Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция раннего детского аутизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При коррекции раннего детского аутизма коррекционные воздействия преимущественно ориентированы на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы; любое психологическое воздействие влияет не только на конкретные патологические проявления, но и на целостность проявления. Ориентация направлена на структуру уровней, точное определение объекта задачи работы. Ориентация на структуру определяет выбор тактики и стратегии работы, позволяет дать точный прогноз динамики состояния и поведения ребенка. Осуществляются поиск места данного симптома в иерархии аффективной дезадаптации, выявление патологической иерархии внутри системы аффективной организации. Содействие развитию тонической регуляции эмоциональной системы обеспечивает приток необходимых аффективных впечатлений. Работа направлена на коррекцию эмоциональной сферы личности ребенка. В ходе работы формируются устойчивые поведенческие механизмы, обеспечивающие стабильность саморегуляции внутренних аффективных процессов и способность адекватно эмоционально контактировать с миром. Ведется работа по налаживанию взаимоотношения ребенка с близкими. Этапы работы при РДА: выявление глубины аффективной дезадаптации; проведение качественной диагностики (выявление сохранных уровней регуляции для опоры при коррекции). Коррекционная работа начинается с установления аффективного контакта с ребенком. Для этого используются самые разные средства: опосредованный непрямой контакт (через игрушку); наблюдение за внешней активностью ребенка (следуя за ним и называя предметы до тех пор, пока ребенок не поймет и будет вести опосредованную игру, специально останавливая взгляд). Параллельно идет работа, направленная на повышение тонуса ребенка. Нужно расширить сферу положительных эмоций и заблокировать отрицательные – через всевозможные манипулирования со светом, звуком, огнем, водой, песком, простые игровые действия, ритмические игры и танцы. Все это способствует позитивному эмоциональному восприятию окружающего и ведет к побуждению собственной эмоциональной активности ребенка. Необходимо выяснить, какие объекты вызывают страх, чтобы убрать их из пространства психотерапии; при их наличии вызывать у ребенка позитивные эмоции трудно. Для снятия двигательного возбуждения проводится стимуляция активности ребенка к самостоятельной деятельности – пение, танцы. Важное значение имеет коррекция негативных эмоциональных переживаний (страхи и агрессия). Наиболее эффективными средствами коррекции страхов являются десенсибилизация и психодрама. Десенсибилизация – метод коррекции аффективных нарушений, заключающийся в том, что наиболее пугающий стимул предъявляется после релаксации, если ребенок пугается – опять релаксация до полного отсутствия страха, увеличение интенсивности стимула, разыгрывание не с ребенком, а с объектом (на куклах). При коррекции агрессии применяется техника игнорирования, психолог не замечает агрессивных выпадов, включает агрессию в контекст игры, либо устанаавливает запрет ребенку на агрессивное поведение. Психотравматическое разворачивание агрессии допускается до ее позитивного завершения. Коррекция межличностного взаимодействия и социальной ситуации методом холдинг-терапии Марта Веми: приласкать адекватно ситуации. Матери взять ребенка на руки и удерживать его на руках. Мама должна в максимальной степени использовать средства убеждения, а не физическую силу. Желательно присутствие отца, поддерживающего маму в сложной ситуации, иногда отец берет ребенка к себе, предоставляя матери возможность отдохнуть. Задача психолога – поддержать обоих. В начале холдинг-терапии ребенок бурно сопротивляется и вырывается, поэтому необходимо убедить ребенка в том, что его любят, что он важен и что ему хотят помочь. Через некоторое время, когда он успокаивается и ведет себя адекватно, у него появляется возможность смотреть в глаза и разговаривать с сидящим рядом. С каждым следующим сеансом первая фаза сокращается, а вторая удлиняется, в поведении прослеживается амбивалентность. По мере освоения этой техники родители смогут проводить ее дома, а в центре осуществляется контроль правильности проведения. Вторая фаза длится от
Задания для самостоятельной работы по теме «Психологическая коррекция в специальной психологии»
1. Назовите специфические особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития 2. Каковы особенности коррекционной работы при дефицитарном развитии? 3. Как осуществляется коррекционная работа с детьми с ранним детским аутизмом? 4. Определите место коррекционной работы в системе специального обучения. 5. Подготовьте материал для проведения коррекционного занятия. 6. Подготовьте доклад на тему «Система коррекционно-развивающей работы школьного психолога». Рекомендуемая литература: [58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным методологическим принципом специальной психологии выступает представление о том, что качественные различия между разными типами развития существуют, и их понимание заложено в выводах Л.С. Выготского о первичных, вторичных и последующего порядка недостатках развития. Рассмотренная в настоящем конспекте лекций свойственная каждому типу нарушенного развития система недостатков создает своеобразную (т. е. присущую только данному типу недостаточности) структуру развития вопреки индивидуальным колебаниям отдельных показателей. Практический психолог и педагог должны четко понимать, что именно своеобразное сочетание нарушений первичных, вторичных и последующих порядков определяет специфическую структуру развития, их учет позволит им различать детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи или легкой степенью умственной отсталости, несмотря на их сходство по многим проявлениям.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Агнозия – нарушение восприятия при сохранении ощущений (или на фоне сохранения ощущений). Актиципация – способность предвосхищать события. Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость). Аномия – отсутствие четкой связи между образом и словом. Апперцепция – влияние опыта человека на восприятие им актуальной действительности. Апраксия – расстройство действия, возникающее при сохранности элементарных двигательных функций. Асоматогнозис – полное или частичное невосприятие собственного тела. Аудиальный – относящийся к органам слуха. Аутuзм – крайняя форма психического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида в мир собственных переживаний. Афазия – частичная или полная потеря речевых способностей. Афферентация – постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция). Афферентный (от лат. afferens приносящий) – несущий к органу или в него; передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру. Вариабельность – изменчивость реальных объектов и процессов. Вербальный (словесный) – обозначение форм знакового и речевого материала, процессы оперирования с этим материалом. Визуальный – относящийся к органам зрения. Гештальт – целостная единица сознания, полная структура. Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Гипертонус – неконтролируемое чрезмерное напряжeниe мышц. Гипотонус – неконтролируемая мышечная вялость. Глиальные клетки (нейроглия) – клетки, являющиеся изоляторами нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов. Гнозис (от греч. gnosis знание, познание, узнавание) – адекватное, осознанное восприятие информации. Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от принятых в данном обществе норм и правил. Декстрастресс – стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире. Дендрит – ветвящийся отросток нейрона, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Депривация (социальная) – недостаточная востребованность социальной среды. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. Дивергентное мышление – мышление, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы. Дизартрия (от греч. arthroo издаю членораздельные звуки) – расстройство речи (артикуляции) при поражениях продолговатого мозга (бульбарный паралич), коры головного мозга и др. Дисграфия (аграфия) – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Дискалькулия (акалькулия) – нарушение формирования навыков счета вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга. Дислекция (алекция) – частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. Доминантное полушарие – полушарие, преобладающее в активности. Зеркальное отражение – нарушения зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. Импрессивная речь – внутренняя речь, понимание устной и письменной речи. Индивидуальный латеральный профuль (профиль латеральной организации) – индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и ceнсорной асимметрии. Инертность – «застревание» одной из выбранных тактик мыслительной деятельности независимо от условий, что проявляется в стереотипе действий и цикличности ошибок одного и того же типа. Инсайт – внезапное понимание, мысленное схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, невыводимое из прошлого опыта человека. Интроверсия (интровертированность) – характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Истощаемость – «затухание» тактических приемов тактической деятельности, отсутствие завершенности и контролируемого результата. Квазипространство – упорядоченность в системах знаков и символов, выработанная человечеством для обобщения представлений о мире с возможностью передачи их другим людям (словарный запас, нотная запись, пространство мыслительных процессов и т. д.). Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий обмениваться информацией; происходит синхронизация работы полушарий. Кинестетический – тактильные (телесные) ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия. Комиссуры – нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями. Комфабуляция – вымыслы, принимающие форму воспоминаний, или галлюцинации памяти; заполнение пауз додумыванием. Конвергентное мышление – нацеленное на одно, единственно правильное решение проблемы. Конвергенция – схождение глаз на цели. Контаминация (от лат. contaminatio соприкосновение, смешение) – взаимодействие близких по значению или по звучанию языковых единиц (чаще всего слов или словосочетаний), приводящее к возникновению, не всегда закономерному, новых единиц или к развитию у одной из единиц нового значения; например, контаминация словосочетаний «играть роль», «иметь значение» приводит к неправильному выражению «играть значение». Кортиколuзация – развитие коры больших полушарий. Креативность – творческие возможности и способности, которые могут проявиться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Лабильность мыслительной деятельности – импульсивное изменение тактики мыслительной деятельности, что проявляется в спорадических ошибках. Латералuзация – процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии. Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие «вклада» правого и левого полушарий мозга в каждую психическую функцию. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формируюшийся в онтогенезе. Миелинuзация – процесс образования миелиновой оболочки, покрывающей быстродействующие проводящие пyти центральной нервной системы. Миелиновые оболочки повышают точность и скорость передачи импульсов в нервной системе. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – небольшая неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей. Модальность – ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария; обеспечивает целостность работы головного мозга. Морфогенез – морфологическое созревание мозга. Моторная асимметрия – асимметрия рук, ног, лица, тела. Невроз – выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы. Невротизация – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой. Нейроны – клетки, образующие нервную систему; формируются в пренатальный (дородовой) период, но продолжают расти и образовывать отростки в течение всей жизни человека. Нейропедагогика – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей ученика и учителя. Нейротрансмиттер (от лат. transmitto передаю) – биологические вещества, которые обусловливают проведение нервных импульсов. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от зачатия до конца жизни. Парафазия (речевая асимволия) – замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу. Паттерн – структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов. Персеверация – навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, застревание на звуке или слоге. Перцептивная (от лат. perceptio представление, восприятие) то же, что восприятие. Писчий спазм – невроз, проявляющийся в нарушении почерка, обычно складывается из сочетания дрожания и судорог. Половые дихотомии – половые различия. Праксис – способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия. Пренатальный – период развития человека до рождения. Перинатальный – период развития человека во время рождения. Постнатальный – период развития человека после рождения. Просодия – интонация устной речи. Псевдореминисценции – искаженные воспоминания, иллюзии памяти. Резонерство – разглагольствования по несущественному поводу; обычно банальные нравоучения, морализованные истины, известные изречения. Релаксация – состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения. Реминисценция – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с материалом, первоначально заученным. Ригидность – невозможность изменять собственные цели, программы в соответствии с изменяющимися условиями. Сенсорная асимметрия – асимметрия зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Сенсорная система – нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы. Сигнальная система первая – система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Сигнальная система вторая – система способов регуляции психической активности, связанная с речью. Симпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системы, включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного мозга; участвует в регуляции ряда функций организма: по ее волокнам проводятся импульсы, вызывающие повышение обмена веществ, учащение сердцебиения, сужение сосудов, расширение зрачков и др. Симптом – внешний признак какого-либо явления. Симультанные функции – одновременные функции. Синапс (от греч. synapsis соединение) – область контакта нейронов друг с другом и с клетками исполнительных органов. Между клетками имеется так называемая синаптическая щель, через которую возбуждение передается посредством медиаторов (химический синапс), ионов (электрический синапс) или тем и другим способом (смешанный синапс). Крупные нейроны головного мозга имеют по 4–20 тыс. синапсов, некоторые нейроны – только по одному. Синдром – определенное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий механизм возникновения. Синектика – процесс, в котором метафоры используются для того, чтобы сделать неизвестное хорошо знакомым, а общеизвестное – незнакомым. Синкинезии – дополнительные движения, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе). Сукцессивные функции – последовательные функции. Тонкая моторика – способность выполнять точные движения малой амплитуды. Филогенез – эволюционное развитие человека. Флюктуация внимания – неустойчивость концентрации внимания. Фонемы – смыслоразличимые звуки речи. Функциогенез – созревание психических функций. Функциональная асимметрия полушарий – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию. Холистическое обучение – целостный системный подход в обучении, отвергающий отвлеченное начало. Экспрессивная речь – внешняя устная и письменная речь. Экстраверсия (экстравертированность) – характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив. Элиминация – исчезновение. Эмбриогенез – внутриутробное развитие плода. Эмоциональная лабильность – импульсивное изменение тактики эмоционального реагирования. Энурез – ночное недержание мочи ребенком после 3 лет. Эфферентация – поток нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы к исполнительным органам (движение и речь). Эфферентный (от лат. efferens выносящий) – выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам (например, эфферентные, или центробежные, нервные волокна). Эхолалия – повторение услышанных звуков. Эхопраксии – подражательные движения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.009 с.) |