Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Институционализм и неоинституционализм начала XX в.
План проведения семинарского занятия 1. Институционализм в экономической науке. Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения. 2. Экономические взгляды Т. Веблена. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 3. Статистический институционализм У.К. Митчелла. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 4. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 5. Обновленный институционализм Дж.К. Гэлбрейта. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий 6. Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена. Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий Фамилии ученых-экономистов: Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Коммонс, Джон Кеннет Гэлбрейт,Джеймс Бьюкенен, Франсуа Перру, Гуннар Мюрдаль. Вопросы для обсуждения 1. Сформулируйте понятия «институция» и «институт»? 2. Назовите временные (исторические) рамки развития институционализма. 3. С именами каких учёных связано развитие институционализма? 4. Какие основные методологические подходы объединяют представителей этого направления? 5. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возникновение институционализма? 6. Как Вы понимаете междисциплинарный подход институционалистов? 7. Почему институционализм считают альтернативой неоклассической теории? 8. Сформулируйте методологические особенности институционализма. 9. Назовите основные течения институционализма и укажите их особенности. 10. Назовите схожие и специфические методологические принципы институционализма и исторической школы Германии. 11. О каких отрицательных последствиях частной собственности говорит Т. Веблен? 12. В чём суть закона «демонстративного расточительства» Т. Веблена? 13. Раскройте технократическую концепцию Т. Веблена. 14. Что такое «институты» в трактовке американских авторов, в том числе Т. Веблена? 15. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом: «институты — основа экономического поведения».
16. Изложите основные идеи Т. Веблена в его работе «Теория праздного класса». 17. Каковы предпосылки и сценарий реформ Т. Веблена? 18. Раскройте суть понятий институты, эффект Веблена. 19. Покажите роль сделки в экономической теории Дж. Р. Коммонза. 20. В чем «новизна» трактовки категории «стоимость» у Дж. Коммонса? 21. Изложите особенности идей Дж. Коммонса по поводу реформирования экономики правительством, подконтрольным общественному мнению. 22. Какие этапы в эволюции «капитализма» обозначил Дж. Коммонс? 23. Условия, предпосылки и необходимость возникновения теорий несвободной конкуренции. 24. Монополистическая конкуренция как составная часть конкурентной рыночной системы. 25. Отличие и общие черты теории несовершенной конкуренции и теории монополистической конкуренции. 26. Каково значение превращения свободной конкуренции в финансовую стадию по теории Дж. Коммонса? 27. Что является двигателем экономической деятельности согласно теории У.К. Митчелла? 28. Покажите отношение У.К. Митчелла к государственному регулированию. 29. В чем состоит личный вклад У. Митчелла в институциональное направление экономической мысли? 30. Концепция «измерения без теории» У. Митчелла. 31. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»? 32. Изложите особенности идей Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла по поводу реформирования экономики. Творческие задания 1. Институционалисты одни из первых выступили с идеей государственного контроля над экономикой и в теоретическом плане подготовили платформу для последующего распространения кейнсианства. Кроме этого, важнейшим определяющим признаком институционализма является и критическое отношение к неоклассической концепции рынка Выделите, по каким направлениям подверглась критике неоклассическая школа. Определите, какие принципы противопоставили институционалисты неоклассикам. Изучите концепцию социологического направления Ф. Перру (Франция) и исследование проблем третьего мира Г. Мюрдаля (Швеция). Отметьте особенности данных шкал. 2. Дж. Гэлбрейт о плановой и рыночной экономической системе: за или против. Дайте обоснованный ответ.
Тестовые задания 1. Что, по мнению Т. Веблена, является основным пороком капитализма:а) несовершенство юридических норм;б) нечестная конкуренция;в) несовершенство операций по продаже ценных бумаг;г) отсутствие системы государственного страхования от безработицы;д) противоречия между индустрией и бизнесом.2. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: а) конъюнктурно-статистическое; б) технократическое; в) социально-психологическое; г) социально-правовое. 3. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: а) протекционизма б) экономического либерализма в) социального контроля общества над экономикой 4. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: а) сфера обращения (потребления) б) сфера производства (предложения) в) сфера сельскохозяйственного производства г) сфера обращения и сфера производства одновременно д) совокупность экономических и неэкономических факторов 5. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: а) каузальный б) историко-экономический в) функциональный г) эмпирический д) логической абстракции е) социальной психологии 6. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: а) с возросшим уровнем цен б) с неизменными ценами в) со снизившимся уровнем цен г) с возникновением товаров-субститутов д) с усилением монополистической конкуренции 7. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает: а) переход к «индустриальной системе» б) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса» в) ведущую роль в экономике сферы «малого бизнеса» г) два обязательных выходных дня в неделю д) переход к социалистическому обществу 8. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: а) юридическим соглашением «коллективных институтов» б) затратами труда на производство продукта в) соотношением спроса и предложения на рынке г) предельной полезностью блага д) предельными издержками в процессе производства 9. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: а) капитализм свободной конкуренции б) денежное хозяйство в) финансовый капитализм г) кредитное хозяйство д) административный капитализм 10. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: а) до первой мировой войны б) в период первой мировой войны в) в период экономического кризиса 1929—1933 гг. г) в период «нового курса» Ф. Рузвельта д) после второй мировой войны 11. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: а) теории предельной полезности б) теории народонаселения в) концепции богатства меркантилизма г) концепции бескризисного цикла д) теории эволюции природы Ч. Дарвина 12. Основными движущими мотивами человеческого поведения Т. Веблен признавал: а) инстинкт мастерства; б) инстинкт праздного любопытства; в) родительские чувства; г) все ответы верны. 13. Класс собственников, по Т. Веблену, характеризуется следующими чертами: а) демонстративная праздность; б) демонстративное потребление;
в) завистливое сравнение; г) рациональное поведение; д) стремление к накоплению капитала. 14. Дж. Гэлбрейт считал, что: а) целью техноструктуры является не столько максимизация прибыли сколько постоянный экономический рост, который обеспечивает стабильность и благосостояние граждан; б) цели техноструктуры находятся в противоречии с интересами общества; в) в технократическом обществе складываются две системы: рыночная, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и планирующая куда входят корпорации, взаимодействующие с государством; г) инициатива в вопросе, что должно быть произведено, исходит от суверенного потребителя, а не от крупной производственной организации, стремящейся установить контроль над рынком; д) «парадокс денежного вознаграждения» состоит в том что чем выше уровень дохода, тем меньшее значение имеют чисто денежные стимулы по сравнению с иными мотивами: радостью творчества возможностью самореализации, независимостью и т д. 15. Систему государственного страхования от безработицы предложил в 1923 г.: а) Дж. Коммонс; б) У. Митчелл; в) Дж. Гэлбрейт; г) Т. Веблен.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.023 с.) |