Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в.



План проведения семинарского занятия

1. Институционализм в экономической науке.

Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения.

2. Экономические взгляды Т. Веблена.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

3. Статистический институционализм У.К. Митчелла.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

4. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

5. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

6. Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

Фамилии ученых-экономистов: Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Коммонс, Джон Кеннет Гэлбрейт,Джеймс Бьюкенен, Франсуа Перру, Гуннар Мюрдаль.

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте понятия «институция» и «институт»?

2. Назовите временные (исторические) рамки развития институционализма.

3. С именами каких учёных связано развитие институционализма?

4. Какие основные методологические подходы объединяют представителей этого направления?

5. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма?

6. Как Вы понимаете междисциплинарный подход институционалистов?

7. Почему институционализм считают альтернативой неоклассической теории?

8. Сформулируйте методологические особенности институционализма.

9. Назовите основные течения институционализма и укажите их особенности.

10. Назовите схожие и специфические методологические принципы институционализма и исторической школы Германии.

11. О каких отрицательных последствиях частной собственности говорит Т. Веблен?

12. В чём суть закона «демонстративного расточительства» Т. Веблена?

13. Раскройте технократическую концепцию Т. Веблена.

14. Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена?

15. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «институты — основа экономического поведения».

16. Изложите основные идеи Т. Веблена в его работе «Теория праздного класса».

17. Каковы предпосылки и сценарий реформ Т. Веблена?

18. Раскройте суть понятий институты, эффект Веблена.

19. Покажите роль сделки в экономической теории Дж. Р. Коммонза.

20. В чем «новизна» трактовки категории «стоимость» у Дж. Коммонса?

21. Изложите особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению.

22. Какие этапы в эволюции «капитализма» обозначил Дж. Коммонс?

23. Условия, предпосылки и необходимость возникновения теорий несвободной конкуренции.

24. Монополистическая конкуренция как составная часть конкурентной рыночной системы.

25. Отличие и общие черты теории несовершенной конкуренции и теории монополистической конкуренции.

26. Каково значение превращения свободной конкуренции в финансовую стадию по теории Дж. Коммонса?

27. Что является двигателем экономической деятельности согласно теории У.К. Митчелла?

28. Покажите отношение У.К. Митчелла к государственному регулированию.

29. В чем состоит личный вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли?

30. Концепция «измерения без теории» У. Митчелла.

31. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?

32. Изложите особенности идей Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла по поводу реформирования экономики.

Творческие задания

1. Институционалисты одни из первых выступили с идеей государственного контроля над экономикой и в теоретическом плане подготовили платформу для последующего распространения кейнсианства. Кроме этого, важнейшим определяющим признаком институционализма является и критическое отношение к неоклассической концепции рынка

Выделите, по каким направлениям подверглась критике неоклассическая школа.

Определите, какие принципы противопоставили институционалисты неоклассикам.

Изучите концепцию социологического направления Ф. Перру (Франция) и исследование проблем третьего мира Г. Мюрдаля (Швеция). Отметьте особенности данных шкал.

2. Дж. Гэлбрейт о плановой и рыночной экономической системе: за или против. Дайте обоснованный ответ.

Тестовые задания

1. Что, по мнению Т. Веблена, является основным пороком капитализма:а) несовершенство юридических норм;б) нечестная конкуренция;в) несовершенство операций по продаже ценных бумаг;г) отсутствие системы государственного страхования от безработицы;д) противоречия между индустрией и бизнесом.

2. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название:

а) конъюнктурно-статистическое;

б) технократическое;

в) социально-психологическое;

г) социально-правовое.

3. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция:

а) протекционизма

б) экономического либерализма

в) социального контроля общества над экономикой

4. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается:

а) сфера обращения (потребления)

б) сфера производства (предложения)

в) сфера сельскохозяйственного производства

г) сфера обращения и сфера производства одновременно

д) совокупность экономических и неэкономических факторов

5. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются:

а) каузальный

б) историко-экономический

в) функциональный

г) эмпирический

д) логической абстракции

е) социальной психологии

6. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи:

а) с возросшим уровнем цен

б) с неизменными ценами

в) со снизившимся уровнем цен

г) с возникновением товаров-субститутов

д) с усилением монополистической конкуренции

7. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает:

а) переход к «индустриальной системе»

б) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»

в) ведущую роль в экономике сферы «малого бизнеса»

г) два обязательных выходных дня в неделю

д) переход к социалистическому обществу

8. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется:

а) юридическим соглашением «коллективных институтов»

б) затратами труда на производство продукта

в) соотношением спроса и предложения на рынке

г) предельной полезностью блага

д) предельными издержками в процессе производства

9. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие:

а) капитализм свободной конкуренции

б) денежное хозяйство

в) финансовый капитализм

г) кредитное хозяйство

д) административный капитализм

10. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы:

а) до первой мировой войны

б) в период первой мировой войны

в) в период экономического кризиса 1929—1933 гг.

г) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

д) после второй мировой войны

11. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой:

а) теории предельной полезности

б) теории народонаселения

в) концепции богатства меркантилизма

г) концепции бескризисного цикла

д) теории эволюции природы Ч. Дарвина

12. Основными движущими мотивами человеческого поведения Т. Веблен признавал:

а) инстинкт мастерства;

б) инстинкт праздного любопытства;

в) родительские чувства;

г) все ответы верны.

13. Класс собственников, по Т. Веблену, характеризуется следующими чертами:

а) демонстративная праздность;

б) демонстративное потребление;

в) завистливое сравнение;

г) рациональное поведение;

д) стремление к накоплению капитала.

14. Дж. Гэлбрейт считал, что:

а) целью техноструктуры является не столько максимизация прибыли сколько постоянный экономический рост, который обеспечивает стабильность и благосостояние граждан;

б) цели техноструктуры находятся в противоречии с интересами общества;

в) в технократическом обществе складываются две системы: рыночная, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и планирующая куда входят корпорации, взаимодействующие с государством;

г) инициатива в вопросе, что должно быть произведено, исходит от суверенного потребителя, а не от крупной производственной организации, стремящейся установить контроль над рынком;

д) «парадокс денежного вознаграждения» состоит в том что чем выше уровень дохода, тем меньшее значение имеют чисто денежные стимулы по сравнению с иными мотивами: радостью творчества возможностью самореализации, независимостью и т д.

15. Систему государственного страхования от безработицы предложил в 1923 г.:

а) Дж. Коммонс;

б) У. Митчелл;

в) Дж. Гэлбрейт;

г) Т. Веблен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.023 с.)