Анкета школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой) 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкета школьной мотивации (методика Н.Г. Лускановой)



 

1. Тебе нравится в школе?

- да; не очень; нет.

2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

- с радостью; хочу остаться; по-разному.

З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?

- да, пошел; не знаю; остался дома.

4. Тебе нравится отмена уроков?

- нет; по-разному; нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы не было домашнего задания?

- нет; не знаю; хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?

- нет; не знаю; да.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

- часто; редко; не рассказываю.

8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?

- мне нравится наш; точно не знаю; да.

9. У тебя в класс много друзей?

- да; мало; нет.

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- да; не очень; нет.

Анализ анкетных ответов: за 1-й ответ - 3 балла, за второй - 1 балл, за третий - 0 баллов.

20-24 - хорошая школьная мотивация

15-19 - положительное отношение к школе

10-14 - низкая школьная мотивация

менее 10 баллов - негативное отношение к школе.

Ключ: 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показа­тели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, од­нако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нра­вится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьни­ки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уро­ках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьез­ные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустой­чивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко вос­принимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них не­выносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психи­ческого здоровья.

Приложение 2

Методика «Лесенка уроков» (на основе выявления понимаемых мотивов учебной деятельности, автор М.В Матюхина)

Цели проведения методики:

1. Определение количественного уровня учебной мотивации (суммарный показатель учебной мотивации).

2. Определение уровня внутренней и внешней учебной мотивации, а также их соотношения.

Оборудование и процедура: Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:

· Самые важные (верхняя ступенька);

· Важные (вторая сверху ступень);

· Не очень важные;

· Имеют маленькое значение;

· Совсем для меня не важные (нижняя ступенька "лесенки").

Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине "ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку.

Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и "лесенку". После демонстрации карточек, "лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек.

Инструкция: Дорогой друг! Все ребята учатся. У каждого из них свои причины, из-за которых они учатся, ходят в школу. Мы хотим знать, почему ты учишься, какие из причин для тебя самые главные; какие - важные; какие - не очень важные, а какие - совсем не имеют для тебя значения. Перед тобой 24 карточки, где написаны разные причины, по которым учатся дети. По моей команде все эти карточки надо одну за другой внимательно прочитать и разложить по 5-ти "ступенькам лесенки", каждая из которых - конверт, куда можно вложить ту или иную карточку (показать). Разложи карточки так:

в конверт-"ступеньку", на котором написано "Самые важные" (показать), отложи карточки с самыми важными, главными причинами, по которым ты учишься;

в конверт с надписью "Важные" отложи карточки, которые для тебя имеют важное, но не самое главное значение;

в конверт-"ступеньку" (с надписью "Не очень важные") отложишь карточки с причинами, которые для тебя в учебе не очень важны;

в конверт-"ступеньку" с надписью "Имеют маленькое значение" отложи карточки с теми причинами в учебе, которые для тебя имеют значение, но очень маленькое;

в самый нижний конверт-"ступеньку" отложи карточки, на которых написаны те причины, являющиеся для тебя совсем не важными, не имеющие никакого значения.

На любой ступеньке может быть любое количество карточек. В том, как вы раскладываете карточки, нет правильных или неправильных вариантов ответов. У каждого – свое отношение к разным причинам, по которым учатся в школе дети.

Обработка: Каждая ступенька на лицевой стороне имеет номер (от 1 до 24), совпадающий с указанным порядком суждений (См. Приложение). Это позволяет быстро обработать полученные результаты. Суждения 1-12 направлены на выявление уровня внутренней, а суждения 13-24 - на выявление уровня внешней мотивации учебной деятельности.

Каждая карточка получает тот или иной балл в зависимости от того, в каком конверте она оказалась (на какой "ступеньке"). Карточки, попавшие в конверт с самыми важными причинами (верхняя "ступенька") оцениваются в 5 баллов, а попавшие на нижнюю ступеньку "лесенки" - в 1 балл.

Сумма баллов за все 24 карточки дает общий показатель учебной мотивации (УМ).

Сумма баллов за карточки с номерами 1-12 дает количественный показатель внутренней мотивации УД (УМ1). Сумма баллов за карточки 13-24 - показатель внешней мотивации УД (УМ2).

Таким образом, шкала учебной мотивации будет иметь значения от 24 (если все карточки опущены в конверт с надписью "Совсем не важные для меня") до 120 баллов (если все карточки уместились на одной верхней ступеньке "лесенки"). Соответственно шкалы внутренней и внешней мотивации будут иметь значения от 12 до 60 баллов каждая.

Суждения на карточках:

1. Нравится выполнять упражнения по русскому языку и решать задачи, примеры по математике.

2. Люблю сам выводить правила на уроках русского языка и математики.

3. Люблю сам составлять задачи по математике или упражнения по русскому языку.

4. Нравится на уроках писать, считать, решать задачи разными способами.

5. Люблю думать, рассуждать на уроках.

6. Нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

7. Люблю слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь интересное.

8. Нравится узнавать на уроках правила написания слов или о математических действиях.

9. Хочу знать, как и почему все устроено, откуда произошли числа, почему каждый предмет называется определенным словом.

10. Я учусь, чтобы больше знать.

11. Нравится узнавать на уроках о словах и числах, о новых книгах.

12. Люблю узнавать новое.

13. Понимаю, что знания мне нужны для будущего.

14. Хочу быть культурным и развитым человеком, полезным людям.

15. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

16. Понимаю свою ответственность за учение перед классом.

17. Хочу получать хорошие отметки.

18. Хочу, чтобы учительница и родители меня хвалили.

19. Не хочу, чтобы меня ругали родители и учителя.

20. Не хочу, чтобы товарищи по классу осуждали меня за плохую учебу.

21. Хочу быть лучшим учеником в классе.

22. Не хочу быть хуже других, отставать от одноклассников в учебе.

23. Хочу самому себе доказать, что могу всему научиться.

24. Хочу знать, смогу ли я сам решить задачи, примеры, выполнить самостоятельно упражнения, которые учитель задает в классе и на дом.

 

 

 

Приложение 3

Анкета (методика Л.П.Ромадина)

Прочтите возможные варианты ответов и для каждого предмета укажите знаком «+» наиболее для вас подходящие.

№, п/п   Отношение                       Примечания
I 1.Иногда на уроке бывает интересно 2.Нравится учитель 3.Нравится получать хорошие отметки                        
II 4. Родители заставляют 5.Учу, потому что это интересно 6.Предмет интересен и полезен для будущей жизни                        
III 7.Узнаю много нового 8.Заставляет думать 9.Получаю удовольствие, работая на уроке                        
IV 10.Легко даётся 11.С нетерпением жду урока 12.Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.                        

 

Приложение 4

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который, как Вам кажется, более подходит Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно; без особой охоты; охотно с радостью; затрудняюсь ответить.

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

- пока нет; не совсем; в основном, да; безусловно, да; затрудня­юсь ответить.

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, нет; не вполне; в основном, да; безусловно, да; затрудняюсь ответить.

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

- пока нет; делится иногда; делится всегда; довольно часто.

5. Каков преобладающий характер этих впечатлений?

- преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; впечатления разные, отрицательных больше; в основном положительные.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

- укажите конкретно

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- помощь нужна всегда; помогаем довольно часто; помогаем иногда; в помощи не нуждается; затрудняюсь ответить.

8. Как преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам, но может отступить; настойчив в преодолении труднос­тей; затрудняюсь ответить.

9. Способен ли сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать к этому; как правило, может; затрудняюсь ответить.

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто; бывает, но редко; такого практически не бывает; затрудняюсь ответить.

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет; скорее нет; скорее да, чем нет; безусловно, да.

12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребенка деятельность классного наставника?

-нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; безусловно, да.

 

Приложение 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.004 с.)