Методические указания к курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к курсу



Системный подход Аристотеля к рыночным явлениям

Методология экономического анализа

Древнегреческий ученый изложил свои экономические воззрения главным образом в трудах «Никомахова этика» и «Политика».

Важной методологической ролью обладает подход Аристотеля к товарно-денежным отношениям. В их развитии выделялись следующие этапы:

1) первоначально, в семье, товарные отношения отсутствовали;

2) возникновение непосредственной меновой тортовли излишками производимой продукции без посредства денег Т1 – Т2;

3) появление денег и торговли с помощью денег Т1 – Д – Т2;

4) образование торгового капитала: Д – Т – Д +д;

5) возникновение ростовщического капитала: Д – Д + д.

Аристотель систематизировал экономические явления, разграничивая их на естественные (натуральное хозяйство, мелкая торговля) и неестественные (торговый и ростовщический капитал).

Аристотель впервые применил метод экономической двойственности, положив в основу классификации представление о двойственной структуре товара.

 

Открытие двойственной структуры товара

Аристотель установил двойственную природу товара, проведя различие между его потребительной стоимостью (полезностью) и меновой стоимостью.

Таким образом, товар не только как вещь, обладающая теми или иными полезными свойствами, но и в своем стоимостном качестве может выступить в качестве средства удовлетворения человеческой потребности, т.е. как специфическая потребительная стоимость.

 

Использование метода экономической двойственности для систематизации экономических явлений

Аристотель выделил два вида богатства: «истинное богатство» - воплощено в определенной сумме полезностей (потребительных стоимостей); богатство, представленное в деньгах, меновых стоимостях для осуществления торгoвых, кредитных и т.п. операций. Таким образом, богатство неоднородно, что соответствует двойственной структуре товара.

Аристотель проводит разграничение также двух видов хозяйств. Первый вид хозяйства ориентирован на получение (производство, покупку) потребительных стоимостей. Это «экономия» (натуральное хозяйство, простое товарное производство для удовлетворения собственных потребностей). Второй вид хозяйства «хрематистика» (первые формы капитала - торговое и ростовщическое) имеет целъ обогащение, т.е. получение возможно большего количества денег.

Аристотель разграничивает и два направления науки о богатстве - экономию и хрематистику.

Проводя различие между простым товарным обращением и обращением товаров и денег как капитала, Аристотель фактически зафиксировал двоякую роль денег в этих различных системах товарно-денежных отношений.

 

Теория рабства

Рабство представлялось явлением естественного порядка. Oн считал деление античного общества на рабов и рабовладельцев объективно необходимым и вытекающим из природных различий между людьми, подобно естественному делению людей на мужчин и женщин.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Аристотель о двойственной структуре товара.

2. Труд и потребность как основы товарного обмена в трактовке Аристотеля.

3. Имплицитное использование Аристотелем представления о структуре товара в качестве отправного пункта классификации явлений товарно-денежных отношений.

4. Основные социально-экономические типы хозяйства античного мира в учении Аристотеля об «экономии» и «хрематистике».

5. Учение Аристотеля о первых формах капитала.

6. Теория рабства Аристотеля.

 

Тест

1. К естественным явлениям Аристотель относил:

а) натуральное хозяйство;

б) торговый капитал;

в) ростовщический капитал.

2. Каково схема простого товарного обращения, целью которого является потребительная стоимость:

а) Т1 – Д – Т2;

б) Д – Т – Д + д.

3. К первым формам капитала Аристотель относил:

а) торговый капитал;

б) ростовщичество;

в) торговый и ростовщический капитал.

4. Чем объяснял рабство Аристотель?

а) насилием;

б) природным различием между людьми;

в) Аристотель не рассматривал такой вопрос.

5. Как Аристотель определяет природу товара?

а) как его потребительную стоимость;

б) как его меновую стоимость;

в) как меновую и потребительную стоимость.

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Соч, в 4 т. - М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 154-158, 376-412.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994.

3. История экономических учений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 23-24.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 68-70, 92,95, 163, 175, 338, 419.

5. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. Т.1.

6. Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1960. Т.1, статья «Аристотель».

7. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Советская энциклопедия. 1972. Т.1, статья «Аристотель».


Экономическая политика

В своем развитии меркантилизм прошел две основные стадии.

Первая из них - монетарная система, или концепция денежного баланса, - делала акцент на привлечении денег в страну преимущественно с помощью неэкономических, административных мер.

Вторая ступень в развитии меркантилизма - система мануфактуры, или концепция торгового баланса, - отражавшая более развитые условия функционирования торгово-промышленного капитала, предусматривала привлечение благородных металлов в страну с помощью активного торгового баланса.

Существенной стороной меркантилизма являлась политика протекционизма - всемерная государственная поддержка национального производства.

Одним из основных методологических принципов экономики являлась меновая концепция.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Исторические условия возникновения меркантилизма как первой школы политической экономии и политики первоначального накопления капитала.

2. Особенности методологии меркантилизма.

3. Меркантилизм как специфическая система экономической теории.

4. Теоретики меркантилизма об источниках богатства страны. Политика активного торгового баланса и пути ее обеспечения в трактовке Томаса Мена.

5. Основные этапы в развитии меркантилизма.

Тест

1. Чьи интересы выражали меркантилисты?

а) бесплодного класса;

б) рабочих;

в) торгово-промышленной буржуазии.

2. Главной сферой экономической жизни общества является, по мнению меркантилистов:

а) производство;

б) обращение.

3. Какие предлагаемые меры свойственны меркантилистам?

а) протекционизм, активный торговый баланс;

б) превышение импорта над экспортом;

4. Что являлось критерием производительного труда?

а) труд по добыче золота и серебра;

б) аграрный характер продукта труда.

5. Какая форма капитала абсолютизирована меркантилистами?

а) товарная форма капитала;

б) денежная форма промышленного и торгового капитала.

Рекомендуемая литература

1. Антология экономической классики. - М., 1991. Т.1.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994.

3. История экономических учений. Ч. I. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Гл. 8.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23, Т. 24; Т. 26. Гл. 1, 4.

5. Меркантилизм / Под ред. И. С. Плотникова Л.: Огиз-Соцэкгиз, 1935.

6. Розенберг Д. И. История политической экономии. Т.1. - М.: Огиз-Соцэкгиз, 1940. Гл.IV.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. Книга IV. Гл. I - VIII.

8. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. Гл. 7.


Вопросы для закрепления материала

1. У. Петти как основоположник классической школы в Англии. Его труд «Трактат о налогах и сборах».

2. Методология учения У. Петти и ее связь с развитием естественных наук.

3. У. Петти о свойствах «законов природы» и их использовании в экономике.

4. Особенности трудовой теории стоимости У. Петти. Учение о естественной, политической и рыночной ценах.

5. Постановка У. Петти проблемы общественно необходимого труда.

6. У. Петти о деньгах и «трех кругах» их обращения.

7. Экономическое содержание категории ренты в трудах У. Петти.

8. У. Петти о производительном и непроизводительном труде.

9. Учение У. Петти о цене земли.

 

Тест

1. «Политическая цена» в трактовке У.Петти представляется как:

а) цена, определяющаяся на основе трудового принципа в условиях политических потрясений;

б) цена, определяющаяся полезностью товара для потребителя.

2. Выражением стоимости в количестве денежного товара обладает:

а) «естественная цена»;

б) «политическая цена»;

в) «истинно рыночная цена».

3. Рента определяется как:

а) форма прибавочной стоимости, присваиваемая капиталистом;

б) часть созданной стоимости товара, присваиваемая рабочим.

4. Основой анализа У Петти является:

а) товарная форма промышленного капитала;

б) денежная форма промышленного капитала.

5. У У. Петти центром теоретического исследования становится:

а) обращение;

б) производство;

в) распределение.

 

Рекомендуемая литература

1. Аникин А.В., Аникин В.А. Уильям Петти. - М.: Экономика, 1986.

2. Афанасьев В. С. Возникновение классической буржуазной политической экономии. - М.: Соцэкгиз, 1960.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26.Ч. 1. С. 356-366.

4. Петти У. Экономические и статистические работы. Предисловие д-ра экон. наук Д. Розенберга. - М.: Огиз-Соцэкгиз, 1940.

5. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. Гл. 4 п. 1.


Вопросы для закрепления материала

1. Физиократы о предмете и методе политической экономии. Причины аграрной ориентации экономической теории физиократов.

2. Концепция Ф. Кенэ о «естественном порядке» и свободе торговли.

3. Учение физиократов о производстве. Критика меркантилизма. Проблема производительного труда.

4. Капитал и его структура в трактовке физиократов.

5. Ф. Кенэ и А. Тюрго об общественных классах и принципах их выделения.

6. Методологические предпосылки анализа воспроизводства в «Таблице» Ф. Кенэ и их научное значение.

 

Тест

1. Основоположником формирования теории физиократов является:

а) Ф. Кенэ;

б) У. Петти;

в) А. Смит.

2. Единственной сферой производства, по мнению физиократов, является:

а) промышленность;

б) сельское хозяйство.

3. Как называется труд, резюмирующий основные теоретические, методологические и политические принципы физиократов:

а) «Экономическая таблица»;

б) «Капитал».

4. Как физиократы именуют лиц, занятых несельскохозяйственным, промышленным производством?

а) фермеры;

б) земельные собственники;

в) бесплодный (стерильный) класс.

5. Труд в сельском хозяйстве, по мнению физиократов, является:

а) непроизводительным трудом;

б) единственной формой производительного труда.

Рекомендуемая литература

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. «Экономическая наука до Адама Смита» п. «Физиократия».

2. Дроздов В. Франсуа Кенэ. М.: Экономика, 1988.

3. Кенэ Франсуа. Избранные экономические произведения. - М.: Соцэкгиз,1960.

4. Маркс K., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26.Ч. I.

5. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. - М.: Соцэкгиз, 1961.

6. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. Т.I. Ч. II. Гл. 4.


Смитианская революция

Исследования Адама Смита - великого шотландского ученого XVIII в. (1723-1790) - составили эпоху в развитии мировой экономической мысли. Они знаменовали собой вступление классической школы в стадию зрелости.

Экономическое учение Смита выступило в качестве теоретического исходного пункта противоборствующих друг с другом важнейших течений современной экономической мысли: марксизма и неоклассики.

Главное научное произведение Смита - «Исследование о природе и причинах богатства народов» вышло в свет в 1776 г.

 

Теория доходов

Капиталистическое общество у Смита разделяется нa три основных класса: собственников капитала - предпринимателей, земельных собственников и наемных работников, обладающих собственностью нa свой труд. Соответственно этому распределяются и доходы: предприниматели получают прибыль на свой капитал, собственники земли - земельную ренту, а наемные работники за свой труд получают заработную плату.

Фактически Смит придерживается двух различных концепций по данной проблеме. С одной стороны, опираясь на абстрактный метод, он с позиции первого варианта трудовой теории стоимости предпринял попытку выявить общую основу доходов как от собственности - прибыли, земельной ренты и ссудного процента, так и от труда - заработной платы. С другой стороны, описательный метод Смита наталкивал его нa факториальную трактовку происхождения этих доходов.

Термин «первоначальное накопление капитала» принадлежит Смиту, под которым он понимал исторически исходный пункт капиталистической экономики.

Однако Смит не объяснял, как и вся классическая школа, происхождение прибыли на капитал с точки зрения действия закона стоимости, т.е. закона эквивалентного обмена товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественного труда. Хотя Смит констатировал, что прибыль, как и всякая стоимость, создается трудом рабочих в сфере производства, он полагал, что в сделке купли-продажи между капиталистом и наемным рабочим продается и покупается труд.

Таким образом, для теории Смита характерно противоречие между законом стоимости и законом самовозрастания капитала, впоследствии (в трудах Маркса) получившего наименование закона прибавочной стоимости. Это одно из основных противоречий классической школы, ставивших под удар ее главное научное достижение, ее теоретический и методологический фундамент - созданную ею трудовую теорию стоимости.

Возникновение земельной ренты Смит также связывает с процессами перехода средств производства в частные руки, в данном случае земли в руки земельных собственников.

Смит предпринимает попытку выявить некую общую основу всех доходов от собственности, которую он находит в неоплаченном труде наемных работников.

В производстве, наряду с трудом, принимают участие два других фактора - капитал и земля, владельцы которых получают в виде доходов, соответственно, прибыль на капитал и земельную ренту за пользование землей. Прибыль, с этой точки зрения, представляется в качестве порождения капитала, а земельная рента - как порождение земли.

Смит констатировал тот факт, что равный капитал приносит равную прибыль.

Методологической основой противоречивой трактовки доходов в теории Смита является смешение им двух сторон единого процесса производства товара: процесса создания его потребительной стоимости с процессом создания его стоимости. Дело в том, что в этих двух процессах участвуют различные факторы: если фактором создания стоимости товара выступает только труд товаропроизводителя (в его качестве абстрактного труда), то в процессе производства потребительной стоимости товара участвуют три фактора - конкретный труд, средства труда и предметы труда. Это последнее обстоятельство и послужило для Смита гносеологической (познавательной) основой факториального подхода к вопросу об образовании доходов.

Заработная плата трактуется Смитом как цена труда, а труд рассматривается в качестве товара, которътй наемный работник продает предпринимателю. Описательный метод приводит его к заключению о том, что заработная плата - это цена труда как специфического фактора производства и зависит от ситуации на рынке труда. Абстрактный метод, примененный Смитом, подводит его к пониманию связи заработной платы с процессом воспроизводства «расы рабочих», требующим, чтобы заработная плата несколько превышала прожиточный минимум. Здесь намечается понимание того, что в действительности рабочий продает нe труд, а способность к труду.

Вопросы для закрепления материала

1. Феномен двойственности методологии и теоретической системы А. Смита. Его причины и основные проявления.

2. Научные исходнъrе пункты теории А. Смита. Причины двоякой трактовки «результата годового труда нации».

3. Две теории стоимости А. Смита. Проблема общественно необходимого труда в теории А. Смита.

4. «Догма Смита». Проблема структуры стоимости товара в теории А. Смита.

5. Деньги и их функции в трактовке А. Смита.

6. Учение А. Смита о классах и происхождении их доходов.

7. Теория А. Смита о производительном труде.

8. Влияние А. Смита на структуру и содержание современной экономической мысли.

Тест

1. Главным научным произведением А. Смита является:

а) «Исследование о природе и причинах богатства народов»;

б) «Начала политической экономии и налогового обложения».

2. Концепция «невидимой руки» подразумевает:

а) вмешательство государства с целью регулирования экономических отношений;

б) обеспечение механизмом рынка без вмешательства государства в экономику сочетания частных и общественных интересов.

3. Труд, по мнению А. Смита, - источник стоимости:

а) в сфере торговли;

б) в сфере обращения;

в) в любой отрасли материального производства.

4. Какой(-ие) метод(-ы) исследования экономических проблем применяет А. Смит?

а) описательный;

б) описательный и абстрактный;

в) абстрактный.

5. «Догма Смита» заключается в том, что:

а) стоимость товара складывается из трех доходов – заработная плата, прибыль и рента;

б) стоимость товара складывается только из заработной платы работника.

 

Рекомендуемая литература

1. Аникин А. Адам Смит. - М.: Молодая гвардия, 1968.

2. Антология экономической классики. - М.: Эконов, 1993. Т. I.

3. Афанасьев. В.С. Этапы развития буржуазной экономической мысли (Очерк теории). - М.: Экономика, 1985. Гл. 2 п. 4.

4. Всемирная история экономической мысли. – М.: Мысль, 1997. Т I.

5. История экономических учений. Ч. I. Гл. 11. М.: Издательство Московского Университета, 1989.

6. Маркс. К., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т. 24. Гл. 19 п. II.Адам Смит. Т. 26. Ч. I. Гл. 3 и 4.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. Кн. I и II.


Теория воспроизводства Сэя

В соответствии с теорией воспроизводства Сэй объявлял, что кризисы перепроизводства, охватывающие всю экономику страны, невозможны. Он полагал, что могут иметь место лишь отраслевые кризисы перепроизводства. Свою позицию он аргументировал тем, что каждый товар, предложенный дnя продажи на рынке, представляет собой нe только возрастание предложения на определенную сумму, но и равный ему прирост спроса. Так складывается равенство совокупного предложения и совокупного спроса, исключающее общее перепроизводство товаров («закон Сэя»).

Деньгам он не отводил никакой самостоятельной роли, рассматривая их как простых посредников между обмениваемыми товарами.

Теория Сэя положила начало разработке важнейших принципов и концепций неоклассической школы: ориентации экономической мысли преимущественно на описательный подход как к характеристике природы экономических явлений и процессов, так и к освещению количественных, функциональных хозяйственных зависимостей.

 

Рекомендуемая литература

1. Исторические условия формирования теории Сэя.

2. Противоречия экономического учения Смита как историко-теоретический исходный пункт концепции Сэя.

3. Методологическое и теоретическое содержание антисмитианской революции Сэя.

4. Теория полезности Сэя и ее отношение к трудовой теории стоимости.

5. Принимает ли машина участие в процессе формирования стоимости товара?

6. Смешение факторов процесса создания потребителъной стоимости товара и процесса создания его стоимости как методологическая основа теории факторов производства Сэя.

7. «Закон Сэя»: его содержание, теоретико-методологическое обоснование Сэем и теоретическая и практическая несостоятельность.

 

Тест

1. Из какой теории было обособлено экономическое течение Ж.-Б. Сэя?

а) из учения неоклассической школы;

б) из теории А. Смита.

2. Что обозначает концепция полезности Сэя?

а) отождествление стоимости и количества труда, которое затрачивается на производство товара;

б) отождествление стоимости товара и его полезности.

3. В условиях какого периода верна концепция полезности?

а) краткосрочного;

б) долгосрочного.

4. Труд, капитал и земля в товарном производстве по теории Сэя производят:

а) потребительную стоимость товара;

б) стоимость (ценность).

5. «Закон Сэя» подразумевает:

а) равенство совокупного предложения и совокупного спроса, исключающее общее перепроизводство товаров;

б) превышение совокупного предложения над совокупным спросом при расширении предлагаемых товаров.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 5.

2. История экономических учений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Ч. I. Гл. 14 п.1.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.Гл. 5; Т. 25. Ч. II. Гл. 48; Т. 26.Ч. III.Приложение, пп.1 - 5.

4. Сэй Жан-Батист. Трактат по политической экономии. Фредерик Бастиа. Экономические софизмы. Экономические гармонии. - М.: Дело, 2000.

5. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 T.-СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 2. Гл. 6.


Вопрос о земельной ренте

Рикардо доказал, что земельная рента представляет собой продукт труда, результат действия закона стоимости. С позиции трудовой теории стоимости Рикардо разработал достаточно обоснованную концепцию дифферен­циальной земельной ренты.

Рикардо убедительно доказал, что земельная рента представляет собой сугубо социальное явление, появившееся в связи с возникновением частной земельной собственности и действием закона стоимости. Источником земельной ренты является не земля, как отмечал Рикардо, а труд наемных рабочих в сельском хозяйстве.

Рента оказалась единственной формой прибавочной стоимости, которую классическая школа смогла объяснить с точки зрения трудовой теории стоимости.

Существенную негативную роль сыграло и непонимание Рикардо двойственной природы труда, обусловливающей двойственную природу всех явлений рыночной экономики, в том числе и земельной ренты, которая выступает как в форме дифференциальной, так и в форме абсолютной ренты. Рикардо отрицал существование абсолютной земельной ренты, которую приносят и худшие земли

В свою очередь отрицание абсолютной земельной ренты привело Рикардо к неверному выводу: ликвидация земельной ренты не приведет к понижению цен на сельскохозяйственные товары.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Промышленная революция в Англии на рубеже XVHI -XIX BB. Технологическое содержание и социально-экономические последствия.

2. Влияние промышленной революции на постановку и решение теоретических проблем экономического учения Рикардо.

3. Новое решение проблемы предмета политической экономии Рикардо.

4. Особенности методологии экономического анализа Рикардо.

5. Развитие Рикардо трудовой теории стоимости классической школы.

6. Противоречия теории денег Рикардо.

7. Трактовка Рикардо капитала и его структуры.

8. Учение Рикардо о прибыли. Противоречия между законом стоимости и законом прибавочнай стоимости, а также между законом стоимости и законом средней нормы прибыли в теории Рикардо.

9. Теория земельной ренты Рикардо. Ее содержание и связь с трудовой теорией стоимости Рикардо.

10. Учение Рикардо о динамике заработной платы, прибыли и земельной ренты.

11. Теория сравнительных издержек.

12. Рикардо как завершитель классической школы.

Тест

1. Основным инструментом анализа Д. Рикардо является:

а) теория полезности;

б) трудовая теория стоимости.

2. Предметом политической экономии Д. Рикардо является:

а) сфера производства;

б) сфера обращения;

в) сфера распределения.

3. С точки зрения Д. Рикардо орудия труда:

а) создают новую стоимость;

б) их собственная стоимость переносится на товар.

4. Какая связь существует между прибылью и заработной платой, а также между прибылью и земельной рентой по теории Д. Рикардо?

а) обратная;

б) прямая.

5. Что является источником земельной ренты у Д. Рикардо?

а) земля;

б) труд наемных рабочих в сельском хозяйстве.

 

Рекомендуемая литература

1. Афанасьев В.С. Давид Рикардо. - М.: Экономика, 1988.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 4.

3. История экономических учений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Гл. 12.

4.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26.Ч. II. Гл. 10, 11, 13, 15-17.

5. Рикардо Д. Сочинения в 5 т. - М.: Политиздат, 1955. Т. I. Начала политической экономии и налогового обложения.

6. Розенберг И. Теория стоимости у Рикардо и у Маркса. - М., 1924.

7. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб: Экономическая школа, 2001. Т. 2. Гл. 6, 7.

Теория стоимости Маркса

Маркс показал, что труд товаропроизводителя существенно отличается от труда в условиях натурального хозяйства, для которого характерно отсутствие товарных отношений, хотя и в этом хозяйстве труд обладает двойственной природой.

В условиях товарного производства под воздействием рыночных отношений полезная форма труда превращается в конкретный труд, а труд вообще - в труд абстрактный.

Конкретный труд - полезная форма труда, который производит потребительную стоимость продукта, предназначенного нe для собственного потребления, а для продажи, т.е. товара.

Абстрактный труд - это затрата общественного труда как источник стоимости товара.

Этот подход позволил Марксу определить закон стоимости как закон эквивалентного обмена товаров по общественной стоимости, содержащий в себе неэквивалентность по индивидуальной стоимости.

Маркс приходит к заключению о том, что деньги - это самостоятельная, материальная обособившаяся форма существования стоимости; товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Так, по Марксу, возникают два главных объекта рынка: товары и деньги.

Он установил, что цена - это выражение стоимости товара в количестве потребительной стоимости денежного товара. Она, в силу колебаний спроса и предложения, как правило, не совпадает с его стоимостью.

 

Вопросы для закрепления материала

1. Исторические условия формирования экономической теории К. Маркса.

2. Открытие Марксом двойственной природы труда товаропроизводителей.

3. Метод экономической двойственности как специфический метод экономического анализа.

4. Марксова теория общественного развития. Учение о способе производства, его структуре и месте в общественно-историческом процессе. Новый взгляд на предмет политической экономии.

5. Развитие Марксом трудовой теории стоимости.

6. Учение Маркса о заработной плате, капитале и прибавочной стоимости.

7. Проблема производительного труда в трактовке Маркса.

8. Конкретные формы прибавочной стоимости с позиции теории Маркса.

9. Маркс о социализме и коммунизме.

 

Тест

1. Какому течению экономической мысли положили труды К. Маркса и Ф. Энгельса?

а) неоклассической политической экономии;

б) марксистской политической экономии.

2. Что определяет развитие экономической, политической, социальной жизни общества?

а) способ распределения;

б) способ производства;

в) способ накопления.

3. Форма труда, создающая потребительную стоимость товара – это:

а) конкретная форма труда;

б) абстрактная форма труда.

4. Величина стоимости товаров определяется:

а) средними затратами труда;

б) индивидуальными затратами труда;

в) общественно необходимыми затратами труда.

5. К переменному капиталу относится:

а) предметы труда;

б) рабочая сила;

в) средства труда.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Лрогресс, 1993. Гл. «Карл Маркс».

2. Афанасьев В.С. Великое открытие Карла Маркса. Методологическая роль учения Маркса о двойственном характере труда. - М.: Мысль, 1980.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 7.

4. Выгодский В.С. К истории создания «Капитала». - М.: Мысль, 1970.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 23, 24, 25 (Ч. I и II ), 26 (Ч. I, II и III ).

6. Лоппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Феникс, 1992. Метод Маркса. Пророчество Маркса. Этика Маркса.

7. Розенберг Д.И. Комментарии к «Капиталу» К. Маркса. - М.: Экономика, 1983.

8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 1995. Часть первая. Марксистская доктрина.


Вопросы для закрепления материала

1. Исторические, гносеологические и идеологические корни австрийской школы в политической экономии.

2. Особенности предмета исследования.

3. Методология австрийской школы.

4. Теории субъективной ценности и пределъной полезности. Их отношение к трудовой теории стоимости.

5. Шкала Менгера и ее место в концепциях австрийской школы.

6. Учение о комплиментарных благах и его теоретическое и прак­тическое значение.

7. Категории концепции субъективной ценности как выраже­ние участия покупателей в формировании общественно необходимого труда.

Тест

1. Предметом анализа австрийской школы является:

а) роль покупателя;

б) роль производителя;

в) роль посредника.

2. Основателями австрийской школы являются:

а) У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето;

б) Ф. Кенэ, Ж. Тюрго;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс.

3. Будет ли более качественный товар, содержащий большее количество потребительских свойств, по мнению австрийской школы, дороже?

а) нет;

б) да.

4. Играют ли затраты труда какую-либо роль при формировании товарных цен, по мнению австрийской школы?

а) да;

б) нет.

5. Какая существует зависимость между спросом и степенью удовлетворения потребности покупателя?

а) обратная;

б) прямая.

 

Рекомендуемая литература

1. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. БёмБаверк, Ф. Визер. - М.: Экономика, 1992.

2. Афанасьев В.С. Вклад австрийской школы в развитие трудовой теории стоимости // Вопросы экономики. 2002. №2.

3. Берри Н.П. Австрийская экономическая школа: расхождения с ортодоксией // Панорама экономической мысли конца ХХ столетия. В 2 т. - СПб.: Экономическая школа, 2002. Т. 1. Гл. 5.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 8.

5. Блюмин И.Г. Субъективная школа в политической экономии. Т.I, II. - М.: Коммунистическая Академия, 1928; см. также «Избранные экономические произведения». Т. I. М., 1962.

6. История экономических учений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Гл. 27.

7. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. Гл. III.

8. Современная экономическая мысль / Под ред. С. Вайнтрауба. - М.: Прогресс, 1981. Гл. 23.

9. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа. 2001. Т. 3. Гл. 5, 6, 7.


Вопросы для закрепления материала

1. А. Маршалл о предмете и «особо настоятельных» проблемах экономической науки.

2. А. Маршал об экономических законах.

3. Законы экономической формы и сущностные экономические законы. Их характерные черты и взаимодействие.

4. Особенности применения А. Маршаллом метода экономической двойственности.

5. Трактовка механизма рынка А. Курно и А. Маршаллом. Ее отличия от марксистской и неоклассической точек зрения.

6. А. Маршалл о закономерностях ценообразования. Проблема распределения в трактовке А. Маршалла.

 

Тест

1. А. Маршалл является основоположником:

а) классической школы;

б) австрийской школы;

в) неоклассической школы.

2. Основой явлений и процессов капиталистической экономики является, с точки зрения А. Маршалла:

а) закон спросва и предложения;

б) закон предельной полезности.

3. Что является решающим признаком «совершенного рынка»?

а) различная цена на одинаковые товара;

б) единая цена на дополняющие товары;

в) единая цена на одинаковые товары.

4. Труд трактуется а Маршаллом как:

а) целесообразная форма труда, образующая потребительную стоимость;

б) форма труда, создающая стоимость товара.

5. Закон убывающей отдачи действует относительно:

а) роли человека в процессе производства;

б) роли факторов производства.

 

Рекомендуемая литература

1. Афанасьев В.С. Буржуазная экономическая мысль 30-80-х годов ХХ века (очерк теории). - М.: Экономика, 1986. Гл. I. п.4.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело, 1994. Гл. 9, 10.

3. Бурачас А.И. Теории спроса (макроанализ). - М.: Мысль, 1970. Гл. I п. 2.

4. Козлова К.Б., Энтов Р. М. Теория цены. - М.: Мысль, 1972. С. 20-27. 5. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. - М.: Прогресс, 1993.

6. Никитин С.М. Теории стоимости и их эволюция. - М.: Мысль, 1970. Гл. III, IV п. 1.

7. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. Гл. V п. 2.

8. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. Т. 3.Ч. IV (гл. 5 п. 2, гл. 6 п. 4, гл. 7 п. 6, гл. 8 п. 2(в)), Ч. V (гл. 1 п. 2 (в), гл. 2).


Вопросы к экзамену

 

1. Метод экономического анализа Аристотеля.

2. Открытие Аристотелем двойственной структуры товара.

3. Первое интуитивное исполъзование метода экономической двойственности для систематизации экономических явлений.

4. Роль торгoвого капитала в эпоху первоначального накопления.

5. Системообразующая роль учения об обращении торгового капитала.

6. Меркантилисты о производительном и непроизводительном труде.

7. Принципы экономической политики меркантилизма.

8. Начало развития промышленного капитализма в Англии.

9. У. Петти - основоположник классической школы в Англии.

10. Особенности первого варианта трудовой теории стоимости У. Петти.

11. Первые шаги трудовой теории стоимости У. Петти как системообразующего фактора.

12. Причины аграрной ориентации экономической теории физиократов.

13. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ.

14. Методология анализа процесса простого воспроизводства в «Таблице» Кенэ.

15. Исторические условия формирования теории Смита.

16. Смитианская революция.

17. Первое интуитивное применение метода экономической двойственности А.Смита.

18. Противоречия трудовой теории стоимости и денег А.Смита.

19. Двойственность теории доходов Смита.

20. Две трактовки производительного труда А.Смита.

21. Смит о воспроизводстве и обращении всего общественного капитала.

22. Причины обособления описательного и аналитического блоков теории А. Смита в самостоятельные течения экономической мысли.

23. Антисмитианская революция Сэя.

24. Теория полезности Сэя и ее отношение к трудовой теории стоимости.

25. Теория факторов производства и доходов Сэя. Его трактовка капитала.

26. Теория воспроизводства Сэя. Закон Сэя.

27. Рикардо - завершитель английской классической школы.

28. Методология экономических исследований Рикардо.

29. Предмет политической экономии в трактовке Рикардо – гениальное заблуждение.

30. Развитие трудовой теории стоимости Рикардо.

31. Противоречия теории денег Рикардо.

32. Теория распределения Рикардо.

33. Концепция сравнительных издержек Рикардо.

34. Теория динамики доходов Рикардо.

35. Исторические условия формирования экономической теории Маркса.

36. Открытие Марксом двойственного характера труда товаропроизводителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.263 с.)