Опыта общественного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыта общественного поведения



 

Эта группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирования опыта общественного поведения. К ней относятся: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Педагогическое требование – это педагогическое влияние на сознание воспитанника с целью побуждения его к положительной деятельности или торможения его негативных действий и поступков.

А.С.Макаренко считал, что без откровенного, убедительного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Требование влияет не только на сознание воспитанников, но и активизирует их волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферы деятельности в положительном направлении, способствуя выявлению положительных навыков и привычек поведения. Требование к учащимся должно быть целесообразным, понятным и посильным для выполнения. Воспитанникам разъясняют сущность требования, убеждают в необходимости и пользе от его выполнения. Кроме того, добиваются положительной реакции коллектива на предъявленное требование, чтобы быть уверенным, что коллектив поддержит педагога, повлияет на отдельного ученика, если тот по определённым причинам отказывается выполнять предъявленное требование.

С изменением уровня воспитанности ученика в лучшую сторону уровень требований к нему должен повышаться. Отступление от этого правила, когда воспитанников поощряют за одни и те же показатели в учебе, труде и поведении, не повышая планки требований, не способствует их росту, работе над собой.

Педагогическое требование должно опережать развитие личности ученика. Оно должно быть справедливым. Если ученик осознает справедливость требования, он скорее будет его выполнять.

Эффективность педагогического требования зависит от того, насколько оно лаконично, четко и каким образом изложено, т.е. где, в каком объёме, к которому времени, какими средствами и кто должен его выполнить. Такое требование воспитывает у учащихся персональную ответственность, дисциплинирует их. Если же оно сформулировано расплывчато, некорректно, то и выполнение его будет безответственным.

Все педагогические требования по форме предъявления принято условно объединять в две большие группы:

§ прямые (непосредственные) требования – для них характерны определённость, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований;

§ косвенные (опосредованные) требования – при их предъявлении стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

В свою очередь, косвенные требования условно делят на три группы:

ü требования, связанные с проявлением положительного отношения к воспитаннику (просьба, доверие, одобрение);

ü требования, которые основаны на уже существующем отношении воспитанника к стимулируемой деятельности (совет, намек, условное требование, требование в игровой форме);

ü требования, демонстрирующие негативное отношение педагога к деятельности воспитанника, к проявлению определённых его нравственных качеств (осуждение, недоверие, угроза).

 

Общественное мнение – по сути, этот метод является коллективным требованием. Его особенностями являются следующие:

- обсуждая поступок ученика, коллектив стремится, что тот осознал свою вину;

- разговор должен быть построен таким образом, чтобы ученик сам назвал причину своего поступка;

- обязательно должны быть определены пути преодоления выявленных недостатков в поведении и деятельности ученика.

Однако, по мнению В.А.Сухомлинского, не следует обсуждать в коллективе:

ú поведение ребёнка, причиной которого являются определённые проблемы в семье;

ú отдельные поступки, которые являются своеобразным протестом против грубости, своеволия старших;

ú поступки, которые спровоцированы необъективной оценкой со стороны учителя;

ú поступки, которые касаются глубоко личных отношений ученика с ровесниками.

 

Упражнение как метод заключается в постепенном создании условий, в которых ученик выполняет определённые действия с целью выработки необходимых и закрепления положительных форм поведения (например, выполнение режима дня).

Основными требованиями к использованию данного метода являются:

ü обоснование необходимости упражнения;

ü доступность упражнений;

ü их систематичность;

ü достаточное количество упражнений для формирования определённых навыков и привычек поведения.

 

Приучение как метод воспитание основано на требовании к ученику выполнить определённые действия. Решающим фактором в приучении является режим жизни и деятельности школьника. Этот метод играет особую роль в воспитании.

 

Поручение как метод воспитания предусматривает упражнение учащихся в положительных действиях и поступках. Необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Поручения подбирают с таким расчетом, чтобы его выполнение способствовало развитию необходимых воспитаннику качеств (например, неорганизованным учащимся полезно поручить провести определённое мероприятие).

Поручение должно быть посильным для ученика. Педагог должен не только дать поручение, но и научить ученика выполнять его. Эффективность поручения в значительной степени зависит от организации контроля за его выполнением.

 

Создание воспитывающих ситуаций важный фактор формирования общественного поведения. Каждая из таких ситуаций предусматривает определение педагогических условий, необходимых для осуществления запланированного, продумывание воспитанником своих действий и поведения в новой ситуации.

Приёмы создания воспитывающих ситуаций делят на две группы:

· создающие приёмы (доброта; внимание и забота; выявление умений и преимущества учителя; активизация скрытых чувств; укрепление веры в собственные силы; доверие; вовлечение в интересную деятельность);

· тормозящие приёмы (параллельное педагогическое действие; приказ; ласковый упрёк; намёк; показное равнодушие; ирония; выражение возмущения; предупреждение; взрыв).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.)