Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вселенная в ореховой скорлупке↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. III, № 4, January, 1882, pp.102-104. Примечания к "Лакшмибай" Статья впервые опубликована в журнале "Theosophist", vol. III, № 4, January, 1882, р.100. Взгляд француза на права женщин Статья впервые опубликована в газете "The Pioneer", Allahabad, December 2, 1880. История одной книги Статья впервые опубликована в газете "The Pioneer", Allahabad, March 12, 1880. Публикация состоялась за день до убийства царя Александра II. Цареубийство Статья впервые опубликована в газете "The Pioneer", Allahabad, April 9, 1881. Оттиск этой статьи был помещен в "Альбом для вырезок" Е. П. Блаватской (т. XI, с.67), хранящийся в адьярском архиве. Хотя под этой статьей не стоит подписи Е. П. Блаватской, она, по всей вероятности, была написана ею самой. Состояние России Статья впервые опубликована в 2-х номерах газеты "The Pioneer", Allahabad, May 4&18, 1881. В "Альбоме для вырезок" Е. П. Блаватской (т. XI, стр.81-86), хранящемся в адьярском архиве, под обоими описками стоит запись: "Статья Е.П.Б.". СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ A priori (лат.) – заранее, наперед. Аи fond (франц.) – в сущности, по существу. Banditti (итал.) – разбойники. Bona fide (лат.) – истинное. Coup d'etat (франц.) – государственный переворот. Dies nefastus – "Запретный день"; так у древних римлян назывались дни, в которые, по религиозным соображениям, запрещалось выносить приговоры и обращаться к народу, потому что на них лежало проклятие богов; зловещие, роковые дни. En rapport – "в соответствии", "в гармонии". Entree en matiere (франц.) – вступление к теме. Ex nihilo nihil fit (лат.) – "из ничего ничего не происходит" (Лукреций); основное положение эпикурейской философии. Freiherrs (нем.) – бароны. Grandes dames (франц.) – знатные дамы. Hoi polloi (греч.) – стадо, толпа, орава. Haute noblesse (франц.) – высшее дворянство. Immigres (франц.) – переселенцы, иммигранты. Imperium in imperio (лат.) – государство в государстве. In toto (лат.) – в целом. Le Roi est mort – vive le Roil, (франц.) – "Король умер – да здравствует король!" L'urne (франц.) – избирательная урна; Nee plus ultra (лат.) – дальше некуда, крайняя степень. Nom de plume (франц.) – псевдоним. Par exellence (франц.) – преимущественно, главным образом. Passim (лат.) – ссылаясь на тот же источник. Per se (тт.) – сам по себе. Raison d'etre (франц.) – право на существование; разумное основание, смысл. Rara avis (лат.) – редкая птица. Savant (франц.) – ученый, сведущий. Scrutin secret (франц.) – тайное голосование. Sine qua поп (лат.) – букв, "без чего нет", т.е. необходимое, непременное условие. Studiosus medicinae (лат.) – студент-медик. Sub judice lisest (лат.) – букв, "дело еще у судьи", т.е. вопрос еще не решен. Suffrage universel (франц.) – всеобщее избирательное право; Summum bonum (лат.) – высшее благо. Summum malum (лат.) – высшее зло. Uber-einander liegend (нем.) – букв, "лежащий один над другим". line carriere a part (франц.) – особая карьера, легальное существование. Vice versa (лат.) – наоборот, обратно. Vox populi, vox Dei (лат.) – "глас народа – глас божий". ________________ [1] У. Робертсон в своей "Истории Америки" сообщает... – См. J. L. Stephens, "Incidents of Travels in Central America, Chiapas and Yucatan", 12th ed., vol. I, London 1846, p. 97. [2] Стивене Джон Ллойд (1805-52) – американский путешественник и писатель. Много путешествовал по Европе, Египту и Сирии. В 1839 г. организовал с Ф. Катервудом экспедицию в Центральную Америку, с целью поисков и исследования древних памятников. В 1841 г. он вновь отправился на Юкатан. Результаты обеих экспедиций он изложил в двух томах "Incidents of Travels in Central America, Chiapas and Yucatan", London, 1841, 2 v. (к 1846 г. этот труд переиздавался уже 12 раз); и "Incidents of Travel in Yucatan", 1843. [3] Д'Орбжъи Альсид Дессалин (1802-57) – французский палеонтолог. В 1826 г. предпринял экспедицию в Южную Америку для сбора сведений по естественной истории и этнологии; результаты своих исследований изложил в работе "Voyage dans I'Amerique Meridionale" (1839-1842). [4] Чуди Иоганн Джекоб фон. (1818-89) – швейцарский путешественник и естествоиспытатель. В 1838 г. отправился в Перу, где провел пять лет, изучая естественную историю и этнографию. Его труды в основном посвящены фауне Перу, языку кечуа и перуанским памятникам; среди них: "Die Kechua Sprache", Vena, 1853 (в 3-х томах); "Kulturgeschichte und sprachliche Beitrage zur Kenntniss des alten Peru", Vena, 1891; "Reisen durch Sudamerika", 1866-69. [5] "...обычаи захоронения и бальзамирования указуют на Египет..." – Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 467. [6] ...уанков, "заселявших плато... широты". – Там же, стр. 468. [7] Линия – мера длины, равная 1/12 дюйма, или ок. 2,1 мм. [8] Статья д-ра Э.Р. Хита в журнале "Kansas City Review of Science and Industry" за ноябрь 1878 г. [9] Там же, стр.463. [10] Найфер Фрэнсис Юджин (1847-1927) – американский физик. Проводил обширные исследования электрических разрядов. Написал "Electricity and Magnetism", 1914. [11] Макс Мюллер (1823-1900) – английский филолог-востоковед; выдающийся специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии. [12] Эта идея ясно выражена Платоном в его "Пире"; ее также использовал лорд Бэкон в своей "Новой Атлантиде". [13] В "Разоблаченной Изиде" три года назад я писала: "Название Америка может однажды оказаться тесно связанным с названием Меру – священной горой в центре семи континентов". Когда Америка впервые была открыта, оказалось, что некоторые местные племена называют ее Атлантой. В некоторых штатах Центральной Америки встречается название Америх, что означает, как и Меру – великая гора. Происхождение американских индейцев камас также неизвестно. [14] "Насыпь... хвосту". – См. "New American Cyclopaedia" ("Новая Американская Энциклопедия"), 1873-1876, статья "American Antiquities" ("Американские древности"). [15]..."невидимому... возможностей". – См. там же. [16] ..."приведенные, в... труде"... – Здесь имеется в виду работа Агостино Алю "Древние памятники Мексики", под редакцией и с комментариями лорда Кингсборо. – Agostino Aglio, "Antiquities of Mexico", London, 1830-1848, 9 vol-s. [17] ..."протяженность... в мире". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Титикака". [18] ..."выполнены... в Америке". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Тиауанако". [19] "Сии памятники... Куско". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Американские древности". [20] "Руины... в Америке". – См. "New American Cyclopaedia", статья "Тиауанако". (Это относится ко всем цитатам, приведенным в этом абзаце). [21] Драконтии (греч.) – храмы, посвященные Дракону, эмблеме Солнца, символу Божества, Жизни и Мудрости. [22] Бернал Диас дель Кастильо (1498-1568) – испанский летописец. В 1514 г. вступил рядовым в армию Кордовы и отправился в Новый Свет, где участвовал во многих военных экспедициях. В 1568 г. поселяется в городе Гватемала в качестве городского советника и пишет историю своей жизни. Помимо своего собственного желания правдиво пересказать события, искаженные своекорыстными генералами, он, удрученный пристрастным рассказом Франсиско Лопеса де Гомара, также решает исправить и многие его неточности. Так появилась на свет рукопись "Historia Verdadera de la Conquista de la Nueva Espana". Более 60 лет этот манускрипт пролежал в одной из частных библиотек, прежде чем попал в руки Отца Алонсо Ремона, главного летописца Ордена Милосердия. При его содействии, этот труд был опубликован в Мадриде в 1632 г. [23] Д'Гомара Франциско Лопес (1510-ок.60) – испанский историк. Будучи личным капелланом Эрнана Кортеса, он смог почерпнуть от него, а также и от некоторых других лиц, информацию об испанском завоевании Антильских островов, Перу, Чили, Центральной Америки и Мексики. Эти сведения легли в основу его труда, опубликованного под названием "Histona de las Indias y Cronica de la conquista de Nueva Espana" (Медина, 1553). Сам Гомара никогда в Америке не был и его работа настолько пристрастна и в ней так много неточностей, что с 1553 по 1727 г. ее публикация была запрещена в Испании, хотя она неоднократно издавалась в других странах. Одно время ее принимали за Хронику Шимальпэна, писателя-ацтека конца 16 века. [24] Клавихеро Франциско Хавъер Мариано (1721-87) – мексиканский историк, исследователь памятников древности и истории своей страны. Его главный труд: "Storia Antica del Messico" (Чезена, 1780-81, в 4-х томах). Книга эта – бесценный источник сведений, и впоследствии ею пользовались многие историки; переведена на несколько языков. [25] Д'Сарате Августин – испанский историк второй половины 16 века. Много лет провел на государственной службе в Кастилье, а затем в Перу. Написал историческую хронику Перу, начиная с его открытия и кончая событиями, свидетелем которых был сам. Она была издана в Антверпене в 1555 г. под заголовком "Historia del discubrimiento у conquista de la provincia del Pern". Этот труд считается авторитетным и опубликован на многих языках мира. [26] Д'Солис и Риваденейра Антонио (1610-86) – испанский поэт и историк; в возрасте 56 лет постригся в монахи и принял духовный сан (1666). Плоды своих исторических изысканий представил миру в своей "Historia de la Conquista de Meхico" (Мадрид, 1684) – работе высокой исторической ценности и прекрасной литературной формы. [27] "Какие... строения?" – См. Humboldt, "Researches concerning the Institutions and Monuments of the Ancient Inhabitants of America", tr. from the French by H. M. Williams, London, 1814. [28] Прескотт пишет... – Цитаты, приведенные в этом абзаце, взяты из "History of the Conquest of Mexico" ("Истории покорения Мексики") У. Х. Прескотта, которые он, в свою очередь, заимствовал из книги Бернардино де Саагуна (Bernardino de Sahagun, "Historia General de las cosas de Nueva Espana"), опубликованной лордом Кингсборо, что объясняет упоминание его имени в тексте. [29] Ла Вега Гарсиласо де (ок. 1535-1616) – перуанский историк, прозванный "Инка". Его отец (отпрыск аристократического рода) отправился в Перу в свите Педро де Альварадо, а его мать происходила из царского рода инков. В 1560 г. он переехал в Испанию. Прославился книгой "La Florida del Inca" об экспедиции де Сото (издана в 1605 г.), а также своей историей Перу, вышедшей под названием "Comentarios reales que traton del origen de los Incas". Эта работа была переведена на многие языки мира; на нее во многом опирались такие историки, как Прескотт и Робертсон. [30] Роман говорит... – См. J.Roman у Zamora, Republicas del mundo, Medina del Campo, 1575 г., 2 vok [31] Прескотт пишет... – Цитаты, приведенные в этом абзаце, взяты из "History of the Conquest of Mexico" ("Истории покорения Мексики") У. Х. Прескотта, которые он, в свою очередь, заимствовал из книги Бернардино де Саагуна (Bernardino de Sahagun, "Historia General de las cosas de Nueva Espana"), опубликованной лордом Кингсборо, что объясняет упоминание его имени в тексте. [32] Кромлех – мегалитический памятник культового назначения эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из громадных каменных плит и столбов. [33] Риветт-Карнак Джон Генри (1839-?) – английский историк; написал несколько работ об индийских памятниках древности и в частности о наскальных изображениях Среди них "Archaeological Notes on ancient sculpturings on rocks in Kumaon, India", печатавшаяся в "Journal of the Asiatic Society of Bengal", (Калькутта, 1870). [34] Полное название статьи – "Archaeological Notes on Ancient Sculpturings on Rocks in Kumaon, India, similar to those found on Monoliths and Rocks in Europe, with other papers". By J.H.Rivett-Carnac, Esquire, Bengal Civil Service,C.I.E.,F.S.A., M.R.A.S., F.G.S., etc. (Calcutta, 1879). [35] Уака (huaca, waka) – в мифологии кечуа святыня, обладающая мистической силой; это может быть храм, гробница, идол, ритуальный сосуд, камень и др. [36] "...близ города инков?.." – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 455-56. [37] 495-498 – указаны по изд.: Блаватская Е. П. "Разоблаченная Изида". М.: Российское Теософское Общество, 1992. [38] Атауальпа (ок.1500-33) – последний король инков, сын Уайны Капака. [39] Королевская кружка – здесь железная коробка с отверстием в крышке для сбора податей. [40] Д-р Хатчинсон... пишет: "Я пришел... кости". – Цит. по: Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 458-460 [41] Адоб (исп. adobe, от араб, ат-туб) – высушенный на солнце кирпич-сырец из глины и резаной соломы. [42] "...На холме,... чаши". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878, p. 461-463. [43] Лама гуанако – животное из рода лам семейства верблюдовых, обитающее в высокогорных районах Анд. [44] Ваал (греч.), или Баал (евр., букв, "хозяин", "владыка") – древнее общесемитское божество плодородия, вод, войны и проч. "Бааловых размеров" – т.е. мифической, гигантской величины. [45] "...Арекипу... изменений". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878. [46] ..."Принято считать,... цивилизации". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878. [47] "Множество кипу,... все станет явным". – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878 [48] "Journal of Science", Vol. I, February, 1879, pp.148-149; статья "Progress. The Alleged Distinction between Man and Brute". [49] "...Кто мог бы узнать в нынешних индейцах иничуа и аймара их благородных предков?" – См. Heath, "Peruvian Antiquities", "Kansas City Review of Science and Industry", Nov., 1878. [50] Моносиллабизм – преобладание в языке односложных слов. [51] "Трактат о философии йоги" – написан д-ром Н.К. Полом, фельдшером корпуса морской пехоты Великобритании. Издан в 1850 г.; затем опубликован в "Indian Echo Press", Калькутта, 1883 г.; 3-е издание выпущено бомбейским теософским издательством Тукарама Татьи в 1888 г. [52] Гибернация (от лат. hibernatio – зимняя спячка) – искусственно вызванное состояние замедленной жизнедеятельности организма, напоминающее зимнюю спячку животных. [53] Йога-Видья – имя описательное, данное "Сутрам" Патанджали. [54] ...глубинными методами... – игра слов: Карпентер с Томсоном в течение двух лет (1868-70) исследовали глубины океана; отсюда – ирония Е. П. Блаватской по поводу deeper methods. [55] Куша (санскр.) – трава, считающаяся священной и применяющаяся индусскими аскетами и в религиозных церемониях. [56] "Каши Кханда" (санскр.) – большая поэма, составляющая часть "Скандха Пураны". [57] Его любопытный рассказ можно найти на странице 94 настоящего тома. – См. "Theosophist", Vol. II, Feb., 1881, pp. 94-95; рассказ называется "The Sadhoo's Burial Alive at Lahore: Important New Testimony" ("Садху захоронен заживо в Лахоре: Новое важное свидетельство"). [58] Гарима (санскр.) – один из восьми видов сиддхи (чудесных сил), способность по желанию увеличивать вес. [59] XXVI-XXVII – указаны по изд.: Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. – М.: Российское Теософское Общество, 1992. [60] В вечности не существует ни Прошлого, ни Будущего; поэтому для освобожденной Души (или Духовного Эго) три времени сливаются в одно – НАСТОЯЩЕЕ. [61] Пракамъя (санскр.) – один из восьми видов сиддхи, абсолютная проницательность ума и чувств. [62] Лошмидт Йозеф (1821-95) – австрийский физик. [63] Проктор Ричард Энтони (1837-88) – британский астроном; член Королевского Астрономического Общества, а с 1872 г. его почетный секретарь. Будучи экспертом в составлении карт, участвовал в издании двух звездных атласов. С 1881 г. жил в Америке. Его наиболее значительный труд "Old and New Astronomy" был закончен уже после его смерти А. К. Рэньярдом и опубликован в 1892 г. Среди других его работ можно отметить: "Other Worlds than Ours" (1870); "The Poetry of Astronomy" (1880); "The Borderland of Science" (Лондон, 1873) и "Our Place Among Infinities" (Лондон, 1875; Нью-Йорк, 1876), к которой он добавил заметки по астрологии и еврейской каббале и которая не раз с одобрением цитируется Е. П. Блаватской в "Разоблаченной Изиде". [64] "Странные шумы несутся со всех сторон... Для Вселенной наступила Ночь!.." – В более полном виде этот отрывок приведен в "Разоблаченной Изиде", том II и "Тайной Доктрине", том I. Его приписывают Вама-деве Модельяру, а ссылка относится к работе Жаколио "Les Fils de Dieu". Цитируется по "Тайной Доктрине" в переводе Е. И. Рерих. [65] ..."культурно-историческое эссе". – Речь идет о статье Блохвитца "Значение числа семь". [66] Бирс-Нимруд – находящиеся неподалеку от Вавилона, развалины гигантского храма с огромной башней – Борсиппа, где в древности поклонялись Белу и вели астрономические наблюдения. Считается прообразом Вавилонской башни и представляет из себя пирамиду-зиккурат, которая, по данным археологии, состояла из семи ярусов и достигала высоты 90 м. [67] Пуджа (санскр.) – приношение, поклонение, божественные почести. [68] Кунрат Генри – выдающийся каббалист, розенкрейцер, химик и врач 16 века, лучшим сочинением которого, по мнению Е. П. Блаватской, является "Амфитеатр вечной мудрости". [69] ...книга профессора Цёльнера – Zollner J. Transcendental Physics, London, 1880. Цёлънер Иоганн Карл Фридрих (1834-1882) – немецкий физик, профессор физической астрономии Лейпцигского Университета [70] Слейд Генри (7-1905) – американский медиум, в основном известный в связи со slate-writing (особый вид медиумистического письма с помощью грифельной доски). Однако широкую известность он впервые приобрел после того, как комитет в составе Е. П. Блаватской и Г. С. Олькотта остановил на нем свой выбор. Подозрения в обмане, высказываемые некоторыми из наблюдателей сеансов Слейда, никогда не были обоснованы. Напротив, существует серьезное свидетельство в пользу подлинности его медиумических феноменов. В своем докладе "Возможность неверных наблюдений в отношении доказательства феноменов спиритуализма", прочитанном на общем собрании Общества Психических Исследований 5.07.1886, Ч. К. Мэсси приводит пример феномена, произведенного Слейдом в Нью-Йорке и наблюдавшегося им и полковником Олькоттом 14.10.1885. Во время эксперимента стул, который как убедились присутствующие, не имел никаких приспособлений, завис в воздухе и двигался, по просьбе Мэсси, в то время как медиум, остававшийся на расстоянии, был неподвижен и находился под наблюдением. По словам Мэсси: "Ни один медиумический феномен из наблюдавшихся мною, ни произвел на меня более сильного и глубокого впечатления, чем этот". (Proceedings, S.P.R., Vol. IV, p. 81). Среди тех, кто признал реальность феноменов, демонстрировавшихся Слейдом, были д-р Альфред Рассел Уоллес, сержант Эдвард У. Кокс, Картер Блейк, д-р Джордж Уайлд, мисс Кингсбери (в 1876 г. секретарь Британской Национальной Ассоциации Спиритуалистов), проф. Цёльнер и его коллеги Фехнер, Вебер и Шейбнер. В России великий князь Константин, проф. Бутлеров и А. Н. Аксаков также убедились в реальности опытов Слейда. [71] Мадам Тэйер – миссис Мэри Бейкер Тэйер из Бостона, исследованию феноменов которой Г. С. Олькотт посвятил почти пять недель летом 1875 г. См. его "Old Diary Leaves", v. I, pp. 88-100. [72] Гаусс Карл Фридрих (1777-1855) – выдающийся немецкий математик и физик, иностранный член-корреспондент и почетный член С.-Петербургской Академии Наук. [73] Вебер Вильгельм Эдуард (1804-91) – известный немецкий физик, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук. [74] Кетгут – нити из бараньих кишок, применяемые в хирургии; либо кишечные струны в музыкальных инструментах. [75] Движение тяжелых предметов без какого-либо контакта с ними со стороны Слейда было таким обычным делом, что мы смотрели на раскачивания стола лишь как на начало дальнейшего развития феномена. [76] "...Хотя мы... в половине двенадцатого". – H. S. Olcott. Old Diary Leaves, v. I, pp. 90-92. [77] Аксаков Александр Николаевич (1832-1903) – русский писатель, философ и выдающийся исследователь проблем спиритуализма. Родился 27.05/8.06.1832 в деревне Репьевка Городищенского уезда Пензенской губернии, в имении своего отца Николая Тимофеевича – брата известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Его матерью была Екатерина Алексеевна Панова, из старой аристократической семьи Симбирской губернии. Закончил Александровский лицей в С.-Петербурге в 1851 г. и поступил на службу в министерство внутренних дел. Был назначен в состав статистической экспедиции и некоторое время путешествовал по губерниям, исследуя феномен религиозного сектантства. В 1855-56 гг. был слушателем курсов медицинского факультета Московского Университета, но вскоре возобновил государственную службу. Вышел в отставку с государственной службы в чине действительного советника в 1878 г. С ранних лет интересовался проблемами теологии и философии и еще в лицее познакомился с трудами Сведенборга, которые и легли в основу его философского мировоззрения, с помощью которого он попытался создать эмпирическую базу для своей веры в духовную природу человечества. В результате этих изысканий он опубликовал следующие работы: "О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Сведенборг" (Лейпциг, 1870); "Евангелие по Сведенборгу" (Лейпциг, 1864); "Рационализм Сведенборга" (Лейпциг, 1870). Последняя работа привела его с спиритуализму, который стал основной сферой его интересов со второй половины шестидесятых годов. В трудах Э.Д.Дэвиса он нашел четкое выражение своей позиции и опубликовал в Германии серию переводов, на немецкий, его работ: "Реформатор" (Лейпциг, 1867); "Волшебная палочка" (Лейпциг, 1868); "Основы природы" (Лейпциг, 1869); "Доктор" (Лейпциг, 1873). Особенно его интересовало изучение психических феноменов, которые могли представить доказательства существования духовного принципа в человеке. Пытаясь найти такие доказательства, он встретил самый живой интерес к подобным феноменам со стороны профессора Бутлерова, выдающегося русского химика, публично заявившего о своей вере в реальность медиумических феноменов. В течение этого периода жизни Аксаков перевел на русский большое количество работ в области исследований медиумизма, среди которых следует отметить следующие: "Учебник по магнитотерапии" графа Ф. фон Сапари, пер. с франц., С.-Пб., 1860; "Экспериментальное исследование спиритуализма", Р. Хэр, пер. с англ., Лейпциг, 1866; "Спиритуализм и наука. Психические исследования Крукса", С.-Пб., 1872; "Очерк по истории Комитета по проблемам медиумизма физического общества Петербургского университета", С.-Пб., 1883; "Памятник предрассудкам в науке. Заключения Комитета по проблемам мидиумизма", С.-Пб., 1883. Аксаков был также автором нескольких монографий о Гелленбахе, Дасье и их работах. В Германии он опубликовал некоторые из трудов, указанных выше, добавив к ним две работы А. Р. Уоллиса. Насколько известно, он сам оплачивал издержки, связанные с этой огромной издательской работой. В 1874 г. Аксаков основал в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien", посвященный исследованиям малоизвестных психических феноменов. Журнал издавался вплоть до 1934 г.; с 1925 г. название было изменено на "Журнал Парапсихологии". Позиция Аксакова в отношении спиритуализма четко изложена в предисловии к его первому изданию "Спиритуализм и наука" (С.-Петербург, 1872), откуда явствует, что он проводил четкую грань между наблюдаемыми фактами и теориями того времени, которые претендовали на их объяснение. Наблюдение и регистрация феноменов медиумизма лежали в основе и были главной целью его литературной деятельности, и факты эти излагались им вне толкований с позиций какой-либо теории или любой другой предвзятости. Он соглашался с тем, что для научного подхода к этому предмету потребуется целый ряд научно доказанных фактов и что настанет время, когда наконец появится одна или несколько теорий, объясняющих эти факты на разумной основе. Эти взгляды получили дальнейшее освещение в январском выпуске журнала Аксакова за 1878 г. Следовательно, совершенно очевидно, что его взгляды в данной области были весьма близки к позиции Е. П. Блаватской. Позднее, он опубликовал следующие работы: К. Р. Е. Хартманн "Спиритизм", пер. А. М. Бутлерова, 1887; "А. М. Бутлеров в медиумизме", с портретом автора и воспоминаниями Н. П. Вагнера, 1889; "Предвестники спиритизма за последние 250 лет", С.-Пб., 1895; "Случай частичной дематериализации тела медиума", пер. с франц., Бостон, 1898; "Анимизм и спиритизм", 2-ое изд., С.-Пб., 1901; пер. на нем., Лейпциг, 1894; пер. на франц., Париж, 1906. Большую часть своей работы А. Н. Аксаков (как и Е. П. Блаватская) был вынужден осуществить за границей (главным образом, в Германии) вследствие полной невозможности проведения подобной деятельности в России. [78] Дюбуа-Реймон Эмиль Генрих (1818-1896) – немецкий физиолог, философ, иностранный член-корреспондент С.-Петербургской Академии Наук. Основоположник электрофизиологии, автор молекулярной теории биопотенциалов [79] Рейхенбах, барон Карл фон. (1788-1869) – немецкий философ, химик и промышленник. Построил фабрики по производству железа в Биллингене и Хауфахе, а также мануфактуры в Нижней Австрии и Галиции. В химии стал открывателем парафина и креозота, а также целого ряда красителей. Однако более известен своими многосторонними исследованиями того, что он сам назвал одом – электромагнитного излучения, эманирующегося людьми, и особенно сенситивами. Это исследование было во многих отношениях эпохальным. Как и следовало ожидать, поначалу ортодоксальная материалистическая наука лишь осмеивала его, но позднее его взгляды и выводы были поддержаны наиболее прогрессивными учеными; и, как убедительно показывает Е. П. Блаватская, они полностью согласуются со взглядами древних о человеке и его скрытых силах. Рейхенбах написал много очерков и книг об оде, среди которых стоит упомянуть следующие: "Unter-schungen uber die Dynamide Magnetismus, Electrizitat, Warme und Licht in ihren Beziehungen zur Lebenskraft" (Брауншвайг, 1850, в 2-х т.); "Odisch-magnetische Briefe" (Штуттгарт, 1852); "Der sensitive Mensch, etc." (Штуттгарт, 1854, в 2-х т.). [80] Хаммонд Уильям Александр (1828-1900) – американский военный врач; проф. физиологии и анатомии в Балтиморском Университете; основатель Медицинского Музея Армии; зав. кафедрой психиатрии и нервопатологии в Нью-Йоркском Университете. Основные труды: "The Medical and Surgical History of the Rebellion. On Sleep and Its Derangements" (Филадельфия, 1869); "Physics and Physiology of Spiritualism" (Филадельфия, 1870). [81] Ливингстон рассказывает... – См.: Livingstone D. Livingstone's Travels and Researches in South Africa, etc. London: J.Murray, 1857. [82] ...говорится в докладе. – См. Приложение 2 к настоящему сборнику. [83] Берцелиус Иоган Яков (1779-1848) – шведский медик и химик; с 1818 г. секретарь Стокгольмской Академии Наук. Наиболее известные труды: "Theory of Chemical Proportions and the Chemical Action of Electricity" и "Lehrbuch der Chemie". [84] Вебер Вильгельм Эдуард (1804-91) – физик, иностранный член-корреспондент С.-Петербургской Академии Наук. Исследовал электричество и магнетизм; разработал совместно с К. Ф. Гауссом абсолютную систему электрических и магнетических единиц. Его именем названа единица магнитного потока [85] ...открытие Бьюкенена... – Бьюкенен Д. Учебник психометрии. Заря новой цивилизации (Manual of Psychometry: the Dawn of a New Civilization). Опубликован автором в 1885 г. в Бостоне. [86] Грегори Уильям (1803-58) – английский химик и медик. Автор "Outlines of Chemistry", "Animal Magnetism", а также переводчик на английский язык знаменитого труда барона К. фон Рейхенбаха "Researches". [87] Эйдолон (греч.) – образ, изображение; отражение; призрак, привидение. [88] "Переход духов или тайна смерти". – 2-я глава первой части книги "La Science des Esprits". [89] Полковник Олькотт никогда ничего подобного не говорил. [90] ...говорит... римский архиепископ. – См. crp.V предисловия к работе Муссо "Les hauts phenomenes de la magie". [91] "...Оба преступника – еще молодые люди". – См.: "Русский Курьер", № 16, 17.01.1881 [92] Майна – говорящий скворец. [93] Кинокефалоидный (от лат.) – букв., собакоголовый. [94] Бик Чарльз Тильстон (1800-74) – английский путешественник-исследователь, коммерсант, юрист. С ранней юности проявил большой интерес к библейской археологии. Большую часть жизни посвятил интенсивному изучению и исследованию стран Африки (Эфиопия) и Среднего Востока (Сирия, Палестина), а также установлению коммерческих связей с Центральной Африкой. Наиболее известный труд: "Origines Biblicae; or, Researches in primeval History", London, 1834 (за который автор получил степень доктора философии). [95] ..."литому тельцу"... – См.: Исход, XXXII, 4, 8; Книга Неемии, IX, 18. [96] Фальб Рудольф (1838-1903) – немецкий естествоиспытатель и писатель. Основал популярный астрономический журнал "Сириус". В 1877-80 гг. путешествовал по Северной и Южной Америке, развивая свою теорию о влиянии Солнца и Луны на атмосферу и недра Земли, которую изложил в своих трудах: "Wetterbriefe" и "Das Wetter und der Mond". Хотя его научные теории не были поддержаны коллегами, они содержат интуитивные идеи, сродни оккультной точке зрения и заслуживают дальнейшего изучения со стороны непредубежденных ученых. Тонкий исследователь вулканической активности и землетрясений, он написал следующие работы, часто упоминаемые в трудах Е. П. Блаватской: "Von den Umwalzungen im Weltall" (Вена, 1881); "Grundzuge zu einer Theorie der Erbeben und Vulcanausbruche, etc." (Грац, 1869-71); "Gedanken und Studien uber das Vulcanismus, etc." (Грац, 1875) [97] Чейни У. (род.1821) – американский астролог; автор "A Primer of Astrology". [98] "Одною из самых известных растительных эпидемий является картофельная болезнь. 1846, 1860 и 1872 были годами повального заболевания картофеля. Им предшествовали годы, когда наблюдалось максимальное количество солнечных пятен... [существует] любопытная взаимосвязь между этими заболеваниями, поражающими растения, и состоянием Солнца... Болезнь, появившаяся около трех столетий назад, носившая эпизодический и крайне жестокий характер и прозванная "приторною тошнотой"... разразилась в конце пятнадцатого – начале шестнадцатого веков. Она была зафиксирована в 1485, 1506, 1517, 1528 и 1551 годах, с интервалами между вспышками эпидемий примерно в одиннадцать лет. А это как раз то время, когда на Солнце появлялись пятна..." ("The Sun and the Earth". Лекция проф. Балфура Стюарта). [99] Сарацины – арабы северо-западной Аравии в средневековой литературе. [100] Альфонс X, "Ученый" или "Мудрый" (1252-84) – король Кастилии и Леона, монарх-реформатор; скончался, свергнутый с трона и всеми покинутый, в Севилье. Прославился своей ученостью и может быть справедливо назван отцом кастильской литературы. Был основателем испанской историографии на кастильском языке и собрал одну из величайших коллекций средневековой поэзии и музыки. Его главным увлечением была астрономия и астрология; по его приказу большая группа астрономов составила так называемые "Альфонсовы таблицы", по которым вычислялось положение планет (опубликованы в Толедо в 1252 г. под названием "Tabulae astronomicae Alfonsi regis"). [101] Кеплер является автором "Основ астрологии"... – Скорее всего, здесь имеется в виду работа Кеплера "De Fundamentis Astrologiae Certioribus". В издании Карла Фриша "Opera Omnia", опубликованном в 1858 году Хайденом и Зиммером во Франкфурте, ее можно найти в томе I, стр. 417-438. [102] "Числа Пифагора,... о природе всех вещей". – См.: Porphyry, "Pythagorae vita", Amsterdam, 1707. См. также H.Jennings, "The Rosicrucians", 1870, p.49. [103] Дрейпер Джон Уильям (1811-82) – американский медик и химик. Ему принадлежит заслуга превращения Нью-Йорка в центр медицинского образования в США. Основные труды: "Treatise on Chemistry" (1846); "History of the Intellectual Development of Europe" (1863); "History of the Conflict between Religion and Science" (1874). Последняя работа была высоко оценена Е. П. Блаватской. [104] Х.Х.Ага-Хан был одной из самых ярких личностей нашего столетия. Изо всех мусульман, шиитов или суннитов, радующихся зеленому тюрбану, притязания Ага-Хана на прямое происхождение от Магомета по линии Али зиждутся на неопровержимых доказательствах. Он вновь олицетворяет исторических "убийц" Старца Гор. Он женился на дочери покойного шаха Персии; но политические разборки заставили его покинуть родную страну и искать убежища у британского правительства в Индии. В Бомбее у него было множество религиозных последователей. Он был высоко духовным, великодушным человеком и героем. Наиболее примечательной особенностью его жизни было то, что он родился в 1800 году, а умер в 1881, в возрасте 81 года. В его случае оккультное влияние 1881 года также дало себя знать. Ага-Хан – титул имама (главы) шиитской секты исмаилитов в исламе. [105] Дети Лойолы – орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолой (Париж, 1534). [106] ...сообщила одна из санкт-петербургских газет. – Далее цитируется публикация из газеты "Новое Время", март 1881. [107] Субба Роу Т. (1856-90) – индийский брамин, один из активных членов и теоретиков Теософского Общества. [108] Сингха (санскр.) – лев; созвездие Льва. [109] Канья (санскр.) – дева, девушка. [110] Баддха (санскр.) – связанный, обусловленный. [111] Мукта (санскр.) – освобожденный. [112] Таттвы (санскр.) – фундаментальные космические принципы существования; также тонкие элементы, соответствующие чувствам. [113] Тавматургия – чудотворство, способность творить чудеса при помощи богов. [114] Авгарь – 15-й властитель осроенского царства (Месопотамия), по прозвищу Уккама (Черный), царствовавший в 13-50 гг. [115] Евсевий Памфил Кесарийский (ок. 263 - ок. 340) – римский церковный писатель и историк, епископ Кесарии Палестинской. Одним из первых христианских авторов сделал попытку согласовать достижения античной науки с интересами Церкви. [116] Итак, Аполлоний – лицо историческое... – Наиболее беспристрастное и доброжелательное повествование о жизни и деятельности Аполлония Тианского содержится в работе Д. Р. С. Мида – помощника Е. П. Блаватской и известного ученого (G. R. S. Mead, "Apollonius of Tyana. The Philosopher of the First Century A.D.", London and Benares: Theos. Publ. Society, 1901; 2 ed., New York: University Books, 1966, with a Foreword by Leslie Shepard). Автор анализирует достоинства труда Филострата "Жизнь Аполлония Тианского", суммирует значение различных сообщений, дошедших до нас с древнейших времен, и приводит максимум библиографических сведений. Книга хорошо документирована, изложена ясным языком и дает читателю прекрасное представление об эпохе, в которую жил Аполлоний. [117] Эта статья заканчивается следующими словами: "Кем же был сей человек? Эксцентричным князем или удачливым негодяем? Поборником науки, простым интриганом или же странной смесью оных? – это вопрос, даже для него самого". [118] Уважаемый член нашего Общества, проживающий в России, располагает некоторыми весьма важными документами о графе Сен-Жермене... – Лицо, на которое намекает Е. П. Блаватская, вполне вероятно, ее тетя – Надежда Андреевна Фадеева. [119] Это одна из многих причин, почему буддийская философия отказывается признавать существование и вмешательство в создание вселенной непосредственного творца или бога. Если хоть раз допустить, в целях дискуссии, что мир был сотворен подобным существом – а таковой создатель должен бы быть всемогущим, – то остается разрешить одно давнее затруднение: кто же тогда сотворил ту предсуществующую материю, то предвечное, незримое, неуловимое и неощутимое нечто, или хаос? Если нам скажут, что будучи "предвечным" и нетленным, он не нуждался в "сотворении", тогда мы ответим, что в таком случае существуют два "Предвечных" и два "Всемогущих"; если же наши оппоненты возразят, что его создал именно всемогущий № 1, то есть Бог, тогда мы возвращаемся туда, откуда начали – к творению чего-то из ничего, что представляет такой совершеннейший абсурд с точки зрения науки и логики, что даже не требует конечного неразрешимого вопроса, который задают некоторые не по летам развитые дети: "а кто же тогда создал Бога. [120] Осаждение – оккультный метод нанесения текста на бумагу, описанный Махатмой Кут Хуми в письме А. П. Синнетту (№10). [121] "Обвинять литератора моего калибра в невежестве – ошибка столь же забавная, как обвинение Порсона в незнании греческого", – пишет он в "The Spiritualist" от 8-го июля... "Оккультное – моя излюбленная тема... и нет почти ничего... чего бы я не знал", – добавляет он. Итак, приведенная фраза ставит все на свои места. Не только "Адепт", но и ни один
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.013 с.) |