Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис монополизма в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В течение последних 20 - 25 лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма. Монополизм, сложившийся в стране к концу восьмидесятых годов прошлого столетия, обладал уникальными чертами, отличавшими его от классической монополии. Генетически он сформировался не как результат эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а за счет тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления. На протяжении шести десятилетий, с середины 1920-х годов, в СССР создавалась система промышленного производства, нацеленная на подъем уровня обобществления производства и состоящая из замкнутых, ориентированных на собственное воспроизводство структур, подменивших цели общественного развития своими собственными. Этими чертами монополизма было наделено ведомство, возглавляющее отрасль народного хозяйства и управляющего ею. Государственный монополизм, как не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия, составлял отличительную черту отечественного монополизма. В течение всего периода социалистического развития монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой. На рисунке 1.3 приведен генезис монополизма в России с начала XX века. Рисунок 1.3 – Генезис монополизма в России
В формировании российского монополизма с середины XIXвека до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений. Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем [21]. В формировании российского монополизма с середины XIXвека до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений.
Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем. В формировании российского монополизма с середины XIX века до наших дней можно выделить семь этапов, неразрывно связанных с историей развития экономики страны и трансформации институциональных, властно-хозяйственных и экономических отношений. Особый интерес представляют пятый, шестой и седьмой этапы, так как именно в эти периоды происходит формирование ведомственно-корпоративных монополий, перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности, создание рыночных структур и вертикально интегрированных систем [19]. Пятый этап эволюционного развития монополий начался с середины 1960 года. Он характеризуется усилением отраслевого подхода в управлении, необходимостью проведения новой административной централизации, а также упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств. Изменение вектора развития в управлении экономикой страны, вызванное ростом масштабов и усложнением системы взаимосвязей народнохозяйственного комплекса, привело к потере партийно-государственным аппаратом возможности эффективного управления экономикой посредством команд и жесткого контроля. К концу 1970-х годов ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества. В 1970-х годах в СССР также был взят курс на повышение эффективности производства путем концентрации, укрупнения промышленных предприятий, активного формирования производственных объединений. Эти объединения сконцентрировали не только природные ресурсы, достижения научно-технического прогресса, но и возможность манипулировать значительными капиталами, чем еще больше усилили роль и значение монополий в экономике. По мнению западных исследователей, объединения, занимая часто на внутреннем рынке монопольные позиции, имея большие масштабы производства и включая в себя научно-исследовательские подразделения, были тождественны западным трестам и концернам. Отличия же были существенными: советские производственные объединения, как государственная собственность, функционировали в рамках плановой системы.
В ряде отраслей почти две тысячи наименований продукции производились лишь на одном предприятии. Так, НПО «Ростсельмаш» выпускало 75 % всей зерноуборочной техники в СССР (в США на удовлетворение потребностей фермеров работает свыше двух тысяч предприятий) [24]. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Воспроизводимость и устойчивость монопольных структур обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов, которые играли ведущую роль. Идеологизация и политизация управления процессами экономики формировали и поддерживали тип государственного хозяйства на базе абсолютной монополии государственной собственности. В начале перестройки (1985) вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений не были включены в стратегию экономических реформ. Однако необходимость экономического соревнования, главная цель которого - наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на произведенную высококачественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание. В экономической печати с 1988 года все активнее стали появляться публикации, посвященные вопросам государственного и ведомственного монополизма в стране и мировому опыту антимонопольного регулирования. В то же время ни одно из принятых партийных или правительственных решений кардинальных изменений в монопольную структуру государства не вносило. Сложившаяся ситуация требовала разработки стратегии демонополизации экономики и прежде всего преодоления монополизма ведомственно-отраслевых структур. С этого периода можно говорить о начале шестого этапа в развитии отечественного монополизма. В соответствии с постановлениями Совета Министров СССР предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР, на который возлагались бы функции по реализации антимонопольной политики, обеспечению правовой защиты товаропроизводителей и потребителей, демонополизация существующих структур государственного управления. В октябре 1990 года был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) [18]. Этапы трансформации экономических отношений и создания рыночных структур в стране, изменение форм и методов функционирования монополий, формирования конкурентных отношений и демонополизация отраслевых рынков охватывают последнее пятнадцатилетие развития экономики страны. Проанализировав данный параграф, можно сделать следующий вывод: конкурентную среду в исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Монополистические отношения во многом порождались и действующей системой директивного планирования. Поэтому суть рыночных реформ в России - переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России, переживавшей, как и вся страна, сложный этап развития.
Становление рыночной экономики в России столкнулось с монополизмом особого рода - государственным, о котором мы уже выше писали. Своим рождением он обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы. Но, несмотря на все это, с начала 90-х гг. начинает меняться лицо российской монополии и монополиста. Эти изменения происходили даже там, где государство сохраняло свои ведущие позиции в качестве собственника и монопольного производителя. Совершенно уникальным явлением в отечественной и мировой практике стало РАО «Газпром». Уставный капитал общества составлял на тот момент примерно 236,7 млрд. р., что превышало уставный капитал другого российского энергетического суперхолдинга - Российского акционерного общества энергетики и электрификации - почти в 3,5 раза. В состав «Газпрома» входили: предприятия Единой системы газоснабжения; внешнеэкономическое объединение «Газэкспорт». 40 % акций РАО «Газпром» при его образовании в 1992 г. на три года было закреплено в федеральной собственности; 15 % акций распределено по закрытой подписке между работниками предприятий, входящих в состав общества всем своим капиталом. Обществом контролируется порядка 95 % производства российского газа. В данном случае имеет место классический монопольный рынок со всеми своими атрибутами в области политики производства, экспорта, цен и доходов. Это одна из отраслей, которая в наименьшей степени испытывает воздействие кризиса, обеспечивает стабильность налоговых и валютных поступлений в госбюджет. Но для нормально функцио нирующей экономики подобные организационно-правовые формы, по всей видимости, неприемлемы. Поэтому, видимо государственные регулирующие органы (МАП (ФАС) и ФСТ) настаивали на скорейшем реформировании отрасли. Другой тип монополизации рынка сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные на принципах вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий «от скважины до бензоколонки». Организационно такие структуры являются холдингами. Первая российская вертикально интегрированная компания - государственный концерн «ЛУКойл» - была создана в 1991 г. на основе трех нефтедобывающих объединений: «Когалымнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Лангепаснефтегаз». В конце 1992 г. был определен порядок акционирования нефтяной отрасли - холдингами стали «ЛУКойл», «ЮКОС» и «Сургутнефтегаз». Оставшиеся предприятия нефтекомплекса закреплялись за госпредприятием «Роснефть». В настоящее время в нефтедобыче сложилась олигополистическая структура рынка [16].
Далее с 1994-95 гг. наметилась тенденция к ускоренному формированию финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине 1995 г. в реестр ФПГ внесено уже 15 групп. В их состав на добровольной основе вошло 273 предприятия, в том числе 51 финансово-кредитное учреждение. Среди участников ФПГ можно было отметить такие крупные промышленные предприятия, как РАО «Норильский никель», АО «АвтоГАЗ», Новолипецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты; такие мощные финансовые организации как «ОНЭКСИМ-банк», «Международная финансовая компания», «Российский кредит», и другие. Это время охарактеризовалось возникновением новых экономических и организационно-правовых форм крупного производства, сказывавшихся на концентрации рынков. Хотя, например интегрированные структуры, вообще говоря, не являются для отечественной промышленности новинкой. В 20-х годах, как известно, функционировали синдикаты и тресты. Ко второй половине 60-х годов относится формирование объединений, которые до сих пор на слуху (таких, как ЛОМО, «Электросила» и др.); к середине 80-х производственными, научно-производственными объединениями и комплексами, научно-техническими центрами была охвачена половина советской индустрии. Важной характеристикой изменений, происходящих на отраслевых рынках, явилась интенсивность и направленность процессов концентрации и де-концентрации. Наиболее активные процессы перегруппировки сил наблюдались в отраслях химической и пищевой промышленности, черной металлургии, машиностроении. Именно эти изменения позволяли говорить о тех структурных и институциональных изменениях, которые происходили в ведущих отраслях промышленности. Во многих отраслях промышленности к 2000 г. наметилась тенденция формирования вертикально интегрированных систем (цветная металлургия, нефтехимия и др.). Например, в алюминиевой промышленности с 1999 г. отмечается нарастание процессов концентрации путем консолидации акций алюминиевых заводов и глиноземных предприятий в руках одних собственников для гарантированного обеспечения сырьем. К 2002 году на рынке функционировало уже две вертикально интегрированные компании - ОАО «Русский алюминий» (РУСАЛ) (созданное в 2001 году путем вертикальной интеграции нескольких крупных производителей алюминия, таких как: Братский, Красноярский, Саянский, Новокузнецкий; два глиноземных комбината - Ачинский и Николаевский (Украина); несколько предприятий по переработке алюминия вплоть до самарского авиационного предприятия - «Авиакор») и ОАО «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) (созданная в 2000 г. и включающая 19 предприятий в восьми регионах страны), которые охватывают весь производственный цикл - от производства первичного алюминия до выпуска полуфабрикатов и готовой продукции с последующей реализацией ее на внутреннем и внешнем рынках. Если еще в 1999 году в алюминиевой промышленности было много независимых предприятий, то уже к 2002 году все они входили в состав одной из этих двух структур. Процессы интеграции позволили этим двум структурам «организовать рынок под себя» [22].
С 2000 г. положительная тенденция наметилась в машиностроении - по 32 товарным группам концентрация снизилась, а по 29 - увеличилась. В химической промышленности наблюдается рост концентрации в 23 группах и снижение - только в 18. Процессы усиления концентрации в российской экономике через процедуру слияний или приобретение пакетов акций имеют тенденцию к росту. К 2003 году объем рынка слияний и поглощений с участием российских компаний превысил 20 млрд. долларов. Стоит заметить, что процесс усиления экономической концентрации происходит во всем мире, как на уровне национальных экономик, так и в системе мирохозяйственных связей. Российская экономика не находится в стороне от этих изменений, но рост высококонцентрированных рынков для нее, в условиях узкой товарной специализации и высочайшей по этой причине концентрации, имеет особое значение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.58.68 (0.011 с.) |