Тема. Методы и формы воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Методы и формы воспитания.



Тема. Методы и формы воспитания.

Цель: раскрыть сущность понятий «методы» и «формы» в воспитании младших школьников; вооружить студентов знаниями об основных группах методов воспитания в начальной школе; охарактеризовать ведущие формы работы с учащимися 1 – 4 классов; создать атмосферу эмоционального подъёма; формировать профессиональные качества относительно осуществления воспитательной деятельности.

 

Ключевые понятия: методы воспитания, приёмы и средства воспитания, классификация методов, формы и виды работы с младшими школьниками.

 

План.

 

1. Понятие «методы воспитания» в педагогической науке.

2. Характеристика основных групп методов воспитания в начальной школе.

3. Формы воспитательной работы с младшими школьниками.

4. Критерии выбора методов воспитания и эффективного их использования.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: 1989.

2. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.: 1990.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: 1989.

4. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: навч. посіб / С.Г.Карпенчук. – К.: Вища шк., 2005.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ. пед. колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие. В 2 ч. М., 2004.

7. Сухомлинський В.О. Проблеми виховання всебічно розвиненої особистості // Вибрані твори: в 5 т. – Т.1. – К., 1976.

8. Ушинский К.Д. Избр. произ. – Вып. 4. – Кн.1. – М., 1946. – С. 14.

9. Френе С. Избр. соч. Пер. с франц. – М., 1990. – С. 38-39.

 

Содержание лекции.

Понятие «методы воспитания» в педагогической науке.

 

В общем понимании метод – это способ, путь достиженияпоставленной цели.

В современной педагогике существуют разные подходы к определению сущности понятия «метод воспитания».

Так, по мнению М.М.Фицулы, методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников с целью формирования у них взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения.

Другие ученые определяют методы как совокупность средств и приёмов, с помощью которых воспитатель влияет на психику воспитанника в соответствии с поставленной целью.

С.Г.Мельничук отмечает, что метод – наиболее эффективный и короткий путь достижения лучших воспитательных результатов.

Составляющая методов – приёмы воспитания, определяющие пути реализации требований методов воспитания. Методы и приёмы воспитания тесно связаны между собой и в конкретных педагогических ситуациях могут заменять друг друга. Например, этическая беседа в определённых педагогических ситуациях, может выступать как метод и как методический приём.

С целью обеспечения действенности методов и приёмов используют средства воспитания. К средствам воспитания относится всё, что способствует рациональной организации воспитательной работы: слово, методические пособия, учебники, художественная литература, искусство, наука, музыка, спорт, радио, телевидение, киноискусство, компьютер и др.

Характеристика методов воспитания требует определённой их классификации. Этот сложный вопрос педагогики рассматривается учеными по-разному; в научных изданиях по педагогике высказываются разные точки зрения по этому поводу.

Так, Н.И.Болдырев предлагает такую классификацию методов воспитания:

§ методы убеждения;

§ методы организации жизни и деятельности учащихся;

§ методы стимулирования деятельности и поведения.

Однако наиболее популярной в современных учебниках и пособиях является такая классификация методов воспитания:

ü методы формирования сознания;

ü методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

ü методы стимулирования деятельности и поведения;

ü методы контроля и анализа эффективности воспитания.

 

Характеристика основных групп методов воспитания в начальной школе.

 

Методы организации деятельности и формирования

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятию «метод воспитания».

2. Что является составляющей метода воспитания?

3. Укажите основную цель использования средств воспитания.

4. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

5. Назовите методы, входящие в группу методов формирования сознания.

6. Какие методы входят в группу методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

7. С какой воспитательной целью используются методы поощрения и наказания?

8. Какие методы входят в группу методов контроля и анализа эффективности воспитания?

9. Назовите критерии выбора методов воспитания и эффективного их использования.

Задания для самостоятельной работы:

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием лекции по теме, изучите содержание каждого вопроса.

2. Составьте опорный конспект лекции. В тетради должны быть:

- название темы занятия (указана в тексте лекции);

- план лекции;

- список рекомендуемой литературы по теме;

- опорный конспект по каждому вопросу.

3. Подготовьте выступление на тему: «Роль внешкольных учебно-воспитательных учреждений в воспитании всесторонне развитой личности».

 

АОС (адрес обратной связи): valentina.titarencko2015@yandex.ru

 

Тема. Методы и формы воспитания.

Цель: раскрыть сущность понятий «методы» и «формы» в воспитании младших школьников; вооружить студентов знаниями об основных группах методов воспитания в начальной школе; охарактеризовать ведущие формы работы с учащимися 1 – 4 классов; создать атмосферу эмоционального подъёма; формировать профессиональные качества относительно осуществления воспитательной деятельности.

 

Ключевые понятия: методы воспитания, приёмы и средства воспитания, классификация методов, формы и виды работы с младшими школьниками.

 

План.

 

1. Понятие «методы воспитания» в педагогической науке.

2. Характеристика основных групп методов воспитания в начальной школе.

3. Формы воспитательной работы с младшими школьниками.

4. Критерии выбора методов воспитания и эффективного их использования.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: 1989.

2. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М.: 1990.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: 1989.

4. Карпенчук С.Г. Теорія і методика виховання: навч. посіб / С.Г.Карпенчук. – К.: Вища шк., 2005.

5. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ. пед. колледжей. – М.: ВЛАДОС, 2000.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие. В 2 ч. М., 2004.

7. Сухомлинський В.О. Проблеми виховання всебічно розвиненої особистості // Вибрані твори: в 5 т. – Т.1. – К., 1976.

8. Ушинский К.Д. Избр. произ. – Вып. 4. – Кн.1. – М., 1946. – С. 14.

9. Френе С. Избр. соч. Пер. с франц. – М., 1990. – С. 38-39.

 

Содержание лекции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.008 с.)