Европейское право и международное право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейское право и международное право.



ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ

Европейский совет — высший орган политического руковод­ства ЕС. Его статус и назначение определены непосредственно в учредительном договоре. Согласно ст. 4 Договора о ЕС «Ев­ропейский совет дает Союзу необходимые для его развития по­будительные импульсы и определяет для него общие политиче­ские ориентиры». Европейский совет можно квалифицировать как верховную инстанцию Союза. Он не только принимает ре­шения, ориентирующие развитие Союза, но и разрешает возни­кающие политические коллизии, в частности между института­ми или если решение не было найдено в рамках Совета

Весьма важны структурные изменения. Главное из них — уч­реждение поста Постоянного председателя Европейского совета. Он избирается членами Европейского совета сроком на два с по­ловиной года с правом однократного переизбрания. Избранным считается кандидат, получивший поддержку квалифицирован­ного большинства голосов. Пост Постоянного председателя не совместим с национальным мандатом. Возможна также досроч­ная вакансия поста главы Европейского совета. Она имеет место как в силу естественных причин, так и в том случае, если конста­тируются серьезные упущения в его деятельности. На основе до­говорных текстов трудно, конечно, судить о реальной роли По­стоянного председателя. Тем не менее его уже до ведения в силу Лиссабонского договора стали именовать в литературе главой ЕС. Политическая борьба, развернувшаяся вокруг замещения этого высокого поста, свидетельствует о том, насколько важное значение ему придают государства — члены ЕС.

Полномочия Постоянного председателя определены в учре­дительном договоре в самой общей форме. Он собирает два раза в семестр очередные сессии Европейского совета. Возможен также созыв внеочередных сессий по инициативе как Председа­теля, так и государств-членов. Глава Совета председательствует на его заседаниях. Он обеспечивает их подготовку, при этом важно, что эта функция в действительности может иметь очень большое значение для организации работы Европейского сове­та, поскольку достижение консенсуса при принятии его реше­ний в значительной мере будет зависеть от активности и способ­ностей Постоянного председателя.

Выборы этого высокого должностного лица ЕС состоялись в ноябре 2009 г. Они были закрытыми, хотя позиции отдельных государств и круг кандидатов были определены заранее. В итоге победу одержал представитель Бельгии, занимавший ранее пост премьер-министра этой страны. Пока главной его заслугой по­считали умение находить компромиссные решения по спорным вопросам.

С учетом изменений, предусмотренных Договором о рефор­ме, можно определить состав этого высшего политического орга­на ЕС. В него входят Постоянный председатель, главы государств и (или) правительств государств — членов ЕС, являющиеся либо носителями исполнительной власти, либо возглавляющие ис­полнительную ветвь власти. В состав Европейского совета входит также председатель ЕК. Евросовет решает сам, могут ли сопро-

вождать главу государства или правительства министр, ответст­венный за внешнюю политику или ведающий в составе прави­тельства вопросами ЕС. В работе Европейского совета участвует также Высокий представитель по ИДПБ.

Решение о проведении периодических встреч глав госу­дарств и (или) правительств членов Европейских Сообществ было официализировано в 1974 г. на саммите в г. Фонтенбло (Франция). Руководители шести государств-членов решили встречаться не менее трех раз в год для обсуждения наиболее важных вопросов развития Сообществ. Регулярность проведе­ния таких встреч мотивировалась прежде всего необходимостью координации и согласования внешнеполитических усилий, по­скольку вопросы внешней политики находились за пределами ведения Сообществ. Решение саммита формально не носило юридически обязательного характера. Принимаемое на основе консенсуса, оно лишь сообщалось в коммюнике о встрече. Та­кая процедура была использована для придания саммиту осо­бого статуса, исключавшего его инкорпорацию в систему институтов, предусмотренных учредительными актами. Офи-циализация статуса периодических встреч руководителей госу­дарств — членов Сообществ и председателя Комиссии была осуществлена в 1986 г. путем включения соответствующего по­становления в ЕЕА. Формула ЕЕА была повторена и несколько расширена в Договоре о Европейском Союзе и воспроизведена в консолидированном тексте. Современный статус Европейско­го совета регулируется положениями ст. 15 ДЕС.

Решения Европейского совета — это формально-юридиче­ски обязывающие акты. Однако пока они скорее напоминают директивные указания, которым должны следовать и которыми должны руководствоваться в своей практической деятельности правительства государств-членов и институты ЕС.

Реальные полномочия Европейского совета могут быть оп­ределены не столько на базе нормативных текстов, сколько в результате анализа практики его деятельности. Опыт подтверж­дает, что в рамках Европейского совета принимаются все наи­более важные политические решения по чрезвычайно широко­му спектру вопросов. Это относится ко всем сферам ведения Союза. Европейский совет решает вопросы, связанные с пере­ходом к тому или иному этапу развития, принимает решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, рассматри вает и одобряет (или не одобряет) намечаемые программы раз­вития, решает вопросы, связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры экономического, социального и финансового развития Союза, осуществляет верховное руко­водство общей внешней политикой и политикой безопасности, а также общей политикой безопасности и обороны. Именно на уровне Европейского совета принимаются все важнейшие ре­шения по проблемам преодоления последствий мирового фи­нансового и экономического кризиса, разразившегося в 2008 г. Практически Европейский совет может принять к своему рассмотрению любой существенно важный вопрос жизнедея­тельности и эволюции Союза. Этому, в частности, способствует формула, согласно которой на рассмотрение Европейского со­вета передаются все спорные проблемы, возникшие на ином уровне, в том числе на уровне Совета ЕС. Не препятствуют та­кому порядку строгие правила соблюдения каждым из институ­тов закрепленной за ним компетенции. Применительно к Ев­ропейскому совету она определяется не предметом, а значимо­стью решаемой проблемы.

10.2. Порядок работы и процедура принятия решений

Заседания Европейского совета собираются не менее двух раз в семестр. Возможен также созыв внеочередных сессий. Именно на этих заседаниях принимаются все наиболее значи­мые и важные решения. Председательствует до передачи пол­номочий Постоянному председателю глава государства или ру­ководитель правительства той страны, которая согласно учре­дительным договорам осуществляет в данный шестимесячный период председательствование в Союзе. В период между сес­сиями и в рамках сроков своего председательствования он осу­ществляет представительство Союза в сфере международных отношений. Обычно он лично участвует в наиболее важных встречах и переговорах, в которых представлены интеграцион­ные образования. Все эти полномочия переходят в ведение По­стоянного председателя с момента его вступления в должность. Председательствующий в Европейском совете в предвари­тельном порядке согласовывает и находит формулу или форму­лировку, которая устраивала бы всех членов ЕС. Кроме того, сама процедура работы Европейского совета, который заседает обычно два дня, построена таким образом, что началу пленарных заседаний предшествуют встречи в узком составе, своего рода неформальные беседы, давая возможность подготовить ре­шение. В такого рода неформальных встречах не участвует не только вспомогательный персонал, но и порой даже министры иностранных дел. На пленарное официальное заседание выно­сятся обычно те вопросы и проекты решений, которые прошли предварительную апробацию и по которым был достигнут кон­сенсус. Это не исключает, однако, возможности дискуссии и весьма острых дебатов.

Председательствующий формулирует программу работы Ев­ропейского совета, прибегая к помощи и консультируясь с дру­гими научными институтами. Он определяет те ключевые темы, которые должны находиться в центре внимания ЕС.

Европейский совет, будучи высшим органом политического руководства Союза, воплощает в себе идею межнационального сотрудничества. Вполне естественно и понятно, что политиче­ские позиции каждого из его членов в решающей степени оп­ределяются национальными интересами и одновременно той политической ориентацией, которой придерживаются силы, поддерживающие главу правительства или главу государства внутри страны, их конкретной позицией по тем или иным про­блемам интеграции. Изменения в составе национальных парла­ментских учреждений и создаваемых на их основе правительств оказывают самое непосредственное влияние на позиции, зани­маемые тем или иным национальным лидером в составе Евро­пейского совета. Так, смена консервативного большинства в британской Палате общин лейбористским заметно изменила подходы Великобритании к решению многих проблем, связан­ных с эволюцией и жизнедеятельностью Сообществ и Союза. Это обусловило, например, в значительной мере отказ от изо­ляционистских позиций британского правительства в том, что касается сферы социального сотрудничества и решения соци­альных проблем, переданных в ведение ЕС. Тем не менее реше­ние многих проблем, связанных с углублением интеграции, не получило поддержки со стороны правительства этой страны. В результате Великобритания не стала ни участником Шенгенских соглашений, ни членом Еврозоны.

Вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний Европей­ского совета, принятые им решения определяют стратегию и бу­дущность ЕС

Договор о реформе наделяет Высокого представителя значи­тельными полномочиями в сфере ОВПБ, ОПБО, в представи­тельстве ЕС в отношениях с третьими государствами и между­народными организациями, ему переподчиняются представи­тельства ЕС за рубежом.

Заседания Европейского совета носят закрытый характер. Их итоги сообщаются в кратком коммюнике, излагающем пе­речень обсуждаемых вопросов и резюме принятых решений; разъяснение дается в заявлении председательствующего. Более подробно результаты сессии Европейского совета излагаются в специальном докладе, представляемом Европейскому пар­ламенту. Согласно Декларации о месте заседаний Европейского совета начиная с 2002 г. одно заседание за каждый период председательствования должно было проводиться в г. Брюсселе (Бельгия), а по достижении порога в 18 членов ЕС все очеред­ные заседания Европейского совета подлежали проведению в г. Брюсселе1. Это общее правило сохраняется и в настоящее время, кроме особых исключительных случаев.

СОВЕТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Совет Европейского Союза — неотъемлемая составная часть институциональной системы ЕС. Его статус и полномо­чия определены непосредственно в учредительных договорах.

Самое общее определение места и роли Совета дается в ст. 16 ДЕС.

Совет — это ведущий институт ЕС, который призван обес­печить согласование национальных интересов государств-чле­нов с достижением целей и выполнением задач, стоящих перед интеграционными образованиями. Совет, будучи институтом Союза, а значит, следующий предписаниям европейского пра­ва, при принятии решений не может не учитывать высшие на­циональные интересы государств-членов. Статус Совета, с од­ной стороны, как органа Союза, а с другой стороны, как выра­зителя национальных интересов государств-членов находит отражение в порядке его формирования и функционирования.

В состав Совета входят полномочные представители прави­тельств государств-членов (по общему правилу на уровне ми­нистров), наделенные в силу своего официального статуса пра­вом участвовать в принятии решений, обязывающих представ­ляемые ими государства. Многообразие функций Совета и разнообразие решаемых им проблем и вопросов вызывают не­обходимость созыва Совета на уровне наиболее компетентных в той или иной области министров. Наиболее общими вопроса­ми и вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или минист­ров, специально ведающих европейскими делами. Его зачастую именуют Советом по общим вопросам или Советом министров иностранных дел. Однако в тех случаях, когда решаются эконо­мические вопросы, такой Совет собирается преимущественно на уровне министров экономики, при решении финансовых вопросов — на уровне министров финансов или тех и других вместе. Общий список формаций утверждается Европейским советом. Однако формирование некоторых из них предусмат­ривается прямо или косвенно учредительными уставами.

Различия в составе и формате заседаний Совета не влияют на его статус и правовую значимость принимаемых решений. Они лишь отражают специфику задач, решаемых данным со­ставом Совета. Тем не менее ДР особо подчеркивает различие в назначении Совета, собирающегося в разном формате. Законо­дательный совет, или Совет по общим вопросам, обеспечивает единообразие в деятельности различных формаций Совета. В тех случаях, когда Совет министров действует в роли законо­дателя, обсуждающего и принимающего законодательные акты, он может включать дополнительно одного или двух министров

в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса. В Со­вет министров иностранных дел входят главы национальных внешнеполитических ведомств государств-членов. Специфика его структуры состоит в том, что председательствование в этом Совете осуществляет на постоянной основе Высокий предста­витель по ИДПБ. Решения о созыве Совета в иных форматах принимаются Европейским советом. Председательствование в Совете различного состава (кроме Совета министров иностран­ных дел) осуществляется представителями государств-членов по системе ротации, устанавливаемой Европейским советом.

Количество и периодичность проводимых заседаний Совета в нормативных актах не фиксируются. Они собираются по мере надобности и в зависимости от необходимости решения тех или иных проблем (в среднем проводится свыше 100 заседаний Совета ежегодно).

11.2. Полномочия Совета Европейского Союза

Совет ЕС наделен весьма широкими полномочиями. В обоб­щенном виде они изложены в ДЕС и в определенной мере де­тализированы в установлениях ДФЕС. «Совет совместно с пар­ламентом, — гласит ст. 16 ДЕС, — осуществляет законода­тельные и бюджетные функции. Он определяет политики и координирует их осуществление в соответствии с условиями, предусмотренными Договорами». Приведенная формула носит действительно самый общий характер, но она достаточно четко определяет сферу ведения Совета, его предназначение и круг его основных полномочий. Для того чтобы раскрыть их содер­жание, необходимо обратиться к ДФЕС, к законодательству и практике их реализации.

Формула, согласно которой Совет и Европарламент совме­стно осуществляют законодательные функции, отвечает реаль­ному положению дел лишь отчасти. Действительно, в рамках общей законодательной процедуры проект законодательного акта считается принятым, если он одобрен в идентичной ре­дакции каждым из созаконодателей, т. е. Советом и Европар-ламентом. В рамках этой процедуры Совет как бы делит свои полномочия с Европарламентом. Иначе обстоит дело при при­менении специальной законодательной процедуры. Основани­ем для ее применения служит указание, содержащееся непо­средственно в учредительных договорах. Однако ознакомление

с этим указанием позволяет сделать вывод, что применение специальной законодательной процедуры Парламентом пред­ставляет собой исключение. Во всех иных случаях, когда речь идет о применении этой процедуры, фактически законодате­лем выступает сам Совет.

В рамках общей и специальной законодательной процедуры немаловажное значение имеет определение того, в каком по­рядке проводится голосование в'Совете. Единого общего кри­терия нет. Конкретное указание на форму и условия принятия решений устанавливается на постатейной основе учредитель­ными договорами. Во всех случаях, когда имеет место голосова­ние на основе принципа единогласия, каждое государство, представленное в Совете, имеет один голос. Единогласие счи­тается достигнутым, если никто из членов Совета не голосовал против. Каждый член Совета обладает правом делегирования своего голоса другому члену Совета, однако возможности тако­го делегирования ограничены одноразовым его использовани­ем. Относительное большинство исчисляется от количества присутствующих и участвующих в голосовании. Принятым счи­тается решение, собравшее наибольшее количество голосов. Посредством такого голосования принимается внутренний рег­ламент Совета, решаются различные процедурные вопросы, связанные с функционированием Совета. Более сложно реша­ется проблема при использовании квалифицированного боль­шинства. В его основе лежит принцип двойного большинства. Порядок его применения закрепляется в ст. 16 ДЕС и ст. 238 ДФЕС и детализируется в протоколе о переходных постановле­ниях, который приложен к ДР.

На первом этапе реформирования ЕС согласно Лиссабон­скому договору используется система взвешенных голосов в том виде, в котором она была одобрена Ниццским договором 2001 г. Каждое государство-член наделялось на основе этого акта определенным и строго фиксированным количеством взвешенных голосов. Для получения необходимого одобрения требовалась поддержка абсолютного большинства государств-членов, обладающих суммарно не менее чем 55% взвешенных голосов. Такой порядок временно сохраняется и после вступле­ния ДР в силу вплоть до 1 ноября 2014 г.

После этой даты вводится в действие принципиально новая схема. Двойное большинство выглядит здесь иначе. С одной стороны, сохраняется требование определенного минимума

числа голосов членов Совета, однако взвешенные голоса боль­ше не применяются. Вместо них используется в качестве не­обходимого критерия численность населения каждого из го­сударств — членов ЕС. Для получения соответствующего большинства необходима поддержка 55% членов Совета, участ­вующих в голосовании, и представлять они должны не менее чем 65% населения. После непродолжительного переходного периода (с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г.) новая система определения подсчета квалифицированного большинства с 1 апреля 2017 г. окончательно вступает в силу. Приведенные календарные сроки описаны непосредственно в ДФЕС и уточ­нены в Протоколе. Следует, однако, иметь в виду, что Евро­пейскому совету предоставлено право вносить необходимые технические коррективы, в частности в отношении определе­ния дат, непосредственно до и после принятия и вступления в силу Лиссабонского договора.

Весьма важное значение для определения численных пока­зателей имеет оговорка, ставящая порядок принятия решения квалифицированным большинством голосов в зависимость от того, кто является субъектом права законодательной инициати­вы. Это право закрепляется за ЕК и совместно за Комиссией и Высоким представителем по ИДПБ при рассмотрении вопро­сов в рамках ОВПБ. Правом законодательной инициативы в строго ограниченной сфере наделяется также ЕЦБ. В том слу­чае, если законопроект вносится институтом, наделенным со­ответствующими полномочиями, сохраняются цифровые пока­затели, установленные еще на основе Ниццского договора. Требуется, чтобы в поддержку решения, принимаемого на ос­нове квалифицированного большинства, выступало абсолютное большинство государств-членов, представляющих не менее чем 65% населения ЕС. Во всех иных случаях, когда это требова­ние, предъявляемое к субъекту законодательной инициативы, не соблюдено, для принятия положительного решения необхо­димо, чтобы оно было поддержано в Совете не менее чем 75% членов Совета, участвующих в голосовании.

Совет ЕС не является постоянно действующим органом. Его заседания в зависимости от рассматриваемого вопроса со­бираются в различных формациях. Практика предшествующих лет подтверждает, что такого рода заседания, как правило, весьма непродолжительны (один-два дня) и собираются по ме­ре необходимости или в заранее запланированные сроки.

Председатель Совета может собирать его чрезвычайные заседа­ния в случае особо острой необходимости. Компетенция Сове­та в рамках ЕС носит почти универсальный характер. Он мо­жет рассматривать и принимать необходимые решения по всем вопросам внутренней и внешней политики, отнесенным к компетенции ЕС. Важно, однако, что в зависимости от пред­мета рассмотрения Совет обязан консультироваться и действо­вать совместно с другими институтами. Такого рода контакты и взаимные консультации, осуществляемые, как правило, на уровне руководителей, имеют место в отношениях между Со­ветом, Комиссией и Европарламентом. Порядок такого сотруд­ничества урегулирован специальными межинституциональны­ми соглашениями.

Весьма важными полномочиями наделен Совет в рамках ОВПБ. Совет принимает решения, необходимые для определе­ния и осуществления общей внешней политики и политики безопасности, опираясь на постановления Европейского сове­та. Этому последнему Совет направляет свои рекомендации по вопросам общей стратегии и принимает меры по ее осуществ­лению путем выработки общей позиции и осуществления со­вместных действий. Именно Совет должен обеспечивать един­ство и эффективность действий Союза. Принимая решение о совместных действиях, Совет определяет как операциональную активность Союза, так и направленность деятельности в кон­кретных областях и в связи с конкретными ситуациями. В этом случае Совет устанавливает цели совместных действий, сферу их применения, а равно средства, которые необходимо предо­ставить в распоряжение Союза для достижения этих целей. Со­вет также принимает решение о приостановке совместных дей­ствий или об их изменении, если такая необходимость возни­кает.

Решения, принимаемые Советом, обязывают все государ­ства-члены. Эти последние должны в обязательном порядке предоставлять Совету всю необходимую информацию, связан­ную с осуществлением совместных действий. Совет может так­же запросить Комиссию о предложениях, которые необходимы для проведения ОВПБ. В случае принятия государством-чле­ном каких-либо чрезвычайных мер в области внешней полити­ки и безопасности оно обязано немедленно информировать об этом Совет. Если какое-либо государство — член Союза стал­кивается с особо серьезными трудностями в осуществлении со вместных действий, оно должно поставить в известность об этом Совет, который путем обсуждения и обмена мнениями должен найти соответствующее решение возникших проблем. В любом случае действия, предпринимаемые государством-чле­ном, не должны приходить в столкновение с целями совмест­ных действий или отрицательно сказаться на их эффективно­сти.

Разрабатываемая и принимаемая Советом общая позиция по вопросам внешней политики и политики безопасности должна служить основанием для осуществления национальных внешне­политических акций и внешней политики государств-членов в целом применительно к отдельным географическим регионам или к отдельным проблемам международных отношений. В рамках Совета государства — члены ЕС призваны согласовы­вать свои позиции и свою политику по вопросам общей внеш­ней политики и политики безопасности. Целью такого рода взаимных консультаций и обмена информацией является поиск наиболее эффективных решений, обеспечивающих единство совместных действий.

Осуществление целей ОВПБ и ОПБО включает решение за­дач гуманитарного, спасательного и миротворческого характе­ра, а также действия ударных сил, направленные на урегулиро­вание кризисов и восстановление мира. Статьей 37 ДЕС Совет наделяется правом заключать соглашения по вопросам ОВПБ с третьими государствами или международными организациями. Решение принимается в Совете на основе единогласия, если оно касается вопросов, для которых необходимо единогласие при принятии внутренних решений. Если речь идет о совмест­ных действиях или выработке общей позиции, решение прини­мается квалифицированным большинством голосов. Необходи­мую помощь Совету оказывает Комитет по вопросам политики и безопасности, состоящий из соответствующих высших долж­ностных лиц государств-членов. Он следит за общим состояни­ем обстановки в сфере ОВПБ и направляет свои заключения и рекомендации Совету. Он может на основе делегирования прав осуществлять стратегическое руководство операциями по урегу­лированию споров. При необходимости Совет назначает своих уполномоченных.

При рассмотрении полномочий Совета в области внешней политики следует обратить особое внимание на положения разд. V ДЕС и части пятой ДФЕС.

11.3. Порядок работы и процедура принятия решений

Порядок работы и принципиальная схема принятия ре­шений в Совете определены в ст. 16 ДЕС и декларациях № 7 и № 9, порядок подготовки и принятия решений — в ст. 237— 243 ДФЕС.

Действующие нормативные правовые акты и внутренний регламент Совета не устанавливают заранее фиксированные сроки проведения заседаний. Они созываются председателем по его собственной инициативе, по просьбе одного из госу­дарств-членов или по предложению Комиссии по мере необхо­димости в рамках формаций, установленных Евросоветом.

Утвержденный в 2002 г. перечень формаций Совета вклю­чал: Совет по общим вопросам и иностранным делам, Совет по экономическим и финансовым вопросам, Совет по вопро­сам юстиции и внутренних дел, Совет по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранения, защиты прав потреби­телей, Совет по вопросам конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность, научные исследования), Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства, Совет по вопро­сам транспорта, телекоммуникаций и энергетики, Совет по во­просам окружающей среды, Совет по вопросам образования молодежи и культуры. Новый состав формаций Совета должен быть учрежден после вступления в силу Лиссабонского догово­ра. При подготовке проекта внесены были предложения о вве­дении в рамках Совета постоянного председателя или о воз­можности назначения такого постоянного председателя руко­водителем Европейского совета. Эти предложения приняты не были.

Организация порядка председательствования претерпела за­метные изменения. Суть этих перемен состоит в введении сис­темы «тройки». Три заранее известных последовательно сме­няющих друг друга представителя определенных государств, председательствующие в Совете в течение шести месяцев каж­дый, образуют нечто вроде управляющей коллегии. Ее члены разрабатывают общую программу деятельности на весь период их председательствования, т. е. практически на полтора года. Они оказывают необходимое содействие друг другу и особенно председателю. Цель реформы — обеспечить стабильность и, главное, преемственность в руководстве Совета.

Представитель государства, председательствующего в дан­ный момент в Совете по общим вопросам, возглавляет одно­временно Комитет постоянных представителей. Председатель-ствование во всех вспомогательных органах и комитетах раз­личных формаций Совета осуществляет представитель страны, председательствующей в данный момент в Совете. Председа-тельствование в Комитете по внешней политике и политике безопасности осуществляет Высокий представитель по иност­ранным делам и политике безопасности. Повестка дня заседаний, подготавливаемая соответствующи­ми службами, определяется председательствующим в Совете. Она включает две категории вопросов; категория А охватывает вопросы, которые были полностью согласованы в предвари­тельном порядке и не нуждаются в проведении дополнитель­ных дискуссий и обсуждений. Заранее достигнутый консенсус исключает голосование по этим вопросам, а одобрение соответ­ствующих решений фиксируется в протоколе Совета, который скрепляется подписью председателя и генерального секретаря. Категория В включает вопросы, по которым предварительно не было достигнуто необходимого согласия. Если речь идет о вопросах, требующих единогласного решения, и согласие не было достигнуто в ходе предварительных переговоров, эти во­просы, как правило, в повестку дня не вносятся. Вопросы, для решения которых требуется квалифицированное большинство голосов, могут включаться в повестку дня даже при отсутствии общего согласия. В целом преобладающей тенденцией стано­вится принятие решений в Совете квалифицированным боль­шинством голосов. Причем нередко эта процедура распростра­няется на весьма важные сферы (формирование и назначение ЕК, совместные действия и принятие совместной позиции в сфере ОВПБ и др.).

Проведение соответствующих переговоров внутри Совета в це­лях достижения согласия и поиска компромисса, а равно подго­товки отвечающего общим и национальным интересам решения возлагается прежде всего на председательствующего в Совете.

Процедура принятия решений зависит от их содержания и значимости. Согласно учредительным договорам решения в Совете должны приниматься большинством голосов. Только вопросы процедурного характера, носящие преимущественно второстепенный и технический характер, решаются простым большинством голосов. Что касается остальных вопросов, то в зависимости от постановлений учредительных договоров или дополняющих их нормативных правовых актов решения по ним принимаются либо на основе принципа единогласия, либо квалифицированным большинством голосов. При применении принципа единогласия каждое государство-член имеет в Совете один голос, голосование «против» хотя бы одного из членов Совета исключает принятие решений. Однако, если кто-либо из членов Совета воздерживается при голосовании, это не пре­пятствует признанию данного акта одобренным единогласно. Наибольшей сложностью отличается процедура принятия решений квалифицированным большинством голосов. Ее зна­чение особенно велико, поскольку преобладающей тенденцией эволюции Союза является расширение круга вопросов, решае­мых на основе квалифицированного большинства. Согласно процедуре, принятой до ее замены ДР, каждое государство-член обладало в Совете определенной суммой взвешенных го­лосов. Их число отражало более или менее адекватно значение данного государства в составе самих интеграционных образова­ний. При определении суммы взвешенных голосов учитыва­лись количество населения, экономические показатели и ряд других факторов. Число взвешенных голосов каждого государ­ства-члена фиксировалось непосредственно в самом учреди­тельном договоре.

Ниццский договор 2001 г. в преддверии расширения Союза внес значительные изменения в цифровые значения. Они были закреплены в Протоколе о расширении Европейского Союза. Он предусматривал, что к 1 января 2005 г. число взвешенных голосов должно соответствовать следующим значениям: Герма­ния, Франция, Италия и Великобритания по 29 голосов; Испа­ния — 27; Австрия и Швеция — по 10; Дания, Ирландия и Финляндия — по 7; Люксембург — 4. Порог квалифицирован­ного большинства устанавливался в 169 голосов, если предло­жение внесено Комиссией. Если решение принималось на иной основе, то помимо минимума в 169 голосов необходимо было также, чтобы решение поддержали не менее 2/3 госу­дарств-членов. Наконец, было введено правило, согласно кото­рому любое государство-член может запросить о проверке того, представляет ли квалифицированное большинство 62% всего населения Союза. Если это условие не было соблюдено, реше­ние не подлежало принятию1.

Декларация о расширении Европейского Союза, принятая на конференции в г. Ницце, содержит таблицу, фиксирующую сумму взвешенных голосов для каждого из вновь принимаемых государств (Польша — 27; Чехия, Венгрия — по 12; Латвия, Словения, Эстония, Кипр — по 4; Мальта — З)2. Установлен­ная в 2001 г. процедура временно сохраняется в ДР. Принципиально иное решение вступит в силу с 1 ноября 2014 г. и окон­чательно начнет действовать с 1 апреля 2017 г. Два основных слагаемых новой процедуры — определенное число государств и численность их населения.

Вопрос о порядке принятия решений в Совете и Европей­ском совете оказался одним из центральных при обсуждении проекта ДР. После длительных дискуссий и споров была выра­ботана компромиссная формула, согласно которой квалифици­рованное большинство составляют 55% членов Совета, вклю­чающее не менее 15 государств, представляющих суммарно не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство образует не менее четырех государств-членов. При их отсутствии реше­ние считается принятым.

Несколько иная цифровая схема действует, если предложе­ние внесено не Комиссией или Высоким представителем по ИДПБ. В этом случае квалифицированное большинство обра­зует не менее 72% членов Совета, представляющих по меньшей мере 65% населения Союза. В рамках Европейского совета По­стоянный президент и Председатель Комиссии участия в голо­совании не принимают. Новые постановления, радикально из­меняющие процедуру принятия решений в Европейском совете и Совете ЕС, вступят в силу после завершения переходного пе­риода.

Некоторые специальные условия и процедуры применяются Советом при решении вопросов, связанных с постоянным ор­ганизованным сотрудничеством. Оно служит развитию оборон­ной политики ЕС (ст. 42 и 46 ДЕС, дополненные специальным Протоколом, приложенным к ДР).

Весьма важную роль в подготовке и реализации решений Совета играет специализированный аппарат, приданный Сове­ту и призванный обеспечивать его работу, подготовку и испол­нение принятых решений. Одним из таких наиболее важных вспомогательных органов является Комитет постоянных пред­ставителей (для его обозначения часто используют аббревиату­ру от французского — КОРЕПЕР). Его статус и роль определе­ны в ст. 16 ДЕС и ст. 40 ДФЕС. Каждое государство — член Союза имеет свое постоянное представительство, аккредито­ванное в г. Брюсселе (Бельгия). Постоянные представители го­сударств-членов в ранге посла образуют в своей совокупности Комитет постоянных представителей. В рамках этого Комитета обсуждаются, рассматриваются и утверждаются проекты почти

всех решений, принимаемых Советом. Наиболее важные во­просы обсуждаются самими постоянными представителями, составляющими Комитет постоянных представителей по фор­муле II. Вопросы второстепенного или технического порядка рассматриваются заместителями постоянных представителей, образующими Комитет по формуле I. Члены этих комитетов поддерживают постоянную связь с правительством своей стра­ны, получают непосредственные указания и директивы со сто­роны ведомства иностранных дел (или ведомства по европей­ским делам) и реализуют их в ходе своей повседневной практи­ческой деятельности.

Необходимые помощь и содействие Совету оказывают спе­циализированные вспомогательные органы, предусмотренные в ДР, например Экофин, Постоянный комитет по вопросам внутренней безопасности, Комитет по вопросам политики и безопасности и др.

Внутренняя организация технического аппарата Совета, объединяемого в рамках Генерального секретариата, определя­ется самим Советом. В этом аппарате занято около 10 тыс. со­трудников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.044 с.)