Генезис монополизма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис монополизма в России



 

В течение последних 20 - 25 лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма. Монополизм, сложившийся в стране к концу восьмидесятых годов прошлого столетия, обладал уникальными чертами, отличавшими его от классической монополии. Генетически он сформировался не как результат эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а за счет тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления.

На протяжении шести десятилетий, с середины 1920-х годов, в СССР создавалась система промышленного производства, нацеленная на подъем уровня обобществления производства и состоящая из замкнутых, ориентированных на собственное воспроизводство структур, подменивших цели общественного развития своими собственными. Этими чертами монополизма было наделено ведомство, возглавляющее отрасль народного хозяйства и управляющего ею. Государственный монополизм, как не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия, составлял отличительную черту отечественного монополизма. В течение всего периода социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой.

На рисунке 1.3 приведен генезис монополизма в России с начала XX века.

Рисунок 1.3 – Генезис монополизма в России

 

В формировании российского монополизма с середины XIXвека до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений.

Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем [21].

В формировании российского монополизма с середины XIXвека до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений.

Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем.

В формировании российского монополизма с середины XIX века до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений.

Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем [19].

Пятый этап эволюционного развития монополий начался с середины 1960 года. Он характеризуется усилением отраслевого подхода в управлении, необходимостью проведения новой административной централизации, а также упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств.

Изменение вектора развития в управлении экономикой страны, вызванное ростом масштабов и усложнением системы взаимосвязей народнохозяйственного комплекса, привело к потере партийно-государственным аппаратом возможности эффективного управления экономикой посредством команд и жесткого контроля. К концу 1970-х годов ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества.

В 1970-х годах в СССР также был взят курс на повышение эффективности производства путем концентрации, укрупнения промышленных предприятий, активного формирования производственных объединений. Эти объединения сконцентрировали не только природные ресурсы, достижения научно-технического прогресса, но и возможность манипулировать значительными капиталами, чем еще больше усилили роль и значение монополий в экономике. По мнению западных исследователей, объединения, занимая часто на внутреннем рынке монопольные позиции, имея большие масштабы производства и включая в себя научно-исследовательские подразделения, были тождественны западным трестам и концернам. Отличия же были существенными: советские производственные объединения, как государственная собственность, функционировали в рамках плановой системы.

В ряде отраслей почти две тысячи наименований продукции производились лишь на одном предприятии. Так, НПО «Ростсельмаш» выпускало 75 % всей зерноуборочной техники в СССР (в США на удовлетворение потребностей фермеров работает свыше двух тысяч предприятий) [24].

Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Воспроизводимость и устойчивость монопольных структур обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов, которые играли ведущую роль. Идеологизация и политизация управления процессами экономики формировали и поддерживали тип государственного хозяйства на базе абсолютной монополии государственной собственности.

В начале перестройки (1985) вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений не были включены в стратегию экономических реформ. Однако необходимость экономического соревнования, главная цель которого - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на произведенную высококачественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание.

В экономической печати с 1988 года все активнее стали появляться публикации, посвященные вопросам государственного и ведомственного монополизма в стране и мировому опыту антимонопольного регулирования. В то же время ни одно из принятых партийных или правительственных решений кардинальных изменений в монопольную структуру государства не вносило.

Сложившаяся ситуация требовала разработки стратегии демонополизации экономики и прежде всего преодоления монополизма ведомственно-отраслевых структур. С этого периода можно говорить о начале шестого этапа в развитии отечественного монополизма. В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР, на который возлагались бы функции по реализации антимонопольной политики, обеспечению правовой защиты товаропроизводителей и потребителей, демонополизация существующих структур государственного управления. В октябре 1990 года был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) [18].

Этапы трансформации экономических отношений и создания рыночных структур в стране, изменение форм и методов функционирования монополий, формирования конкурентных отношений и демонополизация отраслевых рынков охватывают последнее пятнадцатилетие развития экономики страны.

Проанализировав данный параграф, можно сделать следующий вывод: конкурентную среду в исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Монополистические отношения во многом порождались и действующей системой директивного планирования. Поэтому суть рыночных реформ в России - переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России, переживавшей, как и вся страна, сложный этап развития.

Становление рыночной экономики в России столкнулось с монополизмом особого рода - государственным, о котором мы уже выше писали. Своим рождением он обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.

Но, несмотря на все это, с начала 90-х гг. начинает меняться лицо российской монополии и монополиста. Эти изменения происходили даже там, где государство сохраняло свои ведущие позиции в качестве собственника и монопольного производителя.

Совершенно уникальным явлением в отечественной и мировой практике стало РАО «Газпром». Уставный капитал общества составлял на тот момент примерно 236,7 млрд. р., что превышало уставный капитал другого российского энергетического суперхолдинга - Российского акционерного общества энергетики и электрификации - почти в 3,5 раза. В состав «Газпрома» входили: предприятия Единой системы газоснабжения; внешнеэкономическое объединение «Газэкспорт». 40 % акций РАО «Газпром» при его образовании в 1992 г. на три года было закреплено в федеральной собственности; 15 % акций распределено по закрытой подписке между работниками предприятий, входящих в состав общества всем своим капиталом. Обществом контролируется порядка 95 % производства российского газа. В данном случае имеет место классический монопольный рынок со всеми своими атрибутами в области политики производства, экспорта, цен и доходов. Это одна из отраслей, которая в наименьшей степени испытывает воздействие кризиса, обеспечивает стабильность налоговых и валютных поступлений в госбюджет. Но для нормально функцио нирующей экономики подобные организационно-правовые формы, по всей видимости, неприемлемы. Поэтому, видимо государственные регулирующие органы (МАП (ФАС) и ФСТ) настаивали на скорейшем реформировании отрасли.

Другой тип монополизации рынка сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные на принципах вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий «от скважины до бензоколонки». Организационно такие структуры являются холдингами. Первая российская вертикально интегрированная компания - государственный концерн «ЛУКойл» - была создана в 1991 г. на основе трех нефтедобывающих объединений: «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Лангепаснефтегаз». В конце 1992 г. был определен порядок акционирования нефтяной отрасли - холдингами стали «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Оставшиеся предприятия нефтекомплекса закреплялись за госпредприятием «Роснефть». В настоящее время в нефтедобыче сложилась олигополистическая структура рынка [16].

Далее с 1994-95 гг. наметилась тенденция к ускоренному формированию финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине 1995 г. в реестр ФПГ внесено уже 15 групп. В их состав на добровольной основе вошло 273 предприятия, в том числе 51 финансово-кредитное учреждение. Среди участников ФПГ можно было отметить такие крупные промышленные предприятия, как РАО «Норильский никель», АО «АвтоГАЗ», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты; такие мощные финансовые организации как «ОНЭКСИМ-банк», «Международная финансовая компания», «Российский кредит», и другие.

Это время охарактеризовалось возникновением новых экономических и организационно-правовых форм крупного производства, сказывавшихся на концентрации рынков. Хотя, например интегрированные структуры, вообще говоря, не являются для отечественной промышленности новинкой. В 20-х годах, как известно, функционировали синдикаты и тресты. Ко второй половине 60-х годов относится формирование объединений, которые до сих пор на слуху (таких, как ЛОМО, «Электросила» и др.); к середине 80-х производственными, научно-производственными объединениями и комплексами, научно-техническими центрами была охвачена половина советской индустрии.

Важной характеристикой изменений, происходящих на отраслевых рынках, явилась интенсивность и направленность процессов концентрации и де-концентрации. Наиболее активные процессы перегруппировки сил наблюдались в отраслях химической и пищевой промышленности, черной металлургии, машиностроении.

Именно эти изменения позволяли говорить о тех структурных и институциональных изменениях, которые происходили в ведущих отраслях промышленности.

Во многих отраслях промышленности к 2000 г. наметилась тенденция формирования вертикально интегрированных систем (цветная металлургия, нефтехимия и др.). Например, в алюминиевой промышленности с 1999 г. отмечается нарастание процессов концентрации путем консолидации акций алюминиевых заводов и глиноземных предприятий в руках одних собственников для гарантированного обеспечения сырьем.

К 2002 году на рынке функционировало уже две вертикально интегрированные компании - ОАО «Русский алюминий» (РУСАЛ) (созданное в 2001 году путем вертикальной интеграции нескольких крупных производителей алюминия, таких как: Братский, Красноярский, Саянский, Новокузнецкий; два глиноземных комбината - Ачинский и Николаевский (Украина); несколько предприятий по переработке алюминия вплоть до самарского авиационного предприятия - «Авиакор») и ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) (созданная в 2000 г. и включающая 19 предприятий в восьми регионах страны), которые охватывают весь производственный цикл - от производства первичного алюминия до выпуска полуфабрикатов и готовой продукции с последующей реализацией ее на внутреннем и внешнем рынках. Если еще в 1999 году в алюминиевой промышленности было много независимых предприятий, то уже к 2002 году все они входили в состав одной из этих двух структур. Процессы интеграции позволили этим двум структурам «организовать рынок под себя» [22].

С 2000 г. положительная тенденция наметилась в машиностроении - по 32 товарным группам концентрация снизилась, а по 29 - увеличилась. В химической промышленности наблюдается рост концентрации в 23 группах и снижение - только в 18. Процессы усиления концентрации в российской экономике через процедуру слияний или приобретение пакетов акций имеют тенденцию к росту. К 2003 году объем рынка слияний и поглощений с участием российских компаний превысил 20 млрд. долларов.

Стоит заметить, что процесс усиления экономической концентрации происходит во всем мире, как на уровне национальных экономик, так и в системе мирохозяйственных связей. Российская экономика не находится в стороне от этих изменений, но рост высококонцентрированных рынков для нее, в условиях узкой товарной специализации и высочайшей по этой причине концентрации, имеет особое значение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.011 с.)