E) Оказывает ототоксическое действие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E) Оказывает ототоксическое действие



В в е д е н и е

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Вторая половина XX века ознаменовалась огромными (и это не преувеличение) успехами в области лечения различных инфекций, в первую очередь бактериальных, затем микозов и протозойных заболеваний и, наконец, - частично вирусных инфекций. Эти успехи по значению соответствуют важнейшим достижениям науки нашего столетия.

Практический медицинский работник уже не представляет себе успешного лечения инфекционно-воспалительных процессов и особенно тяжелых инфекций без применения активных антимикробных средств. Эти препараты называются химиотерапевтическими, а этиотропная (причинная) терапия инфекций - химиотерапией.

За последние годы химиотерапия стала самостоятельным, очень важным разделом науки о лекарствах. Это определяется достигнутыми за последние годы успехами в области общей и клинической микробиологии; в изучении закономерностей возникновения и течения инфекционных заболеваний; в создании очень большого числа высокоэффективных антимикробных препаратов; в изучении механизмов их действия на микробную клетку и механизмов, определяющих развитие к ним резистентности у микро-организмов, а также широкими клиническими исследованиями по разработке оптимальных схем и режимов химиотерапии различных инфекций.

Теперь эту актуальную проблему изучают не только микробиологи, но и фармакологи, биохимики, химики, радиобиологи, технологи, медицинские работники всех специальностей.

 

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ:

ЧТО ИЗУЧАЕМ?

Этот раздел включает сведения о натуральных (антибиотики) химиотерапевтических препаратов. В 20-веке эти средства позволили победить страшные эпидемии инфекционных заболеваний, которые терзали человечество на протяжении всей его истории. Однако лекарство – «это палка о двух концах». «Одно лечим, а другое калечим!» - говорит народная пословица. Даже при правильном применении химиотерапия может нанести вред организму пациента

За последние 40 лет открыты тысячи антибиотиков с различным спектром действия, однако в практической медицине применяются около 100 препаратов. Это объясняется главным образом тем, что большинство антибиотиков не отвечает требованиям практической медицины.

 

ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕМ?

Вы будете знать как предупреждать побочные эффекты препаратов.

Вы будете уметь выписывать в рецептах различные лекарственные формы

химиотерапевтических средств.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й Б Л О К

Дисциплина: Фармакология

Раздел: Химиотерапевтические средства

Тема: «Антибиотики широкого спектра действия»

Количество часов – 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Мотивация: занятие проводится согласно ГОС по специальности «Лечебное дело» Для создания базы профессиональных знаний студент при изучении курса фармакологии должен выработать профессиональные умения:

· владеть составлением и передачей фармакологической информации;

· распределять препараты по фармакологическим группам;

· аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической активностью;

· правильно выписывать рецепты.

Общая цель занятия: изучить:

- химиотерапевтические средства- антибиотики широкого спектра действия;

- показания к применению антибиотиков широкого спектра действия;

- возможные побочные эффекты

Конкретные учебные цели занятия:

- знать:

* классификации антибиотиков;

· лекарственные препараты химиотерапевтических средств;

· способы применения лекарственных препаратов, характер влияния и особенности воздействия на организм человека, побочные эффекты – антибиотиков широкого спектра действия;

- уметь:

· выписать рецепт;

· используя рецептурные справочники, выяснять особенности применения химиотерапевтических препаратов;

· объяснить больному ожидаемые или возникшие проблемы после применения лекарственных препаратов данной группы;

· оценить причину назначения тех или иных лекарственных препаратов;

· объяснить больному диету для реабилитации после курса антибиотикотерапии;

· пояснить проблемы самолечения с применением без рецептурных фармацевтических препаратов, дать или воздержаться от рекомендаций, знать и объяснить – почему.

 

 

Межпредметные связи:

· анатомия и физиология человека, основы патологии, микробиология – обеспечивающие понимание действия химиотерапевтических средств на микроорганизмы и на обмен веществ у пациента;

· основы латинского языка и медицинской терминологии – выписывание рецепта и чтение рецептурных назначений врачом;

· терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи, педиатрия с детскими инфекциями, хирургия, инфекционные болезни – в темах лечения заболеваний и восстановления организма после применения химиотерапевтических средств; реабилитация нежелательных эффектов химиотерапевтических препаратов.

Место проведения занятия: кабинет основ латинского языка и медицинской терминологии

Материальное и методическое обеспечение занятия:

* методическая разработка;

· основная учебная и дополнительная литература,

· опорные конспекты студентов;

·, библиотека рефератов,

· лекарственные формы препаратов.

· Аннотации новых лекарственных препаратов

· Таблица «Классификация антибактериальных средств по химической структуре»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по характеру антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по механизму антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по спектру антимикробного действия»

· Таблица «Побочные явления, вызываемые антибиотиками»

· Рисунок «Бактериальная клетка»

· рецептурные бланки

· карточки - пазлы

Критерии оценки по всем видам контроля:

- более 90% верных ответов, менее 2 ошибок – «отлично»;

- 80 – 89,9% верных ответов, менее 3 ошибок – «хорошо»

- 70 – 79,9% верных ответов, менее 4 ошибок – «удовлетворительно»

Хронокарта занятия:

№ п/п ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ВРЕМЯ (мин)
1. Организационный момент Тема занятия Цель занятия Мотивация занятия - проверка присутствую- щих на занятии; - оценка внешнего вида;  
2. Контроль исходного уровня знаний студентов - решение тестовых заданий  
3. Изложение информационного материала Классификация и характе-ристика групп антибиоти-ков широкого спектра действия. Примение. Побочные эффекты.  
4. Самостоятельная аудиторная работа студентов - впишите в схему названия препаратов; -установите соответствие антибиотик- побочное действие с помощью карточек- пазлов; - решить ситуационную задачу    
5. Контроль эффективности усвоения материала - фронтальный опрос  
6. Домашнее задание - выписывание рецептов  
7. Подведение итогов занятия - выставление оценок  
    Итого:  

 

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

по теме «Антибиотики узкого спектра действия»

Инструкция по выполнению задания:

- В предложенном тесте выберете один правильный ответ

I. Ампициллин:

a) Действует преимущественно на грамположительную флору

b) Имеет широкий спектр действия

c) Активен в отношении синегнойной палочки

d) Активен в отношении стафилококков, продуцирующих пенициллиназу

- В предложенных тестовых вопросах выберете два правильных ответа:

II. Полусинтетические пенициллины Карбенициллин и Азлоциллин:

a) Имеют широкий спектр действия, включающий синегнойную палочку

b) Устойчивы к пенициллиназе

c) Неустойчивы к пенициллиназе

d) Оказывают нефротоксическое действие

III. Макролиды:

a) Действуют преимущественно на грамположительную флору

b) Спектр действия включает возбудителей «атипичных» пневмоний

c) Спектр действия включает микобактерии туберкулеза

d) Оказывают ото - и нефро - токсическое действие

IV. Полимиксины:

a) Обладают широким спектром действия

b) Действуют на грамотрицательную флору (включая синегнойную палочку)

c) Нарушают проницаемость мембраны микроорганизмов, т.е. действуют бактерицидно

d) Действуют бактериостатически

V. Нарушают синтез клеточной стенки микроорганизмов и действуют бактерицидно:

a) В-лактамные антибиотики

b) Тетрациклины

c) Аминогликозиды

d) Макролиды

E) Гликопептиды

- В приведенных тестовых вопросах выберете три правильных ответа:

VI. Бензилпенициллин:

a) Имеет широкий спектр действия

b) Действует в преимущественно на грамположительную флору

c) Устойчив к пенициллиназе

d) Неустойчив в кислой среде желудка

V. (a, e)

VI. (b, d, f)

VII. (b, c, d)

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

 

ЦЕФАЛОСПОРИНЫ

По строению цефалоспорины, так же как и пенициллины, являются В-лактамными антибиотиками. Цефалоспорины действуют бактерицидно, что связано с нарушением синтеза клеточной стенки. Они относятся к препаратам широкого спектра действия; устойчивы к пенициллиназе, но многие разрушаются В-лактамазой- цефалоспориназами.

Условно выделяют 4 поколения цефалоспоринов:

1-го поколения:

- для парентерального введения Цефалотин

- для приема внутрь – Цефалексин

2-го поколения:

- для парентерального введения – Цефамандол

- для приема внутрь Цефаклор

Го поколения

- для парентерального введения – Цефотаксим, Цефтазидим

- для приема внутрь – Цефиксим

Го поколения

- для парентерального введения Цефепим

Представители 1-го поколения эффективны в отношении грамположительных кокков (пневмо-, стрепто-_, стафило-) и некоторых грамотрицательных бактерий (кишечная палочка, гемофильная палочка и пр.). Практически не действуют на синегнойную палочку.

Спектр действия цефалоспоринов 2 – го поколения дополняется некоторыми грамотрицательными микроорганизмами; все препараты этой группы менее эффективны в отношении грамположительных кокков, чем препараты 1-го поколения. Синегнойная палочка к ним не чувствительна.

Препараты цефалоспоринового ряда применяют при заболеваниях, вызванных грамотрицательными возбудителями (инфекции мочевых путей), при инфицировании грамположительными бактериями при неэффективности пенициллинов; при катаральной пневмонии, при инфекциях, связанных с синегнойной палочкой.

Они вызывают аллергические реакции: возможна перекрестная сенсибилизация с пенициллинами. Из неаллергических осложнений отмечают поражения почек, оказывают раздражающее действие: при в/м введении – боль, инфильтраты; при в/в – флебиты. Возможно возникновение суперинфекции. При приеме внутрь препараты могут вызвать диспепсические явления.

КАРБАПЕНЕМЫ

И м и п е н е м (Imipenemum) –высокоактивный антибиотик с широким спектром действия. Оказывает бактерицидное действие. Устойчив к В-лактамазам, но разрушается дегидропептидазой-1 проксимальных почечных канальцев. Для устранения этого недостатка был синтезирован ингибитор дегидропептидазы-1, получивший название «ц и л а с т а т и н». Такой комбинированный препарат П р и м а к с и н вводят в/в каждые 6 ч.

Тетрациклинами называют группу антибиотиков, структурную основу которых составляют 4 шестичленных цикла. К ним относятся Окситетрациклина тригидрат (Oxytetracyclini dihydras), Тетрациклин (Tetracyclinum). К числу полусинтетических тетрациклинов относят Метациклина гидрохлорид (Methacyclini hydrochloridum), Доксициклина гидрохлорид (Doxycyclinum hydrochloridum).

Тетрациклины обладают широким спектром действия: они активны в отношении грамположительных и грамотрицательных кокков; возбудителей бациллярной дизентерии, брюшного тифа; патогенных трепонем; возбудителей особо опасных инфекций – чумы, туляремии, бруцеллеза, холеры; риккетсий, хламидий, некоторых простейших. Они угнетают внутриклеточный синтез белка рибосомами бактерий и оказывают бактериостатическое действие.

Тетрациклины хорошо всасываются в желудке и тонкой кишке, хорошо проникают через многие тканевые процессы, в том числе через плацентарный; небольшие количества тетрациклинов очень долго обнаруживаются в печени и костях.

Тетрациклины имеют широкие показания к применению: они эффективны при риккетсиозах, сыпном тифе, пневмонии, вызванной микоплазмами (атипичная), при инфицировании хламидиями, возвратном тифе, бруцеллезе, туляремии, при бациллярной и амебной дизентерии. Назначают чаще всего внутрь с интервалами 4 – 8 часов. Доксициклин обычно назначают 1 раз в сутки. Кроме того, их растворимые соли вводят парентерально (в/в, в/м). Местно тетрациклины применяют в мазях при заболеваниях глаз (при трахоме).

Из побочных эффектов неаллергической природы следует отметить раздражающее действие (Окситетрациклин), диспепсические явления (тошнота, рвота, диарея), глоссит, стоматит, в/м инъекции болезненны, в/в введение может привести к тромбофлебитам. Тетрациклины (в основном Окситетрациклин) обладают некоторой гепатотоксичностью. Их не следует назначать женщинам во второй половине беременности и детям до 8 лет. Это связано с тем, что тетрациклины депонируются в костной ткани, в том числе тканях зубов, где взаимодействуют с солями кальция, формирование скелета нарушается, зубы окрашиваются в темный цвет и разрушаются.

Характерное осложнение при лечении тетрациклинами – суперинфекция. Как антибиотики широкого спектра действия тетрациклины подавляют сапрофитную флору желудочно-кишечного тракта и багоприятствуют развитию кандидамикоза, суперинфекции стафилококками, протеем, синегнойной палочкой.

Для предупреждения и лечения кандидамикоза тетрациклины сочетают с противогрибковым антибиотиком Нистатином.

ЛЕВОМИЦЕТИН

Л е в о м и ц е т и н (Laevomycetinum) – обладает широким спектром действия и влияет на грамположительные и грамотрицательные бактерии, в том числе на семейство кишечных бактерий, палочки инфлюэнции, возбудителей бруцеллеза, туляремии и др., а также на риккетсии и хламидии. Угнетает внутриклеточный синтез белка; действует бактериостатически.

В связи с серьезным неблагоприятным влиянием на кроветворение левомицетин, как правило, относят к антибиотикам резерва и применяют только в отдельных случаях при неэффективности других антибиотиков. Применение левомицетина требует регулярного контроля картины крови.

Основные показания к его назначению – брюшной тиф, пищевые токсикоинфекции (сальмонеллезы) и риккетсиозы. Иногда его используют при заболеваниях, вызванных палочкой инфлюэнции (например, при менингите), при бруцеллезе и ряде других инфекций. Обычно его назначают внутрь. В ряде случаев отмечаются аллергические реакции в виде кожных высыпаний, лихорадки и т.д.

АМИНОГЛИКОЗИДЫ

С т р е п т о м и ц и н а с у л ь ф а т (Streptomycini sulfas)- имеет широкий спектр антимикробного действия. Наиболее важно его угнетающее влияние на микобактерии туберкулеза, возбудителя туляремии, чумы. Кроме того, он губительно действует на патогенные кокки, некоторые штаммы протея и другие грамположительные и грамотрицательные бактерии. К стрептомицину относительно быстро развивается привыкание. В ж-к-т препарат всасывается плохо.

Г е н т а м и ц и н а с у л ь ф а т (Gentamycini sulfas) – также обладает широким спектром действия. Применяют главным образом для лечения заболеваний, вызванных грамотрицательными бактериями. Особенно показан при инфекции мочевых путей (пиелонефрите, цистите), сепсисе, при раневых инфекциях, ожогах. Препарат менее токсичен, чем неомицина сульфат, однако основные неблагоприятные эффекты, типичные для аминогликозидов (ото- и нефротоксичность) наблюдаются и при его использовании.

ЛИНКОЗАМИДЫ

К группе линкозамидов относятся Л и н к о м и ц и н (Lyncomycini hydrochloridum) и К л и н д а м и ц и н (Clindamicinum). Ингибируют синтез белка бактерий и обычно действуют бактериостатически. Активны главным образом в отношении анаэробов, стрептококков, стафилококков. Применяются в основном при инфекциях, вызванных анаэробами.

Наиболее опасный побочный эффект – псевдомембранозный колит (диарея со слизистыми и кровянистыми выделениями, боли в области живота, лихорадка). Это одно из проявлений дисбактериоза.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание № 1. Заполните схему применения антибиотиков широкого спектра действия c использованием опорного конспекта

 

Задание № 2. Установите соответствие лекарственного препарата (антибиотика - широкого спектра действия) с его побочными эффектами с помощью карточек-пазлов.

Задание № 3. Решите ситуационную задачу.

 

Схема № 1

АНТИБИОТИКИ

ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ

 

Действия типом действия

 

1 2 3 4

Действия действия

Приме- не приме-

няется няется

Наружно Внутрь,

Парентен

Рально

Впишите названия препаратов

1 2 3 4 5 6 7

 

 

 

 

ЭТАЛОН ЗАПОЛНЕНИЯ СХЕМЫ

Схема № 1

АНТИБИОТИКИ

ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ

 

Действия типом действия

 

1 2 3 4

Действия действия

Приме- не приме-

няется няется

Наружно Внутрь,

Парентен

Рально

Впишите названия препаратов

1 2 3 4 5 6 7

Стретомицин; Канамицин

Гентамицина сульфат

Тетрациклин

Метациклин; Доксициклина

Синтомициновая эмульсия

Левомицетина сукцинат

 

 

Задание № 2

 

Игровой элемент обучающего процесса:

Для выполнения задания студентам предлагаются карточки-пазлы

с целью установления соответствия лекарственного препарата (антибиотика широкого спектра действия) и его побочного эффекта.

 

АНТИБИОТИКИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ

ЭФФЕКТЫ

 

1. Неомицин А. Потемнение зубов

2. Хлорамфеникол Б. Некроз тканей на месте

введения

3. Тетрациклин В. Нарушение слуха

4. Стрептомицин Г. Анафилактический шок

5. Эритромицин Д. Анемия

6. Пенициллин Е. Увеличение печени, застой

желчи

7. Грамицидин Ж. Нарушение всасывания в

кишечнике

 

Правильный ответ:

 

1 Ж, 2 Д, 3 А, 4 В, 5 Е, 6 Г, 7 Б

 

 

 

Задание № 3.

Ситуационная задача:

Больной Н. врач назначил антибиотик широкого спектра действия Цефазолин для внутривенного введения по 500 мг каждые 8 часов.

Прочтите аннотацию к препарату и ответьте на вопросы:

1. В чем растворять препарат?

2. До какой концентрации?

3. С какой скоростью вводить препарат?

4. Как долго лекарственный препарат сохраняет свою активность?

5. С какими другими лекарственными препаратами совместим данный антибиотик?

 

 

Аннотация препарата

 

Цефазолин (Анцеф) – растворяют в 0,9% растворе натрия хлорида. В растворенном состоянии при комнатной температуре он сохраняет активность в течение 24 ч. Обычно 500-1000 мг препарата растворяют в 50 –100 мл раствора глюкозы и вводят за 15-20 минут (растворять препарат следует строго по инструкции, т.к. слишком концентрированный раствор раздражает стенки вен). С большинством антибиотиков он фармацевтически несовместим.

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

НА ВОПРОСЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ

ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Цефалоспорины:

Аминогликозиды

Спектр:

- Стрептомицин и Канамицин – при туберкулезе, чуме, туляремии, инфекциях мочеполовых путей, органов дыхания и другие.

- Гентамицин – как у стрептомицина, но не применяют при туберкулезе.

Побочные эффекты и противопоказания:

- все, связанные с типом и спектром действия;

- поражают органы слуха (ототоксичны); противопоказаны при их заболеваниях;

- поражают почки (нефротоксичны); противопоказаны при их заболевании.

3. Тетрациклины:

- короткого действия - Тетрациклин

- длительного действия – Метациклин, Доксициклин

Применение – врачи назначают их при тех же инфекциях, что и полусинтетические пенициллины, а также при чуме, холере, инфекциях ж-к-т, бруцеллезе, тифе, хламидиозе, орнитозе, трахоме – внутрь, парентерально, местно (глазная мазь).

Побочные эффекты:

- все, связанные со спектром действия;

- накапливаются в костной ткани организма, поэтому противопоказаны беременным женщинам и детям до 8 лет.

- вызывают фотосенсибилизацию (во время приема нельзя долго находиться на солнце)

- вызывают инфильтраты и флебиты при парентеральном введении.

Левомицетин

Рекомендации к подведению итогов занятия

При подведении итогов занятия необходимо дать краткий анализ и сделать критическую оценку каждого этапа занятия, обратить внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделить лучшие ответы. Указать конкретным студентам на отставания, недостаточную подготовленность к занятию, рассеянность, пассивность или чрезмерную активность. Назвать оценки за занятие в целом и объяснить каждую из них персонально, демонстрируя уважение к студенту, веру в его успех и заботу о нем.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

I. Выписать рецепты (учебные) на различные химиотерапевтические средства - антибиотики широкого спектра действия разных лекарственных форм. При выписывании рецептурной прописи можно применять торговые и международные названия лекарственных препаратов (см. Приложение).

 

1. Цефалоспориновый антибиотик для приема внутрь.

 

2. Цефалоспориновый антибиотик II поколения.

 

3. Цефалоспориновый антибиотик III поколения, наиболее активный в отношении синегнойной палочки.

 

4. Препарат выбора для лечения брюшного тифа.

 

5. Резервный антибиотик при крупозной пневмонии.

 

ЭТАЛОН ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

 

Rp.: Cefalexini 0,25

D. t. d. N 20 in caps.

Rp.: Cefaclor 0,375

D. t. d. N 10 in tab.

Rp.: Ceftriaxone 0,5

D. t. d. N 10

D. t. d. N 10

Rp.: Tienam 0,75

D. t. d. N 5

Таблица № 6

ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ВЫЗЫВЕМЫЕ

АНТИБИОТИКАМИ

Побочные эффекты Клинические Проявления Антибиотики
1. Связанные с прямым токсическим действием антибиотиков     2. Связанные с химиотерапевтическим действием антибиотиков   3. Связанные с сенсибилизацией организма     4. Развитие резистентных штаммов бактерий 1.Нейротоксическое действие: - Поражение VIII пары черепно-мозговых нервов     - нервно-мышечный блок   2.Нефротоксическое действие     3. Угнетение кроветворения     4.Раздражение ЖКТ     5. Тератогенное действие     Дисбактериозы Кандидамикоз     Аллергические реакции: - Кожные   -анафилактический шок     - Сывороточная болезнь   - Агранулоцитоз   Снижение лечебного эффекта     Стрептомицин, Неомицин, Канамицин, Мономицин, Ристомицин, Ванкомицин   Группа Неомицина, Линкомицин, Стрептомицин   Группы стрептомицина и неомицина, Цепорин, Ванкомицин   Левомицетин, Тетрациклины, Ванкомицин   Тетрациклины, Левомицетин     Тетрациклины     Тетрациклины Все антибиотики, чаще тетрациклины   Пенициллин, Стрептомицин   Пенициллин, Стрептомицин   Пенициллин, Стрептомицин и др.   Левомицетин, Тетрациклин, Стрептомицин   При беспорядочном широком употреблении антибиотиков  

 

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

«АНТИБИОТИКИ ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ»

Инструкция по выполнению задания:

- из предложенных тестовых вопросов выберете правильные ответы

 

1. Цефалоспорины:

а) Относятся к В-лактамным антибиотикам

б) Нарушают синтез клеточной стенки бактерий

в) Действуют преимущественно на грамположительную флору

г) Имеют широкий спектр действия

д) Разрушаются пенициллиназой

2. Тетрациклины:

а) Действуют преимущественно на грамположительную флору

б) Имеют широкий спектр действия

в) Спектр действия включает возбудителей особо опасных инфекций (чумы, холеры, бруцеллеза, туляремии)

г) Спектр действия включает возбудителей туберкулеза

д) Обладают гепатотоксичностью

3 Побочное действие левомицетина:

а) Угнетение функции почек

б) Угнетающее действие на слух

в) Угнетение функции кроветворения

г) Угнетение функции печени

4 Стрептомицин:

а) Действует только на грамотрицательную флору

б) Имеет широкий спектр действия

в) Спектр действия включает возбудителей туберкулеза

г) Обладает нефро- и ото-токсичностью

д) Угнетает кроветворение

 

 

В в е д е н и е

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Вторая половина XX века ознаменовалась огромными (и это не преувеличение) успехами в области лечения различных инфекций, в первую очередь бактериальных, затем микозов и протозойных заболеваний и, наконец, - частично вирусных инфекций. Эти успехи по значению соответствуют важнейшим достижениям науки нашего столетия.

Практический медицинский работник уже не представляет себе успешного лечения инфекционно-воспалительных процессов и особенно тяжелых инфекций без применения активных антимикробных средств. Эти препараты называются химиотерапевтическими, а этиотропная (причинная) терапия инфекций - химиотерапией.

За последние годы химиотерапия стала самостоятельным, очень важным разделом науки о лекарствах. Это определяется достигнутыми за последние годы успехами в области общей и клинической микробиологии; в изучении закономерностей возникновения и течения инфекционных заболеваний; в создании очень большого числа высокоэффективных антимикробных препаратов; в изучении механизмов их действия на микробную клетку и механизмов, определяющих развитие к ним резистентности у микро-организмов, а также широкими клиническими исследованиями по разработке оптимальных схем и режимов химиотерапии различных инфекций.

Теперь эту актуальную проблему изучают не только микробиологи, но и фармакологи, биохимики, химики, радиобиологи, технологи, медицинские работники всех специальностей.

 

ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ:

ЧТО ИЗУЧАЕМ?

Этот раздел включает сведения о натуральных (антибиотики) химиотерапевтических препаратов. В 20-веке эти средства позволили победить страшные эпидемии инфекционных заболеваний, которые терзали человечество на протяжении всей его истории. Однако лекарство – «это палка о двух концах». «Одно лечим, а другое калечим!» - говорит народная пословица. Даже при правильном применении химиотерапия может нанести вред организму пациента

За последние 40 лет открыты тысячи антибиотиков с различным спектром действия, однако в практической медицине применяются около 100 препаратов. Это объясняется главным образом тем, что большинство антибиотиков не отвечает требованиям практической медицины.

 

ЗАЧЕМ ИЗУЧАЕМ?

Вы будете знать как предупреждать побочные эффекты препаратов.

Вы будете уметь выписывать в рецептах различные лекарственные формы

химиотерапевтических средств.

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й Б Л О К

Дисциплина: Фармакология

Раздел: Химиотерапевтические средства

Тема: «Антибиотики широкого спектра действия»

Количество часов – 2

Вид занятия: теоретическое занятие

Мотивация: занятие проводится согласно ГОС по специальности «Лечебное дело» Для создания базы профессиональных знаний студент при изучении курса фармакологии должен выработать профессиональные умения:

· владеть составлением и передачей фармакологической информации;

· распределять препараты по фармакологическим группам;

· аргументировать возможности замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакотерапевтической активностью;

· правильно выписывать рецепты.

Общая цель занятия: изучить:

- химиотерапевтические средства- антибиотики широкого спектра действия;

- показания к применению антибиотиков широкого спектра действия;

- возможные побочные эффекты

Конкретные учебные цели занятия:

- знать:

* классификации антибиотиков;

· лекарственные препараты химиотерапевтических средств;

· способы применения лекарственных препаратов, характер влияния и особенности воздействия на организм человека, побочные эффекты – антибиотиков широкого спектра действия;

- уметь:

· выписать рецепт;

· используя рецептурные справочники, выяснять особенности применения химиотерапевтических препаратов;

· объяснить больному ожидаемые или возникшие проблемы после применения лекарственных препаратов данной группы;

· оценить причину назначения тех или иных лекарственных препаратов;

· объяснить больному диету для реабилитации после курса антибиотикотерапии;

· пояснить проблемы самолечения с применением без рецептурных фармацевтических препаратов, дать или воздержаться от рекомендаций, знать и объяснить – почему.

 

 

Межпредметные связи:

· анатомия и физиология человека, основы патологии, микробиология – обеспечивающие понимание действия химиотерапевтических средств на микроорганизмы и на обмен веществ у пациента;

· основы латинского языка и медицинской терминологии – выписывание рецепта и чтение рецептурных назначений врачом;

· терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи, педиатрия с детскими инфекциями, хирургия, инфекционные болезни – в темах лечения заболеваний и восстановления организма после применения химиотерапевтических средств; реабилитация нежелательных эффектов химиотерапевтических препаратов.

Место проведения занятия: кабинет основ латинского языка и медицинской терминологии

Материальное и методическое обеспечение занятия:

* методическая разработка;

· основная учебная и дополнительная литература,

· опорные конспекты студентов;

·, библиотека рефератов,

· лекарственные формы препаратов.

· Аннотации новых лекарственных препаратов

· Таблица «Классификация антибактериальных средств по химической структуре»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по характеру антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по механизму антимикробного действия»;

· Таблица «Классификация антибиотиков по спектру антимикробного действия»

· Таблица «Побочные явления, вызываемые антибиотиками»

· Рисунок «Бактериальная клетка»

· рецептурные бланки

· карточки - пазлы

Критерии оценки по всем видам контроля:

- более 90% верных ответов, менее 2 ошибок – «отлично»;

- 80 – 89,9% верных ответов, менее 3 ошибок – «хорошо»

- 70 – 79,9% верных ответов, менее 4 ошибок – «удовлетворительно»

Хронокарта занятия:

№ п/п ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ ВРЕМЯ (мин)
1. Организационный момент Тема занятия Цель занятия Мотивация занятия - проверка присутствую- щих на занятии; - оценка внешнего вида;  
2. Контроль исходного уровня знаний студентов - решение тестовых заданий  
3. Изложение информационного материала Классификация и характе-ристика групп антибиоти-ков широкого спектра действия. Примение. Побочные эффекты.  
4. Самостоятельная аудиторная работа студентов - впишите в схему названия препаратов; -установите соответствие антибиотик- побочное действие с помощью карточек- пазлов; - решить ситуационную задачу    
5. Контроль эффективности усвоения материала - фронтальный опрос  
6. Домашнее задание - выписывание рецептов  
7. Подведение итогов занятия - выставление оценок  
    Итого:  

 

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

по теме «Антибиотики узкого спектра действия»

Инструкция по выполнению задания:

- В предложенном тесте выберете один правильный ответ

I. Ампициллин:

a) Действует преимущественно на грамположительную флору

b) Имеет широкий спектр действия

c) Активен в отношении синегнойной палочки

d) Активен в отношении стафилококков, продуцирующих пенициллиназу

- В предложенных тестовых вопросах выберете два правильных ответа:

II. Полусинтетические пенициллины Карбенициллин и Азлоциллин:

a) Имеют широкий спектр действия, включающий синегнойную палочку

b) Устойчивы к пенициллиназе

c) Неустойчивы к пенициллиназе

d) Оказывают нефротоксическое действие

III. Макролиды:

a) Действуют преимущественно на грамположительную флору

b) Спектр действия включает возбудителей «атипичных» пневмоний

c) Спектр действия включает микобактерии туберкулеза

d) Оказывают ото - и нефро - токсическое действие

IV. Полимиксины:

a) Обладают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.24 с.)