Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории теории субъективной ценности как выражение участия покупателей в формировании общественно необходимого трудаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важной частью концепции субъективной ценности и теории предельной полезности выступило учение Менгера о полезности и благе. Менгер отказался от категории «потребительная стоимость» и заменил ее категорией «полезность», которая, однако, по своему экономическому содержанию оказывается тождественной потребительной стоимости. Полезность включает в себя две черты: (1) человеческую потребность и (2) свойства предмета, позволяющие удовлетворить эту потребность. Чтобы полезность стала благом, необходимо добавить еще следующие два условия: (3) познание человеком свойств предмета, его способности удовлетворить потребности и (4) наличие «возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности». Фактически в концепции блага Менгером выявлены основные условия, диктуемые процессом потребления, при которых индивидуальный труд, создающий «предмет», может превратиться в общественно необходимый труд, выступающий в качестве источника стоимости данного «предмета». Кроме того, Менгером фактически показано, что именно от потребителя-покупателя зависит, превращается ли труд, затраченный на производство товара, в общественно необходимый или нe превращается. Важным вкладом австрийской школы в теорию потребительной стоимости явилось раскрытие ее теоретиками системного характера данного явления в учениях о благах низшего (предметы потребления) и высшего (средства производства) порядка и о комплиментарных благах. В соответствии с концепцией благ низшего и высшего порядка потребность человека в каком-либо предмете потребления фактически включает в себя целую цепочку потребностей - в средствах его производства, в средствах производства данных средств производства, в средствах его доставки и хранения и т.д. В свою очередь учение о комплиментарных благах подчеркивает системный характер «благ высшего порядка», т. е. средств производства, отсутствие в которых того или иного необходимот звена, исключающее их нормальное функционирование, ведет фактически к утрате ими потребительной стоимости. Важное место в теории австрийской школы занимает учение о предельной полезности благ. Предельная полезность - это наименьшая полезность в ряду одинаковых хозяйственных благ. В учении выражена зависимость между спросом на товар и степенью удовлетворения потребности покупателя в данном хозяйственном благе. Труд является тем более общественно необходимым, чем более насущную потребность он удовлетворяет, чем больше предельная полезность.
Важное практическое и теоретическое значение в процессе конкретизации категoрии общественно необходимого труда имеет положение австрийской школы об определении ценности средств производства ценностью производимых с их помощью предметов потребления. Вопросы для закрепления материала 1. Исторические, гносеологические и идеологические корни австрийской школы в политической экономии. 2. Особенности предмета исследования. 3. Методология австрийской школы. 4. Теории субъективной ценности и пределъной полезности. Их отношение к трудовой теории стоимости. 5. Шкала Менгера и ее место в концепциях австрийской школы. 6. Учение о комплиментарных благах и его теоретическое и практическое значение. 7. Категории концепции субъективной ценности как выражение участия покупателей в формировании общественно необходимого труда. Тест 1. Предметом анализа австрийской школы является: а) роль покупателя; б) роль производителя; в) роль посредника. 2. Основателями австрийской школы являются: а) У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето; б) Ф. Кенэ, Ж. Тюрго; в) К. Маркс, Ф. Энгельс. 3. Будет ли более качественный товар, содержащий большее количество потребительских свойств, по мнению австрийской школы, дороже? а) нет; б) да. 4. Играют ли затраты труда какую-либо роль при формировании товарных цен, по мнению австрийской школы? а) да; б) нет. 5. Какая существует зависимость между спросом и степенью удовлетворения потребности покупателя? а) обратная; б) прямая.
Рекомендуемая литература 1. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. БёмБаверк, Ф. Визер. - М.: Экономика, 1992. 2. Афанасьев В.С. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости // Вопросы экономики. 2002. №2. 3. Берри Н.П. Австрийская экономическая школа: расхождения с ортодоксией // Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. В 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 2002. Т. 1. Гл. 5.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 8. 5. Блюмин И.Г. Субъективная школа в политической экономии. Т.I, II. - М.: Коммунистическая Академия, 1928; см. также «Избранные экономические произведения». Т. I. М., 1962. 6. История экономических учений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Гл. 27. 7. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. Гл. III. 8. Современная экономическая мысль / Под ред. С. Вайнтрауба. - М.: Прогресс, 1981. Гл. 23. 9. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа. 2001. Т. 3. Гл. 5, 6, 7.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.008 с.) |