Эмоциональное развитие детей в мл. шк. возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное развитие детей в мл. шк. возрасте.



План.

1.Особенности эмоций младших школьников.

2. Характеристика чувств младших школьников.

3. Развитие и формирование эмоций и чувств.


1. Особенности эмоций младших школьников.

Чувства имеют большое значение в психической жизни учащихся начальных классов. Как правило, у здорового ребенка 7—10 лет преобладают положительные эмоции, жизнерадостное, веселое, бодрое настроение. Дети по самой природе своей — большие оптимисты. Многое в окружающей действительности вызывает у них интерес, радостное чувство, доходящее часто до восторженного состояния, ликования, иногда даже по сравнительно незначительному поводу, который не может вызвать соответствующих эмоций у взрослых и даже у старших школьников. Всякое явление, которое его заинтересовало, вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик, будь то театральный спектакль, ссора с товарищем или увлекательная игра. Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками.

Но эта сила переживаний связана у детей младшего школьного возраста с большой неустойчивостью эмоций. Потерпев какую-либо неудачу или почувствовав обиду, младший школьник может очень расстроиться, но его печаль так же быстро и легко проходит, как и возникла, обычно не оставляя особого следа в памяти ребенка. Однако быстрая сменяемость чувств еще не говорит о полном отсутствии необходимой уравновешенности. Младший школьник нередко проявляет больше спокойствия и выдержки, чем подросток, у которого часто бывает более неустойчивое эмоциональное состояние. Но все-таки характерным для младшего школьного возраста является недостаточное умение управлять своими чувствами, сдерживать или не показывать их.

За годы дошкольного детства ребёнок приобретает некоторыё эмоциональный опыт. Он, конечно, может скрыть свой страх, агрессию, слёзы. Но это происходит в том случае, когда это очень и очень надо. Умение владеть своими эмоциями развивается постепенно.

Большое влияние на развитие эмоциональной жизни детей оказывает школьное обучение. С приходом в школу ребенок получает много новых впечатлений, вызывающих у него немало различных чувств. В первые дни обучения у детей появляется, с одной стороны, чувство удовлетворения, гордости, что и они стали большими, ходят с книжками и тетрадями, выполняют свои обязанности, как взрослые. С другой стороны, дети довольно часто испытывают чувство смущения, а временами и робости, от незнания новых для них правил взаимоотношения с учителем и неумения выполнять его указания и установленные в школе порядки. Однако довольно скоро эти чувства неловкости, а порой и растерянности проходят, и ребенок осваивается с условиями школьной жизни. Теперь его переживания связаны главным образом с успехами или неуспехами в учебе, с похвалой или неодобрением учителя.

Импульсивность поведения на первом году обучения ещё часто проявляется. То ребёнок засмеялся на уроке, увидев в окно прыгающих птичек, то при коллективном просмотре спектакля, увлёкшись сюжетом, нарушил правила поведения. Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что-то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда более скрыты, но все же они достаточно явны для окружающих. Чувства обычно ярко проявляются в речи ребенка, мимике и пантомимике, в плаче или смехе.
К III – IV классу начинает проявляться большая сдержанность в проявлении чувств. Ученику необходимо управлять своими чувствами, выполняя повседневные школьные обязанности, требования учителя. Моторные, импульсивные реакции, характерные для дошкольника и 1-классника, начинают заменяться речевыми. К III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.150.237 (0.003 с.)