Раздел 1. Наука о русском языке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Наука о русском языке.



Программа зачета

Учебный год

Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Направление подготовки: 49.03.01 «Физическая культура»

Менеджмент»

Форма обучения: очная

Группы: З-2-300-15

Зс2-300-15

Зс-2-200-15

Составитель: Жученко О.В.


1. Методические указания при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» рекомендуется использовать:

- учебники и учебные пособия, указанные в списке рекомендуемой литературы;

- словари

Последовательность самостоятельной работы студента.

1. При самостоятельном изучении материала внимательно ознакомьтесь с тематическим планом рабочей программой дисциплины.

2. Затем приступайте к работе с учебниками и учебными пособиями.

Раздел 1. Наука о русском языке.

Методические указания.

Студент должен знать, что такое литературный язык, каковы его признаки.

Одной из характерных черт литературного языка является нормированность.

Студент должен знать различные типы норм: нормы произношения и ударения, или орфоэпические нормы (изучаются в разделе «Орфоэпия»), нормы словоупотребления, или лексические нормы (изучаются в разделе «Лексика»), морфологические нормы (изучаются в разделе «Морфология»), синтаксические нормы (изучаются в разделе «Синтаксис и пунктуация»), нормы правописания (изучаются в разделе «Орфография»).

Необходимо знать, что литературному языку противопоставляются диалекты, жаргоны, профессионализмы.

Студенту надо знать основные единицы языка: фонемы, морфемы, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонема — это звук, который мы слышим и произносим. Сам по себе звук не имеет лексического значения, но в языке некоторые слова состоят из одного звука, в таком случае звук перестает быть только звуком и приобретает значение. Например, звук [в] значения не имеет, но если речь идет о предлоге «в», то предлог уже имеет значение.

Морфема (от грей, «morphe» — «форма») — это минимальные смысловые единицы языка (приставка, корень, суффикс, окончание). Морфемы состоят из фонем и уже имеют значение, но самостоятельно употребляться не могут.

Слово ¾ назывная единица языка, то есть слово называет предметы, явления, признаки или указывает на них.

Слово состоит из морфем, оно имеет лексическое значение и употребляется самостоятельно.

Слово является центральной единицей языка. Все связи языка как системы так или иначе сходятся в слове. Слово состоит из фонем и морфем, и само, в свою очередь, служит «строительным материалом» для словосочетаний и предложений.

Словосочетание ¾ это наименьшая единица языка, в которой начинают действовать законы грамматики. Оно состоит из двух или более слов, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. В словосочетании выделяют главное и зависимое слова.

Предложение — это единица языка, которая служит для выражения мыслей, эмоций, ощущений. Оно может содержать сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение более сложная и самостоятельная единица языка, при помощи которой можно не только назвать предмет, но и сообщить о нем что-либо. Предложение характеризуется смысловой оформленностью и законченностью.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как вы могли бы доказать, что язык-явление общественное?

2. Чем язык отличается от других общественных явлений – религии, искусства, политики?

3. Чем язык отличается от других средств общения?

4. Что такое литературный язык?

5. Что такое норма? Какие существуют типы норм?

6. При каких условиях формируется литературный язык?

7. Как назывался первый литературный язык славян?

8. Что такое словари?

Раздел 2. Язык и речь.

Методические указания.

Студент должен знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

Признаки, характеризующие язык и речь, хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Язы к как система имеет свою функцию — он является средством общения.

Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной.

Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.

Речь служит средством выражением мыслей и чувств человека.

Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавался ве ками и менялся с течением времени.

Студент должен знать качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

Правильность речи ¾ это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.

Правильность речи ¾ это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.

Чистота речи — это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т. Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.

Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксиче­ское, и интонационное.

Точность речи ¾ это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.

Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.

Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.

Выразительной называется та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.

Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность.

Студент должензнать функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; различать описание научное, художественное, деловое .

Студент должен знать функциональные стили литературного языка (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный).Функциональные стили литературного языка хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студент долженуметь продуцировать разные типы речи; создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студента.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне и т. д.

Доверенность

Я, Иванов Юрий Петрович, доверяю получить мою зарплату за первую половину декабря 2011 года сотруднику отдела технического обслуживания Павлову Виталию Константиновичу (паспорт, серия).

Дата Подпись

Подпись Иванова Ю. П. удостоверяется

Дата Подпись (нач. отдела кадров)

 

Автобиография

Я, Васильева Ольга Ивановна, родилась 28 октября 1960 г. в г. Сураже, Брянской области.

С 1967 по 1977 г. училась в общеобразовательной школе № 1.

В 1977 г. поступила на исторический факультет Брянского государственного педагогического института.

С сентября 1983 г. работала учителем в общеобразовательной школе № 1 г. Суража.

С 1989 г. по настоящее время работаю директором вышеназванной школы.

Замужем. Имею дочь. Муж — Васильев Павел Игоревич, родился 17 августа 1959 г. В настоящее время работает преподавателем Суражского промышленно-аграрного техникума.

Дочь — Васильева Наталья Павловна, студентка. Проживаю по адресу: 243500, Сураж, ул. Ленина, д. 30, кв. 74. тел.:

Дата Подпись

 

Информация, обязательная для резюме:

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Адрес, телефон.

3. Дата рождения.

4. Семейное положение.

5. Образование (наименование учебного заведения, квалификация по диплому).

6. Опыт работы.

7. Дополнительная информация (навыки работы с компьютером, знание иностранных языков и т. д.).

Модели синтаксических конструкций, используемых в деловой переписке: сообщаем (Вам о том), что...; извещаем (Вас о том), что...; ставим (Вас) в известность (о том), что...; уведомляем (Вас о том), что...; акционерное общество (компания) обращается (к Вам) с просьбой (о том, чтобы)... или...с просьбой (к Вам) о...; администрация района выражает пожелание (желает, надеется на)... или...очень (твердо, безусловно) надеется на (уверен в, убежден в, рассчитывает на)...; согласно указаниям...; благодаря указаниям; в связи с отказом... (решением, указанием, проведением, задержкой, трудностями, предполагаемым улучшением, возможным уточнением)...; в соответствии с договоренностью (планом, указанием, проведением, улучшением, успехом, уточнением, выполнением)...

Научный стиль — это стиль, используемый в научных статьях, рефератах, диссертационных исследованиях, монографиях, учебных пособиях и др. Характеристиками научного стиля являются стремление к точности и однозначности называния предметов и явлений научной сферы (до 25 % всех слов научного текста составляют термины), строгая логическая последовательность изложения, которая поддерживается словесно выраженными причинно-следственными и родо-видовыми отношениями в тексте (например, с помощью союзов если... то; в том случае, если; в связи с тем, что и др.).

В научном стиле выделяются четыре под стиля: собственно научный, учебно-научный, технический и научно-популярный.

К собственно научному подстилю относятся тексты, которые пишут ученые для своих коллег, чтобы сообщить в них новую научную информацию и доказать ее истинность (монографии, статьи, выступления на конференциях). В этом подстиле вводятся новые термины, ставятся и решаются научные проблемы. Собственно научный подстиль отличается максимальной строгостью научного изложения.

Учебно-научный подстиль — это учебники и учебные пособия, лекции, объяснения на уроках, рефераты и др. В этих жанрах научной речи происходит, закрепление и передача знаний тем, кто стремится получить образование, пополнить свой запас знаний. Изложение в таких текстах ведется по принципу «от незнания — к знанию, от меньшего знания — к большему»: термины вводятся с опорой на уже известные; большое внимание уделяется объяснительной части; совершенно новые, еще не устоявшиеся в науке термины и понятия отсутствуют. Характер изложения материала в учебно-научной литературе зависит от категории читателей (для студентов вузов, школьников).

Технический подстиль обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств), он оформлен в виде инструкций.

Научно-популярный подстиль предназначен для тех читателей, кто интересуется вопросами науки. Иногда научно-популярные статьи или книги относятся к публицистическому стилю, однако основная цель таких произведений — передать научные знания — является общей для всех подстилей научного стиля. Модели синтаксических конструкций, используемые в научном стиле:

Введение: Очевидно, что... Был использован новый подход... Хорошо известно, что... Имеет огромное практическое значение.

Описание исследования: При создании этой.... Был выбран... С помощью данного метода... В ходе исследования...

Изложение результатов исследования: Результаты исследования, полученные на 1-м этапе, давали возможность использовать их для... Результаты будут опубликованы позднее в...

Характеристики результатов: блестящие, удовлетворительные, хорошие, сомнительные и т. д.

Обсуждение результатов: Существует мнение, что... Полученные результаты позволяют нам согласиться с ранее существующими выводами... (устоявшимся мнением)... Можно поспорить с…

Вторичные тексты

Вторичные тексты — это такие тексты, основой для которых послужили другие, уже созданные кем-то тексты. Примером вторичных текстов являются аннотация, конспект, реферат, рецензия и др.

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируются основные темы и идея книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения, указывается, для кого предназначена эта книга.

Реферат — это обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы.

Цель реферирования — создать «текст о тексте». Реферат — это не конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Рецензия — это письменный разбор, предполагающий комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное отношение к постановке проблемы и т. п.), обобщенную аргументированную оценку и выводы.

В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

В написании рецензии или отзыва соблюдается следующая последовательность и используются общепринятые «клише»:

1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...)

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена...)

3. Формулировка основного тезиса. (Основным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье на первый план выдвигается вопрос о...

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Работа, бесспорно, открывает...)

6. Недостатки, недочеты. Вместе с тем вызывает сомнение тезис о том... Существенным недостатком работы является... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высоко го уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора...

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение... Работа может быть оценена положительно... Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени... Работа удовлетворяет всем требованиям...)

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

2. Чем устная речь отличается от письменной?

3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».

4. Назовите сферы использования языка и речи.

5. Перечислите функции языка и речи.

6. Чем отличается речь правильная и хорошая?

7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них

8.Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

9.Назовите основные функциональные стили русского языка.

10.В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль? Назовите его основные черты.

11.Назовите основные черты деловой речи.

12.Какие основные черты имеет газетно-публицистический стиль, и какими языковыми средствами они выражаются?

13.Какие черты характеризуют ситуацию общения в обиходно-разговорной речи? Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать?

14.Какие жанры официально – делового стиля речи вы знаете?

 

Нормы русского правописания

Методические рекомендации.

При изучении данного раздела студенты должны знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии, типы и виды орфограмм.

. Студент должен уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

Орфография (от греч. orthos — «правильный» и grapho — «пишу») — система правил буквенной записи слов, а пунктуа­ция — правила расстановки знаков препинания.

Слово «орфограмма» происходит от греческого [орфос] — «правильный» и [грамма] — «буква».

Орфограммы различаются по типам (буквенные написания, слитно-дефисно-раздельные, написания с прописной и строчной буквы), по виду (орфограммы корня, приставок, суффиксов, окончаний; дефисные написания и т. д.), внутри видов они тоже могут подразделяться (например, орфограммы корня проверяемые — непроверяемые, с чередованием гласных и т. д.).

Принципы русской орфографии:

1. Фонетический принцип

2. Традиционный принцип русской орфографии

3. Основным принципом орфографии в русском языке является морфологический принцип.

Значение знаков препинания

Точка ставится в конце предложения, говорит о желании сообщить информацию, свидетельствует о полноте вы­сказывания, выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Многоточие, напротив, свидетельствует о неполноте, неза­конченности информации или о неуверенности автора и указывает на интонацию незавершенности, даже если грамматически предложение является законченным.

Вопросительный знак говорит о желании получить информацию, призывает пишущего выбрать между двумя разновидностями вопросительной интонации и, как правило, требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Восклицательный знак свидетельствует о желании сообщить информацию, которая очень значима, потому что произносится с особой интонацией, свидетельствующей об особой эмоцио­нальной насыщенности.

Запятая ставится, когда предполагается, что высказывание не завершено, а также она информирует о наличии структурно равноправных элементов.

Точка с запятой, напротив, сообщает, что отделенные друг от друга элементы — достаточно сложные и относительно автономные структурно.

Двоеточие как бы предупреждает о существовании впереди не менее одного равноправного по структуре элемента и о пояснении сделанного сообщения.

Тире ставят, когда хотят показать, что пропущены слова, указать на значение следования (одно событие следует за другим — внезапно или закономерно) или сопоставления. Тире может употребляться и в значении чередования (например, в диалоге).

Знаки, синтаксически не связанные с предложением, но несущие дополнительную информацию о ситуации или говорящем, являются выделительными — скобки, две запятые, два тире.

Кавычки тоже являются выделительными, но они выделяют фрагменты чужой речи независимо от их синтаксической структуры или степени связанности с авторской речью.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает морфология?

2. Какими признаками характеризуются имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол?

3. Все ли существительные изменяются по числам?

4. Какие существуют нормы в употреблении форм имён прилагательных?

5. Какие существуют особенности в образовании некоторых личных форм глагола?

6. Какими признаками характеризуются причастие и деепричастие?

7. Что такое орфограмма? Назовите основные типы и виды орфограмм.

8. Назовите основные принципы русской орфографии.

9.Что такое пунктуация и что такое знаки препинания?

10. Какой принцип лежит в основе русского правописания.

11. Какие отступления от морфологического принципа наблюдаются в русском языке?

12.Для чего нужна пунктуация? Влияет ли пунктуация на смысл высказывания?

13.Каковы основные принципы русской пунктуации?

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Методические рекомендации.

При изучении данного раздела студенты должны знать основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение, их функции, основные типы предложений (простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения).

Основные типы предложений (простые, осложненные, сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения) хорошо освещены в рекомендуемой литературе.

Студент должен уметь различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты.

Словосочетание — это такое сочетание двух или более слов, в котором слова связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Например: росло дерево, яркий огонь и т. п.

Не является словосочетанием сочетание подлежащего и ска­зуемого (светит солнце); сочетание однородных членов (цветы и травы); сочетание предлога и слова (у колодца).

Типы словосочетаний

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

  • Литературный язык как высшая форма национального языка.
  • Функции языка.
  • Языковая норма и ее особенности. Виды языковых норм.
  • Определение понятия «культура речи». Нормативные, коммуникативные, этические аспекты речи.
  • Функциональные стили современного литературного языка.
  • Официально-деловой стиль речи: отличительные черты, характерные языковые средства.
  • Научный стиль речи: отличительные черты, характерные языковые средства.
  • Жанры научного стиля: структурные и смысловые компоненты.
  • Речевая выразительность. Средства речевой выразительности в языке художественной литературы.
  • Публицистический стиль и его особенности.
  • Разговорный стиль и его особенности.
  • Речевое общение. Речевое взаимодействие и его эффективность.
  • Язык и его свойства.
  • Основные этапы развития русского литературного языка.
  • Риторика Древней Греции и Рима.
  • Особенности средневековой риторики.
  • Риторика нового времени.
  • Развитие риторики в России.
  • Публичная речь. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.
  • Логические и психологические приемы полемики.
  • Речь в межличностном и социальном взаимодействии.
  • Монолог и диалог в публичном выступлении
  • Функционально-смысловые типы речи.
  • Выступление как разновидность ораторской прозы.
  • Логика, этика, эстетика речи.
  • Логические и психологические приемы полемики.
  • Социально-психологические аспекты спора.
  • Деловая беседа.
  • Деловое совещание.
  • Телефонный разговор.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

1.Разновидности русского языка.

2.Основные функции языка.

3.Основные уровни языка.

4.Язык как развивающееся явление.

5.Русский язык в современном мире.

6.Понятие речевой коммуникативности

7.Виды речевой деятельности.

8.Смысловые и структурные признаки текста.

9.Функционально-смысловые типы речи.

10.Функциональные стили языка.

11.Культура речи, её характеристики.

12.Изобразительно-выразительные средства языка.

13.Что такое лексика, её основные понятия.

14.Многозначность слова и омонимы.

15.Синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы.

16.юПроисхождение лексики.

17.Употребление лексики.

18.Лексические ошибки.

19.Фразеологизмы и клише в речи.

20.Фонетика. Звуки речи.

21.Фонема, транскрипция.

22.Слог, ударение, орфоэпическая норма.

23.Фонема и орфограмма.

24.Правописание ы и и после приставок, после ц.

25.Правописание о,ё после шипящих и ц.

26.Правописание приставок на з-(с-).

27.Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация.

28.Морфемика. Состав слова.

29.Способы словообразования.

30.Понятие этимологии.

31.Правописание морфем. Правописание приставок пре-, при-.

32.Имя существительное, его грамматические признаки.

33.Имя прилагательное, его грамматические признаки.

34.Правописание имен прилагательных (н,нн; не с прилагательными).

35.Имя числительное, его грамматические признаки.

36.Морфемный состав числительных.

37.Местоимение, его грамматические признаки.

38.Глагол, его грамматические признаки.

39.Глагольные формы: причастие и деепричастие.

40.Наречие, его грамматические признаки.

41.Слова категории состояния.

42.Предлог, его грамматические признаки.

43.Правописание предлогов.

44.Союз, его грамматические признаки.

45.Правописание союзов.

46.Частица, её грамматические признаки.

47.Междометия и звукоподражательные слова.

48.Основные единицы синтаксиса.

49.Словосочетание, виды связи слов в словосочетании.

50.Простое предложение, его структура.

51.Простое осложненное предложение.

52.Сложное предложение, его виды.

53.Сложное синтаксическое целое.

54.Способы передачи чужой речи.

Вопросы и задания по разделу1:

1. Что понимается под понятием «культура речи»?

2. Назовите три аспекта культуры речи. В чем они состоят?

3. Каковы коммуникативные качества хорошей речи?

4. Что такое коммуникативная компетенция личности?

5. Как вы понимаете понятие «речевая коммуникация»?

6. Опишите модель речевой коммуникации с опорой на схему коммуникативного акта.

7. По каким признакам определяются типы речевой коммуникации?

8. Что такое «речевой жанр». Приведите примеры.

Вопросы и задания по разделу 2:

1. Определите понятия «язык/речь».

2. Каковы основные функции языка/речи?

3. В чем состоит различие между устной и письменной формами речи?

4. Что такое «языковая норма»?

5. Назовите основные типы норм.

6. Как различаются нормы по степени обязательности?

7. Определите понятия «императивная (обязательная)» и «вариантная» нормы. Приведите примеры.

8. Как различаются между собой речевая ошибка и вариант нормы. Приведите примеры.

9. Как вы понимаете понятие «речевой этикет»?

Вопросы и задания по разделам 3-4:

1. Назовите основные разновидности национального языка.

2. Какие варианты н.я. не входят в литературный язык?

3. Определите понятие «литературный язык».

4. Каковы признаки литературного языка?

5. Что такое «функциональный стиль»?

6. Назовите основные сферы человеческой деятельности и функциональные стили, которые используются в этих сферах.

7. Назовите главные конструктивный принцип и основные признаки функциональных стилей: а) научного, б) официально-делового, в) публицистического, г) художественного, д) разговорного.

Вопросы и задания по разделам 5-6:

1. Дайте определение понятия «официально-деловой стиль».

2. Назовите основные разновидности этого стиля.

3. Каковы основные черты официально-делового стиля?

4. Что такое «деловой документ»? Приведите примеры.

5. Определите понятие «реквизит документа».

6. Назовите основные реквизиты служебного документа.

7. Каковы общие правила оформления документов?

8. Что такое «бланк документа»? Каковы требования к бланкам документов?

9. На какие виды документы делятся по своему содержанию?

10. Назовите основные группы и жанры служебных документов.

11. Какие документы относятся к личным? Дайте их определения.

12. Каковы основные правила оформления личных документов: а) заявления; б) доверенности; в) расписки; г) объяснительной записки?

 

Вопросы и задания по разделу 7:

1. Дайте определение понятия «научный стиль».

2. Каковы стилистические черты научной речи?

3. Назовите методы логической организации научного текста.

4. Опишите композицию а) дедуктивного и б) индуктивного рассуждения.

5. Назовите подстили научной речи и их особенности.

6. Определите жанры текстов, характерных для разных подстилей научной речи.

7. Каковы приемы компрессии информации в научном тексте?

8. Назовите вторичные жанры научной речи. Что представляет собой текст-источник?

9. Опишите правила составления вторичных научных текстов: а) аннотации; б) реферата; в) рецензии.

10. Какие виды рефератов вы знаете?

11. Определите правила оформления библиографии. Опишите особенности библиографического описания а) книги, б) статьи в журнале; в) диссертации.

12. Каковы основные правила оформления цитат?

ТЕСТЫ

ВАРИАНТ № 1.

 

Мн. числа.

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней

 

Оборотов.

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

жильцам полкой.

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

полтора года.

 

ВАРИАНТ № 2.

 

ВАРИАНТ № 3.

 

Мн. числа.

А) десять гектар В) пара ботинок

Б) жилище якутов Г) забрал из ясель

 

ВАРИАНТ № 4.

 

ВАРИАНТ № 5.

 

Мн. числа.

А) партия кадетов В) падал с плечей

Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел

 

Оборотов.

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

устанавливающий в соответствии с законодательством.

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

 

ВАРИАНТ № 6.

 

Оборотов.

А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

ни одного свободного дня.

Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

лай собаки.

Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

 

ВАРИАНТ № 7.

 

Мн. числа.

А) две пары носков В) несколько равных доль

Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов

 

Оборотов.

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

получать льготную пенсию.

 

ВАРИАНТ № 8.

 

ВАРИАНТ № 9.

 

Мн. числа.

А) нашествие татар В) новых простынь

Б) пять гектар леса Г) урожай помидор

 

ВАРИАНТ № 10.

 

Оборотов.

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

 

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Титульный лист.

На титульном листе приводят следующие сведения:

1) Министерство науки и образования Российской Федерации

наименование ВУЗа;

2) наименование факультета;

3) наименование кафедры;

4) номер контрольной работы;

5) фамилия и инициалы студента;

6) должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы руководителя контрольной работы;

7) Подольск, 2016.

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОУ ВПО ПОДОЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО – СПОРТИВНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» Вариант № Выполнил студент(ка): группы _______________ Ф.И.О.________________ Проверил: преподаватель Жученко О.В. Подольск, 2016

 

2.Требования к объему по каждому элементу задания.

·объем текста контрольной работы 10-12 страниц (1 реферат – 3-5 страниц) формата А4 (210 x297 мм),

размер шрифта – 12 -14 п;

− межстрочный интервал - полуторный (1,5);

− параметры полей: сверху и снизу - 2 см, слева - 3 см; справа - 1 см;

− абзацный отступ - 1,25 см;

Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в центре нижней части страницы.

Вариант 1

Инструкция для студентов

Тест состоит из 15 заданий. В каждом задании 1-2 и более правильных ответа. Номера правильных ответов обведите кружочком.

1.Буква и пишется в слове

1) непр…ходящие (ценности)

2) на ц…почках

3) ауд…енция

4) сестриц…н

5) пр…клонить (колена)

6) без…дейный

7) сверх…интересный

 

2.Согласная буква пропущена в слове

1) страс…ный

2) ужасн…ный

3) апел…яция

4) безветрн…ый

5) драм…а

6) берестян…ой

7) болезнен…ый

 

3.Не пишется слитно в слове

1) (не)избежный

2) (не)мигая

3) (не)произнесенный (вслух)

4) (не)жаль

5) (не)склонен

6) (не)подвижно

7) (не)доумевать

 

4.Запятая ставится в предложении

1) Он не ответил ни да ни нет.

2) В ворота гостиницы губернского города въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка.

3) Радостно смотрели мы на порхающие в воздухе белые пушистые снежинки.

4) Соловей допел свои последние песни да и другие певчие птицы почти все перестали петь.

5) Казаки разъехались не договорившись ни о чем.

 

5.Двоеточие на месте пропуска ставится в предложении

1) В вестибюле, в коридорах, в кабинетах всюду толпились люди.

2) Бричка бежит, а Егорушка видит одно и то же небо, равнину, холмы.

3) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной.

4) Ехал в деревню поля колосились.

5) Он уверял, что их ждет суд истории суд неизбежный и беспощадный.

 

6.Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении

1) Князь Андрей понимает, что нашел девушку, не успевшую еще втереться в общество.

2) В деле повышения производства мы используем новые альтернативы.

3) Ярким шрифтом на переднем плане картины изображена девочка

4) В озере отражались прибрежные деревья и кустарники, камыши и облака.

5) Перебраться через реку нам удалось на джонке.

 

7.Лексическая избыточность наблюдается в предложении

1) А.П. Чехов говорил, что «краткость – сестра таланта».

2) Всадники уже приближались ближе к деревне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.284 с.)