ТОП 10:

Тема 7. Историческое направление в политической экономии



План проведения семинарского занятия

1.Вклад исторической школы в развитие экономической теории.

Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения.

2.Экономические концепции Ф.Листа и старой исторической школы.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

3.Экономические концепции новой исторической школы.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

4.Экономические концепции новейшей исторической школы.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

5.Историческая школа в России.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

Фамилии ученых-экономистов:Фридрих Лист, Вильгельм Рошер, Бруно Хильдебранд, Карл Книс, Густав Шмоллер, Карл Бюхер, Луйо Брентано, Вернер Зомбарт, Макс Вебер, Артур Шпитхоф, Иван Бабст, Александр Посников, Иван Иванюков, Иван Янжул, Сергей Витте, Петр Струве, Сергей Булгаков, Михаил Туган-Барановский.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сравните взгляды на предмет и метод экономической науки представителей классической и исторической школ.

2. По каким направлениям учение Ф. Листа о «национальной экономике» отличается от «космополитической» классической теории?

3. Какими особенностями развития Германии объясняется необходимость осуществления «воспитательного протекционизма» Ф. Листа?

4. Чем отличается понимание производительного труда Ф. Листом от взглядов А. Смита?

5. Назовите представителей исторической и молодой исторической школ Германии.

6. Покажите отличия методологии представителей исторической школы от методологии классиков.

7. Какие теоретические взгляды Г. Шмоллера были использованы идеологами фашизма?

8. Согласны ли вы с позицией представителей новой (молодой) исторической школы, объявляющих государственные предприятия социалистическими? Ответ обоснуйте.

9. Сравните взгляды на предмет и метод экономической науки представителей классической и исторической школ.

10. По каким направлениям учение Ф. Листа о «национальной экономике» отличается от «космополитической» классической теории?

11. Какими особенностями развития Германии объясняется необходимость осуществления «воспитательного протекционизма» Ф. Листа?

12. Чем отличается понимание производительного труда Ф. Листом от взглядов А. Смита?

13. Назовите представителей исторической и молодой исторической школ Германии.

14. Покажите отличия методологии представителей исторической школы от методологии классиков.

15. Какие теоретические взгляды Г. Шмоллера были использованы идеологами фашизма?

16. Согласны ли вы с позицией представителей новой (молодой) исторической школы, объявляющих государственные предприятия социалистическими? Ответ обоснуйте.

17. Основные выводы книги Булгакова С. «Капитализм и земледелие».

18. Христианская философия хозяйства С. Н. Булгакова.

19. Булгаков С. об экономическом и социальном прогрессе.

20. Вопрос о национальном рынке при капитализме, критика народничества (П. Струве, М. Туган-Барановский, С. Булгаков).

21. Каковы экономические взгляды М.И. Туган-Барановского на социализм?

22. Раскройте основные идеи работы М.И. Туган-Барановского «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь».

23. Какую связь проводит М.И. Туган-Барановский между теорией предельной полезности и трудовой теорией стоимости?

24. В чем заключается закон инвестиционной теории циклов М.И. Туган-Барановского?

25. Какие принципы кооперации были разработаны М.И. Туган-Барановским?

26. Какова специфика учения о заработной плате М.И. Туган-Барановского?

Творческие задания

1. Изложите свой взгляд на теорию Ф. Листа, главное положение которой гласит: для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородиться протекционистскими тарифами. Как Вы считаете, подтвердилась ли эта теория в наше время? Аргументируете свой ответ.

2. Сформулируйте Вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране «духа капитализма», исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?

3. Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский в своем учебнике «Основы политической экономии» дает следующую формулировку целей хозяйственной деятельности: «Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. Поэтому мы должны экономизировать силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних».

Определите, какая принципиальная неточность допущена в этой формулировке. Как формулируются экономические цели в современной экономической теории?

 

Тестовые задания

1.У каких направлений применяется исторический подход к экономике?

а) классическая политэкономия;

б) маржинализм;

в) институционализм.

2.Что включает Ф. Лист в понятие «производственные силы нации»?

а) национальный масштаб, все общественные институты

б) индивидуальный масштаб

в) правильного ответа нет.

3. В чем суть конкретно-исторического метода старой исторической школы?

а) в признании общих закономерностей общественного развития;

б) в приверженности идеалам романтизма;

в) в накоплении и сборе исторических фактов, доказывающих как разнообразие форм хозяйственной жизни, так и их относительный характер;

г) в примате общества над индивидуумом;

д) в отрицании общих идеалов экономического развития стран и народов.

4. Новая историческая школа была преемницей старой школы, потому что она:

а) отвергала метод научных абстракций и дедукции;

б) использовала метод накопления фактов и наблюдений;

в) не разделяла принципы теории трудовой стоимости;

г) использовала метод робинзонады;

д) придерживалась принципов свободной торговли.

5.Что такое «идеальный тип» хозяйства в теории М.Вебера?

а) абстрактная теоретическая модель системы социальных отношений;

б) человек руководствуется моральными ценностями;

в) рациональное поведение человека.

6. Чем новая историческая школа отличалась от старой?

а) полемизировала не с классической школой, а с маржиналистами и неоклассиками;

б) воспринимала идеи социализма;

в) отвергала не только идею общих экономических законов, но и саму идею экономического закона;

г) давала внеэкономическое объяснение хозяйственным процессам;

д) все ответы верны.

7. Распространение либерально-экономических концепций в Германии XIX века связано с появлением Старой и Новой исторических школ. Назовите представителей Новой исторической школы:

а) Ф. Лист;

б) В. Рошер;

в) Л. Брентано;

г) Г. Шмоллер.

8. Лист считал, что источником богатства является:

а) только труд;

б) отсутствие в народе лени;

в) активное сальдо торгового баланса;

г) развитие производительных сил нации.

9.Что такое «идеальный тип» хозяйства в теории М.Вебера?

а) абстрактная теоретическая модель системы социальных отношений;

б) человек руководствуется моральными ценностями;

в) рациональное поведение человека;

г) капитализм.

10. Главной идеей Ф. Листа является положение о том, что:а) существует три стадии развития производства (земледельческая, земледельческо-промышленная, промышленная);б) сущность социализации – в уравнительном распределении земли;в) фазы промышленного цикла определяются процессом инвестирования;г) общественный прогресс определяется степенью индивидуального развития личности.11. Назовите основные экономические идеи М. Вебера:а) капитализм – это зло;б) капитализм – это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;в) для «экономического человека» характерны: трудолюбие, честность, скромность;г) существует связь между религией и экономической организацией общества.12. Принцип промышленного воспитания нации при определении роли государства в защите национального рынка выдвинул:а) В. Рошер;б) Ф. Лист;в) К. Книс;г) Л. Брентано.13. М. Вебер рассматривал капитализм как экономическую систему, имеющую ряд объективных и субъективных предпосылок. Выберите положения, которые относятся к первой группе:а) частная собственность на средства производства;б) свободный рынок ресурсов;в) наличие предпринимателя-собственника;г) средства обращения и информации.14. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономической науки:а) сферу обращения (потребление);б) сферу производства (предложения);в) сферу обращения и производства одновременно;г) сферу сельскохозяйственного производства;д) совокупность экономических и неэкономических факторов.

15. Лист считал, что капитализм свободной конкуренции – это:

а) прошлое человечества;

б) будущее человечества;

в) характеристика хозяйства, относящаяся только к особенностям развития Англии;

г) эксплуататорская система хозяйства, которую при определенных условиях можно миновать в развитии и создать более справедливое общество.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.007 с.)