ТОП 10:

Тема 1. Истоки экономической науки. Меркантилисты и физиократы



План проведения семинарского занятия

1.Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Форма рассмотрения: дискуссия, цель которой - определить условия развития предмета экономической науки в данный период времени с помощью вопросов для обсуждения.

2.Экономическая мысль средневековья.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

3.Экономическая концепция меркантилизма.

Форма рассмотрения – дискуссия, анализ проблемных ситуаций

4.Учение физиократов.

Форма рассмотрения – обсуждение, выполнение творческих заданий

Фамилии ученых-экономистов:Ксенофонт, Платон, Аристотель, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Джон Ло, Томас Манн, Антуан де Монкретьен, Франсуа Кене, Анн Роббер Жак Тюрго, И.Т Посошков, Петр I.

 

Вопросы для обсуждения

1. Какие взгляды на богатство и его источники существовали в Древнем Мире?

2. В каких формах существовала частная собственность в Древнем Мире?

3. Какое отношение к кредиту и ссудному проценту характерно для Древнего Мира?

4. Какие функции денег признавали мыслители Древнего Мира?

5. Кто из мыслителей Древнего Мира признавал функцию денег как меру стоимости? Как вы понимаете эту функцию?

6. Какие взгляды на цену существовали в Древнем Мире?

7. Какие идеи о разделении труда выдвигали Ксенофонт и Платон?

8. Какие идеи о бюджете содержатся в Артхашастре?

9. Какие экономические проблемы привлекали наибольшее внимание мыслителей Древнего мира?

10. Какие взгляды на цену существовали в Древнем мире?

11. Что говорили о налогах мыслители Древнего мира?

12. Какие экономические проблемы привлекали наибольшее внимание мыслителей средневековья и почему?

13. Какие формы собственности защищаются мыслителями средневековья и почему?

14. Какое отношение к кредиту и ссудному проценту характерно для средневековья?

15. Какие функции денег признавали мыслители средневековья?

16. Какие взгляды на стоимость существовали в средневековье?

17. Какие взгляды на богатство и его источники существовали в средневековье?

18. Какие взгляды на цену существовали в средние века?

19. Назовите методологические подходы меркантилистов.

20. В чём заключается богатство, по мнению меркантилистов?

21. Чьи интересы защищали ранние меркантилисты?

22. Какие свойства денег признавали ранние меркантилисты?

23. Чьи интересы защищали поздние меркантилисты?

24. Какие процессы в экономической жизни общества отражают изменения в основных положениях ранних и поздних меркантилистов?

25. Каких представителей раннего и позднего меркантилизма Вы знаете?

26. Назовите исторические рамки раннего и позднего меркантилизма.

27. Теории денег в эпоху меркантилизма.

28. Ранние меркантилисты считали необходимым обеспечивать активный денежный баланс страны, поздние меркантилисты - активный торговый баланс страны. Покажите различия между этими балансами, а также, чем вызвано различие в требованиях ранних и поздних меркантилистов.

29. В чём сущность экономической политики протекционизма? Какие цели преследовала эта политика? Какими методами она проводится?

30. Какой труд считали производительным меркантилисты? И почему?

31. Закон Грэшема.

32. Кого считают отцом инфляции и почему?

33. Почему «Экономическая таблица» Ф. Кенэ рассматривается в истории экономических учений как первая модель макроэкономического анализа? Ответ обоснуйте.

34. С какой целью физиократы предлагали предоставить экономическую свободу личности? Что означает эта свобода?

35. Почему физиократы считали, что налоги должны платить лишь земельные собственники, а крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налогов?

36. Что означает тезис laisser faire, laisser passer, приписываемый физиократу Венсану де Гурнэ?

37. В какой исторический период и в какой стране сформировалось экономическое направление физиократов?

 

Творческие задания

1. Сравните трактовки основных экономических категорий, данных философами Древней Греции и средневековья. Как они формулируются в современной литературе? Ответ запишите в виде таблицы. Например:

Древняя Греция Средневековье Современная литература
Экономика
«oikonomiks» (греч.) – законы ведения домашнего хозяйства, искусство управления домашним хозяйством    
Рыночная цена
     
Стоимость
     
Обмен
     
Деньги
     
Торговая прибыль
     
Процент
     

 

2. Сравните трактовки основных экономических категорий, данных меркантилистами и физиократами. Ответ оформите в виде таблицы.

3. Найдите пару.

1. Ксенофонт а) «Книга о скудости и богатстве»
2. Аристотель б) «Домострой»
3. Инб-Хальдун в) «справедливая цена»
4. Фома Аквинский г) первая финансовая пирамида
5. Джон Ло д) количественная теория денег
6. Посошков е) хрематистика

 

Проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовкак участию и проведению тематической дискуссии на тему «Меркантилизм как первая концепция рыночных отношений»

Тестовые задания

1. Назовите, какое из представленных положений формулирует предмет истории экономических учений:а) изучение истории становления и развития общественного производства;б) изучение исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.в) рациональный выбор ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

2. Что в переводе с греческого означает слово «экономия»:

а) учение о законах ведения домашнего хозяйства;

б) учение о торговом деле;

в) искусство приращения богатства;

г) учение о богатстве народов;

д) учение о развитии рабовладельческого хозяйства.

3. О каких экономических процессах свидетельствуют письменные источники Древнего Египта, Вавилонии и др.?

а) О господстве натурального хозяйства.

б) О господстве рабовладельческих отношений.

в) О зарождении товарно-денежных отношений.

4. Почему некоторые историки считают Платона первым коммунистом-теоретиком?

а) В его книге "Государство" обосновывается необходимость построения социально-справедливого Идеального государства;

б) Он предлагает ввести принцип распределения по потребностям;

в) У первой касты (философов-управленцев) распределение осуществляется по потребностям;

г) У первой и второй касты нет частной собственности, потребление их организуется на уравнительных началах.

5. Какие функции денег сформировались у Аристотеля:

а) средство соизмерения и посредник в торговле;

б) средство производства;

в) средство платежа;

г) средство сохранения стоимости?

6. Что общего в экономических учениях Аристотеля, А. Смита, К. Маркса?

а) Стремление найти закон образования и изменения цен;

б) Учение о сущности прибыли и ее источниках;

в) Стремление объяснить суть земельной ренты;

г) Учение о цене земли;

д) Учение о полезности товаров.

7. Выберете положение, определяющее основы конфуцианства, заложенные Конфуцием (Кун-цзы):а) этико-политическое учение, оказавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет;б) этико-политическое учение, призывавшее государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примера высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями;в) этико-политическое учение, призывавшее государей управлять народом на основе законов и наказаний.

8.Сущность экономического учения меркантилистов выражается в следующих выводах:

а) Богатство создается трудом;

б) Источником богатства является природа;

в) Богатство создается в обмене;

г) Богатством являются материальные блага и золотые деньги;

д) Богатство страны зависит от таможенной пошлины.

9.Экономическая теория, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, - это:

а) Меркантилизм;

б) Фетишизм;

в) Физиократизм;

г) Маржинализм;

д) Марксизм.

10. Укажите протекционистские меры, используемые в эпоху меркантилизма:

а) С целью обеспечения притока в страну золота и серебра осуществляется регулирование внешней торговли.

б) Поддержка промышленности путём импорта дешевого сырья.

в) Высокие тарифы на импортируемые промышленные товары.

г) Поощрение экспорта, особенно готовой продукции.

11. Меркантилизм формировался в эпоху….

а) формирования национальных государств;

б) формирования мануфактурного производства;

в) отмены крепостного права по всей Европе;

г) национализации?







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.224.8 (0.008 с.)