эта работа нацелена на то, чтобы не допустить необоснованный рост цен на указанных рынках, пресекать факты как соглашений и согласованных действий участников рынков продовольственных товаров, так и соглашений или согласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, которые могут привести или приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также факты принятия органами исполнительной власти актов, ограничивающих конкуренцию.

Основными направлениями такой работы являются:

1 Проведение анализа товарных рынков с целью оценки состояния конкуренции.

2 Мониторинг рынков основных социально-значимых товаров с целью контроля за монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов в части установления ими экономически необоснованных цен на продовольственные товары.

3 Осуществление контрольных мероприятий и проверок на рынках социально значимых товаров.

4 Контроль за направленными на ограничение конкуренции действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов, в том числе за установлением ограничений на свободное перемещение товаров между территориями.

5 Контроль за соглашениями хозяйствующих субъектов, приводящими к установлению и поддержанию цен на рынке, разделу рынка по территориальному признаку, объему продажи или покупки товара и другим нарушениям, запрет на которые установлен ст. 11 Закона о защите конкуренции.

6 Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при субсидировании сельхозтоваропроизводителей.

7 Контроль за обеспечением недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры зернового рынка (элеваторам, складам, хлебоприемным пунктам, зерновым терминалам, железнодорожному и автомобильному транспорту).

8 Снижение административных барьеров.

9 Совершенствование взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственной продукции, контроль за соблюдением закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части антимонопольного контроля.

ФАС России осуществляет постоянное информационное взаимодействие с Минпромторгом России, Минсельхозом России, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По результатам еженедельного оперативного мониторинга цен на агропродовольственном рынке и контроля за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия данные, получаемые от этих ведомств, доводятся до сведения территориальных органов ФАС и используются при проведении с органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместных мероприятий, направленных на стабилизацию цен.

ФАС России направила в профильные ассоциации и союзы письмо с разъяснениями о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, приводящего к необоснованному росту цен, и о необходимости предоставлять оперативную информацию о повышении оптово-отпускных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

На сайтах ФАС России и ее территориальных органов в сети Интернет организованы «горячие линии», где можно получить оперативную информацию о фактах повышения цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

Во исполнение протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 08.08.2014 ФАС России письмом от 12.08.2014 №ИА/32275 поручила территориальным органам в рамках компетенции антимонопольного органа проводить еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров.

Осуществляя контроль за исполнением предписаний, выданных по результатам рассмотрения ходатайств о совершении сделок экономической концентрации хозяйствующим субъектам, в том числе тем, учредителями которых являются иностранные граждане и/или иностранные юридические лица на рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия, а также на рынке услуг розничной торговли, ФАС России направила руководителям территориальных органов письмо от 01.09.2014 о необходимости усилить такой контроль.

ФАС России также осуществляет контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленный на недопущение нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в части ограничения свободного перемещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Для выполнения этой задачи антимонопольный орган направил в территориальные органы два письма: об усилении контроля в части ограничения свободного перемещения сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия (от 03.09.2014) и о проведении анализа актов региональных органов государственной власти, регламентирующих порядок предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям (от 21.11.2014).

Руководители и сотрудники территориальных органов ФАС России вошли в составы комиссий и штабов, созданных исполнительными органами субъектов Российской Федерации для исполнения упоминавшегося выше Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560.

Исполняя План мероприятий, ФАС России совместно с территориальными органами проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, включены: говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки, гречневая крупа.

Субъектами мониторинга являются компании и частные предприниматели, включенные в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующие субъекты, занимающие существенную долю на соответствующих товарных рынках, осуществляющие производство и/или оптовую реализацию включенных в перечень товаров.

Информация от территориальных управлений, полученная в ходе мониторинга, обобщается ФАС России и еженедельно направляется в Минсельхоз России. Кроме того, результаты мониторинга могут служить информационным основанием для исполнения полномочий ФАС России по проверке соблюдения коммерческими организациями антимонопольного законодательства.

По результатам проверок в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России и его территориальные органы возбуждают соответствующие дела.

Так, Ставропольским, Крымским, Приморским, Пермским УФАС России возбуждены и рассмотрены дела по признакам нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции в части необоснованного повышения цен на мясо кур.

Томским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения п. 1 и 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в отношении группы лиц в составе ЗАО «Аграрная группа» и ЗАО «Аграрная группа МП», действующих на рынке оптовой реализации свинины.

Самарским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в отношении ЗАО «ТД Перекресток», ООО «Агроторг» и ЗАО «Тандер», выразившегося в заключении между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения на рынке розничной реализации гречневой крупы.

Орловским УФАС России по результатам контрольного мероприятия выявлены признаки нарушения п. 3 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «Глазуновский маслодельный завод». Акт по результатам проверки направлен хозяйствующему субъекту. В соответствии с порядком, утвержденным ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, Орловское УФАС России выдало указанному хозяйствующему субъекту предупреждение.

Аналогичное предупреждение выдано Татарстанским УФАС России в отношении ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №1».

В соответствии со ст. 25.7 Закона о защите конкуренции, ФАС России и его территориальные органы в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства выдают должностным лицам предостережения по установленным фактам публичных заявлений о повышении цен на продовольствие.

Так, в связи с заявлением, сделанным агентству «Интерфакс» генеральным директором ОАО «Экстра М» А.П. Дрибным о предполагаемом росте цен на макаронные изделия ФАС России выдала этому должностному лицу письменное предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Аналогичные предостережения были выданы в связи с публичными заявлениями генерального директора ООО «Группа компаний «Русагро» М.Д. Басова о прогнозируемом повышении цен на сахар до 40 рублей; генерального директора некоммерческой организации «Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе» Р.О. Чантурия о планируемом производителями чая и кофе повышении оптовых цен на чай и кофе не менее чем на 10 %; председателя Совета директоров ОАО «Владимирский хлебокомбинат» А.В.Лялина.

На основании ст. 25.7 Закона о защите конкуренции в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства аналогичные предостережения выдавались Кировским, Забайкальским и Санкт-Петербургским УФАС России.

Территориальными органами ФАС России возбуждаются и рассматриваются дела по признакам нарушений антимонопольного законодательства на рынках гречневой крупы, яйца куриного, хлеба, сахара, молока сырого.

Так, например, Якутским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Якутский гормолзавод» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на ультрапастеризованное молоко. Удмуртским УФАС России по результатам контрольных мероприятий возбуждено дело по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции на рынке яйца куриного в отношении ООО «Птицефабрика «Вараксино» и ООО «Комос групп», входящих в одну группу лиц (установление монопольно высоких цен на яйцо куриное).

Краснодарским УФАС России возбуждено дело в отношении трех торговых сетей – ЗАО «Торговый дом «Перекресток», ООО «ТВК-Р» («Табрис») и ООО «ТКПФ» («Титан») – в связи с необоснованным завышением розничных цен на сахар песок в г. Краснодаре по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Кировским УФАС России возбуждено дело в отношении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ЗАО «Тандер» по признакам нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит (может привести) к установлению, поддержанию розничных цен на сахар.

Также дела о нарушениях антимонопольного законодательства возбуждены в 2014 году в Ставропольском крае, Республике Татарстан, Астраханской, Омской, Кемеровской, Пензенской, Самарской областях.

Всего в 2014 году по выявленным признакам нарушений антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации в сфере агропромышленного комплекса территориальными органами ФАС России возбуждено и рассматривается более 160 дел.

В частности, возбуждено и рассматривается около 50 дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства на рынках зерна, хлеба, муки, молока, масла подсолнечного, мяса кур, свинины, яйца куриного. Это дела связаны с установлением хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на агропродовольственную продукцию, экономически необоснованными отказами либо уклонением от заключения договоров, экономически согласованными действиями хозяйствующих субъектов, связанными с повышением цен, с неправомерными действиями органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с недобросовестной конкуренцией.

Территориальными органами ФАС России в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле), за указанный период возбуждено более 60 дел.

Кроме того, в соответствии с компетенцией антимонопольных органов, определенной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), территориальными органами ФАС России рассмотрены или находятся в стадии рассмотрения 54 дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и должностных лиц органов государственной власти. За указанный период по результатам изучения материалов этих дел на лиц, совершивших административные правонарушения, наложен штраф в соответствии с нормами КоАП РФ в сумме более 10 млн руб.

Следует отметить, что рост цен на продукты, как правило, не связан с нарушением антимонопольного законодательства. На основании информации, полученной по результатам контрольных мероприятий, а также сведений, которые поступают от отраслевых союзов и ассоциаций, объединяющих производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, установлено, что основными причинами роста цен на агропродовольственных рынках являются:

– снижение курса рубля по отношению к доллару и евро, которое привело к росту издержек сельхозпроизводителей на приобретение импортных составляющих производства (семена, средства химической защиты, специализированная сельскохозяйственная техника, упаковка и т.д.);

– увеличение процентных ставок по инвестиционным кредитам на фоне сокращения объема субсидирования;

– сокращение объема предложения отдельных видов сельскохозяйственной продукции в результате установленных ограничений как в результате введения специальных экономических мер, так и по причине неблагоприятной эпизоотической ситуации в странах-экспортерах;

– рост спроса на продукты у населения в связи с инфляционными ожиданиями.

В целях стабилизации ситуации на указанных рынках и снижения темпов роста цен ФАС России предлагает следующие меры:

– обеспечить антимонопольный контроль за действиями хозяйствующих субъектов, а также органов власти на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с тем чтобы недопустить ограничения конкуренции на соответствующих товарных рынках;

– проработать вопрос о проведении закупочных и товарных интервенций на рынках сахара и молока;

– сократить административные издержки при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, ускорив внедрение механизма электронной ветеринарной сертификации, предусмотрев при этом безвозмездную форму оформления ВСД, а также возможность осуществления ветеринарной сертификации независимыми ветеринарными экспертами;

– разработать меры совершенствования системы субсидирования в сфере АПК, которые позволят обеспечить равный доступ сельхозтоваропроизводителей к предоставляемым субсидиям;

– снизить ставки ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары, в отношении которых наблюдается существенный рост цен;

– сократить число посредников при реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия за счет принятия добровольных стандартов реализации на уровне производителей (импортеров) указанной продукции и торговых сетей;

– развивать ярмарочную, нестационарную и мобильную торговлю.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.59.171 (0.026 с.)