Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция раннего детского аутизма

Поиск

 

При коррекции раннего детского аутизма коррекционные воздействия преимущественно ориентированы на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы; любое психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления, но и на целостность проявления. Ориентация направлена на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии работы, позволяет дать точный прогноз динамики состояния и поведения ребенка. Осуществляются поиск места данного симптома в иерархии аффективной дезадаптации, выявление патологической иерархии внутри системы аффективной организации. Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы обеспечивает приток необходимых аффективных впечатлений. Работа направлена на коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и способность адекватно эмоционально контактировать с миром. Ведется работа по налаживанию взаимоотношения ребенка с близкими.

Этапы работы при РДА: выявление глубины аффективной дезадаптации; проведение качественной диагностики (выявление сохранных уровней регуляции для опоры при коррекции).

Коррекционная работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для этого используются самые разные средства: опосредованный непрямой контакт (через игрушку); наблюдение за внешней активностью ребенка (следуя за ним и называя предметы до тех пор, пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд). Параллельно идет работа, направленная на повышение тонуса ребенка. Нужно расширить сферу положительных эмоций и заблокировать отрицательные – через всевозможные манипулирования со светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Необходимо выяснить, какие объекты вызывают страх, чтобы убрать их из пространства психотерапии; при их наличии вызывать у ребенка позитивные эмоции трудно.

Для снятия двигательного возбуждения проводится стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы. Важное значение имеет коррекция негативных эмоциональных переживаний (страхи и агрессия). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов являются десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация – метод коррекции аффективных нарушений, заключающийся в том, что наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если ребенок пугается – опять релаксация до полного отсутствия страха, увеличение интенсивности стимула, разыгрывание не с ребенком, а с объектом (на куклах). При коррекции агрессии применяется техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов, включает агрессию в контекст игры, либо устанаавливает запрет ребенку на агрессивное поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии допускается до ее позитивного завершения.

Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации ме­тодом холдинг-терапии Марта Веми: приласкать адекватно ситуации. Матери взять ребенка на руки и удерживать его на руках. Мама должна в мак­симальной степени использовать средства убеждения, а не физическую силу. Желательно присутствие отца, поддерживающего маму в сложной ситуации, иногда отец берет ребенка к себе, предоставляя матери возможность отдохнуть. Задача психолога – поддержать обоих. В начале холдинг-терапии ребенок бурно сопротивляется и вырывается, поэтому необходимо убедить ребенка в том, что его любят, что он важен и что ему хо­тят помочь. Через некоторое время, когда он успокаивается и ведет себя адекватно, у него появляется возможность смотреть в глаза и разговаривать с сидящим рядом. С каждым следующим сеансом первая фаза сокращается, а вторая удлиняется, в поведении прослеживается амбивалентность. По мере освоения этой техники родители смогут проводить ее дома, а в центре осуществляется контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от
15 минут до 1,5–2 часов. Хороший контакт позволяет заниматься обучением, воспитанием и развитием ребенка, создается возможность привить навыки общения, игры. Возможна и интеллектуальная коррекция. Трудности в работе с детьми с РДА, связанные с формированием функции внимания, памяти, развития мышления, преодолеваются совместно со взрослым в деятельности (лепка, рисунок). Длительность эффекта выше при проведении терапии не менее года. Прекращение работы может свести результаты на нет, необходимая частота – 3 раза в неделю.

 

Задания для самостоятельной работы по теме

«Психологическая коррекция в специальной психологии»

 

1. Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

2. Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии?

3. Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом?

4. Определите место коррекционной работы в системе специального обучения.

5. Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия.

6. Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога».

Рекомендуемая литература: [58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основным методологическим принципом специальной психологии выступает представление о том, что качественные различия между разными типами развития существуют, и их понимание заложено в выводах Л.С. Выготского о первичных, вторичных и последующего порядка недостатках развития. Рассмотренная в настоящем конспекте лекций свойственная каждому типу нарушенного развития система недостатков создает своеобразную (т. е. присущую только данному типу недостаточности) структуру развития вопреки индивидуальным колебаниям отдельных показателей.

Практический психолог и педагог должны четко понимать, что именно своеобразное сочетание нарушений первичных, вторичных и последующих порядков определяет специфическую структуру развития, их учет позволит им различать детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи или легкой степенью умственной отсталости, несмотря на их сходство по многим проявлениям.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Агнозия – нарушение восприятия при сохранении ощу­щений (или на фоне сохранения ощущений).

Актиципация – способность предвосхищать события.

Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Аномия отсутствие четкой связи между образом и сло­вом.

Апперцепция – влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности.

Апраксия – расстройство действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций.

Асоматогнозис полное или частичное невосприятие собственного тела.

Аудиальный – относящийся к органам слуха.

Аутuзм крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных пережи­ваний.

Афазия – частичная или полная потеря речевых способ­ностей.

Афферентация – постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних ор­ганов (интерорецепция).

Афферентный (от лат. afferens приносящий) – несу­щий к органу или в него; передающий импульсы от рабо­чих органов (желез, мышц) к нервному центру.

Вариабельность – изменчивость реальных объектов и про­цессов.

Вербальный (словесный) – обозначение форм знаково­го и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом.

Визуальный – относящийся к органам зрения.

Гештальт целостная единица сознания, полная струк­тура.

Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый кон­троль побуждений.

Гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напряжeниe мышц.

Гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость.

Глиальные клетки (нейроглия) – клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность пере­дачи нервных импульсов.

Гнозис (от греч. gnosis знание, познание, узна­вание) – адекватное, осознанное восприятие информации.

Девиантное поведение поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил.

Декстрастресс стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

Дендрит – ветвящийся отросток нейрона, воспринимаю­щий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит не­рвные импульсы к телу нейрона.

Депривация (социальная) – недостаточная востребован­ность социальной среды.

Дефицит внимания – неспособность удерживать внима­ние на чем-либо, что необходимо усвоить в течение опре­деленного отрезка времени.

Дивергентное мышление мышление, нацеленное на вы­работку возможно большего числа вариантов решения про­блемы.

Дизартрия (от греч. arthroo издаю членораздельные звуки) – расстройство речи (артикуляции) при поражениях продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры го­ловного мозга и др.

Дисграфия (аграфия) – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Дискалькулия (акалькулия) – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недораз­вития или дисфункции коры головного мозга.

Дислекция (алекция) – частичное расстройство процес­са овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловлен­ное несформированностью психических функций, участвую­щих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие полушарие, преобладающее в активности.

Зеркальное отражение – нарушения зрительно-простран­ственного восприятия, право-левой ориентировки, зритель­но-моторной координации и бинокулярного зрения.

Импрессивная речь – внутренняя речь, понимание устной и письменной речи.

Индивидуальный латеральный профuль (профиль латераль­ной организации) – индивидуальное сочетание функцио­нальной асимметрии полушарий, моторной и ceнсорной асимметрии.

Инертность – «застревание» одной из выбранных так­тик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности оши­бок одного и того же типа.

Инсайт внезапное понимание, мысленное схватыва­ние тех или иных отношений и структуры ситуации в це­лом, невыводимое из прошлого опыта человека.

Интроверсия (интровертированность) – характеристи­ка индивидуально-психологического склада человека, ори­ентированного на свой внутренний субъективный мир.

Истощаемость – «затухание» тактических приемов так­тической деятельности, отсутствие завершенности и конт­ролируемого результата.

Квазипространство – упорядоченность в системах зна­ков и символов, выработанная человечеством для обобще­ния представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, простран­ство мыслительных процессов и т. д.).

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий обмениваться информа­цией; происходит синхронизация работы полушарий.

Кинестетический – тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатле­ния и эмоции; чувство равновесия.

Комиссуры нервные волокна, осуществляющие взаи­модействие между полушариями.

Комфабуляция – вымыслы, принимающие форму вос­поминаний, или галлюцинации памяти; заполнение пауз додумыванием.

Конвергентное мышление нацеленное на одно, един­ственно правильное решение проблемы.

Конвергенция – схождение глаз на цели.

Контаминация (от лат. contaminatio соприкосновение, смешение) – взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаще всего слов или словосо­четаний), приводящее к возникновению, не всегда зако­номерному, новых единиц или к развитию у одной из единиц нового значения; например, контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приводит к неправильному выражению «играть значение».

Кортиколuзация – развитие коры больших полушарий.

Креативность – творческие возможности и способнос­ти, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Лабильность мыслительной деятельности – импульсив­ное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках.

Латералuзация – процесс, посредством которого опре­деленные функции локализуются в левом или правом полушарии.

Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полуша­рий мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формируюшийся в он­тогенезе.

Миелинuзация – процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пyти центральной нервной системы. Миелиновые оболочки по­вышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способнос­тей.

Модальность – ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария; обеспечивает целостность работы головного мозга.

Морфогенез – морфологическое созревание мозга.

Моторная асимметрия – асимметрия рук, ног, лица, тела.

Невроз выраженное нарушение функционального со­стояния нервно-психической сферы.

Невротизация – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

Нейроны – клетки, образующие нервную систему; фор­мируются в пренатальный (дородовой) период, но про­должают расти и образовывать отростки в течение всей жиз­ни человека.

Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейро­психологических особенностей ученика и учителя.

Нейротрансмиттер (от лат. transmitto передаю) – био­логические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов.

Онтогенез – индивидуальное развитие человека от зача­тия до конца жизни.

Парафазия (речевая асимволия) – замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу.

Паттерн – структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

Персеверация – навязчивое, цикличное повторение од­них и тех же движений, мыслей, переживаний, застрева­ние на звуке или слоге.

Перцептивная (от лат. perceptio представление, воспри­ятие) то же, что восприятие.

Писчий спазм – невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

Половые дихотомии – половые различия.

Праксис способность осуществлять сложные целена­правленные движения и действия.

Пренатальный период развития человека до рождения.

Перинатальный – период развития человека во время рождения.

Постнатальный – период развития человека после рож­дения.

Просодия – интонация устной речи.

Псевдореминисценции – искаженные воспоминания, иллюзии памяти.

Резонерство – разглагольствования по несущественно­му поводу; обычно банальные нравоучения, морализован­ные истины, известные изречения.

Релаксация – состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.

Реминисценция – более полное и точное воспроизведе­ние сохраненного в памяти материала по сравнению с ма­териалом, первоначально заученным.

Ригидность – невозможность изменять собственные цели­, программы в соответствии с изменяющимися условиями.

Сенсорная асимметрия – асимметрия зрения, слуха, ося­зания, обоняния, вкуса.

Сенсорная система – нервный аппарат восприятия, ана­лиза и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зри­тельную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестети­ческую и другие сенсорные системы.

Сигнальная система первая – система условно-рефлек­торных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Сигнальная система вторая – система способов регуля­ции психической активности, связанная с речью.

Симпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам про­водятся импульсы, вызывающие повышение обмена ве­ществ, учащение сердцебиения, сужение сосудов, расши­рение зрачков и др.

Симптом – внешний признак какого-либо явления.

Симультанные функции – одновременные функции.

Синапс (от греч. synapsis соединение) – область кон­такта нейронов друг с другом и с клетками исполнитель­ных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение переда­ется посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другим способом (смешан­ный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4–20 тыс. синапсов, некоторые нейроны – только по од­ному.

Синдром – определенное сочетание признаков (симпто­мов), имеющих общий механизм возникновения.

Синектика – процесс, в котором метафоры использу­ются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знако­мым, а общеизвестное – незнакомым.

Синкинезии – дополнительные движения, которые ис­полняются либо преднамеренно, либо автоматически (на­пример, движения рук при ходьбе).

Сукцессивные функции – последовательные функции.

Тонкая моторика – способность выполнять точные дви­жения малой амплитуды.

Филогенез – эволюционное развитие человека.

Флюктуация внимания – неустойчивость концентрации внимания.

Фонемы – смыслоразличимые звуки речи.

Функциогенез – созревание психических функций.

Функциональная асимметрия полушарий – неравноценность, качественное различие того «вклада», который де­лают правое и левое полушария мозга в каждую психичес­кую функцию.

Холистическое обучение целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало.

Экспрессивная речь внешняя устная и письменная речь.

Экстраверсия (экстравертированность) – характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориен­тированного на внешний мир, коллектив.

Элиминация – исчезновение.

Эмбриогенез – внутриутробное развитие плода.

Эмоциональная лабильность импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования.

Энурез – ночное недержание мочи ребенком после 3 лет.

Эфферентация – поток нервных импульсов, поступаю­щих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь).

Эфферентный (от лат. efferens выносящий) – вынося­щий, выводящий, передающий импульсы от нервных цен­тров к рабочим органам (например, эфферентные, или цен­тробежные, нервные волокна).

Эхолалия – повторение услышанных звуков.

Эхопраксии подражательные движения.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.009 с.)