Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда.



Скамья

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

Составитель В.И. Будько

Церковь Св. Пророка Илии,

В селе Скамье.

<Священник Георгий Гаврилович Солнцев, 38 л., рукоп. 1862 г., из Петербургской Епархии.>

 

Справочный указатель соборов и церквей

С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867.

Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда.

Из записок крестьянина Ефима Андреева

Скамья.

 

<Село Скамья издревле составляло Псковский исад или пристань, при истоке р. Наровы из Чудского озера, но поселение образовалось со времени завоевания Эстляндии Петром Великим. Удобства жизни и привольное место привлекли сюда людей из разных мест, и всякого звания, кроме дворян. В 1845 г. селение Скамья опустошено было холерой, завезенной из Пскова. 30 человек пали ее жертвою. Не было дома, в котором не было больных. Жители прибегли к заступлению Бож. Матери, и 8-го июля призвали священнослужителей из Доможирской церкви и совершили крестный ход по селению; с того дня ангел-губитель вложил в ножны меч свой, насыщенный многими жертвами. Ни один более не умер и не заболел, а заболевшие выздоровели. С тех пор жители Скамьи празднуют Казанской Божией Матери, с крестным ходом.

В это время в селении Скамье возникала из основания прекрасная часовня, но строитель ее, к сожалению, вскоре после холеры, умер; часовня тогда была выстроена лишь по окна. Но его место заступил родной его брат, который, по завещанию умершего, обязан был достроить здание. На этот предмет им была ассигнована особая сумма, и часовня, оконченная в 1850 году, представляет крестообразное здание итальянской архитектуры.

Причиною построения часовни было тайное обещание крестьянина Выскатской волости, деревни Скамьи, Феодора Леонтьева Громова. Лишившись милой невесты, вырванной из рук своим соперником и угрюмым отцом ее, вскоре найденным мертвым на дороге, взятый, по подозрению, в тюрьму со всеми домашними, Феодор плакал и молился, и здесь-то, в скорби своей, положил обет построить храм св. пророку Илии. Он освобожден из темницы и принял очистительную присягу в своей невинности. Прошли годы, ему повезло счастье, но тайное обещание не давало ему покоя. Он открылся отцу своему, но отец был скуп: ему страшно было вздумать убить капитал на такое дело. Решились построить часовню и тут беда! епархиальное начальство выдало план весьма в малом размере и все ходатайство осталось тщетным, а о разрешении построить церковь и думать нельзя было; требовались капиталы и на построение и на обеспечение, а у Феодора того не доставало. Что делать? Он подал прошение графу Клейнмихелю, но и этот вельможа не обратил на просьбу внимания и прогнал просителя. Тогда Феодор решился на последнее: подал прошение Государю Императору на станции вновь устрояемой железной дороги. Тогда Государь тотчас велел выдать план в обширнейшем размере. Обрадовался Феодор, заложена часовня, началась постройка и тогда уже он открыл приближенным своим о намерении своем в будущем — из этой часовни устроить церковь. Он умер; брат его Кондратий докончил строение; усердствующие жители собственными и посторонними средствами соорудили великолепный иконостас с живописными иконами и снабдили церковь утварью и ризницею. Но еще беда! Трудно было испросить позволение освятить часовню в церковь. Здесь прибегнули к Его Императорскому Высочеству вел. кн. Константину Николаевичу и он просил митр. Никанора об освящении церкви. Она освящена 7 июля 1855 года.

До 1862 года она была приписною к Доможирской церкви, а в этом году определена в штат 6-го класса.>

 

Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.

Смирнов Николай Петрович

 

<1876 - 1941 (?). С 1897 -учитель Скамейской церковно-прнходской школы. С I898 - священник церкви свв. Фроля и Лавра в с. Гавсари СПБ епархии. Учился в СПБ Духовной семинарии. Знал несколько языков. В 1914-23 -настоятель Старосиверской Преображенской церкви. В 1923-30 служил в Троицком соборе Ленинграда. Подвергался арестам в 08.1923 и в 12.1930. До 07.1932 отбывал срок в концлагере. Вернулся в Ленинград. Преподавал в школе и в Университете, был фенологом. Состоял членом Географического общества и Центрального Бюро краеведения Ленинграда — заведующий отделом. Имел опубликованные статьи и труды. Художник-любитель. В 1934 — настоятель Софийского собора в Детском Селе (г. Пушкин). В 1936-37 отказался снять рясу. Арестован по ст. 58 и выслан без права проживания в крупных городах. Поселился в Ленинградской области в с. Малые Березницы, где занимался научной деятельностью. Его работы опубликованы в Известиях Государственного Географического общества (№ 4.1937, № 6.1938). Затем переехал в с. Чолово Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны вместе с местными жителями бежал от немцев предположительно в направлении г. Колпина. Затем его следы теряются.>

 

Памятная книга СПб епархии. СПб. 1899. 507 с; Виктория Ивановна Зубко, внучка.

Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб, 1999.

 

В.И. Будько.

Газета «Гдовский голос».

Год

 

<В одном из уездных органов известен Любомудров, возможно, житель Скамьи.>

<В номере 9 от 20 мая есть сообщение из этой деревни (Скамьи). 29 мая там организован Комитет общественной безопасности, состоящий из 11 членов. Цель его – упорядочение местной жизни. Впрочем, «волостной организации почти не существует, чему способствует некий Тихомиров, призываюший не платить подати, уничтожать земские станции и прочее. Взявшись за организацию Волостного комитета, Тихомиров никакого результата не достиг. Торговля в Скамье почти замерла. Нет продовольствия и мануфактуры. Кожзавод почти не работает, обрабатывая едва местную кожу».>

<12 июля 1917 года прошло Первое заседание Гдовского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. От Скарятинской волости прибыл священник Петровский, от Старопольской – Трифанов, от Ложголовской – Яковлев, от Скамейской сапожной артели – Василий Швыров. Некоторым добираться до Гдова пришлось по 100 верст.>

<Некто Ландберг Григорий, ученик 2-й школы прапорщиков, сообщил, что был в Скамье обворован приезжей парой. Скамейский комиссар Григорий Любомудров не нашел ничего лучшего, как посадить потерпевшего в Вяжищенскую кутузку. Ландберг подвергся оскорблению со стороны комиссара, который отобрал у него оставшиеся 170 рублей денег. Лишь вмешательство знакомца Ландберга из Сыренца вызволило несчастного прапорщика. Тут он уже не удивился, слыша о «захватах и самосудах», имевших место в Скамье.>

<В номере 5 за 30 апреля… В одном из уездных органов известен Любомудров, возможно, житель Скамьи.>

<В номере 9 от 20 мая есть сообщение из этой деревни. 29 мая (?) там организован Комитет общественной безопасности, состоящий из 11 членов. Цель его – упорядочение местной жизни. Впрочем, «волостной организации почти не существует, чему способствует некий Тихомиров, призываюший не платить подати, уничтожать земские станции и прочее. Взявшись за организацию Волостного комитета, Тихомиров никакого результата не достиг. Торговля в Скамье почти замерла. Нет продовольствия и мануфактуры. Кожзавод почти не работает, обрабатывая едва местную кожу».>

<В номере 12 опять негатив о Скамье. Там в аптеке бесконтрольно торговали «суррогатами спирта», каплями и настойками. За сим население лечилось до потери сознания.>

<Пароход «Победа», хорошо знакомый гдовичам, принадлежал товариществу «Громов, Абрамов и КO». Для захода его в устье Гдовки проводились работы по очистке русла. Пассажиры любовались красотами озера и кресто-ольгинскими порогами. После 4 октября «Победу» поминай как звали. В этот день по причине тумана пароход против Ольгина Креста наскочил на каменистую мель, получив носовую пробоину и затонув вне фарватера. Пассажиры благодаря капитану Руняшину все целы. Подписал И.В. >

К новой жизни

<Гдовщина исстари славится народными песнями, му­зыкой, танцами, играми, сказами, обрядами. В деревнях Кануновщина, Подолешье, Скамья издавна разыгрыва­лись массовые театральные действа «Ермак», «Аника-воин», «Ярмарка» и другие. Ни одно гулянье или вечеринка-супрядка не обходились без музыкантов, среди которых были прекрасные исполнители на самодельных гуслях, балалайках, рожках и гармониках.>

 

Осокин П.Г. Гдов. Л., 1986.

 

Красный лед Наровы

 

<20 ноября, когда Талабский полк занимал позиции на правом, восточном берегу Наровы, пришел приказ из штаба армии: Пермикину передать командование Талабским полком полковнику Н.Н. фон Гоерцу и принять от полков­ника Дыдорова Ливенскую дивизию. Однако уже несколько дней спустя, сдав дивизию генералу Бобошко, Пермикин был вынужден отправиться в «команди­ровку» в Финляндию. Некоторые исследователи не без основания объясняют это интригами некоторых штабистов против одного из лучших командиров СЗА.

Трудно проследить последние недели существования Талабского полка. Известно, что в конце ноября талабцами была осуществлена успешная контратака, в результате которой они захватили батарею и пленных красных солдат (очевидно, в деревне Попкова Гора и на мызе Гавриловская – Б.В.). Об этом упоминает в своих воспоминаниях А.П. Родзянко. Некоторые истори­ки считают, что 9 декабря был последним днем пребывания русских белогвардейских частей на восточном берегу Наровы, после чего все они, разоружен­ные и вдобавок ограбленные эстонцами, были размещены по хуторам, лесам и болотам Северо-Западной Эстонии. Однако по другим данным, к 23 декабря 1919 г. на восточном берегу Наровы еще оставалась 2-я дивизия СЗА: 9 тысяч военных с 80-ю орудиями. И только лишь со 2 января, когда уже было заклю­чено перемирие между Эстонией и Советской Россией, все русские части сни­мались с фронта и переводились в тыл.>

<В середине декабря 1919-го красные перешли Нарову в верхнем ее течении на участке между деревнями Криуши и Сыренец. Туда были переброшены несколько частей, в том числе и Талабский полк. Красные цепи были отбиты, однако и белые понесли серьезные потери.

Скорее всего именно тогда и произошло событие, о котором сохранилось лишь изустное воспоминание. Рассказывал о нем живший в Эстонии писатель Юрий Дмитриевич Шумаков (1914-1997), который слышал обо всем от бывшего офицера Талабского полка Кузьмина. Отступая под натиском красных, большая часть талабцев оказалась в расположении эстонских войск. Эстонцы их разоружили, раздели до нижнего белья и в таком виде, угрожая винтовками, погнали их обратно на лед Наровы. И потом с двух сторон - эстонской и крас­ной - по талабцам ударили пулеметы. Сколько тогда полегло воинов Талабского полка под этим перекрестным огнем, - неизвестно, но до самой весны, сказы­вали, лед на месте позорного побоища был красным от крови, красной была и вода в оттаявших речных лагунах. Самому же офицеру Кузьмину, участнику этого побоища, удалось спастись почти чудом. Тяжело раненый, до ночи про­лежал он в плавнях, а с наступлением темноты дополз до крайних изб села Сыренца, где его, полуживого, нашла хуторянка-эстонка. Она же его потом и вы­ходила, а он так и остался в ее доме, женился на ней, и всю оставшуюся жизнь так и прожил там, в Сыренце (Васьк-Нарве), недалеко от места гибели своих боевых товарищей...>

<Несомненно, тут многое зависело и от случая. Не окажись в блокированной войной и тифом Нарве журналиста из «Вестника Северной армии» Г. Гроссена (Нео-Сильвестра), мы так никогда бы и не узнали о потрясающих сценах разгула «вшивой смерти» в городе, о беспримерной, героической борьбе с нею горстки русских людей.>

Возвращение на острова

<... Там, где воды Чудского озера вливаются в широкое русло реки Наровы, на ее открытом пологом правом берегу, на небольшом взгорке, стоит высокий деревянный Русский северный голубец - памятник воинам-талабцам, которые сложили здесь головы более восьми десятилетий назад. Здесь по сути дела закончилась и сама недолгая история Талабского полка, в течение года с небольшим совершившего свой земной круг, чтобы уже навсегда слиться в людской памяти с этими тихими водами реки. Отсюда по прямой до Талабских ос­тровов какая-нибудь сотня километров. Те же чайки летят над водой, то же небо простерлось над водным речным простором. Получается так, что воины-рыбаки так и не ушли со своей родной земли, остались в ней и с нею, - непо­бежденными. И что с того, что многие их имена для нас остались неизвестны­ми - Господь зрит свое небесное воинство и один знает, когда будет оно вос­требовано для последней решающей битвы.

Ибо «имена же их Ты, Господи, веси».>

 

Сказ о Талабском полку

<В теплые июльские дни 1999 года на берегу реки Наровы, в старинном селе Скамья проходил лагерный сбор, организованный ямбургским Братством Архистратига Михаила. За год до этого общество, главной задачей которого является создание Мемориала белых воинов в России, объявило о начале «Крестного марша» по спасению и восстановлению братских захоронений солдат и офицеров Северо-Западной добровольческой армии. Первый сбор участников марша проходил в июле 1998 года в селе Ложголово Сланцевского района, где на могиле белых воинов был установлен памятник - Русский северный голу­бец. Второй сбор, проходивший в селе Скамья, был посвящен памяти воинов Талабского полка СЗА, который по некоторым свидетельствам принял свой последний бой на этих берегах.

Дни стояли погожие, пока съезжались в село участники Крестного марша: священники, историки и журналисты из Ямбурга (Кингисеппа), Петербурга, Пско­ва, - пока во дворе дома рыбака, где остановились гости, походный атаман Игорь Шевчук со своими казаками налаживал Русский северный голубец - трехметро­вый деревянный брус с двусторонней иконой под кровелькой из двух широких резных наличии и крестом наверху. А в это время другие во главе с энергичным, подвижным председателем Братства Сергеем Зириным выбирали, посоветовав­шись с пограничниками, место для установки голубца на берегу Наровы, копали яму под его основание, подвозили бутовый камень, не обращая внимания на тучи остро жалящих слепней, слетевшихся со всей округи.>

<…подпевали петербургскому поэту-барду, автору замечательных песен о белом во­инстве Кириллу Ривел… >

<…с утра, в день установления Русского северного голубца, тоже было сухо, хотя и пасмурно. Но едва иеромонах Варсонофий Капралов, приехавший из Петербурга, начал чин освящения голубца, как полил мелкий, плотный дождь, который лил, не переставая, часа полтора - пока шла панихида по погибшим воинам Талабского полка, а потом и молебен по святым новомученикам российским.>

<Именно во­ины Талабского полка, писал А. Куприн, уже видели блестевший на солнце «ку­пол св. Исаакия Далматского». Есть в его повести такая характеристика полка: «Основной кадр его - это рыбаки с Талабского озера. У них до сих пор и говор свой собственный: все они цокают... А в боях – тигры».>

 

Олег Калкин. На мятежных рубежах России. Псков. 2003.

 

Смирнов Николай Петрович,

 

<1876 - 1941 (?). С 1897 -учитель Скамейской церковно-прнходской школы. С I898 - священник церкви свв. Фроля и Лавра в с. Гавсари СПб епархии. Учился в СПб Духовной семинарии. Знал несколько языков. В 1914-23 -настоятель Старосиверской Преображенской церкви. В 1923-30 служил в Троицком соборе Ленинграда. Подвергался арестам в 08.1923 и в 12.1930. До 07.1932 отбывал срок в концлагере. Вернулся в Ленинград. Преподавал в школе и в Университете, был фенологом. Состоял членом Географического общества и Центрального Бюро краеведения Ленинграда — заведующий отделом. Имел опубликованные статьи и труды. Художник-любитель. В 1934 — настоятель Софийского собора в Детском Селе (г. Пушкин). В 1936-37 отказался снять рясу. Арестован по ст. 58 и выслан без права проживания в крупных городах. Поселился в Ленинградской области в с. Малые Березницы, где занимался научной деятельностью. Его работы опубликованы в Известиях Государственного Географического общества (№ 4. 1937, № 6. 1938). Затем переехал в с. Чолово Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны вместе с местными жителями бежал от немцев предположительно в направлении г. Колпина. Затем его следы теряются.>

 

Памятная книга СПб епархии. СПб. 1899. 507 с;

Виктория Ивановна Зубко, внучка.

Сборник Нарвского музея

 

(С. 106.) <В связи с вакантной должностью настоятеля Успенской церкви (в г. Иван Город – Б.В.) Нарвский епархиальный совет, по согласованию с епископом Павлом, 14 декабря 1938 года предложил предоставить выборы священника приходскому собранию…>

<Поступило несколько заявлений от кандидатов…>

<В конечном итоге осталось три претендента: настоятель Скамейской церкви Сергий Гроздов, священник Никольской церкви из Вяэкюла Александр Гуковский и студент последнего курса богословского факультета Тартуского университета Константин Рупский. Приходский совет на своем заседании, проходившем 14.02.1939 г., высказался в поддержку Константина Рупского.>

Сборник Нарвского музея. Нарва. 2000.

В.И. Будько.

Кладбища в Скамье.

Некрополь Громовых

Осматривать Скамейское церковное кладбище приходилось 2-3 раза. Оно расположено в центре села, на правую сторону, если ехать от чудского поворота. Буй активно зарос кустами, которые в свою очередь находятся в тени вековых деревьев. Ограда буя сохранилась фрагментарно причем, местами на большую высоту. Посредине — руины храма с кладоискательскими ямами. С правой стороны кто-то решил откопать массивную железную решетку — вандализм постперестройки, когда стали принимать цветной металл. Литых и кованых крестов, а также оград совсем немного. Сохранились граниты фундамента. Надо осмотреть их на идентичность с гранитами пристани и большого братского комплекса, возведенного в память погибших в ВОВ. К южной стороне буя близки строения какой-то дачи. На северной стороне храма, где сохранился гранитный фундамент находятся руинированные памятники династии Громовых. Прочитанные тексты следующие:

 

Здесь погребено тело

Марии Никифоровны

Громовой

скончавшейся 13 марта 1909 г.

на 64 году от рождения

 

Здесь погребено тело

Афанасия Кондратьевича

Громова

скончавшегося 3 июня 1885 г.

на 65 году от рождения

(здесь же сбоку)

Незабвенному мужу

Любезному брату и дорогому дяди

 

Анна Ермолаевна Громова

род. 5 декабря 1829 г. сконч. 1 июня 1893 г.

(Чугунный крест с литой надписью)

 

Крест лежит ближе к церковной ограде, к северу. Один из памятников (Марии Никифоровны Громовой) имеет след от статуи чугунного ангела, что находится на гранитной пристани. Сегодня статуя пробита пулями и у нее недавно отломали крыло. Аналогичная статуя известна на псковском Дмитриевском кладбище, на храмовой дорожке, справа. Можно утверждать, что скульптура ангела типовая. По сведениям Г.Н. Каликас (директор школьного музея в Загривье) в недавние годы ангел валялся в тростниках близ Чудского Поворота.

О Громовых известно из книги В. Богомаза «Отец», а так же по воспоминаниям жителей региона. Громовы — купцы и промышленники, биографию которых необходимо изучать и восстанавливать. Основная статья их доходов, очевидно, лесодобыча, хотя известны лавки Громовых и перевозка щебня из Омута. В Купково рассказывали о 3-х старых Громовых Канавах, за д. Волчий остров, по болотистому лесу, а также о Громовском лесничестве и управителе в д. Потрехново. По слухам — угодья леса Громовых простирались до Гдова, если не далее.

Из воспоминаний Кануновой (Степановщина) известно, что управитель Громовых по Степановщине был меценатом. Н. Баклагин приводит в одной из публикаций церковную (по епархиальным источникам) легенду о строительстве братьями Громовыми в Скамье часовни, переосвященной затем в храм. Разрешение на постройку, якобы, дал лично Император Российский.

По всему ясно, что здесь ряд персоналий, полностью упущенный исследователями предыдущей поры. Кроме Громовых ряд примечательных лиц Русского Понаровья составили: Любомудровы, Черновы, Смирновы и прочие. Они приведены в упомянутой книге В. Богомаза. Полезно Загривскому музею завести рубрику: кто есть кто в Понаровье. В нее включать и деятелей эстонского берега — регион не следует искусственно вычленять из исторически сложившихся территорий.

Внецерковное кладбище находится за церковной северной околицей, через дорогу и поле. Оно огорожено валунной кладкой по всему периметру. Высота изгороди около 1 м. На старых металлических воротах — следы от пуль или снарядов. Ворота представляют из себя два столба несложной кладки с крестами и две ковано-сварных створки с замком в накидку (кладбище сегодня не запирается). Налево от входа плоский фундамент неизвестного предназначения, — это может быть основа ларя, сторожки, памятника или плита могилы. Налево же руинированный холм часовни. Поскольку кирпичей на нем нет, предположим, что часовня была из дерева.

Древностями кладбище не отмечено. Несложные изыски можно отнести к концу XIX - концу XX вв. В 20 метрах налево от входа памятник-голбец сельского стиля, с датой 1910 г. Направо могила 5-х расстрелянных в годы ВОВ. Налево, в глубине — могила Ивана Богомаза, расстрелянного в гражданскую войну. Его сын умер в СПб около 2-х лет назад. Рядом могила Хилова с большим текстом из дневника. Хиловы имеют дом на хуторе близ Втрои.

На этом кладбище можно осмотреть кованые ограды сельской и городской работы, равно кресты. Наиболее сложные в изготовлении кресты состоят из многих деталей, соединенных умелым кузнецом или слесарем. Один тип крестов выполнен в стиле модерн. Подобные кресты встречаются и на кладбище села Ольгин Крест.

Большое разнообразие чугунных крестов в Понаровье других местах бросается в глаза даже неискушенному историку. Это наиболее сохранившиеся элементы наших кладбищ. В смысле крестов похоронное дело некогда был поставлено хорошо. Кресты модернового стиля, изготовленные, безусловно, в каких-то городах, нигде кроме Понаровья мною не встречены.

Старых памятников из гранита, габбро, мрамора на этом погосте нет. Остались единственно столбцы под кресты и столбцы под цепи. Кладбище, очевидно, было бедняцким. Разделение крестов на православные и эстонские, возможно, лютеранские — обычно, как во Гдове и Ольгином Кресте. Неправославные кресты-четырехконечники образуют на погосте целые группы. Под ними покоятся местные эстонцы-хуторяне.

ПАМЯТИ И.Г.ФАРОНОВА

 

<8 октября 1993 года завершился жизненный путь одного из созда­телей музея города Нарвы в послевоенные годы — Ивана Григорьеви­ча Фаронова.

Родился Иван Григорьевич 6 сентября 1916 года в деревне Пере­волок (Ида-Вирумаа, Эстония). Здесь же он окончил начальную шко­лу, а неполную среднюю — в деревне Скамья. После завершения ар­мейской службы И.Г.Фаронов связал свою судьбу с Нарвой. В городе он прожил до 1941 года, когда военные действия заставили его поки­нуть Эстонию и эвакуироваться в Россию. Пройдя долгий военный путь в рядах Советской Армии по полям II Мировой войны, И.Г.Фа­ронов в 1946 году вернулся в Нарву. С июня 1948 по март 1950 года занимал должность директора Дома культуры №1, а затем стал ди­ректором городского музея. На этом месте И.Г.Фаронов проработал с 22 марта 1950 по 7 января 1960 года.

Именно в эти годы происходило становление музея города Нар­вы: возвращались экспонаты довоенных нарвских музеев, открыва­лись новые демонстрационные залы, организовывались выставки, со­бирались сведения по нарвской истории. Музей развивался.

Впоследствии, будучи пенсионером, Иван Григорьевич с нескры­ваемой грустью вспоминал годы работы в музее, называя их лучши­ми годами своей жизни. На всю оставшуюся жизнь он сохранил па­мять об этом времени.

Пройдут годы, уйдут многие поколения, но в истории города на-всегда останется имя Ивана Григорьевича Фаронова—первого после­военного директора музея Нарвы.>

Ты нарвитянин, и гордиться ты вправе городом своим. I. Нарва.2002.

 

Из редакционной почты.

Альвина Семеновна

ИВАНОВА,

Псковская область, г. Гдов, п/о Орёл, д.Хитово.

 

Знамя труда. 13.05.2005.

 

В.И. Будько

 

21.06.2005 мне довелось посетить в Хитово автора этого письма и осмотреть упомянутый ею документ. Неточность в письме та, что крещение Альвины Семеновны состоялось не 1938 году, а в годы оккупации, когда жителям приграничной деревни как и до времен атеизма довелось посещать скамейский храм. Приходский же храм в селе Козлов Берег к тому времени уже стоял без колоколов и в нем никто не служил, скорее всего, с 1937 года. В этом году на Гдовщине как и по всей России были произведены массовые аресты священноцерковнослужителей и активных верующих. Мне помнится рассказ долгожительниц села Козлов Берег, бывших комсомолок, как их принудительно заставляли стаскивать колокола с церковной колокольни. Никакие отговорки не могли убедить руководство колхоза и комсомольских активистов.

 

Свидетельство

 

Дано сие в том, что младенец Алевтина (по паспорту (?) Альвина), родившаяся 30 / XII. 1938 г. крещена 13 / 7. 1941 г. в Скамейской Свято-Ильинской церкви Рояской волости, Визскаго уезда. Родилась в дер. Хитово, Гдовского района Ленинградской области. … Иванов Семен Филиппович и жене его Анне Васильевне. Восприемники гр-не … Исаков Григорий Петрович и гр-ка Лаврентьева Ульяна Ивановна.

 

Настоятель священник Александр Гуковский (?).

14 / X. 1941 г.

 

БВИ. М. 2009.

Скамья

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

Составитель В.И. Будько

Церковь Св. Пророка Илии,

В селе Скамье.

<Священник Георгий Гаврилович Солнцев, 38 л., рукоп. 1862 г., из Петербургской Епархии.>

 

Справочный указатель соборов и церквей

С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867.

Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.194 (0.063 с.)