Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок работы совета европейского союза

Поиск

Законад.орган

В состав Совета входят полномочные представители прави­тельств государств-членов (по общему правилу на уровне ми­нистров), наделенные в силу своего официального статуса пра­вом участвовать в принятии решений, обязывающих представ­ляемые ими государства.

Совет ЕС не является постоянно действующим органом. Его заседания в зависимости от рассматриваемого вопроса со­бираются в различных формациях

Председатель Совета может собирать его чрезвычайные заседа­ния в случае особо острой необходимости. Компетенция Сове­та в рамках ЕС носит почти универсальный характер. Он мо­жет рассматривать и принимать необходимые решения по всем вопросам внутренней и внешней политики, отнесенным к компетенции ЕС.

Решения, принимаемые Советом, обязывают все государ­ства-члены.

Процедура принятия решений зависит от их содержания и значимости. Согласно учредительным договорам решения в Совете должны приниматься большинством голосов. Только вопросы процедурного характера, носящие преимущественно второстепенный и технический характер, решаются простым большинством голосов. Что касается остальных вопросов, то в зависимости от постановлений учредительных договоров или дополняющих их нормативных правовых актов решения по ним принимаются либо на основе принципа единогласия, либо квалифицированным большинством голосов. При применении принципа единогласия каждое государство-член имеет в Совете один голос, голосование «против» хотя бы одного из членов Совета исключает принятие решений. Однако, если кто-либо из членов Совета воздерживается при голосовании, это не пре­пятствует признанию данного акта одобренным единогласно.

Наибольшей сложностью отличается процедура принятия решений квалифицированным большинством голосов. Ее зна­чение особенно велико, поскольку преобладающей тенденцией эволюции Союза является расширение круга вопросов, решае­мых на основе квалифицированного большинства. Согласно процедуре, принятой до ее замены ДР, каждое государство-член обладало в Совете определенной суммой взвешенных го­лосов. Их число отражало более или менее адекватно значение данного государства в составе самих интеграционных образова­ний. При определении суммы взвешенных голосов учитыва­лись количество населения, экономические показатели и ряд других факторов. Число взвешенных голосов каждого государ­ства-члена фиксировалось непосредственно в самом учреди­тельном договоре.

Ниццский договор 2001 г. в преддверии расширения Союза внес значительные изменения в цифровые значения. Они были закреплены в Протоколе о расширении Европейского Союза. Он предусматривал, что к 1 января 2005 г. число взвешенных голосов должно соответствовать следующим значениям: Герма­ния, Франция, Италия и Великобритания по 29 голосов; Испа­ния — 27; Австрия и Швеция — по 10; Дания, Ирландия и Финляндия — по 7; Люксембург — 4. Порог квалифицирован­ного большинства устанавливался в 169 голосов, если предло­жение внесено Комиссией. Если решение принималось на иной основе, то помимо минимума в 169 голосов необходимо было также, чтобы решение поддержали не менее 2/3 госу­дарств-членов. Наконец, было введено правило, согласно кото­рому любое государство-член может запросить о проверке того, представляет ли квалифицированное большинство 62% всего населения Союза. Если это условие не было соблюдено, реше­ние не подлежало принятию1.

Весьма важную роль в подготовке и реализации решений Совета играет специализированный аппарат, приданный Сове­ту и призванный обеспечивать его работу, подготовку и испол­нение принятых решений. Одним из таких наиболее важных вспомогательных органов является Комитет постоянных пред­ставителей (для его обозначения часто используют аббревиату­ру от французского — КОРЕПЕР). Его статус и роль определе­ны в ст. 16 ДЕС и ст. 40 ДФЕС. Каждое государство — член Союза имеет свое постоянное представительство, аккредито­ванное в г. Брюсселе (Бельгия). Постоянные представители го­сударств-членов в ранге посла образуют в своей совокупности Комитет постоянных представителей. В рамках этого Комитета обсуждаются, рассматриваются и утверждаются проекты почти

всех решений, принимаемых Советом. Наиболее важные во­просы обсуждаются самими постоянными представителями, составляющими Комитет постоянных представителей по фор­муле II. Вопросы второстепенного или технического порядка рассматриваются заместителями постоянных представителей, образующими Комитет по формуле I. Члены этих комитетов поддерживают постоянную связь с правительством своей стра­ны, получают непосредственные указания и директивы со сто­роны ведомства иностранных дел (или ведомства по европей­ским делам) и реализуют их в ходе своей повседневной практи­ческой деятельности.

Необходимые помощь и содействие Совету оказывают спе­циализированные вспомогательные органы, предусмотренные в ДР, например Экофин, Постоянный комитет по вопросам внутренней безопасности, Комитет по вопросам политики и безопасности и др.

Правовая природа ЕС

Союз обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладают правом при­нятия обязательных правовых актов (Европейский совет, Совет ЕС, ЕК, Европейский парламент, Суд ЕС, отчасти ЕЦБ). При­нимаемые ими в пределах их компетенции нормативные право­вые акты распространяют свое действие, за некоторыми исклю­чениями, на всех субъектов европейского права; их решения создают, как правило, права и обязанности не только для госу­дарств-членов и институтов ЕС, но и для частных физических и юридических лиц. Такого рода институты могут состоять как из официальных представителей государств-членов (Европей­ский совет и Совет ЕС), так и из лиц, формально не зависимых от государств-членов и осуществляющих управление делами Союза, руководствуясь только общими интересами интеграции и правом ЕС (например, ЕК, Суд ЕС, Европарламент, ЕЦБ и Счетная палата).

Европейские интеграционные образования обладают собст­венной автономной правовой системой. Источниками права ЕС выступают как учредительные акты, так и акты, непосредствен­но принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты вторично­го (производного) права содержат основную массу норм, регу­лирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции. Эти правовые установления обладают юрисдикционной защитой, которая осуществляется как судебными органами на уровне ЕС, так и национальными судеб­ными учреждениями, обязанными защищать права и интересы частных лиц, основанные на праве ЕС.

3. Союз обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключа­ется в том, что она формируется не за счет взносов государств-членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продук­ции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего ва­лового продукта государств-членов, составляющие не более 1,2% ВВП. Бюджет ЕС на 2004 г. приближался к 100 млрд евро. Предполагается, что в ближайшие семь лет, особенно после расширения, он будет увеличен почти в полтора раза (хотя единство мнений по этому вопросу пока отсутствует).

4. Союз располагает собственной валютной системой. В 1999 г. ее первыми участниками стали 12 из 15 государств-членов. В 2009 г. их стало 16. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица — евро. Все ее участники должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативных правовых актах, образую­щих в совокупности Пакт стабильности и экономического роста.

5. Союз обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства го­сударств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет ут­рату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу пе­редвижения и проживания на территории государств-членов, право избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении муниципальных (местных) выборов в государствах-членах по месту их проживания. Граж­дане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипло­матических и консульских органов других государств-членов или со стороны ЕС в целом.

Союз обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государств-членов. Их гра­ница с иностранными государствами, не входящими в ЕС, или с открытым морем образует внешнюю границу ЕС. На всю тер­риторию, находящуюся в рамках этих границ, распространяется юрисдикция ЕС, действуют правовые установления, принятые в ЕС (некоторые исключения из этого правила фиксируются непосредственно в учредительных актах).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.009 с.)