Основные направления антимонопольной политики в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления антимонопольной политики в России



Система государственного регулирования естественных

Монополий в России

 

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энерге­тика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

В России регулирование естественных монополий осущест­вляют прежде всего МАП России и Федеральная энергетиче­ская комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2 700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.

Основным объектом регулирования в естественных монопо­лиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В ми­ровой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою поль­зу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интере­сах и производителей и потребителей.

В прежней системе цены на продукцию естественных моно­полий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и. сознательно занижались. После либерали­зации экономики они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскру­чиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экс­пансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулиро­вание цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности.

Для нейтрализации затратного механизма ценообразова­ния контролируются издержки предприятий, вводится пре­дельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничени­ем отдельных статей затрат и пересмотром исходных норми­руемых показателей.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Основной массив антимонопольно-правовых отношений регулируется Федеральным Законом от 26.07. 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Данным ФЗ регламентируются вопросы определения и правового регулирования монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции. Установлены правовые основы запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, определяет антимонопольные требования к торгам, особенностям отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества; функции и полномочия антимонопольного органа. Данный ФЗ регламентирует правовые основы государственного контроля над экономической концентрацией, ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, рассмотрение дел о его нарушении.

В Постановлении Правительства РФ от 16.09. 2009 года №583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» регламентируются случаи допустимости таких соглашений. Данные «исключения» применяются к соглашениям, заключенным между хозяйствующими субъектами, предметом которых является проведение совместных научных исследований, направленных на разработку новых товаров или технологических процессов, а также совместное использование полученных научных, научно-технических результатов.

Приказом ФАС России от 22 декабря 2006 года №337 «Об утверждении форм актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства» детально определены формы актов, принимаемых данной комиссией.

Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы определены требования к порядку исполнения антимонопольным органом государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, определен порядок информирования об исполнении антимонопольным органом данной государственной функции.

Данным регламентом определен порядок получения консультаций, справок об исполнении антимонопольным органом государственной функции, основания для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, правил представления в антимонопольный орган заявлений, материалов, круг лиц, имеющих право представлять эти заявления и материалы. Определены также порядок и сроки рассмотрения заявления и материалов в антимонопольном органе, круг субъектов процесса рассмотрения дела, последствия в случае неисполнения антимонопольного законодательства, порядок обжалования деяний антимонопольного органа, его должностных лиц.

А также антимонопольная политика регламентируется:

- Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»;

- Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополях».

В настоящее время основными интересующими нас актами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, являются:

- Приказ Федеральной службы по тарифам № 59 от 26.08.04 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»;

- Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.

Последние два документа утверждены Постановлением Правительства № 637 от 24.10.05 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной.

В 2011 году вступил в силу Федеральный закон N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон регламентирует порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц (госкорпорации, естественные монополии и др.).

В 2012 году ФАС России была наделена полномочиями в рамках реализации Федерального закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Вступил в силу «третий антимонопольный пакет» поправок, уточняющий требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критерии монопольно-высокой цены, а также вводящий в законодательство новые институты - предупреждения и предостережения.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. количество возбужденных дел сократилось на 11 %. В частности, это связано с вступлением в силу. «третьего антимонопольного пакета», который ввел институты предупреждения и предостережения [2].

В 2012 году завершено реформирование антимонопольного законодательства, была выстроена законодательная и институциональная база для эффективной конкурентной политики.Задача ФАС России - сосредоточиться на повышении эффективности правоприменения с использованием лучших мировых практик.

В 2013 г. ФАС России разработала Стратегию развития антимонопольного регулирования до 2024 г., цель которой - формирование институтов в области защиты и развития конкуренции, соответствующих лучшим мировым стандартам.

В 2014 году ФАС России и ее территориальные органы выдали 1423 предупреждения и 73 предостережения. В 2014 году 75 % выданных ФАС России предупреждений было исполнено в срок.

 

Таблица 2.1 - Статистика рассмотрения в судах решений (предписаний) ФАС

России и ее территориальных органов по делам о нарушении

антимонопольного законодательства

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Принято решений о наличии нарушений 9 331 9 064 8 173
Обжаловано решений 2 656 3 161 3 105
Отменено решений      
Доля отмененных решений (к принятым), % 4,4 5,3 6,2

 

В 2014 году по данным Федерального казначейства (Казначейства России) в бюджетную систему Российской Федерации за нарушение антимонопольного законодательства взыскано штрафов на сумму 7 млрд. р. В 2014 г. общее количество рассмотренных ходатайств и принятых к сведению уведомлений сократилось почти в 2 раза по сравнению с 2013 г [2].

На итоговой коллегии ФАС России 12 марта 2014, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов подчеркнул: «Первостепенной задачей ФАС в этом году является движение по Дорожной карте». Среди иных задач, которые должна решать ФАС России в 2014 году, были определены следующие:

- принятие «четвертого антимонопольного пакета» и поправок в статью 178 УК РФ;

- сокращение количества мелких расследований и дел;

- принятие Правил недискриминационного доступа в ряде отраслей;

- реформирование системы госзаказа для нужд малого и среднего бизнеса;

- ужесточение норм Федерального закона № 223-ФЗ;

- применение методов административного обжалования в строительстве.

1 Принятие «четвертого антимонопольного пакета» и поправок в статью 178 УК РФ. Сокращение количества мелких расследований и дел.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации одобрен в первом чтении «Четвертый антимонопольный пакет».

Законопроект разработан в целях реализации пункта 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (т.н. «антикризисный план»). Принятие законопроекта позволит исключить применение антимонопольного законодательства к субъектам, не обладающим существенной рыночной властью.

Одним из существенных изменений является введение исключения в для хозяйствующих субъектов с выручкой менее 400 млн. р. контроля злоупотребления доминирующим положением и заключения соглашений между участниками одного рынка (кроме картелей и запрещенных «вертикальных» соглашений) для хозяйствующих субъектов с совокупной выручкой менее 400 млн. р. Исключения не будут касаться естественных монополий, финансовых организаций и компаний с государственным участием.

Одновременно, проектом предложено исключить из статьи 5 Закона о защите конкуренции нормы о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 %.

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться после согласования с органами прокуратуры. Исключения составят проверки по выявлению картелей, для них сохранится существующий порядок «внезапных» проверок.

Также проект поправок предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности», исключающий из-под регулирования этого закона компании с оборотом менее чем 400 млн. рублей.

25 декабря 2014 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу разработанный ФАС России в целях совершенствования уголовной политики в сфере экономики проект поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменения в статью 178 УК РФ устанавливают более высокий порог ущерба и дохода, что позволит исключить уголовную ответственность для субъектов малого предпринимательства. Поправки отменяют преследование за неоднократное злоупотребление доминирующим положением.

Документ исключает уголовную ответственность за злоупотребление доминирующим положением, поскольку за злоупотребление доминирующим положением у ФАС России есть эффективный механизм воздействия на компании - это риски оборотных штрафов. Также законопроект конкретизирует порядок освобождения от уголовной ответственности лица, содействующего раскрытию такого преступления. Законопроект одобрен во втором чтении.

2 Принятие Правил недискриминационного доступа в ряде отраслей.

Утверждены Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 1284).

ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – проект Правил). Проект Правил направлен на оптимизацию существующей системы доступа организаций к магистральным газопроводам. Так, вводится понятие «свободной мощности магистрального газопровода» и «магистрального газопровода», что создает равные условия доступа к мощностям магистральных газопроводов.

Кроме того, ФАС России ведется работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации» (далее – проект Положения), предусматривающим отмену действующего постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370 «Об утверждении положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям». Проект Положения направлен на оптимизацию существующей системы доступа организаций к газораспределительным сетям, обеспечивающим поставку газа до конечных потребителей. Проект Положения уточняет определение свободной мощности газораспределительных сетей и создает равные условия доступа к указанным мощностям для организаций группы лиц ОАО «Газпром» и независимых организаций. Введение этого принципа позволит упростить доступ потребителей к газораспределительным сетям.

При этом предусматривается введение существенных условий договора об оказании услуг по транспортировке газа, что необходимо для нормативного закрепления основных положений договора в целях исключения возможных случаев дискриминации независимых от собственников газораспределительных сетей потребителей услуг по транспортировке газа путем предъявления необоснованных требований со стороны организаций, осуществляющих транспортировку газа по газораспределительным сетям.

3 Ужесточение норм Федерального закона № 223-ФЗ.

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (разработчик – ФАС России).

ФАС России осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». По состоянию на 31.12.2014 в Реестр недобросовестных поставщиков включено 156 реестровых записей в отношении 142 участников закупок, уклонившихся от заключения договора, поставщиков (исполнителей, подрядчиков), договор с которыми расторгнут в связи с существенным нарушением ими договора.

4 Применение методов административного обжалования в строительстве.

В декабре 2013 года Государственной Думой в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления процедуры административного обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных органов в градостроительной сфере).

В целях подготовки к рассмотрению законопроекта во втором чтении (запланировано во втором квартале 2015 года) ФАС России подготовлен и в октябре 2014 года внесен в Правительство Российской Федерации Проект поправок, подготовленных во исполнение решений, принятых Правительством Российской Федерации.

Законопроект предусматривает, что ФАС России будут рассматриваться жалобы по «короткой процедуре» на решения и (или) действия (бездействие) органов власти (органов местного самоуправления) и организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, принятые в рамках исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства, установленных Правительством Российской Федерации. При этом рассмотрение будет осуществляться в 7-дневный срок в целях оперативного восстановления прав субъектов градостроительной деятельности, а должностные лица, допустившие нарушение, могут быть привлечены к административной ответственности – вплоть до дисквалификации.

В связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительством Российской Федерации перед ФАС России была поставлена задача по реализации мер, направленных на обеспечение сбалансированности товарных рынков и недопущение ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию.

В рамках реализации поставленной задачи ФАС России был организован мониторинг оптово-отпускных цен в отношении определенного перечня социально-значимых продуктов питания, реализуемых хозяйствующими субъектами, занимающими существенную долю на региональных рынках. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, были включены говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме окорочков), рыба мороженная неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста белокочанная свежая, лук репчатый, морковь, яблоки и гречневая крупа.

Кроме того, для получения оперативной информации о ценовой ситуации на продовольственных рынках на официальном сайте ФАС России и сайтах его территориальных органов были организованы «горячие линии».

Результаты мониторинга цен, а также анализа поступающей на «горячую линию» информации от граждан и хозяйствующих субъектов являлись основанием для проведения ФАС России и его территориальными органами контрольных мероприятий на тех рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия, на которых отмечалось наибольшее повышение цен. В частности, ФАС России были проведены массовые проверки на рынках мяса птицы и свинины, гречневой крупы, хлеба и муки, семян подсолнечника, сахара.

Принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на расширение практики применения концессионных соглашений, упрощение заключения концессионных соглашений, привлечение в государственный сектор экономики частных инвестиций, увеличение круга участников концессионных соглашений, развитие добросовестной конкуренции;

Законом № 343-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые исключают неопределенность в его применении (вступили в силу 06.12.2014). У иностранных инвесторов появилась возможность продлить срок действия выданного ранее решения о предварительном согласовании сделки без повторной подачи документов и прохождения всей процедуры.

В рамках реализации пунктов 35-38 Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1144-р, ФАС России разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства, направленные на введение типовых форм заявок на технологическое присоединение; соглашения о перераспределении мощности; типовых форм договоров энергоснабжения (купли-продажи) электрической энергии (мощности).

В 2014 году запущен пилотный проект по реализации круглого леса посредством биржевых торгов в Иркутской области. ФАС России принимал активное участие в подготовке правовой базы, а также в создании порядка реализации лесоматериалов на товарных биржах.

Механизм реализации лесоматериалов на территории Российской Федерации посредством участия в биржевых торгах позволит отечественным предпринимателям максимально эффективно отслеживать рынок лесоматериалов: изменение ценового уровня, анализ конъюнктуры рынка лесоматериалов, динамику уровня обеспеченности, спроса и предложений.

24 октября 2014 года на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (далее – СПМТСБ) состоялись первые биржевые торги природным газом. Проект реализован в рамках исполнения протокола Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 4 июля 2014 года № А4-26-368. Во исполнение решения президентской комиссии по ТЭК, на площадке ФАС России была организована совместная с Банком России, Минэнерго, СПМТСБ, ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпром» работа по запуску биржевых торгов.

В 2014 году внедрялись лучшие региональные практики:

- Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации - «пилотное» внедрение в Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской и Ульяновской областях и г. Санкт-Петербурге (ФАС России, Минэкономразвития России, Агентство стратегических инициатив и Аналитический центр при Правительстве РФ оказывали содействие внедрению Стандарта развития конкуренции в этих регионах).

- принятие и реализация отраслевых «дорожных карт» по развитию конкуренции в регионах России;

- дальнейшая реализация региональных программ развития конкуренции.

- продолжена практика подготовки и размещения в Интернете «Черной и Белой книг проконкурентных и антиконкурентных региональных практик»

- ФАС России впервые разработала методику и сформировала рейтинг субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды.

В марте 2015 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил доклад о состоянии делового климата в России в 2011-2014 годах. В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений РСПП. Ниже приведены результаты опросов, представленных в докладе в разделе «Конкуренция».

Недобросовестную конкуренцию, как и в 2013 году, пятая часть всех респондентов назвали наиболее острой проблемой для ведения предпринимательской деятельности в России (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Нарушение прав компании: столкновение с недобросовестной конкуренцией в 2013–2014 годах, %

 

Значимость этой проблемы остаётся на прежнем уровне. Компании зачастую сталкиваются с нарушением своих прав, в том числе с недобросовестной конкуренцией со стороны других компаний. По сравнению с 2013 годом, на 5,3 % выросла доля компаний, которые пострадали от недобросовестной конкуренции.

Более половины компаний (52,2 %) указали в 2014 году, что их организации сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции в единичных случаях, тогда как в прошлом году доля таких ответов составляла 44,3 %. Доля участников опроса, отметивших вариант «компания сталкивается с проявлениями недобросовестной конкуренции регулярно», при этом несколько снизилась – с 25,1 % до 22,5 %.

В региональном разрезе чаще других с недобросовестной конкуренцией имеют дело компании из Дальневосточного федерального округа: 40 % – регулярно и 50 % – в единичных случаях. Более трети компаний из Сибирского федерального округа не сталкивались в своей деятельности с проявлениями недобросовестной конкуренции, здесь доля отрицательных ответов выше доли в общих данных на 9,5 %.

В 2013 году 42,1 % респондентов, занятых в секторе «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», ответили, что не сталкивались с недобросовестной конкуренцией, в 2014 году ситуация для этих компаний не изменилась – данная отрасль выделяется среди других минимальным уровнем недобросовестной конкуренции.

Более трети торговых организаций заявило о том, что им регулярно приходится сталкиваться с проявлениями недобросовестной конкуренции (+12,8 % по сравнению с общими данными), хотя эти компании реже других указывали недобросовестную конкуренцию в качестве ключевой проблемы для их бизнеса.

Влияние конкуренции на деятельность компании со стороны производителей представлено на рисунке 2.2.

Две трети компаний испытывали существенное влияние конкуренции на свою деятельность со стороны отечественных производителей; как сильный уровень влияния оценили 25,7 % респондентов.

 

Рисунок 2.2 - Влияние конкуренции на деятельность компании со стороны производителей

 

Только 12,6 % участников опроса убеждены в отсутствии влияния на деятельность компании со стороны отечественных производителей.

Динамика оценок конкурентной среды отечественными производителями представлена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Динамика оценок конкурентной среды: отечественные производители, %

 

Если сравнивать 2013 и 2014 год, то при сохранении общей картины – оценки конкурентного влияния со стороны отечественных производителей близки – есть некоторые изменения в части ответов «конкуренция слабо влияет» и «сильно влияет»: в первом случае доля снизилась на 2,7 %, а во втором она примерно на столько же выросла.

Сильное влияние конкуренции с национальными производителями на деятельность компании испытывают 60,9 % компаний из Сибирского федерального округа, в два с лишним раза выше доля таких ответов по сравнению с общим распределением данных. Организациям из СФО и в 2013 году принадлежала самая высокая доля варианта «конкуренция со стороны отечественных производителей оказывает сильное влияние».

В Центральном округе конкуренция со стороны отечественных производителей мешает меньшему числу компаний, нежели в других регионах: доля отрицательных ответов составила 14,3 %, доля ответов «влияние слабое» – 20,6 % (в общих данных 12,6 % и 24,6 % соответственно).

Динамика оценок конкурентной среды иностранными производителями работающими на территории России представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Динамика оценок конкурентной среды: иностранные производители, работающие на территории России (%)

 

В первую очередь, сильное влияние со стороны отечественных производителей ощущают на себе компании из отраслей «финансовая деятельность», «строительство» и «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Как и в 2013 году, компании энергетического сектора испытывают на себе минимальное воздействие конкурентной среды – 36 % участников опроса отметили, что они не ощущают никакого влияния со стороны отечественных производителей, и долю 32 % набрал вариант «конкуренция оказывает слабое влияние».

 

Влияние конкуренции со стороны иностранных производителей стало ещё менее значимым для компаний, чем в 2013 году: если доля ответов «не влияет» осталась примерно на том же уровне, то доля варианта «слабо влияет» выросла на 7,4 % до 32,9 % за счёт снижения доли оценок «заметно влияет». Таким образом, 40,6 % участников опроса отрицают влияние на деятельность компаний со стороны иностранных производителей и почти треть респондентов признают, что влияние такого рода конкуренции – слабое.

Региональный анализ показывает, что уровнем конкуренции со стороны иностранных производителей в большей степени, чем другие, обеспокоены компании из Южного федерального округа: 17,9 % набрал вариант «конкуренция влияет заметно» и 21,4 % – «сильно».

На протяжении последних трёх лет респонденты, занятые в отрасли «производство электроэнергии, газа и воды», давали преимущественно отрицательные ответы на вопрос, оказывает ли влияние на деятельность их компаний конкуренция со стороны иностранных производителей. В 2014 году доля варианта «конкуренция не оказывает воздействия на компанию» составила исторический максимум – 73,1 %.

Половина строительных компаний тоже не испытывают на себе конкурентного влияния со стороны иностранных организаций, доля выше среднего значения на 5,6 %.

О заметном влиянии на деятельность своих компаний со стороны иностранных производителей заявила пятая часть компаний отрасли «обрабатывающие производства», а в случае 17,3 % компаний это влияние сильное.

С 2011 года представители бизнеса опрашиваются о конкурентном давлении компаний из стран-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, и о конкурентном воздействии со стороны производителей из стран, не входящих в ТС/ЕЭП.

На рисунке 2.5 графически представлено влияние на деятельность компании конкуренции со стороны иностранных производителей, входящих и не входящих в Таможенный Союз.

Рисунок 2.5 - Влияние на деятельность компании конкуренции со стороны иностранных производителей, входящих и не входящих в Таможенный Союз

 

Согласно распределению данных, конкуренция со стороны иностранных производителей, не входящих в Таможенный Союз, оказывает более значимое воздействие на деятельность компаний-участниц опроса: 16,9 % доля ответов «влияние таких компаний сильное» против 4,6 % доли ответов «влияние компаний-производителей из Таможенного Союза сильное».

В 2014 году усилилась тенденция к снижению влияния конкуренции со стороны импортных товаров, происходящих из стран вне Таможенного Союза: с 19 % до 16,9 % снизилась доля варианта «влияние сильное», при этом выросли доли ответов «влияние слабое» и «заметное».

Компании из Приволжского и Северо-Западного федеральных округов отмечают скорее высокое влияние конкуренции со стороны импорта из стран, не входящих в Таможенный союз. В первом случае доля ответов «влияние сильное» составила 30 %; во втором – 24 %, и пятая часть респондентов из СЗФО выбрали вариант «влияние заметное». По остальным регионам значимых различий нет.

28,9 % компаний отрасли «обрабатывающие производства» испытывают на себе сильное воздействие конкуренции со стороны импорта из стран, не принадлежащих к Таможенному Союзу (+12 % по сравнению с общими данными). По мнению 19,3 % организаций импорт оказывает заметное влияние на деятельность компаний.

Рисунок 2.6 - Динамика оценок конкурентной среды: импорт из стран, не входящих в Таможенный союз (%)

 

 

Доля ответа «конкуренция со стороны производителей из стран Таможенного Союза не влияет» в 2014 оказалась перераспределена в сторону варианта «слабо влияет», в остальном изменений нет.

Рисунок 2.7 - Динамика оценок конкурентной среды: производители из стран Таможенного союза (%)

 

 

Минимальная значимость конкуренции со стороны импорта из стран Таможенного Союза зафиксирована в ответах компаний из Северо-Западного федерального округа: нет ни одного ответа в интервале «заметно влияет» – «сильно влияет». Выше, чем другие компании, оценили уровень влияния конкуренции организации из Центрального федерального округа.

Как и во всех других вопросах о конкурентном воздействии, компании отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» испытывают минимальное воздействие на свои организации: 88,5 % дали отрицательный ответ на вопрос, существует ли влияние на деятельность организаций со стороны импорта из стран Таможенного Союза.

14,5 % респондентов, занятых в отрасли «обрабатывающие производства», определили влияние импорта из стран Таможенного Союза как заметное, выше доли в совокупных данных на 5,3 %.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.097 с.)