Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Служба смоленского духовенства в действующей армии
Православная Церковь никогда не оставляла своим попечением русское воинство. Священники совершали служение не только в тылу, но и непосредственно на фронте. В годы Первой мировой войны русская императорская армия была православной и, следовательно, присутствие в ней служителей культа являлось необходимостью. По штату в каждом полку находились священнослужители. Военным ведомством на первом Всероссийском съезде военного и морского духовенства, состоявшимся в Санкт-Петербурге с 1 по 10 июля 1914 г., была разработана и принята памятка-инструкция военному полковому священнику. В инструкции оговаривался точный круг работ и обязанностей каждого прибывающего на фронт священника[130]. Строевому священнику, помимо общеизвестных пастырских обязанностей, теперь дополнительно предписывалось помогать медицинским работникам в перевязке раненых, организовывать перенесение с поля боя убитых и раненых, извещать родственников убитых и раненых воинов, устраивать походные библиотеки. К 1917 г. в действующей армии исполняли свой пастырский долг, призванные со всех епархий Империи, более 5000 военных и флотских священников. Убито более 30 человек, ранено и контужено более 400 человек, побывали в плену до 100 человек[131]. Духовенство Смоленской епархии также несло свое пастырское служение на фронте. Многие священники епархии в годы войны были откомандированы на фронт, где заняли должности полковых священнослужителей. Например, приказами по ведомству военного и морского духовенства: № 16 от 11.02.1915 г. священник церкви села Засижья, Дорогобужского уезда П. Лисовский был прикомандирован к 267 полевому госпиталю; № 21 от 24.02.1915 г. священник церкви села Сумарокова, Вяземского уезда В. Лахтуров назначен в 162 пехотный Ахалцыхский полк[132]. По приказу военного и морского духовенства № 52 от 8.07.1915г., священник села Лобкова, Смоленского уезда, Н. Авдуевский был назначен в 136 пехотный Таганрогский полк полковым священником[133]. Три иеромонаха Смоленского Троицкого монастыря находились в полках действующей армии[134]. Из Смоленской губернии добровольцами на фронт ушли псаломщики Ф. Колосов из с. Выдра, Поречского уезда и А. Волочков из с. Бариново, Юхновского уезда[135]. Были в числе добровольцев и семинаристы С. Аниханов, П. Жданов и К. Селезнёв. Все они пали на полях сражений, и за проявленный героизм были награждены Георгиевскими крестами[136].
Рассмотрим несколько конкретных судеб полковых священников. Священник А. И. Заостровский, как и многие, служил полковым священником. Во время боёв он с крестом в руках обходил окопы, исповедовал и причащал умирающих. После одного из сражений священнику пришлось погребать значительное количество убитых воинов, и после этого он заболел и умер. Причина смерти - «разрыв сердца». Священник, вероятно, не выдержал всех ужасов войны и гибели многих воинов, погребать которых ему приходилось[137]. Иеромонах Пантелеймон до отправки на фронт был благочинным Рославльского Спасского монастыря. При отправке 1 августа 1914 г. 1-го Невского полка на фронт, вместе с солдатами полка ушёл и иеромонах Пантелеймон. Находясь на передовой, отец Пантелеймон поддерживал дух и бодрость в своих пасомых. Он заслужил уважение и любовь у фронтовиков. В одном из сражений им был совершён героический подвиг. По свидетельству командира полка, иеромонах Пантелеймон во время нападения противника помогал привести в порядок обоз и вывел его из опасного положения, чем способствовал сохранению значительной части обоза и воинов[138]. За проявленный героизм и службу в войсках о. Пантелеймон был награждён золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, орденами - святой Анны 3-й и 4-й степеней с мечами и бантами, Святого Владимира 4 степени. Пережив с полком самые тяжёлые периоды войны, он оставался с ним и в мирное время. Пастырские обязанности в Невском полку иеромонах Пантелеймон исполнял до его расформирования в 1918 г.[139] За годы войны 1914г.-1917г. больше тысячи священников представлены к золотым наперсным крестам на георгиевской ленте и орденам за усердную службу на фронте. Награждены священники - золотыми наперсными крестами на георгиевской ленте - 227, орденами святого Владимира с мечами 3-й степени - 85 и 4-й степени -203, орденами святой Анны с мечами 2-й степени – 304 и 3-й степени - 239. Кроме этих наград были выданы другие награды и знаки отличия[140]. Епископом Феодосием многие священнослужители были награждены за отличную и усердную службу на фронте. 5 сентября 1915г., по представлению Главного священника армии Северо-Западного фронта, награждены набедренниками священнослужители: иеромонах 815 Глуховского полка Поликарп; 316 Хвалынского полка иеромонах Пётр; 1-го лазарета иеромонах Архип; 2-го лазарета священник Д. Виноградский; 313 Болашевского полка священник Гладков; 809 полевого госпиталя иеромонах Никон. Священник 194 подвижного госпиталя А. Фиников награждён скуфьею. Согласно представлению главного священника армии Северо-Западного фронта Феодосием, за отличную службу награждён набедренником священник 91 бригады государственного ополчения А. Черняев[141].
В годы Первой мировой войны Православная Церковь осталась верной своей традиции и внесла существенную лепту в защиту Родины. Невзирая на сложные условия, священнослужители с честью выполнили свой долг, как в тылу, так и на фронте. Деятельность военного духовенства на фронте характеризуется протопресвитером армии и флота Георгием Шавельским такими словами: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии»[142]. Церковь поддерживала российское воинство не только в тылу, но и на фронте. И духовенство не покидало свою паству даже на передовой, где особенно важны были понимание и доброе напутствие. Полковые священники пользовались большим авторитетом и уважением. На их плечи возлагалась нелегкое бремя заботы о раненых, утешение страждущих. Нередко личным примером они поднимали солдат в атаку. Во время боя место полкового священника определялось на перевязочном пункте рядом с медработниками. Он должен был в совершенстве владеть искусством перевязки раненых. Военные пастыри армии и флота были ближайшими помощниками командиров в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания воинов. На поле брани они безропотно переносили тяготы походной жизни, напутствовали раненых и умирающих под неприятельским огнем, терпели раны, являя собой образец храбрости и мужества. Именно священники совершали и самую горестную обязанность - отпевали и хоронили погибших.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.004 с.) |