Глава I. Деятельность смоленской епархии в годы войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Деятельность смоленской епархии в годы войны



Магистерская диссертация

на тему: «Социальное служение Русской Православной Церкви в годы Первой мировой войны (на материалах Смоленской губернии)»

 

 

Выполнил:

студент группы № 32

заочного отделения

направление подготовки «история»

профиль «Социокультурная история России»

Кораблинов Алексей Александрович

 

 

Научный руководитель:

д.и.н., профессор

Козлов Олег Владимирович

 

Работа допущена к защите:

зав. кафедрой профессор, д.и.н.

Кодин Е.В.

_________________

 

Смоленск

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Деятельность смоленской епархии в годы войны………………….21

1.1. Работа Епархиального Комитета по обеспечению нужд фронта………21

1.2. Служба смоленского духовенства в действующей армии……………...45

1.3.Участие епархии в организации системы госпиталей и их содержании..……………………………………………………………………49

Глава II. Социальная помощь РПЦ жертвам войны…………………………68

2.1. Поддержка семей фронтовиков и призрение детей-сирот…………….68

2.2. Содействие в устройстве беженцев на территории губернии………….82

2.3. Помощь инвалидам войны и русским военнопленным………………99

Заключение……………………………………………………………………106

Список источников и литературы…………………………………………...117

Список сокращений…………………………………………………………..125

Приложения…………………………………………………………………...126

Приложение 1…………………………………………………………………126

Приложение 2 ………………………………………………………………...128

Приложение 3 ………………………………………………………………...131

 

 


Введение

Вступление России в Первую мировую войну привело к обострению многих социально-экономических проблем. Великая война (или, как её назвали современники, Великая Отечественная война) привела к невиданным ранее людским потерям, экономическому разорению и духовному кризису. По данным исследователей, в Первой мировой войне погибло 1,2 млн. солдат российской армии; людские потери России в абсолютном выражении превысили потери других стран-участниц мирового конфликта[1]. Помимо человеческих потерь, российское общество столкнулось со множеством проблем, связанных с военными действиями: огромное количество беженцев, не предусмотренное никакими военными планами, тысячи раненых, члены семей военнослужащих, оставшиеся без кормильцев. Все эти категории населения нуждались в помощи со стороны государства и общества. Таким образом, в годы Первой мировой войны в обществе резко выросло значение благотворительности. Ответом на кровопролитие войны стало «развитие милосердия и благотворительной деятельности»[2]. При этом под благотворительностью можно понимать как целенаправленную деятельность по оказанию помощи нуждающимся, так и «конкретную помощь социально уязвимым лицам», а также «стремление к устранению причин обездоленности»[3].

Особую роль в оказании помощи нуждающимся должна была сыграть Русская Православная Церковь (РПЦ), имеющая централизованную организацию и способная координировать действия многих людей и организаций. Для обозначения социальной работы церкви, направленной на оказание помощи разным категориям нуждающихся, в современной исторической литературе используется термин «социальное служение». Концепт «социальное служение» можно определить как «безвозмездную и бескорыстную социальную деятельность человека или объединения единомышленников, Церкви, нацеленную на оказание социальной помощи нуждающимся»[4]. Синонимами данного понятия являются понятия «благотворительность» или термин, более широкий по своему значению, - социальная деятельность. В целом же понятие «служение» является традиционным для Православной церкви. Его происхождение восходит к греческому понятию «диакония» (διαχονɛω), то есть служение. Отсюда название церковной должности и обозначение одного из государственных чинов Русского государства – дьяк, дьякон. Таким образом, понятие «социальное служение» включает в себя деятельность Церкви на благо общества и оказание помощи социально незащищенных групп населения.

Зубанова С.Г. выделяет духовно-нравственное, психологическое, воспитательное, исправительное, трудовое, образовательное и культурно-просветительское направление социального служения. Социальное служение Церкви может включать широкий спектр различных видов деятельности, например борьбу с нищенством и попрошайничеством, противодействие беспризорности, распространение грамотности, помощь социально незащищенным категориям населения (вдовы, сироты, больные, раненые и беженцы)[5]. Для осуществления этих функций Церковью создавались различные организационные формы – «церковно-приходские и воскресные школы, трудовые артели; богадельни и приюты» и другие братства.

Таким образом, под социальным служением можно понимать исторически сложившуюся деятельность церкви и религиозных организаций, направленную на организацию благотворительности и решение социальных проблем, что составляет неотъемлемую часть практической реализации христианского вероучения. Данная деятельность заключается в актах милосердия и благотворительности, а также в создании условий социальной реабилитации.

Следует отметить, что конце XIX – нач. XX наименование церкви не было строго определено в официальных документах. Например, в «Своде законов Российской империи», официальных изданиях и делопроизводственной документации до 1942 года использовалось обозначение «Православная Российская Церковь». Наряду с этим названием употреблялись и обозначения «Российская Православная», «Всероссийская Православная», «Православная Кафолическая Грекороссийская», «Православная Греко-Российская» и «Русская Православная» церковь[6].

Решение социальных проблем в современном российском обществе и активная помощь государству со стороны Русской Православной Церкви в их решении делают тему социального служения церкви особенно актуальной. Изучение данной проблемы не только расширяет знания об истории нашей страны, её религиозной культуре, традициях социального служения, но и позволяет успешно применять уже накопленный опыт социальной адаптации населения страны в экстремальных условиях. Обращение к практике совместной работы становится особенно актуальным сейчас, когда происходит переоценка многих событий и процессов как прошлого так и настоящего, восстанавливается церковно-государственное взаимодействие в том числе в сфере благотворительности и социальной помощи.

Объектом исследования данной работы является Смоленская епархия в годы Первой мировой войны.

Предмет исследования – содержание и организация социального служения Русской Православной Церкви в Смоленской епархии в годы Первой мировой войны.

Цель данной работы состоит в изучении различных направлений социального служения русской церкви в годы Первой мировой войны, которые были характерны для военного времени.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выявление и анализ основных направлений деятельности русской церкви для обеспечения нужд фронта в годы Первой мировой войны;

- рассмотрение участия смоленского духовенства в действующей армии;

- изучение различных направлений социальной работы православной церкви в тылу на протяжении 1914–1917 гг.;

- выявление роли Смоленской епархии в организации системы госпиталей и лазаретов, их содержании и снабжении;

- раскрытие содержания работы по поддержке семей призванных и призрении сирот;

- выявление роли Смоленской епархии в устройстве беженцев на территории губернии;

- показать помощь инвалидам войны и русским военнопленным.

Временные рамки исследования охватывают период с июля 1914 года (вступление России в мировую войну) до 1918 года, когда благотворительная деятельность церкви была свернута, а перед самой церковью встал ряд проблем, вызванных революцией и зарождающейся гражданской войной.

Методологическая база исследования основывается на объективно-историческом подходе к изучению истории, который предполагает опору на широкий комплекс архивных документов, беспристрастный анализ исторических фактов и существующих в науке подходов и точек зрения. В соответствии с принципами научности и объективности предмет настоящего исследования (содержание и организация общественной благотворительности и социального служения русской церкви в Российской империи) рассматривается в развитии на протяжении всего изучаемого периода (1914 – 1918 годы). На основании историко-генетического метода выявляются существенные черты деятельности церкви и благотворительных организаций в годы Первой мировой войны, изменение статуса и роли церкви в обществе. История общественной и церковной благотворительности рассматривается на основе системного подхода, предполагающего всесторонний анализ изучаемого предмета, выявление структурно-функциональных изменений в деятельности церкви на протяжении периода Первой мировой войны. Кроме того, на основе системного подхода к изучению истории выявляются характерные для данного периода черты благотворительности и социального служения церкви, их взаимосвязь с новыми явлениями общественной жизни военного времени.

Историография изучаемой темы представляет собой обширный комплекс работ и может быть разделена на три периода:

1. дореволюционная историография церковной истории, а также работы по истории благотворительности и социальной работы церкви, написанные современниками событий 1914 – 1917 годов;

2. советский этап развития историографии;

3. современная историография благотворительности и социальной работы православной церкви.

Социальная деятельность церкви и церковная благотворительность нашла свое отражение в работах дореволюционных исследователей.

Среди дореволюционных исследований церкви в годы Первой мировой войны следует выделить обобщающую работу доктора церковной истории С.Г. Рункевича[7]. Данное исследование являлось первой попыткой обобщить материал по изучению различных направлений социального служения церкви в 1914 – 1916 годах. В книге рассматриваются такие направления социального служения, как оказание помощи военнослужащим и их семьям; организация помощи раненым и беженцам, военнопленным и православным за границей. Исследование Рункевича С.Г. должно было показать значение и масштабы деятельности русской церкви в годы войны. Можно считать, что данная книга появилась как ответ на критику церкви со стороны либеральных оппозиционных газет. Рункевич С.Г. с возмущением пишет о том, что «газеты требовали от церквей продать на нужды войны драгоценные святые чаши и ризы с икон», в то время, как «деньги в тылу сыпались как из рога изобилия, весь Невский оделся в дорогие меха ювелирные магазины ломились под тяжестью драгоценных металлов»[8].

Социальная деятельность церкви в годы войны нашла отражение на страницах очерков и публицистических статей, издаваемых в 1914 – 1917 годах. Например, благотворительность и организация помощи беженцам нашла отражение в книге П.И. Кустова[9]. Обильный фактологический материал о церковной благотворительности был накоплен в статьях различных периодических изданий, таких как «Призрение и благотворительность в России», «Вестник Красного Креста», «Церковные ведомости», «Русский инвалид», «Приходской листок». На страницах данных изданий публиковались сведения о формах благотворительности и участии духовенства в социальной работе. Статистический материал, постановления Синода, органов власти и документы общественных организаций публиковали и провинциальные периодические издания, например «Смоленские епархиальные ведомости». Издание состояло из официального и неофициального отделов. В первом обычно публиковались епархиальные распоряжения, отчеты различных учреждений, журналы заседаний различных епархиальных организаций. Неофициальный отдел включал в себя статьи богословского, церковно-исторического и публицистического характера, новости из жизни епархии. Как отмечает В.П. Овсейко, материал Епархиальных ведомостей и большинства периодических изданий того врмени носил в основном «статистический и отчетный характер, научных и аналитических работ о развитии благотворительности так и не было создано»[10].

Революция 1917 года прервала изучение социальной деятельности Церкви. В историографии советского периода практически не затрагивались вопросы церковной благотворительности и социального служения церкви, а также социальная работа церкви в годы Первой мировой войны. В исторической литературе закрепился тезис об империалистическом, захватническом характере войны. Православная церковь, как впрочем, и организации других конфессий, рассматривалась в этот период как один из инструментов классовой политики царского режима и опора реакционных сил. Затрагивая тему истории церкви в Российской империи, советские исследователи, как правило, «касались кризиса православной идеологии и её негативного воздействия на общество»[11]. Церковь оценивалась как институт, действовавший в целях оправдания и поддержки империалистической войны: «огромная армия священнослужителей в первый же день войны брошена на её оправдание»[12]. Церковная благотворительность в трудах советских ученых, как правило, оценивалась критически[13]. Социальная деятельность церкви рассматривалась лишь как «оплот монархизма» и «сосредоточение реакционных сил»[14]. В то же время понятия благотворительности и милосердия вышли из официального употребления и практически не нашли отражения в советской историографии. Библиографический указатель литературы о Первой мировой войне, подготовленный ИНИОН РАН, среди 753 работ не упоминает ни одного исследования по проблемам развития благотворительности в 1914 – 1918 гг.[15]

В 1990-е годы, в условиях идеологического плюрализма, в историографии началось переосмысление многих событий и явлений прошлого. Изменение политической обстановки в стране «положило начало критическому наступлению на советскую историографию, ее основные положения, методологию»[16]. Произошел отказ от одностороннего классового подхода при изучении истории. Изменились и условия работы исследователей-историков – стали доступны для широкого обсуждения многие архивные фонды. В то же время этот период увеличилась роль церкви в общественной и политической жизни страны.

Подъем интереса к изучению православия и роли церкви в общественной жизни страны был связан и с празднованием тысячелетия крещения Руси в 1988. К этому событию было приурочено издание коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» под редакцией А.И. Клибанова[17], где впервые после 1917 года позитивно оценивается участие церкви в развитии образования и культуры. В монографии М.Д. Сущинской и Л.В. Хоревой разработана периодизация истории российской благотворительности и охарактеризованы особенности каждого этапа развития социальной деятельности[18].

Долгое время социальная деятельность церкви, церковная благотворительность в годы Первой мировой войны не являлись самостоятельным предметом исследования историков. А.В. Ключарева отмечает, что до 90-х годов историография Первой мировой войны «развивалась по следующим основным направлениям: военно-историческому, внешнеполитическому, истории рабочего и социалистического движения, истории стран Запада»[19]. Особое внимание уделялось изучению участия России в войне и предпосылок революции 1917 года. При этом роль религии и православной церкви в общественной жизни, социальная деятельность церкви обычно рассматривались в контексте изучения других проблем.

В конце XX века возрождается изучение отдельных сторон деятельности Церкви, например, изучение церковной благотворительности. Одно из первых исследований в этом направлении предпринято П.А. Власовым в книге «Обитель милосердия»[20]. Автор проанализировал опыт церковной благотворительности в Москве.

Данная тема нашла отражение на страницах многих статей, опубликованных после 1991 года. Так, в статье Е.Д. Борщуковой подробно рассматривается деятельность церкви по организации помощи раненым в начале Первой мировой войны[21]. Церковная благотворительность в начальный период войны рассматривается в статье Д.А. Пашенцева.[22]

Исследованию истории церкви в начале XX века и в годы Первой мировой войны посвящены многие диссертационные исследования, созданные с начала 1990-х. По подсчетам В.П. Овсейко, с начала 1990-х по 2012 «защищено более двадцати кандидатских и докторских диссертаций, в которых авторы, анализируя корни и традиции отечественной благотворительности, обращаются к опыту Русской православной церкви в годы Первой мировой войны»[23].

Если ранее церковь осуждалась как инструмент самодержавной политики царизма, то на современном этапе порой наблюдается отказ от критического переосмысления различных аспектов истории церкви в дореволюционные годы и, в частности, в годы Первой мировой войны. Так, М.Ю. Горожанина методологической основой исследования данной проблемы провозглашает принцип «православного понимания истории», что означает отказ от непредвзятого анализа исторических фактов[24]. В качестве главных причин снижения влияния церкви в начале XX века она называет «активную большевистскую пропаганду» и Манифест 17 апреля 1905 года о веротерпимости[25]. По мнению М.Ю. Горожаниной, «при сохранении прежних условий ни большевистская пропаганда, ни дезертирство не могли бы иметь место»[26] на русском фронте Первой мировой войны.

Но историки и современники изучаемых нами событий, отмечают падение влияния церкви в начале XX века. В этот период происходило «заметное расцерковление русского общества»[27]. Тема религиозности различных социальных групп Российской империи, а также роль Церкви в социальной жизни страны в годы Первой Мировой войны до сих пор остается малоизученной.

Проблема религиозно-морального обеспечения войны и роль духовенства в армии рассматривается в монографии Асташова А.Б[28]. Отмечая, что задачу мобилизации общества в годы войны власти пытались решать с помощью духовенства, автор подчеркивает, что «оставаясь в тени самодержавия, церковь мало и редко выступала с программами защиты патриотизма в мирное время»[29]. Активизацию церковной работы по мобилизации боевого духа русской армии А.Б. Асташов связывает с деятельностью протопресвитера Георгия Шавельского, под руководством которого увеличена численность военного духовенства и расширены его функции.

В то же время, в начале XX века и особенно в годы Первой Мировой войны в российском обществе отмечался заметный упадок религиозности. О.С. Поршнева отмечает, что «церковные архиереи (в начале XX века) в епархиальных отчетах указывали на обилие суеверий и предрассудков в крестьянской среде как одну из отрицательных сторон народной нравственности».

Упадку религиозности способствовали также изменения в социальных отношениях, происходившие в стране после отмены крепостного права. Которые «способствовали распространению религиозного индифферентизма».[30] Авторитет священнослужителей подрывала также и сама синодальная система управления церковью, при которой церковь встраивалась в систему государственной власти: «крестьяне воспринимали священников как представителей власти и переносили на них свое недовольство существующим положением»[31].

В то же время нельзя отрицать, что вступление России в мировую войну, которая стала тяжелым потрясением для общества, не могло не вызвать подъем религиозного чувства. Отмечая, что в истории России связь армии и церкви были достаточно сильна, Е.С. Сенявская пришла к выводу, что в эпоху социальных катаклизмов и особенно во время войны «масштаб распространения и интенсивность проявления религиозности резко возрастают»[32], происходит усиление религиозных чувств и роли традиционных религий. Война рассматривается в работе Сенявской как пограничная ситуация, причем именно неуправляемость ситуации рождает у человека склонность «к поиску психологической опоры». Е.С. Сенявская отметила также гендерный аспект военной религиозности, констатируя, что в тылу носителями религиозного сознания в основном «выступали женщины – матери, жены, сестры, невесты ушедших на фронт мужчин»[33]. Подъем религиозности среди женщин отмечает и П.П. Щербинин[34]. В то же время подъем религиозности отмечался «главным образом в сторону обрядовости», что выражалось в более частом посещении богослужений женщинами, увеличении заказанных молебнов и панихид[35]. Однако под влиянием экономических причин, усталости от войны и социальных конфликтов с 1916 года религиозность пошла на спад. «Десакрализация» духовной и светской власти, отмеченная П.П. Щербининым, привела к падению роли церкви в духовной жизни. Опыт обобщения историографии деятельности церкви в условиях войны сделан в работе М.И. Ивашко[36].

Различные аспекты благотворительности и социальной работы церкви в годы Первой мировой войны нашли отражение на страницах многих современных диссертационных работ. Так, благотворительная деятельность императорского дома, общественных организаций и социальная деятельность церкви исследованы в работах Ивановой Н.М. и Матвеевой Н.Л.[37]. В работе Н.М. Ивановой подробно освещается деятельность благотворительных организаций различного типа – организаций императорского дома, а также общественная, частная и церковная благотворительность в 1914 – 1917. В диссертации Матвеевой подробно анализируется деятельность благотворительных обществ, созданных представителями правящей династии, таких, как комитеты великих княгинь Елизаветы Федоровны и Марии Павловны, великих княжон Татьяны Николаевны и Ольги Николаевны, а также Романовского комитета. Результаты исследования впоследствии были опубликованы в монографии «Благотворительность и императорская семья в годы Первой мировой войны»[38]. В данной работе проанализированы различные направления благотворительной работы организаций, созданных императорской семьи – призрение семей военнослужащих, помощь беженцам, раненым, забота о сиротах. Организация помощи пострадавшим от военных действий рассматривается также в диссертации А.Н. Грицаевой[39]. В современной историографии также появились исследования развития благотворительности в различных регионах России, например исследование Гусевой О.В. о деятельности Красного Креста в Томской губернии[40].

Для современной историографии характерен также рост интереса к изучению роли церкви в событиях 1917 года. Так, в статьях А.А. Кострюкова исследуется положение духовенства в годы Первой мировой войны и революции. Автор рассматривает материальное положение, систему образования и условия служения церковных духовенства в условиях войны и революции[41]. Автор отмечает, что в условиях революции и распада армии после Февральской революции влияние духовенства на армию и на общество в целом «сократилось до минимума»[42].

Вопросам благотворительной деятельности Смоленской епархии уделял внимание в своих публикациях иеромонах Рафаил – Ивочкин Демьян Анатольевич. Член Союза краеведов России, член Союза писателей России, он известен изучением краеведческих вопросов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви на Смоленщине. В частности, в своей статье «Милосердно – благотворительная деятельность духовенства Смоленской епархии. (Из опыта социального служения Русской Православной Церкви во второй половине XIX – начале XX вв.), опубликованной в Смоленских епархиальных ведомостях №2, №3 за 2009, он отмечает, что в конце XX века Смоленская епархия выступала как организатор милосердно-благотворительной работы и как непосредственный ее исполнитель в качестве благотворителя. А «в условиях обострения социальной ситуации в Российской Империи благотворительная активность Православия значительно усиливалась»[43].

Социальная помощь населению Смоленской губернии со стороны церкви рассматривается также в монографии «Социальное служение и просветительство Русской Православной Церкви в провинции во второй половине XIX – начале ХХ века. (По материалам Смоленской губернии)». В данной работе авторы утверждают, что «Русская Православная Церковь к 1914 г. накопила достаточный опыт по оказанию социальной по­мощи народу в виде благотвори­тельной деятельности. Однако в условиях Мировой войны указан­ная работа требовала от Церкви больших масштабов и повышения ее эффективности, чем в предыду­щие войны»[44].

В целом изучение церковной истории, места и роли церкви в российском обществе в военный период является одной из актуальных тем российской историографии. На современном этапе продолжается изучение данной темы в общероссийском и региональном масштабе.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные и неопубликованные документы. Источники по истории общественной благотворительности и социального служения церкви можно разделить на следующие группы:

1. Опубликованные и неопубликованные документы благотворительных организаций и органов власти.

2. Опубликованные и неопубликованные документы церкви, которые включают в себя постановления и распоряжения Синода и епархиальных властей (канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского, Смоленская духовная семинария).

3. Материалы периодической печати.

Источники первой группы нашли свое отражение на страницах епархиальной печати (Смоленские епархиальные ведомости), а также периодических изданий Смоленской губернии («Смоленские вестник» и «Смоленские губернские ведомости»). На страницах этих изданий публиковались воззвания благотворительных организаций и органов власти, уставы различных обществ, занимавших оказанием помощи и сбором пожертвований.

Значительный массив документов о деятельности благотворительных организаций хранится в фонде 7 Государственного архива Смоленской области (Смоленская губернская земская управа). Данный комплекс источников вкачает в себя циркуляры различных органов власти, переписку органов местного самоуправления с благотворительными организациями, делопроизводственную документацию, а также уставы и документы различных благотворительных обществ, например Романовского комитета помощи сиротам.

Постановления Синода и Епархиальных властей отражены на страницах епархиальной печати, а также в фондах Государственного архива Смоленской области (ГАСО). Деятельность благотворительных организаций и органов власти в период Первой мировой войны отражена в документах нескольких фондов ГАСО. Среди них особо следует выделить фонд 1 (Канцелярия смоленского губернатора), 369 (Смоленский губернский комитет Всероссийского земского союза), фонд 1078 Смоленский губернский попечительный комитет о раненых и больных, фонд 1116 (Смоленское губернское отделение комитета княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну). В данных фондах содержатся постановления и распоряжения властей, отчеты благотворительных организаций о сборе пожертвований и оказании помощи семьям военнослужащих и беженцев.

Важнейшим источником по истории социальной работы в Смоленской епархии являются документы фонда 47 (Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского). Данный фонд содержит документы о сборе и распределении пожертвований, организации благотворительной деятельности в губернии, делопроизводственную документацию и журналы заседаний Смоленского епархиального комитета помощи жертвам войны. Документы фонда 47 содержат информацию об оказании церковной помощи раненым, беженцам и семьям военнослужащих, позволяют выявить основные направления социального служения церкви в 1914 – 1917 г. Фонд 48 канцелярии Смоленской духовной консистории. В делах фонда даны сведения о сборах пожертвований - приходскими попечительными советами на оказание помощи семьям фронтовиков.

Из опубликованных источников второй группы следует особо выделить подготовленную М.В. Каилем публикацию документов из отчета о состоянии Смоленской епархии за 1916 год, сопровожденную вступительной статьёй и комментариями[45]. Данный отчет являлся «рубежным» и отражал состояние Смоленской епархии накануне революции 1917 года. Опубликованные документы отчета содержат данные о составе Смоленской духовной консистории, о присоединившихся к православию или к расколу, финансовом положении монастырей и духовенства. Так же в отчете отражены расходы монастырей организацию помощи лазаретам и семьям военнослужащих.

Особую группу источников представляют материалы периодической печати. К.Е. Нетужилов насчитал более 360 церковных периодических изданий за период 1821 – 1917 и пришел к выводу, что ни одно ведомство или социальная группа Российской империи «не предложили обществу такого большого числа различных газет и журналов, какое предлагала в разное время православное духовенство и вся церковь в целом»[46]. К началу XX века «Епархиальные ведомости» являлись одним из самых распространенных в России типов периодических изданий: в Европейской части страны они не издавались лишь в Финляндской и Санкт-Петербургской епархиях[47]. На страницах «Смоленских епархиальных ведомостей» публиковались статьи на краеведческие и богословские темы, постановления церковных властей и материалы Смоленского епархиального комитета помощи жертвам войны.

«Смоленские епархиальные ведомости» представляют наибольший интерес, так как они, порой, являются единственным источником, где отражены сведения о проделанной работе Епархиального Комитета помощи жертвам войны.

Использование различных видов исторических источников позволяет объективно рассмотреть социальное служение Церкви в годы Первой мировой войны на смоленщине.

Новизна работы заключается в том, что на не использованных ранее архивных материалах сделана попытка проследить социальную деятельность Смоленской епархии в годы Первой мировой войны, включая период от Февральской до Октябрьской революции, вплоть до декретов советской власти об отделении Церкви от государства.

В работе отмечается, что в годы Первой мировой войны в Церкви возникли совершено новые направления социального служения, такие как: помощь беженцам и поддержка семей лиц, призванных на фронт. В диссертации также рассмотрены такие направления социальной работы, как помощь инвалидам войны и русским войнам, оказавшимся во вражеском плену.

Результаты исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории церкви в годы Первой мировой войны, истории российского общества в годы войны. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по истории российского общества и благотворительности в годы Первой мировой войны.

Результаты исследования были апробированы в ходе выступления на IV межвузовской научно-практической конференции «Юбилеи: взгляд сквозь века», проходившей в Смоленской государственном университете 23 мая 2016 года. Кроме того, по материалам исследования опубликована статья «Социальное служение Русской Православной церкви в годы Первой мировой войны (на материалах Смоленской губернии)»[48].


Заключение

Период Первой мировой войны был временем испытания для всех социальных институтов Российской империи. В экстремальных условиях военного времени органам государственной власти, церкви и общественным организациям пришлось решать множество политических, социальных и экономических проблем. На наш взгляд, две ключевые тенденции характерны для исторического развития 1914 – 1918 годов. Во-первых, этот период отличался обострением всех ранее накопленных конфликтов и противоречий, которые привели к революционному взрыву 1917 года. (Как отмечал Б.Н. Миронов, в годы Первой мировой войны противостояние между правящей элитой и либерально настроенной контрэлитой «обострилось до крайности»)[345]. Во-вторых, это время было временем поиска новых форм интеграции и сотрудничества различных социальных институтов, организаций и классов. Проявлением такого сотрудничества является массовый подъем общественной и церковной благотворительности, отмечавшийся в российском обществе в период 1914 – 1917 годов.

Действительно, анализ развития благотворительности в России в 1914 – 1917 позволяет сделать вывод о том, что помощь различным категориям нуждающихся стала как раз тем объединяющим фактором, вокруг которого сплотились различные социальные группы и организации российского общества. В благотворительную деятельность оказались вовлечены представители элитарных слоев общества (представители династии Романовых, создавшие разветвленную сеть благотворительных обществ)[346], интеллигенция, а также городские рабочие и крестьяне. При этом благотворительная деятельность высших слоев общества, как правило, носила более организованный характер, была, если можно так выразиться, «институционально оформлена» - ведь представители династии Романовых еще в XIX веке создали ряд благотворительных обществ (в качестве примера можно привести Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны), деятельность которых была тесно связана с государством[347]. Благотворительность династии Романовых выступала примером для всего общества. Благотворительность крестьян и городских жителей была более «спонтанной» и не имела такой централизованной организации. Однако помощь нуждающимся со стороны этих социальных групп, проявлявшаяся в виде сбора материальных и денежных пожертвований, являлась ярким примером патриотического подъема в русском обществе в начале Первой мировой войны.

Всех организаторов (субъектов) благотворительной деятельности в России в годы Первой мировой войны можно разделить на три группы: организации, созданные представителями дома Романовых; Во-вторых, благотворительные организации православной церкви; общественные (светские) благотворительные организации.

Ко времени Февральской революции представителями династии Романовых было создано около десяти благотворительных обществ, наиболее крупными из которых являлись Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Татьянинский комитет[348]. Эти организации составляли примерно «16% от общего числа всех благотворительных обществ империи»[349]. К началу XX века созданные Романовыми благотворительные общества ежегодно расходовали на помощь нуждающимся до 20 млн. руб. – «примерно треть расходов всех российских благотворительных ведомств»[350].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.038 с.)