Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы диагностики мотивации учения
Младших школьников Анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме показал, что в настоящее время имеется достаточно большое число методик для диагностики мотивации учения младших школьников и программ для её формирования и развития. В работе предлагается диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности мотивации учения младших школьников, а также рекомендации для учителей и родителей по формированию и развитию мотивации учения младших школьников. Каждая из предложенных методик достаточно информативна, компактна и проста в употреблении (в том числе и для педагога, не имеющего специальное психологическое образование). Возможны индивидуальный и групповой варианты диагностики. Анкетирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой проводилось в 1 Б классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Балашиха Московской области с целью определения уровня школьной мотивации первоклассников. Автор методики отобрала 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию (Приложение 1). Для возможности дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: · ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивался в 3 балла; · нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл. · ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов. Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией: 1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания педагога.
2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. 5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, у них не складываются взаимоотношения одноклассниками, с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Полученные результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1. Таблица 1 Количественный анализ учебной мотивации учащихся 1 класса
Анализ полученных данных, представленных в таблице 1, показывает, что у 30,7% детей низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие дети испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Как показало анкетирование, у большинства школьников (11,6%) наблюдается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще посещают ее, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится красиво одеваться, иметь красивые ручки и тетради. Немаловажны для них и «красивые» отметки, но такие дети проявляют интерес к предмету только перед контрольной работой или срезом. У 46,3% школьников мы выявили хороший уровень мотивации учения, что свидетельствует об их успешности в школьной жизни и в учебном и общественном аспектах. Дети, которые отличаются высокими показателями мотивов, составили 7,6% от общего количества испытуемых. Дети со школьной дезадаптацией – 3,8%. Диаграмма 1
Мотивация учебной деятельности в методике «Лесенка уроков» (на основе "Методики выявления понимаемых мотивов учебной деятельности", автор М.В.Матюхина) представлена соотношением "внутренних" (учебно-познавательных) и "внешних" (социальных) мотивов. Испытуемые получают набор из 24 карточек, на каждой из которых - суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12- с внешними). Таким образом, как и в исходном варианте методики М.В. Матюхиной, испытуемые получают готовый перечень мотивов (суждений, характеризующих мотив), который помогает осознать свои мотивы, выявить наименее осознаваемые. Это особенно важно для младших школьников. Каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" изготовлены из половинок стандартных нелинованных почтовых конвертов. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи:
· Самые важные (верхняя ступенька); · Важные (вторая сверху ступень); · Не очень важные; · Имеют маленькое значение; · Совсем для меня не важные (нижняя ступенька "лесенки"). Карточки с суждениями по размеру должны соответствовать длине "ступеньки" и свободно в ней размещаться. Для многократного использования карточки наклеиваются на тонкий картон и ламинируются. Каждый набор карточек имеет индивидуальную упаковку. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. В последнем случае каждый учащийся получает свой набор карточек в упаковке и "лесенку". После демонстрации карточек, "лесенки" и объяснения инструкции желательно убедиться в том, что каждый испытуемый способен прочесть и понять содержание карточек. Полное описание методики представлено в приложении 2. С целью определения предметно-познавательного интереса учащихся может быть использована методика Л.П.Ромадина (приложение 3). Ученикам предлагается оценить учебный процесс по критериям из анкеты методики, которая содержит 4 блока вопросов, констатирующих уровни сформированности мотивационной направленности: 1 блок – ситуативный интерес (I) 2 блок – учение по необходимости (II) 3 блок – интерес к предмету, заинтересованность (III) 4 блок – повышенный познавательный интерес (IV). Для выявления уровня учебной мотивации учитель может также использовать анкетирование родителей (приложение 4) или беседу с учеником, например, во время проверки домашних заданий. В заключение работы над темой «Формирование и развитие мотивации учения младших школьников» нами были сформулированы педагогические рекомендации для учителей начальных классов и родителей учащихся.
Педагогические рекомендации учителям начальных классов 1) Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации; 2) Свести к минимуму применение наград и наказаний за результаты обучения. Результаты обучения должны соответствовать потребностям и возможностям ребёнка и быть значимыми для него;
3) На уроках осуществлять индивидуальный подход к формированию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей; 4) Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать и половые отличия, так как при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями; 5) Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.); 6) Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. 7) Апробировать и адаптировать программы «Секреты успешной учёбы» и «Шаги к успеху» [21] по профилактике трудностей в учёбе для учащихся начальной школы. Рекомендации родителям по формированию и развитию у учащихся положительного отношения к учению 1. Не опаздывать в школу и в присутствии ребёнка уважительно отзываться об учебном процессе.
2. Рабочее место ребёнка дома должно быть удобным (мебель должна соответствовать его физиологическим параметрам), привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности. Когда ребёнок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его организуют родители, потом они делают это вместе с ребёнком, а затем ребёнок научиться наводить порядок сам. 3. Следует отводить на приготовление домашних заданий 1 – 1,5 часа. Ученик должен рационально относиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и ребёнка, и родителей. Если ребёнок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему, задавая наводящие вопросы об изученном за день, как бы «вытаскивая» знания из ребёнка, но не выполнять всю работу за ребёнка, только ради её выполнения или получения «хорошей» отметки за домашнее задание. 4. Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. 5. Если ребёнок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть её и исправить, но ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать всё задание снова. 6. Все достижения ребёнка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполнения работы. 7. Стараться не допускать невыгодных для ребёнка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить об успехах и достоинствах своего ребёнка в присутствии других людей, особенно учителей, родителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребёнка должны быть позитивными.
Заключение
Теоретическое изучение научной литературы по проблеме и экспериментальная работа, проведённая на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Балашиха Московской области, привели к следующим положениям:
1) Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанные с удовлетворением определённой потребности. Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. 2) Успешность в обучении зависит не только и не столько от интеллектуальных способностей, сколько от силы и структуры мотивации, причём высокая позитивная мотивация может восполнять, по утверждению учёных, недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений, навыков, играя роль компенсаторного фактора. 3) Не все мотивы, влияющие на учебную деятельность школьников, имеют выраженную побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными. 4) В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит познавательная потребность. Причём познавательная потребность развивается неодинаково у разных детей: у одних она носит "теоретическое" направление, а у других она больше связана с практической активностью. 5) Основными источниками учебной мотивации младших школьников являются следующие: – интерес к информации; – интерес к способу действия; – интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем; – потребность в самовыражении; – актуализация творческой позиции; – избегание наказания (физического или морального); – осознание значимости происходящего для себя и других. 6) Положительную, устойчивую мотивацию к учебной деятельности учащихся начальной школы можно сформировать и развивать при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий: - учебная деятельность школьников организуется по этапам: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивный; - подача содержания учебного материала осуществляется через постановку проблемных ситуаций; - учитель на уроках использует различные группы методов мотивации: эмоциональные, познавательные, волевые, социальные. 7) В своей работе учитель должен использовать различные методы мотивации, которые можно разделить на 4 группы: Эмоциональные методы мотивации /I/: 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 –удовлетворение желания быть значимой личностью. Познавательные методы мотивации /II/: 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающая кооперация. Волевые методы мотивации /III/: 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекции, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности. Социальные методы мотивации /IV/: 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованности в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 – рецензирование.
Библиография 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж: 1995. 3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. 4. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // «Начальная школа». – 2004. - № 11. – С. 45-48. 5. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // «Начальная школа. – 2009. - № 1. - С. 8-12. 6. Ефимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Просвещение, 1991. 7. Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 20-26. 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. 9. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010. 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. 11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972. 12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. 13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. 14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984. 15. Мир детства: Младший школьник / Под ред. Хрипковой А.Г.; Отв. ред. Давыдов В.В. – М.: Педагогика, 1981. 16. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 2000. 17. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и её место в психологии //Вопросы психологии. – 1987. - №5 – С. 142 – 157. 18. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/, свободный. 19. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. Кочеткова А.И. – Минск: Изд-во «Мысль», 1997. 20. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. 21. Программы профилактики трудностей в учёбе / авт. - сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. – Волгоград: Учитель, 2007. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., Стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 24. Титова Т.Е. Мотивация успеха // «Начальная школа». – 2007. - №10. – С. 11-14. 25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. 26. Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». - 2006 г. - № 2. - С. 50-51. 27. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. – М.: 1986. 28. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // «Начальная школа». – 2007. - № 2. - С. 18- 19. Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.072 с.) |