Помощь инвалидам войны и русским военнопленным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь инвалидам войны и русским военнопленным



Беспримерно жестокая мировая война оставила после себя много жертв, которые не скоро могли оправиться от последствий полученных ранений, а также увечий и перенесённых в условиях военно-походной обстановки острых заболеваний. Обо всех жертвах войны заботилось как правительство, так и общество, стремящиеся поддержать потерпевших материально и духовно, чтобы, хотя отчасти, облегчить им и их семьям возможность перенести исключительно тяжелое для всей страны время.

Для обеспечения наиболее полного восстановления потерянного здоровья участникам войны и пострадавшим от нее необходимо было предоставить возможность широко пользоваться доступной медицинской помощью в лечебных учреждениях. Для этой цели было создано под покровительством императрицы Александры Федоровны «Всероссийское общество здравниц в память войны 1914г.-1915г.». Устав Общества был утвержден 10 мая 1916 г. Николаем II, и было положено начальное материальное обеспечение Общества денежной суммой более 600000 рублей[321].

На войне кроме погибших были и увеченные воины (инвалиды войны), которые, с утратой части трудоспособности, находились в тяжёлом материальном положении. В связи с этим Военный министр (указ от 10 мая 1916г. № 6088) обратился к Святейшему Синоду с просьбой о помощи этим воинам, что бы они могли не только обеспечить безбедное себе существование, но и приносить пользу отечеству. Как указывает министр, для этой цели необходимо создание мастерских и курсов для обучения увеченных воинов. В то время найти необходимые средства из государственного казначейства сложно, в связи с расходами на войну. Особо была отмечена важность оказания помощи инвалидам войны именно церковью[322].

Епархиальный Комитет помощи жертвам войны и вся Смоленская губерния отозвалась на призыв о помощи инвалидам войны. Комитетом производились в церквях Смоленской епархии сборы на устройство курсов и мастерских. Сбор пожертвований вёлся духовенством с пастырским призывом к прихожанам и объяснением всего глубокого смысла и значения образования увеченных воинов на пользу Родины.

По благословению епископа Феодосия Комитет княгини Елизаветы Фёдоровны вёл особый Всероссийский церковно-тарелочный сбор в праздник Сретения Господня, 2 Февраля 1916 года. На оказание помощи семьям лиц, призванных на войну, убитых и увеченных воинов[323].

По определению Святейшего Синода за №1126 от 10.02.1916г.– 6.03.1916г. для Скобелевского комитета, находящегося под покровительством Императорского Величества, вёлся однодневный сбор пожертвований во всех церквях Империи в воскресение 24 апреля 1916г. Пожертвования предназначались для материального обеспечения больных, раненых и потерявших на войне способность к труду воинов. По указу Духовной консистории в сборе пожертвований принимала участие вся Смоленская епархия[324].

В Смоленской епархии в 1916г. производился сбор пожертвований во всех церквях и монастырях в течение всей Светлой Недели, в дни праздников Святой Троицы и Святого Духа и 11 мая, в день памяти Святых Кирилла и Мефодия. Были установлены во всех приходах особые кружки для сбора пожертвований на устройство курсов и мастерских для обучения инвалидов войны. Духовная консистория, после получения сумм данных сборов, незамедлительно отправляла их к местному губернатору для зачисления в особый фонд для увеченных воинов[325].

Сбор средств на устройство курсов для инвалидов войны производился в дни праздников Преображения Господне, Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы (6 и 15 августа и 8 сентября 1916 года.)[326].

Обучение увеченных и раненых воинов являлось делом христианского милосердия и имело важное общественное значение. Средства от сборов способствовали устройству курсов и мастерских, где воины инвалиды могли в меру своих физических возможностей обучиться необходимому ремеслу, получая средства к существованию.

Помощь русским военнопленным во вражеских странах.

В результате неудачных боевых действий на различных фронтах Первой мировой войны многие русские воины оказались во вражеском плену. В русской армии в плен попали с августа 1914 г. по 31.12.1917г. более 3,6 миллионов человек или 74,9% всех боевых потерь, то есть 21,1% от общего числа мобилизованных. Содержалась большая часть их на территории Германии, Австро-Венгрии и незначительная часть менее 1% в Болгарии и Турции[327].

Накануне войны в Смоленской губернии располагался 13-й армейский корпус, который состоял из трёх полков: 3-го Нарвского, Софийского и 4-го Копорского. Как известно, 13-й армейский корпус был сформирован из 80 тысяч смолян. В боях в Восточной Пруссии 17 августа 1914 года он был разбит. Из 80 тысяч воинов - 6 тыс. погибли, 20 тыс. были ранены и 30 тыс. оказались во вражеском плену[328].

Пленные, безусловно, нуждались в поддержке со стороны Родины. Эту поддержку им оказывали различные организации Красного Креста, Российское правительство, общественные организации и Православная Церковь. Конкретными делами также оказывала помощь Смоленская епархия.

В помощи русским пленным участвовал, основанный в начале войны в Стокгольме по инициативе российского посланника в Швеции А.В. Неклюдова, Русский комитет для оказания помощи военнопленным и пострадавшим от военных действий. По просьбе А.В. Неклюдова Святейшим Синодом, (определение от 26 февраля 1915 г. № 1578), для духовной помощи нашим пленным в Германии к предстоящему празднику святой Пасхи было срочно выслано по 30 тысяч святых Евангелий и Псалтирей в переплёте для отправки пленным. Аналогичные посылки посылались Епархиальным Комитетом неоднократно [329].

Также для помощи военнопленным, находящимся во вражеских странах, были учреждены комитеты помощи им. Например, в Петрограде был учрежден в январе 1915г. особый комитет помощи военнопленным при Центральном Справочном бюро о военнопленных Российского Общества Красного Креста. Свою деятельность комитет начал в марте 1915 года под покровительством государыни императрицы Александры Федоровны[330].

По определению Святейшего Синода от 6-30 ноября 1915 г. за № 9140 за захваченными в плен священниками епархиального ведомства, сохранялось полностью положенное по их должностям содержание, с выдачей их жёнам или семье, до возвращения пленных к месту служения[331].

Смоленская епархия также помогала томящимся в плену воинам. Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны на подарки военнопленным 6 июля 1915г было ассигновано - 1000 руб. Дополнительно Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны было организовано 500 посылок с подарками для военнопленных в Германии. Отправка посылок велась через комитет великой княгини Елизаветы Федоровны по оказанию помощи военнопленным. Епархиальным Комитетом было отправлено 12 ящиков (500 посылок) и ещё 1 ящик с 17-ю посылками для военнопленных офицеров[332].

В каждую посылку для военнопленных было вложено Евангелие, краткий молитвослов, смена белья, ¼ фунт чая, 3 фунта сахару, 1 фунт копчёной колбасы, 1 фунт табаку, 2 коробки спичек, 7 листов курительной бумаги и ¾ фунта мыла[333]. Епархиальным Комитетом помощи жертвам войны в декабре 1915 г. на подарки военнопленным в Германии на праздник Рождества Христова было выделено -100 руб.[334]

По определению Святейшего Синода за №1466 от 29.02.1916г.–1.03. 1916г. в Смоленской епархии производился тарелочный сбор пожертвований на удовлетворение религиозно-нравственных нужд русских военнопленных, томящихся в плену. Сбор пожертвований производился во всех церквях в воскресение 17 апреля 1916г. и за всенощным бдением накануне этого дня. Сбор вёлся с непременным участием духовенства епархии, настоятелей и настоятельниц монастырей. Собранные средства незамедлительно должны были направлены в управление Протопресвитера военного и морского духовенства в Петроград[335].

По решению заседания от 23-го января 1917г. Епархиального Комитета помощи жертвам войны было выслано в продовольственную комиссию Вссероссийского общества помощи военнопленным в Петрограде на посылки для наших воинов в плену Германии 500 руб.[336]

По постановлениям Епархиального Комитета послано в Германию военнопленным в марте 1916 года А. Балашову - 5 руб. и в апреле 1916 года И. Кузьмину -10 руб.[337] В ведомости о движении сумм Смоленского Епархиального Комитета помощи жертвам войны от 26 февраля по 25 апреля 1917 года указано, что военнопленному Алексею Куровскому в Германию послано 5 рублей[338].

Жертвовали на пленных в Епархиальный Комитет помощи жертвам войны и прихожане. В декабре 1915г. для пленных в Германии передано из села Введения, Духовщинского уезда от приходского попечительного совета - 30 руб. 24 коп. и от церковно приходского попечительства - 10 руб.[339] Церковным старостой А. Эйзнером 14 мая 1916г. прислано от прихожан с. Софьина, Бельского уезда 3 руб. 25 коп. для наших военнопленных в Германии[340].

Некоторые из военных пастырей оказались в плену, где продолжали выполнять свой священнический долг, разделяя со своими духовными чадами все трудности лагерной жизни. Побывали в плену около 100 человек полковых священников,[341] в их числе были и представители смоленского духовенства.

Например, военнопленный священник А. Троицкий Софийского полка, для возможности вести и в плену в Германии свои пасторские обязанности запросил выслать ему необходимые предметы церковного назначения. Епархиальным Комитетом были посланы священные предметы, книги, брошюры религиозного содержания и другое[342].

Пленные священник С. Червяковский и церковный староста полковник артиллерии И. Блусь, находящиеся в крепости Кенигштейн на Эльбе, письменно выразили благодарность Смоленской епархии за высланную во временную их церковь плащаницу. К письму был приложен снимок этой церкви, устроенной собственноручно трудами военнопленных[343].

После Первой мировой войны через город Смоленск проследовало из Германского и Австро-Венгерского плена более 2–х миллионов русских военнопленных. В Смоленскую губернию вернулось более 32000 военнопленных жителей Смоленской губернии[344].

Оказываемая духовная и материальная помощь томящимся в плену воинам, показывала, что они не забыты на Родине. О них проявляют заботу Государство, Православная Церковь и простые люди.


Заключение

Период Первой мировой войны был временем испытания для всех социальных институтов Российской империи. В экстремальных условиях военного времени органам государственной власти, церкви и общественным организациям пришлось решать множество политических, социальных и экономических проблем. На наш взгляд, две ключевые тенденции характерны для исторического развития 1914 – 1918 годов. Во-первых, этот период отличался обострением всех ранее накопленных конфликтов и противоречий, которые привели к революционному взрыву 1917 года. (Как отмечал Б.Н. Миронов, в годы Первой мировой войны противостояние между правящей элитой и либерально настроенной контрэлитой «обострилось до крайности»)[345]. Во-вторых, это время было временем поиска новых форм интеграции и сотрудничества различных социальных институтов, организаций и классов. Проявлением такого сотрудничества является массовый подъем общественной и церковной благотворительности, отмечавшийся в российском обществе в период 1914 – 1917 годов.

Действительно, анализ развития благотворительности в России в 1914 – 1917 позволяет сделать вывод о том, что помощь различным категориям нуждающихся стала как раз тем объединяющим фактором, вокруг которого сплотились различные социальные группы и организации российского общества. В благотворительную деятельность оказались вовлечены представители элитарных слоев общества (представители династии Романовых, создавшие разветвленную сеть благотворительных обществ)[346], интеллигенция, а также городские рабочие и крестьяне. При этом благотворительная деятельность высших слоев общества, как правило, носила более организованный характер, была, если можно так выразиться, «институционально оформлена» - ведь представители династии Романовых еще в XIX веке создали ряд благотворительных обществ (в качестве примера можно привести Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны), деятельность которых была тесно связана с государством[347]. Благотворительность династии Романовых выступала примером для всего общества. Благотворительность крестьян и городских жителей была более «спонтанной» и не имела такой централизованной организации. Однако помощь нуждающимся со стороны этих социальных групп, проявлявшаяся в виде сбора материальных и денежных пожертвований, являлась ярким примером патриотического подъема в русском обществе в начале Первой мировой войны.

Всех организаторов (субъектов) благотворительной деятельности в России в годы Первой мировой войны можно разделить на три группы: организации, созданные представителями дома Романовых; Во-вторых, благотворительные организации православной церкви; общественные (светские) благотворительные организации.

Ко времени Февральской революции представителями династии Романовых было создано около десяти благотворительных обществ, наиболее крупными из которых являлись Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Татьянинский комитет[348]. Эти организации составляли примерно «16% от общего числа всех благотворительных обществ империи»[349]. К началу XX века созданные Романовыми благотворительные общества ежегодно расходовали на помощь нуждающимся до 20 млн. руб. – «примерно треть расходов всех российских благотворительных ведомств»[350].

Значительное содействие развитию благотворительности оказала православная церковь. К началу XX века она была одним из важнейших социальных институтов Российской империи, имела разветвленную организацию и обладала значительными возможностями для благотворительной деятельности. С первых дней войны церковь оказывала поддержку государству и активно участвовала в решении проблем военного времени. Социальное служение церкви в этот период было развернуто как на фронте, так и в тылу. Около 5000 фронтовых священников сопровождали солдат, пытаясь укреплять дисциплину и боевой дух армии. В тылу под руководством церкви была развернута широкая программа благотворительных действий. В епархиях были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались сбором пожертвований для фронта и организацией помощи семьям военнослужащих, сиротам и беженцам. Кроме того, церковь выступала как институт распространения информации и пропаганды. Фронтовые священники через беседы и проповеди должны были ободрять солдат, поднимать их боевой дух. В то же время в тылу действовала сеть церковных изданий (наиболее распространенным типом, которых являлись «Епархиальные ведомости»), на страницах которых церковь пыталась разъяснять населению цели участия России в войне, формировала представление о противнике.

Значительную роль в решении военных проблем сыграли также общественные организации, созданные органами местного управления (земствами и городским самоуправлением) и общественными деятелями. Организация помощи пострадавшим от войны категориям населения оказывалась через Всероссийский земский и Городской союзы. Подразделения этих организаций действовали и в провинциальных городах. Таким образом, Союзы, как и православная церковь, имели разветвленную сеть организаций во многих регионах страны. Главной задачей Союзов первоначально являлась организация помощи раненым. Однако по мере обострения военного кризиса эти организации перешли к решению более широкого спектра задач – оказание помощи беженцам (расселение, трудоустройство, регистрация), производство предметов амуниции для армии и другие.

Опыт Смоленской губернии показал, что организация помощи раненым, беженцам, семьям военнослужащих являлась объединяющей платформой, которая могла сплотить государство, церковь и различные слои общества. Организация лазаретов и размещение беженцев проводилось в условиях взаимодействия земства и церковного руководства. Смоленский епархиальный комитет помощи жертвам войны регулярно проводил сборы пожертвований нуждающимся и на помощь фронту, организовал поездку священника Н.Соколова на фронт с целью передачи собранных вещей. Несмотря на сложное финансовое положение, провинциальное духовенство пыталось внести свой вклад в облегчение участи пострадавших от войны жителей губернии.

Смоленская епархия в годы войны вела работу не только по решению вопросов связанных непосредственно с войной, она продолжила свое служение в других областях. Вела просветительную работу среди населения, в вопросе женского образования и в том числе обучения девочек в церковно-приходских школах[351] и открытием воскресных школ для женщин.[352] Вела общественно-просветительную работу среди населения, с помощью организованных при школах народных чтений[353], бесед и открывая библиотеки.[354]

Производились сборы пожертвований в церквях епархии в пользу - Смоленского Отделения Попечительства о слепых[355], Общества по борьбе с проказой [356], Братства во имя Царицы Небесной[357] и церковно-приходских школ епархии.[358] Выделялись Епархиальным Комитетом деньги, для материальной поддержки, епархиальной богадельни имени С.П. Волковой.[359]

Продолжила свою деятельность Смоленская епархия по борьбе с пьянством. Было создано и зарегистрировано 10 июля 1915 г Смоленское Общество борьбы с алкоголизмом, получившее статус юридического лица.[360]

Таким образом, в годы Первой мировой войны русская православная церковь немало сделала для укрепления патриотических настроений и организации помощи нуждающимся. Социальное служение церкви способствовало решению многих проблем военного времени. В то же время некоторые представители духовенства понимали, что время испытаний, наступивших в 1914 году, не может не привести к значительным изменениям в жизни церкви и государства. Эти настроения выразил в частном письме священник Иоанн Восторгов (впоследствии расстрелянный большевиками и причисленный к лику святых). Как и вся церковь в целом, Восторгов разделял патриотическую позицию руководства страны, поддерживал политику государства в начале мирового конфликта: «Удивляет меня и необычно твердый и сразу уверенный тон нашего правительства»[361]. Восторгов отмечал народное единение на почве патриотического подъема: «Забастовки стали прекращаться, рабочие уже поют гимн»[362]. И в то же время чувство сомнения и тревоги было высказано в одном из писем священника жене: «Помню, как я радовался началу войны с Японией, возмущался уступчивостью России, ожидал победы. А что вышло? И теперь у меня сердце сжимается от ужаса, хотя кругом общественное настроение идет в полном согласии с решением правительства»[363]. По-настоящему пророческие слова Иоанн Восторгов записал в письме от 14 октября 1914 года: «Если не будет победы, нас ждут ужасы новой революции»[364].

Как известно, предсказание Иоанна Восторгова оказалось верным. Церковь и общественные организации активно участвовали в решении проблем военного времени. И все сознательные представители духовенства и российского общества до конца пытались выполнить свой патриотический общечеловеческий и христианский долг, однако оказались неспособны предотвратить революционный кризис 1917 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.46.132 (0.013 с.)