Нормальное и аномальное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормальное и аномальное развитие



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Конспект лекций

 

 

Рекомендовано

Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

Тематическое содержание курса.........................................................

Лекция 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА:
НОРМАЛЬНОЕ И АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 9

1.1. Понятие о специальной психологии
как разделе психологической науки. 9

1.2. Основные категории специальной психологии. 10

1.3. Вклад л.с. Выготского в развитие специальной психологии. 11

Задания для самостоятельной работы по теме «Проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии в условиях школьного обучения». 18

Лекция 2. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ.. 19

2.1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения. 19

2.2. Задержка психического развития: понятие, причины, типология. 20

2.3. Особенности психики детей с задержкой психического развития. 23

2.4. Психолого-педагогические особенности
коррекционно-развивающего обучения детей
с задержкой психического развития. 24

Задания для самостоятельной работы по теме «Особенности психического развития детей с задержкой психического развития». 25

Лекция 3. ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.. 26

3.1. Определение школьной дезадаптации. 26

3.2. Причины школьной дезадаптации. 27

3.3. Проявления школьной дезадаптации. Задачи психологов
и педагогов, работающих с детьми группы риска. 28

Задания для самостоятельной работы по теме «Причины и проявления школьной дезадаптации». 29

Лекция 4. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.. 30

4.1. Характер и черты личности. 30

4.2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы.. 31

4.3. Типы акцентуаций характера подростков (по А.Е. Личко) 32

4.4. Развитие и трансформации акцентуаций характера. 33

Задания для самостоятельной работы по теме «Акцентуации характера». 36

Лекция 5. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ 37

5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте. 37

5.2. Личностные особенности поведения младших школьников
и детей предпубертатного возраста,
осложняющие их социальную адаптацию.. 38

Задания для самостоятельной работы по теме «Дезадаптивное поведение у дошкольников и школьников». 39

Лекция 6. АКСЕЛЕРАЦИЯ И ОДАРЕННОСТЬ, ИХ РОЛЬ
В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.. 40

6.1. Акселерация и ретардация. 40

6.2. Общие и специальные способности. 41

6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации. 42

Задания для самостоятельной работы по теме «Общие и специальные способности». 43

Лекция 7. ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 44

7.1. Психопатии. 44

7.2. Отклонение темпов полового созревания. 47

7.3. Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.. 48

Задания для самостоятельной работы по теме

«искаженное и дисгармоническое развитие»........................................... 56

Лекция 8. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. 56

8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости. 56

8.2. Специфика коррекции при задержке психического развития. 57

8.3. Коррекция дефицитарного развития. 59

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза. 60

8.5. Коррекция раннего детского аутизма. 61

Задания для самостоятельной работы по теме «Психологическая коррекция в специальной психологии». 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 64

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психолого-педагогические задачи. Тесты. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сравнительная таблица
ведущих типологий акцентуаций. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Cравнительная таблица акцентуации
и доминирующего типа воспитания. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ. 83

приложение 5. Вопросы к зачету. 84

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 86


ВВЕДЕНИЕ

 

Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которые имеют особые образовательные потребности, а также устанавливающая возможности и пути компенсации нарушений различной сложности. В задачи специальной психологии входит выявление общих и специфических закономерностей психического развития людей с теми или иными типами нарушений, изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности, закономерностей развития личности аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимися, психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Цель предлагаемого пособия:

– ввести студентов-дефектологов в проблематику специальной психологии, что является неотъемлемой частью подготовки специалиста в области специального образования;

– сформировать базовые понятия в изучаемой области.

Задачи дисциплины:

– обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико-ме­то­до­логическим основам специальной психологии;

– ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклоняющегося развития;

– ознакомить студентов с принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы.

Настоящий конспект лекций содержит необходимые сведения по всем разделам специальной психологии, включая возможность практического освоения психодиагностических и психокоррекционных методов работы специального психолога.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студенты должны знать:

– базовые понятия специальной психологии;

– общие и специфические закономерности развития психики детей с различными типами нарушений.

Студенты должны иметь представление:

– о психологической структуре дефекта;

– психологических параметрах дизонтогенеза и уметь выделять их при различных типах нарушений в развитии;

– основных принципах психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Тематическое содержание курса

I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Своеобразие психического развития аномальных детей. Изучение психологических особенностей психических процессов, эмоционально-волевой сферы, личности аномальных детей. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой).

Специальная психология – основа специальной педагогики.

Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства.

Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

II. ДЕФЕКТ И КОМПЕНСАЦИЯ

Исторический аспект рассмотрения понятия компенсации: основные направления в понимании проблемы компенсации. Теория сверхкомпенсации А. Адлера.

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития. Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-пе­да­го­ги­че­ско­го воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребенка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

III. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Общие и специфические закономерности аномального развития.

Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.

Современная терминология, используемая для обозначения детей, нуждающихся в специальной психологической помощи: «дети группы риска», «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья» и др.

Понятие ретардации, дисфункции, асинхронии развития.

Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий (В.В. Лебединский). Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Понятия «умственная отсталость», «слабоумие». Формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Систематика олигофрений по этиологическому признаку.

Г.Е. Сухарева об особенностях олигофрении как специфической формы дизонтогении.

Задержанное развитие. История выделения из детской популяции, представленность в популяции, межполовые различия. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический (К.С. Лебединская). Психическое и социальное развитие детей с различными формами задержки психического развития (ЗПР). Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

Поврежденное развитие. Органическая деменция как вариант поврежденного развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.

Дефицитарное развитие. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы и личности людей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Проблемы дифференциальной диагностики детей с первичными нарушениями речи от других дизонтогений, сопровождающихся речевыми нарушениями (умственная отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм). Психологические аспекты личностной и трудовой реабилитации.

Искаженное развитие. Синдром раннего детского аутизма (синдром Каннера) как специфическое нарушение развития. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия. Особенности психического развития при раннем детском аутизме (РДА): специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера (по К. Леонгарду и А.Е. Личко). Психопатия как вариант дисгармоничного развития.

Дети со сложными нарушениями. Сложный дефект в контексте отклоняющегося развития. Причины появления детей с сочетанными нарушениями в развитии. Подходы к классификации детей со сложным дефектом по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов, или сочетания сенсорных нарушений с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Качественное своеобразие развития ребенка со сложным дефектом.

Принципы психологического сопровождения ребенка с сочетанным нарушением в развитии.

V. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Компенсация и коррекция. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).

Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учет глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости.

Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

VI. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Общие основы психологической диагностики детей с отклонениями в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии: принцип комплексности, принцип целостности психолого-педагогического обследования; изучение в процессе ведущей деятельности и др. Характеристика современных подходов к психологической диагностике отклоняющегося развития и знакомство с конкретными методиками в контексте указанных направлений. Психологический диагноз, его виды. Выделение важнейших элементов структуры нарушенного развития. Психологическое заключение.


Лекция 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА:

План лекции

1. Понятие о специальной психологии как разделе психологической науки.

2. Основные категории специальной психологии.

3. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии.

 

Ключевые понятия: психология, спецпсихология, психофизиологические особенности, социальная адаптация, реабилитация, аномальный ребенок, дефект, закономерности психического развития (общие, специфические), дети с проблемами в развитии, аномальное развитие, первичные и вторичные нарушения, коррекция, реабилитация, адаптация, дефектология.

План лекции

2.1. Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения.

2.2. Задержка психического развития: понятие, причины, типология.

2.3. Особенности психики детей с задержкой психического развития.

2.4. Психолого-педагогические особенности коррекционно-разви­ва­ю­ще­го обучения детей с задержкой психического развития.

 

Ключевые понятия: пресыщаемость, психофизический инфантилизм, астения, церебрастения, патологическое развитие личности.

План лекции

3.1. Определение школьной дезадаптации.

3.2. Причины школьной дезадаптации.

3.3. Проявления школьной дезадаптации. Задачи психологов и педагогов, работающих с детьми группы риска.

 

Ключевые понятия: школьная дезадаптация, минимальная мозговая дисфункция, гиперактивность, стресс, фрустрация, эмоциональная депривация, неврозы, страхи, депрессия, неврастения.

 

План лекции

4.1. Характер и черты личности.

4.2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы.

4.3. Типы акцентуаций характера подростков (по А.Е. Личко).

4.4. Развитие и трансформации акцентуаций характера.

 

Ключевые понятия: характер, типы акцентуаций (лабильный, циклоидный, астенический, боязливый, психастенический, шизоидный, застревающий, эпилептоидный, демонстративный, гипертимный, дистимный, неустойчивый, конформный).

 

Характер и черты личности

 

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале ХХ в. была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Приведем основные из них.

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не случайны. Они образуют четко различимые профили, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Существует ряд классификаций характеров, которые строятся главным образом на описаниях акцентуаций характера. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

4.2. Акцентуации характера как крайний вариант нормы

Акцентуация характера, по А.Е. Личко [24], – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатные кризы»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор, предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, что открывает перспективы для психопрофилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением человека. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две группы акцентуации характера: явную и скрытую.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается довольно постоянными чертами определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно обнаружиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Существует две классификации типов акцентуаций – первая предложена К. Леонгардом [25], а вторая – А.Е. Личко [26]. Сопоставление этих классификаций приводится в прил. 2.

 

План лекции

5.1. Предпосылки дезадаптивного поведения в школьном возрасте.

5.2. Личностные особенности поведения младших школьников и детей предпубертатного возраста, осложняющие их социальную адаптацию.

 

Ключевые понятия: патология, патологический криз, акселерация, ретардация, инфантильность.

План лекции

6.1. Акселерация и ретардация.

6.2. Общие и специальные способности.

6.3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

Ключевые понятия: акселерация, ретардация, способности, одаренность, асинхрония, гетерохронность.

Акселерация и ретардация

 

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно-антропометри­че­ских исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками. Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившейся структурой питания, улучшением гигиенических условий, увеличившимся потоком информации, социокультурными факторами и т. д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1–2 года.

Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека. Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

– диссоциацией между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

– диссоциацией между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

– диссоциацией между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа. Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще – его ретардация, у девочек – дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.

 

План лекции

7.1. Психопатии.

7.2. Отклонение темпов полового созревания.

7.3. Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.

 

Ключевые понятия: дисгармоническое психическое развитие, патологическое формирование личности, отклонение от темпа полового созревания, психопатия, невропатия, аутизм, этиология.

 

Психопатии

 

Психопатия – стойкий дисгармонический склад психики. Психопатические личностные свойства не имеют тенденции к прогрессированию, могут видоизменяться под влиянием биологических и социальных факторов. Систематика психопатий сложна, это связано с многообразием вариантов их промежуточных положений и нечеткостью границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями, в этом заключается проблематика дифференциальной диагностики.

Классификация психопатий. Систематика, предложенная в 1915 г., базируется на феноменологических, социальных и клиникоописательных принципах, варианты выделены на основании внешней картины поведения и взаимоотношений в социуме: 1) возбудимые; 2) безудержные;
3) импульсивные; 4) лгуны и фантасты; 5) враги общества; 6) патологические спорщики.

Классификация, разработанная Шнайдером в 1923 г., включает следующие варианты: 1) гипертимные; 2) депрессивные; 3) неуверенные в себе; 4) фанатичные; 5) ищущие признания; 6) эмоционально лабильные;
7) эксплазивные; 8) бездушные; 9) безвольные; 10) астеничные. Выделяется доминирующий клиникоописательный принцип.

В 1921 г. Кречмер предложил классификацию на основании сходства клинической картины с особенностями личности при различных психических заболеваниях: 1) шизоидный тип личности соответствует шизофреническому типу; 2) циклоидная личность соответствует маниакально-де­прес­сивному психозу; 3) эпилептоидная личность – эпилепсии.

Ганнушкин в 1933 г. выделил 9 клиникоописательных вариантов:
1) циклоиды; 2) эпилептоиды; 3) шизоиды; 4) истерический тип; 5) неустойчивый тип; 6) антисоциальный тип; 7) конституционально глупые;
8) параноики; 9) астеники.

Г.Е. Сухарева в 1959 г. предложила систематику по этиологическому критерию. Выделено три группы – конституциональные, органические, смешанные.

В результате синтеза накопленного опыта А. Личко и В. Ковалев разработали систематику психопатий: к конституциональным относятся шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психоастеническая; к органическим – возбудимая и бестормозная; к смешанным – истерическая, неустойчивая.

М. Буянов считал, что при любой психопатии существует врожденная дисгармония биологических компонентов личности. Наблюдаются различные симптомы дизонтогенеза (неврозоподобная симптоматика) – тики, энурез, экопрез, заикание, психопатический дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Этиология психопатий: конституционально-генетическое наследование фактора. Органические психопатии возникают под влиянием экзогенно обусловленных вредностей на ранних этапах онтогенеза. Патогенез малоизучен. Крепелин полагал, что в основе лежит парциальный инфантилизм в личностной сфере, не затрагивающий интеллектуальной сферы. Кречмер считал, что патогенез психопатии подобен психическому заболеванию. По мнению Сухаревой, в основе патогенеза лежит нарушение формирования корково-подкорковых связей.

Рассмотрим клинико-психологическую структуру психопатий.

1. Шизоидная психопатия обусловлена влиянием конституциональных черт, характеризуется повышенной чувствительностью, признаками аутиз­ма, ранимостью, отсутствием непосредственности и жизнерадостности, сухостью в отношениях, ранним развитием речи при задержке моторного развития. Протекает как скрытые формы раннего детского аутизма, различие – в отсутствии интеллектуального дефекта.

2. Эпилептоидная психопатия может быть обнаружена уже в 2 года: отмечается эмоциональная вязкость, определенная направленность эмоций и влечений, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость, педантичность и аккуратность. Интеллектуальный дефект и судорожные припадки отсутствуют, отмечается характерная вязкость мышления.

3. Циклоидная психопатия. Диагноз редко ставится в детстве. У детей отмечаются колебания настроения, отсутствие фазности, все время эйфорический фон настроения, гипертимный вариант циклоидной психопатии, активность, склонность к шуткам, озорству, чрезмерная общительность. Гипотимные фазы проявляются после периода половой зрелости.

4. Психастеническая психопатия характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, его пугает все новое и незнакомое. Ему присущи нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладания с тревогой и страхами формируются навязчивые ритуалы, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.

5. Органические психопатии (возбудимый (эксплозивный) тип). Чаще наблюдаются у мальчиков, характеризуются аффективной и двигательной возбудимостью, легкостью возникновения аффективных вспышек, агрессией, упрямством, злобностью, негативизмом, астенической расслабленностью, вялостью и слезами. Настроение не устойчиво, отмечаются колебания в сторону дисфорий, конфликтность и бурные протестные реакции. Такие дети часто попадают в асоциальные группы.

6. Бестормозной вариант может быть спровоцирован инфекционными заболеваниями (эпидемический энцефалит, перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным, эйфорическим фоном настроения. Наблюдается грубая откликаемость на внешние раздражители, некритичность при сохранности интеллекта. Отмечается патология влечений, привязанность к импульсивным сексуальным эксцессам, склонность к бродяжничеству.

7. Истерическая психопатия обусловлена влиянием конституционально-генетических факторов, ранним воздействием экзогенных факторов, чаще характерна для женщин. Симптоматика связана с психической незрелостью. Такие дети капризны, ревнивы к чужим успехам, демонстративны в поведении, жаждут признания, не способны к волевому усилию, учатся хуже, чем позволяет интеллектуальное развитие. Повышенно конфликтны, при ущемленном самолюбии склонны к интригам и сплетням, а также к вымыслам сексуального содержания. Основная дисгармония – между жаждой признания и неспособностью к волевым усилиям.

8. Неустойчивая психопатия – сочетание психической незрелости и дисгармонического инфантилизма. Характеризуется незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью поступков, снижением продуктивности при хорошем интеллекте, неспособностью к длительной целенаправленной деятельности, сенсорной жаждой, потребностью ярких впечатлений, неспособностью к борьбе с трудностями. Такие дети склонны к побегам из дома, бродяжничеству, безответственны и повышенно внушаемы, легко попадают в асоциальные группы. Трудности диагностики связаны с тем, что неустойчивые черты присущи любому ребенку, поэтому диагноз не ставят до достижения 15-летнего возраста. В психиатрии постановка диагноза опирается на биологические и средовые факторы, оказывающие влияние на формирование психопатии. Декомпенсация может быть спровоцирована психотравмирующей ситуацией, соматической патологией, кризисными возрастными периодами.

Рассмотрим модель патологического формирования личности.

Этиология. Неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация, которая накладывается на органическую церебральную недостаточность негрубого резидуального характера, дисгармоническое протекание периода полового созревания.

Патогенез. Формирование идет через два механизма: 1) закрепление патологических реакций, которые постепенно становятся личностными реакциями; 2) непосредственное воспитание патологических черт характера, копирование родителя (возбудимость, неустойчивость, истеричность) в результате отрицательной стимуляции.

Систематика:

– аффективно-возбудимая форма формируется в том случае, если в семье складывается длительная конфликтная ситуация и семейная жизнь наполнена ссорами и агрессией, жестоким обращением (как правило, в семьях алкоголиков). Характеризуется аффективной взрывчатостью, разрядами раздражительности вовне, конфликтностью;

– истероидный тип характерен для девочек, формируется при конфликтных ситуациях в семье, гиперопеке и воспитании ребенка по типу кумира семьи. Таким детям свойственны кокетство и демонстративность;

– психическая неустойчивость формируется в ситуации гипоопеки и безнадзорности. Характеризуется безответственностью, отсутствием чувства долга, слабоволием, лабильностью аффекта, импульсивностью и повышенной внушаемостью;

– тормозимый тип формируется в ситуации доминирования гиперопеки. Характеризуется зависимостью и безынициативностью, пассивностью, неуверенностью, робостью и обидчивостью;

– невротический тип формируется в качестве хронизации невроза у соматически ослабленных детей при неблагоприятных условиях. Характеризуется боязливостью, страхом, ипохондричностью.

Невропатия. Особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Может быть конституциональной и органической. Дефект вегетативной нервной системы проявляется в нарушении сна, аппетита, терморегуляции, метеочувствительности; эмоциональные нарушения вторичны. Г.В. Сухарева выделяет два типа невропатии:

астенический – характерна пассивность, чувствительность, впечатлительность, ранимость, истощаемость. Эти обстоятельства способствуют подверженности невротическим проявлениям в виде страхов, энуреза, тиков, заикания;

возбудимый – наблюдается раздражительность, двигательная расторможенность.

 

ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 

План лекции

8.1. Специфика коррекции при умственной отсталости.

8.2. Специфика коррекции при задержке психического развития.

8.3. Коррекция дефицитарного развития.

8.4. Психологическая коррекция дисгармонического отногенеза.

8.5. Коррекция раннего детского аутизма.

 

Ключевые понятия: сензитивный период, психогимнастика, арт-те­ра­пия, гиперкомпенсаторные реакции, холдинг-терапия, психодрама.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Агнозия – нарушение восприятия при сохранении ощу­щений (или на фоне сохранения ощущений).

Актиципация – способность предвосхищать события.

Амбидекстрия – одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

Аномия отсутствие четкой связи между образом и сло­вом.

Апперцепция – влияние опыт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.113 с.)