Введение в социальную психологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в социальную психологию.



Сведения об авторе

 

Кузнецова Эльвира Ахматбагизетовна – кандидат психологических наук, педагог, методист, клинический психолог, старший преподаватель кафедры общей психологии Психологического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань). Автор монографии «Трактат о синестезии», методического пособия «Организация антинаркотической работы в студенческих общежитиях», более 40 научных статей и ряда работ по профилактике наркомании. Соавтор ряда методических пособий («Социально-психологическая адаптация студенчества как аспект первичной профилактики наркомании» (2002) и др.).

Окончила Казанский ГПИ (1990), КГУ (1993), КГМУ (2001). Победитель Республиканского конкурса Министерства по делам молодёжи и спорту «Лучший работник учреждений социального обслуживания детей и молодёжи» с присвоением звания «Лучший психолог» (2002). Руководитель грантовых работ с 2002-2005 годы. Победитель II конкурса Национальной общественной награды в области добровольчества (2006 года). Организатор Республиканской конференции «Профилактика употребления психоактивных веществ в студенческих общежитиях» (2003) с проведением мастер-классов для специалистов, работающих в сфере воспитания молодёжи. Руководит действующей студенческой волонтёрской группой с 2003 года.

Сфера интересов: феномены человеческого восприятия; психокоррекция и психотерапия поведения. Область интересов: психология, медицина, история науки.

 

 

Кузнецова Э.А.

 


Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………..  
Тематический план …………………………………………………………………………….  
Программа курса ……………………………………………………………………………….  
   
Глава 1. Введение в социальную психологию…………………………..  
§ 1. Исторический обзор и современное состояние науки, её актуальные проблемы........................................................................................................  
§ 2. Методологические и теоретические основы социальной психологии.......  
Семинарское занятие № 1………………………………… …………………………………………….  
Тест № 1……………………………………………………………………………………………………  
   
Глава 2. социальная психология личности….………………………...  
§ 1. Представления о личности. Я-концепция……………………………………...  
§ 2. Развитие личности и социализация………………………………………………  
§ 3. Установки личности, социальные стереотипы и предрассудки. Их роль в поведении ………………………………………………………………………………  
Семинарское занятие № 2………………………………… …………………………………………….  
Тест № 2……………………………………………………………………………………………………  
   
Глава 3. психология общения, взаимодействия и отношений…  
§ 1. Общение как категория социальной психологии……………………………….  
§ 2. Социальная перцепция в общении…………………………………………………  
§ 3. Общение как интеракция……………………………………………………………  
§ 4. Конфликт (природа, управление, разрешение)…………………………………  
Семинарское занятие № 3…………………………… ………………………………………….  
Тест № 3…………………………………………………………………………………………………… Самотестирование №1(о чём говорят жесты и мимика)……………………………………  
Самотестирование №2(тест Томаса на определение стратегии в конфликте)………  
Глава 4. психология малых групп…………………………………………….  
§ 1. Малая группа как объект исследования социальной психологии.  
§ 2. Групповая динамика, сплочённость и совместимость. Групповое давление и конформизм ……………………………………………………………………  
§ 3. Теоретические подходы к исследованию малых групп ………………………  
Семинарское занятие № 4…………………………… ………………………………………….  
Тест № 4……………………………………………………………………………………………………  
   
Глава 5. психология больших социальных групп и массовых явлений …………………………………………………………………………………  
§ 1. Большая группа как объект исследования социальной психологии…………  
§ 2. Психология массовых явлений………………………………………………………  
Семинарское занятие № 5…………………………… ………………………………………….  
Тест № 5……………………………………………………………………………………………………  
   
Список литературы …………………………………………………………………………….  
Темы курсовых работ и рефератов …………………………………………………………...  
Вопросы для контроля знаний (виртуальный экзамен)…………………………………......  
Итоговый тест №6…………………………………………………………………………….  
Словарь терминов …………………………………………………………………………….. Переменки …………………………………………………………………………………..  
Творческие задания ……………………………………………………………………..  
   

Введение

 

Основу социальной психологии составляет система социально-психологических знаний о закономерностях и механизмах формирования личности в системе общественных отношений в больших и малых группах. Она включает фундаментальные концепции, устоявшиеся закономерности и подтверждающие факты о наличие социально-психологических явлений.

Степень успешности человека в межличностном общении негласно определяется субъективным восприятием его поведения, внешности и умения войти в контакт. Курс помогает в изучении способов, при помощи которых человек приходит к пониманию других людей, а также механизмов влияния людей друг на друга.

Цель курса:обучение студентов основам социальной психологии с последующим получением навыков самостоятельной работы в больших и малых социальных группах.

Задачи курса (для преподавателей):

§ ознакомить студентов с основами психологического знания в области социальной психологии;

§ изучить и углубить теоретические знания по социально-психологическим явлениям;

§ обучить методам самостоятельной работы с учётом собственных потенциальных возможностей;

§ обучить основам этики психологического взаимодействия при исследовании социальных групп и личности;

§ развить мотивацию к проведению социально-психологических исследований;

§ сфомировать навыки применения полученных знаний в различных отраслях практической деятельности;

§ обучить умению корректного оформления исследовательского отчёта по социально-психологическому исследованию.

Задачи изучения курса (для студентов):

§ изучить фундаментальные концепции, подтверждающие факты о наличие социальных явлений;

§ изучить особенности поведения и деятельности людей в разных социальных общностях;

§ изучить динамику коллективообразования;

§ научиться применять психологические знания о закономерностях общения;

§ усвоить структуру, динамику конфликтов и научиться практически ими управлять;

§ изучить социально-психологические особенности неформальных групп и организаций.

Согласно учебному плану, на преподавание курса “Социальная психология” отводится 60 часов: 30 часов лекционных и 30 часов практических занятий.

В курсе “Социальная психология“ большое внимание уделено изучению психологических аспектов бесконфликтного сосуществования граждан в многонациональном обществе. Вспомогательными при изучении данного курса являются знания по философии, общей и возрастной психологии и теории управления. В приложении указаны дополнительные источники знаний в смежных с психологией областях. Имеются сведения по вопросам самопомощи в психотравмирующей ситуации.

К окончанию изучения курса студенты должны знать:

1. социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых группах;

2. социально-психологические особенности формирования и развития личности;

3. природу конфликтов, методы их разрешения и управления;

4. социально-психологические особенности неформальных групп и организаций;

5. основные методы и особенности психологических исследований в социальной психологии.

 

К окончанию изучения курса студенты должны уметь:

1. применять в своей деятельности научные психологические методы исследования;

2. анализировать межличностные отношения и устанавливать контакты между людьми;

3. оказывать самопомощь в стрессовых ситуациях;

4. оказывать консультативную помощь разным категориям граждан при возникающих трудностях общения;

5. проводить комплекс работ, связанных с тестированием, диагностикой, выработкой корректирующих ситуацию мер;

6. свободно общаться со специалистами практиками по темам предмета, демонстрируя знание и понимание терминологии и феноменологии социальной психологии.

 

Формы контроля полученных знаний:

§ тестовые задания;

§ обмен мнениями среди обучающихся студентов на импровизированных Интернет-семинарах по специальным проблемным темам.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название тем Лекции (ч) Семинары (ч)
  Введение в социальную психологию:
  1. исторический обзор, современное состояние науки, актуальные проблемы;
  2. предмет СП, общая методология.
       
  Социальная психология личности:
  1. представления о личности; Я-концепции;
  2. развитие личности и социализация;
  3. установки личности, социальные стереотипы и предрассудки, их роль в поведении.
   
  Психология общения, взаимодействия и отношений:
  1. общение как категория социальной психологии;
  2. социальная перцепция в общении;
  3. общение как интеракция;
  4. конфликт (природа, управление, разрешение).
   
  Психология малых групп:
  1. группа как объект исследования социальной психологии;
  2. групповая динамика, сплочённость и совместимость, групповое давление и конформизм
  3. теоретические подходы к исследованию малых групп.
           
  Психология больших социальных групп (БСГ) и массовых явлений:
  1. БСГ как объект социальной психологии исследования;
  2. психология массовых явлений.
       
  ИТОГО:………………………………………………………    

 


ПРОГРАММА КУРСА

 

Общение как интеракция.

Общее и особенное во взаимодействии людей. Уровни осознания взаимодействия партнёра по общению. Стратегии поведения участников взаимодействия (содействие, противодействие и уклонение от контактов). Типы взаимодействий в общении. Особенности проявлений психологических типов в разных формах взаимодействия (педагогическое, управленческое, семейное и др.).

Психология малых групп.

Стадия социального анализа.

Это стадия становления научной социальной психологии, она ближе к современному состоянию науки, и поэтому мы затронем лишь отдельные вехи на пути ее становления.

Если поставить вопрос: кто «отец» современной социальной психологии, ответить на него было бы практически невозможно, так как слишком многие представители разных наук внесли заметный вклад в развитие социально-психологической мысли. Тем не менее одним из наиболее близких к этому титулу, как ни парадоксально, можно было бы назвать французского философа Огюста Конта (1798-1857). Парадоксальность заключается в том, что этого мыслителя считали чуть ли не врагом психологической науки. А на самом деле все наоборот. По многим изданиям Конт известен нам как основоположник позитивизма, то есть внешнего, поверхностного знания, якобы исключающею познание внутренних скрытых взаимосвязей между явлениями. При этом не учитывалось, что под позитивным знанием Конт понимал прежде всего знание объективное. Что касается психологии, то Конт выступил не против этой науки, а лишь против ее названия. В его время психология носила исключительно интроспективный, то есть субъективно-умозрительный характер. Это противоречило представлениям Конта об объективном характере знаний, и, чтобы избавить психологию от ненадежности субъективизма, он дал ей новое название — позитивная мораль (la morale positive). Не так широко известно, что, запершая многотомную серию своих трудов, Конт планировал разработать «подлинную финальную науку», под которой он понимал то, что мы называем психологией и социальной психологией. Наука о человеке как о существе более чем биологическом и в то же время более чем просто «сгустке культуры» должна была стать, по Конту, вершиной знания.

Имя Вильгельма Вундта связывается обычно с историей психологии вообще. Но не всегда отмечается, что он различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке — социальную). Его десятитомный груд «Психология народов» (1900-1920 гг.), над которым он работал 60 лет, по существу является социальной психологией. Высшие психические функции, по мнению Бунд га, должны были изучаться с позиции «психологии народов».

У. Макдугалл оставил о себе память одним из первых учебников социальной психологии, изданным в 1908 г. Вся его система взглядов на социально-психологические отношения в обществе строилась на теории инстинктов, которая, с учетом вклада 3. Фрейда, господствовала в научном сознании в последующие 10-15 лет.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. социальная психология переживала еще период становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в трудах социологов. Нельзя не отметить в этой связи работы Э. Дюркгейма (1897), остро поставившего вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов, и Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом.

Большое место в трудах социологов в конце XIX в. занимала проблема толпы, но этот вопрос будет рассмотрен в соответствующем разделе настоящей работы.

 

Внешний внутренний

относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например: социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии. Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии. относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов ее дифференциации, о которых шла речь выше. 1.внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например: теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п. 2.она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т, д. 3.наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования ведутся исследования под руководством Р. X. Шакурова), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т.д. В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей.

 

Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов):

I. Всеобщая (философская) методология (философские принципы, требования, вытекающие из философских законов и категорий);

II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);

III. Специальные, собственные методы социальной психологии:

1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги);

2. Методы социально-психологического исследования:

а) Методы обработки информации (общенаучные методы);

б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др.);

IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.

 

Виды социально-психологического знания:

· обыденное,

· житейское,

· философское,

· эстетическое,

· эзотерическое (внутреннее),

· практико-методическое («Карнеги-знание»),

· научно-теоретическое.

Типология социально-психологических явлений по разным основаниям.

1. По носителям: в больших и малых группах; в неорганизованных группах (массовидные явления психики);

2. По уровням: рациональные, эмоциональные, упорядоченные и неупорядоченные (массовидные);

3. По динамике: динамичные, статичные, динамостатичные;

4. По содержанию: осознанные и неосознанные.

 

 

Семинарское занятия №1.

1. Задачи социальной психологии в изучении социально-психологических явлений.

2. Вклад отечественных учёных в становление социальной психологии.

3. Требования к программе социально-психологического исследования.

4. Специфика методов в социальной психологии.

Тест №1.

1. Концепция, основанная на представлении, что при решении общественных проблем следует исходить из интересов отдельного индивида и лишь потом обращаться к интересам масс, выдвинута:

а) Аристотелем;

б) Сократом;

в) Платоном.

 

2. Описательный этап психологии охватывает период:

а) 60-е годы XIX в. — начало XX в.;

б) 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.;

в) 6 в. до н. э.- середина ХIХ века.

 

3. Первый Всесоюзный съезд по решению проблем поведения человека состоялся в:

а) 1917 году;

б)1930 году;

в) 1945 году.

 

4. Идеологический контроль за деятельностью отечественных учёных особенно жёстко проявился:

 

а) с 1925-х до 1990-х годов;

б) с 1917 до 1930-х годов;

в) с 30-х до 50-х годов.

 

5. Социальная психология:

 

а) изучает личность и её взаимоотношения с окружающим миром;

б) изучает закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах;

в) – это наука, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

 

6. Процесс разделения социальной психологии на составляющие части называется:

 

а) интеграция;

б) дифференциация;

в) раздробление.

 

7. Тренинги в социальной психологии относят к:

а) методам исследования;

б) методам обработки информации;

в) методы воздействия.

 

8. К способу организации исследования относят:

а) методику;

б) методологию;

в) метод.

 

Ответы на тест № 1.

 

               
а в б в б в б в в

 

ДЕТИ ВЗРОСЛЫЕ

цель: сформировать мотивацию цель: помочь в овладении навыками

 

формируют ценностные ориентации меняют внешнее поведение (не внутреннее)

 

просто усваивают готовые соцнормы оценивают и создают новые соцнормы

 

 

На сегодня существует несколько теорий социализации.

Ч. Кули ( американец, психолог)

зеркальное Я – Я развивается в социальном взаимодействии.

Только по действиям человека в системе межличностных отношений можно судить о том, хорош он или плох. Если человек находится на необитаемом острове и рядом нет системы отсчёта (других людей, относительно которых измеряется добро-зло), то оценка человека «хороший-плохой» отсутствует. Мы получаем знания о себе, наблюдая реакцию других людей на нас. Ещё в начале XX века американский социальный психолог Ч. Кули развил концепцию зеркального Я (когда люди воспринимают себя на основе того, как их воспринимают другие). То, что мы видим в отражении – это отражённая оценка (например, мы считаем себя остроумными, потому что друзья смеются над нашими шутками) На основе данной теории существует упражнение «Зеркало», часто применяемое в тренингах.

 

Вопрос: Хороший ли вы танцор? Как вы узнаёте, что в чём-то хороши собой? (ответ: Можно обратиться к экспертам, можно самому оценить себя, попросить это сделать родственников, но в любом случае – идёт процесс сравнения. Говорят, что всё познаётся в сравнении. Это в первую очередь относится к Я-концепции, когда сравниваются разные идентификции).

Д. Мид ( американский психолог)

Я в обществе -Дети развивают своё я, когда принимают роль другого.

Мид как и Кули считал, что Я не может быть без общества, причём формирование этого в 2 стадии: сначала – ребёнок изображает других в игре; затем – представляет поведение других в этой роли.

Достоинство теории Мида: он предложил два Я:

Я-сам реагирует на отношение со стороны других. Волен в выборе установок по отношению к другим. Я-меня осознаёт отношения со стороны других. Заперт в моральных запретах и общественных установках.

ПОДИТОГ: Кули и Мид основывались на осознаваемости реакций.

З. Фрейд (австриец, психиатр, современник Кули и Мида)

Неосознаваемое Я - Требования Я антогонистичны к требованиям обшества.

Его теория самая нашумевшая (подробно мы упоминали о нём в теме 2-1).

Ребёнок движим биологическими побуждениями («ИД» - оно)

Общество через родителей давит на «ИД» (при этом ребёнок проходит оральный, анальный, фаллический периоды и получает свой уникальный опыт, с которым проходит через всю оставшуюся жизнь).

 

Ж. Пиаже (швейцарский психолог)

Рациональное Я – в познании окружающего мира когнитивные способности ребёнка проходят ряд стадий, планомерно осваивая на каждой из них новые навыки.

1-2 годы – сенсорно-моторный интеллект (овладение предметами-игрушками)

3-6 лет – интуитивные операции (+образное мышление)

7-12 лет – конкретные операции (логическое мышление)

13-15 лет – формальные операции (добавляется абстрактное мышление)

 

Л. Колберг (американец, психолог)

Моральное Я – 6 стадий моральных суждений Я по мере развития, но не обязательно их пройти все, моральное развитие может закончиться на каком-либо уровне.

Люди различаются моральными убеждениями, потому что находятся на разных стадиях зрелости. В каждой культуре на Земле детей учат приблизительно одним и тем же ценностям (сопереживанию, справедливости и т.д.). Различия в культурах касаются мнений о том, что считать плохим – нельзя курить, есть свинину и т.д.).

Стадии моральных суждений:

доконвенциальный уровень

1 стадия – ребёнок подчиняется взрослому (боится порицания более сильных)

2 стадия – кажущееся правильным действие на самом деле удовлетворяет собственные потребности ребёнка, при этом он старается заслужить поощрение окружающих.

конвенциальный уровень

3 стадия – хочет нравится другим и помогать им.

4 стадия – ориентация в поведении на власть. Человек демонстрирует уважение к авторитетам для достижения собственного блага.

5 стадия – признание условности правил ради достижения согласия (избегание насилия к окружающим).

постконвенциальный уровень

6 стадия – ориентация на совесть, уважение и доверие к другим людям. На этой стадии человек готов жертвовать своими интересами во благо большинства людей и во имя «высших принципов».

Э. Эриксон (эмигрант из Европы в США, американец, психоаналитик)

Я в развитии – 8 стадий развития Я.

Человек в своём развитии проходит 8 стадий, на каждой из них происходит кризис идентичности, затем человек находит правильное для себя решение и переходит на следующую стадию. В каждой стадии существует «комплект» альтернативных установок:

Доверие –недоверие (младенчество).

Если окружающая обстановка не доставляет малышу беспокойство, то он развивается доверительно к окружающему и способен выпускать родителей из поля зрения).

Автономия – стыд(раннее детство).

(по Фрейду соответствует анальной стадии)

На этой стадии решительно формируется либо стыд за потерю контроля за своим поведением, либо гордость за свой самоконтроль.

Здесь ребёнок впервые сталкивается с наличием контроля за своим поведением – это конфликт.

Инициатива – чувство вины (позднее детство).

Стремление к реализации вновь возникающих физических и умственных возможностей (фантазии), новые роли и инициативность сталкиваются с риском насмешек окружения, с последующим чувством вины за попытки новых действий.

Трудолюбие – неполноценность (школьный возраст).

Получает удовольствие от полученных навыков обращения с новыми инструментами (ручки, пластилин и т.д.). Возникает опасность не идентифицироваться со сверстниками (неумение писать или читать в школе) с последующим нежеланием ходить в школу и учиться.

Идентичность –смешение ролей (юность).

Именно в этом возрасте «временно сверх-идентифицируются с героями клик и компаний». Волнуют вопросы как они выглядят в глазах других по сравнению с собственными мнениями.

Близость – изоляция(начало взрослого периода).

Человек хочет «слить свою идентичность с идентичностью других». Существует опасность, что человек, полностью отдавшийся влиянию других, т.е. отказавшийся от себя, будет стремиться к изолированности и не сможет создать интимно-близкие отношения с окружением.

Генеративность –стагнация (средний возраст).

Генеративность – заинтересованность в наставлении следующего поколения. Когда эта потребность не удовлетворена возникает чувство обеднения личной жизни.

Целостность ЭГО –отчаяние (старость).

Подведение итогов жизни. Если человек удовлетворил своё ЭГО, то считает что прожил счастливую жизнь. Если ЭГО не удовлетворено – возникает желание «прожить её заново» и сожаление, что «осталось мало времени для начала новой хорошей жизни».

 

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание.

Социализация потребности личности в общении.

  • на микроуровне (акты содействия и противодействия),
  • мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение)
  • макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты).

Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа «Я»):

  • самооценка,
  • самоконтроль,
  • самоопределение.

Содержание социализации, ее основные стадии:

  • дотрудовая (ранней социализации, стадия обучения);
  • трудовая (профессиональные границы);
  • послетрудовая (точки зрения на социализацию в послетрудовой период).

Институты социализации:

  • семья,
  • дошкольные учреждения,
  • школа,
  • трудовой коллектив,
  • СМИ.

Перцептивная установка

означает предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности.

При восприятии социальных объектов характер перцептивной установки зависит от других аттитюдов личности. Яркой иллюстрацией может служить эксперимент С. Аша, проведенный в 1952 г. В двух группах испытуемых поставили вопрос - согласны они или нет со следующим утверждением: «Я считаю, что маленький бунт время от времени - полезная вещь и необходим в политическом мире, как гроза в мире физическом». Но при этом автором утверждения в первой группе назвали Томаса Джефферсона, одного из первых президентов США, а во второй — В. И. Ленина.

Большинство испытуемых в первой группе выразили согласие с утверждением, понимая «маленький бунт» буквально, как не несущий с собой большой опасности. Большинство во второй группе с утверждением не согласились, ассоциируя «маленький бунт» с кровавой революцией.

Таким образом, социальные установки испытуемых по отношению к Джефферсону и Ленину (и связанным с ними событиям) предопределили разный характер их перцептивных установок при восприятии одного и того же утверждения.

Дурные установки.

Дурные поступки развиваются поступательно по спирали:

чем больше дурных поступков совершено, тем легче их сделать в последующем.

Сознание при этом мутирует.

Человек делает то, что он есть и становится тем, что он делает.

 

Практические применения теорий установок.

Там, где есть взаимодействие людей друг с другом начинается поиск методов воздействия на установки.

 

Феномен «нога в дверях». Зачастую мы неосмотрительно соглашаемся на какую-либо небольшую просьбу к нам помочь в чём-то. Затем оказываемся в ситуации всё большего вовлечения в этот процесс –пошаговые уступки (этот феномен используют в рекламных компаниях, при выборах и т.д.).

ПРИМЕР: За рубежом часты акты благотворительности. Эффект от феномена «нога в дверях» там используется так: на пожертвования граждане дают Н-ную сумму; но учитывая данный феномен за сутки до сборов предлагают гражданам поносить значки с рекламой собирающей компании – тогда сборы от этого человека становятся в двое больше.

Механизм феномена используется по схеме: сначала получить добровольное (желательно публичное) признание неких обязательств, затем попросить о ещё небольшом одолжении-помощи и т.д. Когда мы добровольно на что-то соглашаемся, на самом деле берём на себя большую ответственность за него.

Тест №2.

 

1. Частное самосознание – это:

а) временное состояние осознания индивидом общественных аспектов Я, скрываемых от других;

б) временное состояние осознания индивидом скрытых аспектов своего Я;

в) временное состояние осознания индивидом аспектов своего Я, демонстрируемое другим.

 

2. Теория о том, что осознание идентичности и формирование Я-концепции происходит в младенчестве принадлежит:

а) Эриксону;

б) Тейлору;

в) Фрейду.

 

3. Факт, когда человек, победивший на соревнованиях, не оказывается на первой странице известного журнала, можно отнести к:

а) феномену подвижности и гибкости Я-концепции;

б) феномену разной осознаваемости Я-концепции;

в) феномену символичности Я-концепции.

 

4. Выполняемая человеком роль директора классифицируется как:

а) приписанная и диффузная;

б) достигнутая и специфическая;

в) достигнутая и диффузная.

 

5. Униформа необходима для:

а) устрашения;

б) для выполнения должностной роли;

в) для различения социальной роли.

 

6. Уважение, достигаемое человеком благодаря его положению в системе иерархии, а не из-за личностных заслуг называется:

а) личным статусом;

б) авторитарным статусом;

в) социальным статусом.

 

7. Идея о том, что дети развивают своё Я, когда принимают роль другого была предложена:

а) Ч. Кули;

б) Д. Мидом;

в) З. Фрейдом.

 

8. Потребность личности в эмоциональном общении реализуется на:

а) макроуровне;

б) микроуровне;

в) мезауровне.

9. Расовые и национальные предрассудки относят к:

а) когнитивным компонентам установок;

б) аффективным компонентам установок;

в) перцептивным компонентам установок.

10. Случаи, когда человек сомневается в собственном выборе между двумя диаметрально противоположными убеждениями, доказывает что:

а) поступки влияют на установки;

б) установки влияют на поведение;

в) нет правильного ответа.

 

Ответы на тест № 2.

 

                   
б б в б б в в б в а б

 

Исследования общения

Категория «общения» центральная в СП.

- это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

За последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

 

Вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г. М.Андреева, 1988); то есть, общение рассматривается как форма совместной деятельности; иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А. Н. Леонтьев, 1965); общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975)).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.191 с.)