ТОП 10:

Сущность и характеристика двухфакторной теории мотивации Герцберга



Двухфакторная теория мотивации Герцберга была разработана в 1959 году Фредериком Герцбергом и его коллегами – их целью было выяснить основания удовлетворённости и неудовлетворённости человека деятельностью, а также выявить причины повышения и снижения производительности труда.

Для этого учёные провели опрос двухсот инженеров и служащих одной крупной организации, работавшей в сфере лакокрасочных покрытий. Участникам нужно было описать те ситуации, когда их отношение к работе было положительным и у них имелось желание работать, и ситуации, когда отношение к работе, наоборот, было отрицательным, и ощущалась неудовлетворённость, а желания работать не было вовсе.

Итоги этого исследования позволили Герцбергу сделать заключение, согласно которому удовлетворённость от работы зависит от её внутренних и содержательных характеристик, а неудовлетворённость зависит от внешних характеристик работы и её контекста. Итогом же стало то, что все факторы, которые оказывают влияние на деятельность человека в производственных ситуациях, были распределены на гигиенические и мотивирующие.

Гигиенические факторы, называемые также факторами здоровья, представляют собой факторы, которые связаны с окружающей средой, в которой происходит сама работа. Среди самых важных гигиенических факторов можно выделить следующие: Политика фирмы и администрации Безопасность труда Комфортные условия труда Приемлемая освещённость, хорошее отопление и т.д. График работы Оплата труда Наличие оплачиваемых праздничных дней Наличие больничного Проведение мероприятий в области социального обеспечения, здравоохранения и других социальных программ Отношения с коллегами и руководством Уровень прямого контроля работы

Мотивирующие факторы, также называемые мотиваторами, непосредственно связаны с сущностью самой деятельности и её характером. Они способствуют повышению уровня удовлетворённости работой и рассматриваются в качестве самостоятельной группы потребностей, которую, обобщая, можно назвать потребностями в росте. К основным мотиваторам можно отнести такие как: Успех Общественное признание Интересное содержание деятельности Наличие возможности расти профессионально Степень ответственности Служебное положение

В процессе своих исследований Герцберг пришёл к следующим выводам: Удовлетворённость и неудовлетворённость деятельностью являются двумя независимыми друг от друга измерениями, которые можно наглядно отобразить на двух различных графиках; Существует целая группа факторов, воздействующих на первый график «удовлетворённость деятельностью – нет удовлетворённости деятельностью» (мотивирующие факторы), а также группа других факторов, воздействующих на второй график «неудовлетворённость деятельностью – нет неудовлетворённости деятельностью» (гигиенические факторы). Выведенная Герцбергом формула заключается в следующем:

o Обстановка на работе и условия труда + мотивирующие факторы = состояние удовлетворённости

o Обстановка на работе и условия труда – мотивирующие факторы = нулевой эффект

Билет 43

Сущность и характеристика теории справедливости (равенства) Дж. Адамса

Теория справедливости (равенства) (Equity Theory) предложена в 1963 году американским психологом Джоном Стейси Адамсом (John Stacey Adams). Она основывается на утверждении, что люди субъективно оценивают соотношение между затраченными усилиями и полученным вознаграждением и сравнивают это соотношение с показателями других людей, выполнявших такую же работу. Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость.

Сокращение собственных затрат энергии («за такую оплату я не намерен выкладываться»).

Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требования).

Изменение самооценки (понижение уверенности в себе).

Попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или нагрузку других.

Выбор для себя другого объекта сравнения («мне с ними не равняться»).

Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.

Если представление о собственном отношении «вклад — отдача» не соответствует представлению о том же отношении у других, человек будет прилагать все усилия, чтобы восстановить справедливость. Это стремление восстановить справедливость используется как объяснение трудовой мотивации. Основной вывод: опытный менеджер должен отслеживать реакции подчиненных и вовремя устранять возникающие противоречия.

Билет 44







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.007 с.)