Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одаренные дети и особенности их социальной адаптации
Одаренные дети – дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется математическая одаренность. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и характера деятельности. Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности. Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой – легко складывает в уме пятизначные числа, третий – высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом. Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал, что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск «вундеркиндов» как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними, они затрачивают меньше сил. Нельзя забывать и о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно компенсируются энергетические затраты. Поддерживая проявления ярких способностей, полагал А.В. Петровский, нельзя упускать из виду формирование личности. Н. Лейтес [53], который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечал, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, указывает Н. Лейтес, все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н. Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве.
Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний. Изучение одаренности имеет длительную историю, однако терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, высоком уровне умственного развития и многих других особенностях. Воспользуемся термином «одаренность» в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными. Задания для самостоятельной работы по теме «Общие и специальные способности»
1. Что такое акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте? 2. Дайте определение понятий «общие» и «специальные» способности. 3. Каковы критерии одаренности детей? 4. Назовите психолого-педагогические проблемы социальной адаптации одаренных детей. 5. Определите место способностей в структуре психики индивида. 6. Подготовьте материал для диагностики одаренности (тесты умственной одаренности для определения коэффициента интеллекта). 7. Подготовьте сообщение на тему «С.Л. Рубинштейн о связи способностей с деятельностью». 8. Подготовьте сообщение на тему «Феномен способностей». Методические рекомендации При изучении данной темы основная задача – умение разграничивать общие и специальные способности, диагностировать одаренность. Для осуществления поставленной задачи необходимо выполнить все предложенные задания, отработать понятия со словарем, выписать формулировки. Рекомендуемая литература: [31, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53].
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.004 с.) |