Die Grundformen der deutschen Verben 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Die Grundformen der deutschen Verben



Основные формы немецкого глагола

Каждый глагол имеет три основные формы, которые являются основой для образования времен немецкого глагола.

Infinitiv Неопределенная форма Präteritum Простое прошедшее время 3-е лицо, ед.число Partizip II Причастие II  
с лабые глаголы lern en с ильные глаголы fahr en неправильные глаголы wiss en lern te fuhr wuss te ge lern t ge fahr en ge wuss t
Präsens Futurum I Imperativ Präteritum Perfekt Plusquamperfekt Futurum II Passiv

Немецкий глагол имеет личные и номинальные формы.

Личные, т.е. изменяемые по лицам, формы способны оформлять сказуемое:

1)3 формы лица: 1-е, 2-е и 3-е лицо;

2)2 формы числа: единственное и множественное;

3)6 временных форм: настоящее время (das Präsens), прошедшее время (das Präteritum, das Perfekt, das Plusquamperfekt) и будущее время (das Futurum I и das Futurum II);

4)3 наклонения: изъявительное (der Indikativ), повелительное (der Imperativ) и сослагательное (der Konjunktiv);

5)3 залога: действительный (das Aktiv), страдательный (das Passiv), статив (das Stativ).

К номинальным, неизменяемым формам глагола, относятся: инфинитив (der Infinitiv), который имеет четыре формы, и причастие (das Partizip), которое имеет две формы (Partizip I и Partizip II).

Четыре формы инфинитива от глаголов lernen и fahren выглядят так:

Infinitiv I Infinitiv II Infinitiv Passiv I Infinitiv Passiv II lernen gelernt haben gelernt werden gelernt worden sein* fahren gefahren sein gefahren werden gefahren worden sein

Причастие Partizip I образуется путем прибавления к основе Infinitiv суффикса d

(lernen d, lesen d, fahren d, kommen d) и всегда выражает незавершенное активное действие.

Причастие Partizip II – третья основная форма глагола – всегда означает завершенное пассивное действие. Сравните:

der lesende Schüler читающий ученик das fahrendeAuto едущий автомобиль das gelesene Buch прочитанная книга der gefahrene Weg пройденный путь

§3 Das Präsens

Настоящее время

Настоящее время презенс(das Präsens) обозначает действие, которое:

а) происходит вообще: Die Kinder spielen gern Ball. Дети любят играть в мяч.

б) происходит в данный момент: Wir lernen jetzt das grammatische Thema „Präsens”.

Мы учим сейчас грамматическую тему „Präsens”.

в) произойдет в будущем: Morgen fährt Peter nach Berlin. Завтра Петр поедет в Берлин.

 

Präsens = основа Infinitiv + личные окончания

 

lern en ich lerne du lernst er sie lernt es wir lernen ihr lernt sie/Sie lernen fahr en ich fahre du fährst er sie fährt es wir fahren ihr fahrt sie/Sie fahren wiss en ich weiß du weißt er sie weiß es wir wissen ihr wisst sie/Sie wissen

 

Особенности:

1. Многие сильные глаголы во 2-м и 3-м лице един.числа меняют корневуюгласную:

e→ i, ie geben давать →du gibst, er gibt nehmen брать → du nimmst, er nimmt sprechen говорить → du sprichst, er spricht lesen читать → du liest, er liest sehen видеть → du siehst, er sieht Не меняют корневую гласную: (!) gehen идти → du gehst, er geht heben поднимать → du hebst, er hebt a, au, o→ä, äu, ö schlafen спать → du schläfst, er schläft lassen велеть → du lässt, er lässt laufen бегать → du läufst, er läuft stoßen толкать → du stößt, er stößt Не имеют личного окончания в 3-м лице ед.числа: (!) braten жарить → du brätst, er brätڤ raten советовать → du rätst, er rätڤ halten держать → du hältst, er hältڤ

 

2.Слабые глаголы с основой, оканчивающейся на t, d или на m, n (после согласных, кроме r, l) сохраняют e между корнем и окончанием.

arbeit en du arbei t est er arbei t et ihr arbei t et bad en du ba d est er ba d et ihr ba d et atm en du a tm est er a tm et ihr a tm et rechn en du re chn est er re chn et ihr re chn et

 

3.Если основа заканчивается на -es, -ss,-ß, -x, -z, -tz, то во 2-м лице единственногочисла s в личном окончании отсутствует:

tan z en →du tanz t le s en →du lies t

ss en →du muss t sto ß en →du stöß t

 

4.У слабых глаголов на eln, ern в 1-м лице единственного числа корневая гласная e выпадает. Сравните:

klingel n звонить ich klin gle du klingelst lächel n улыбаться ich lä chl e er lächelt änder n менять ich änd(e)re ihr ändert ruder n грести ich rud(e)re wir rudern

 

5.Вспомогательные глаголы также имеют особенности при спряжении в Präsens:

sein ich bin du bist er ist wir sind ihr seid sie/Sie sind haben ich habe du hast er hat wir haben ihr habt sie/Sie haben werden ich werde du wirst er wird wir werden ihr werdet sie/Sie werden

 

6.Mодальные глаголы при спряжение в Präsens в единственном числе меняют корневую гласную (кроме sollen, вежливое ich möchte я хотел бы –форма сослагательного наклонения Präteritum Konjunktiv) и имеют нулевое окончание в 1-м и 3-м лице. Например:

müssen können ich mussٱ kannٱ du musst kannst er mussٱ kann ٱ wir müssen können ihr müsst könnt sie/Sie müssen können   wollen ich will mögen ich mag; ich möchte (!) sollen ich soll dürfen ich darf

7.У возвратных глаголов при спряжении изменяется возвратное местоимение (подробнее об этом см.§ 13):

sich freuen радоваться

ichfreue mich dufreust dich erfreut sich wir freuen uns ihrfreut euch sie/Sie freuen sich

 

8.У делимых глаголов отделяемые приставки (ab-, an-, auf-, aus-, bei-, mit-, nach-, vor-, zu-, da(r)-, ein-, empor-, fort-, her-, hin-, los-, nieder-, weg-, weiter-) отделяются и ставятся в конец предложения (чаще всего это предлоги и наречия по форме). Отделяемые приставки ударны. Например:

Ich höre aufmerksam zu. (в словаре см. zu hören) Я слушаю внимательно.

Er läuft schnell fort. (в словаре см. fort laufen) Он быстро убегает прочь.

Der Zug kommt sehr früh an. (в словаре см. an kommen) Поезд прибывает очень рано.

 

Запомните неотделяемые приставки: be-, ge-, er-, ver-, zer, ent-, emp-, miss-. Они безударны. Например: verstéhen, bekómmen, misslíngen.

 

Приставки durch, über-, um-, unter-, voll-, wieder-, wider- под ударением отделяются, в безударном случае – нет. При этом у делимых глаголов с такими приставками значение приставки, выраженной предлогом, в основном сохраняется:

ǘberlaufen перебежать úntergehen опускатьcя, заходить (например о cолнце).

Die Sonne ist schon únter gegangen. Солнце уже село.

Dieser Mann läuft zum Feind ǘber. Этот человек перебегает к врагу.

Неделимые глаголы имеют новое значение, которое не является суммой двух значений: übersétzen переводить на иностранный язык; überséhen не заметить, просмотреть (например, ошибку).

Er wieder hólt die Regel noch einmal. Он повторяет правило еще раз.

Der Lehrer hat den Fehler über séhen. Учитель просмотрел (не заметил) ошибку.

Reflexive Verben

Возвратные глаголы

1. Возвратные глаголы (Reflexive Verben) обозначают действие, направленное непосредственно на действующее лицо. Характеристикой возвратного глагола является употребление его с возвратным местоимением sich. Местоимение sich выступает как дополнение (часто употребляется вместе с местоимением selbst. Сравните:

Das Mädchen kämmt die Puppe. Девочка причесывает куклу.

Das Mädchen kämmt sich (selbst). Девочка причесывается./

Девочка причесывает себя (сама).

Возвратное местоимение sich употребляется только в 3 лице и при вежливом обращении. В остальных формах оно заменяется соответствующими личными местоимениями вAkkusativ.

sich waschen умываться

ich wasche mich wir waschen uns

du wäschst dich ihr wascht euch

er wäscht sich sie/Sie waschen sich

Точно так же спрягаются: sich kämmen причесываться, sich beeilen торопиться, sich interessieren интересоваться, sich wenden обращаться к кому-л., sich nähern приближаться, sich erinnern вспоминать, sich verabschieden прощаться, sich bewegen двигаться, sich gewöhnen привыкнуть, sich fühlen чувствовать себя, sich unterhalten беседовать, sich befinden находиться, sich erholen отдыхать u.a.

Hast du dich schon gekämmt? Ты уже причесалась?

2. Ряд возвратных глаголов употребляются c sich в Dativ.

sich (D) merken запоминать

ich merke mir wir merken uns

du merkst dir ihr merkt euch

ermerkt sich sie/Siemerken sich

Точно так же спрягаются: sich vorstellen представить себе, sich kaufen купить (себе), sich leisten позволить себе, sich suchen – искать (себе), sich ansehen (п)осмотреть, sich anhören послушать, sich notieren записать, sich überlegen подумать, sich vornehmen взяться за что-л., предпринять, затеять, sich einbilden вообразить себе, sich anschaffen обзавестись чем-л., приобрести и др.

Ich habe mir dieses Land gut vorgestellt.

Я хорошо представил себе эту страну.

Trocknest du dir die Hände nicht ab?

Разве ты не вытираешь (себе) руки?

Возвратное местоимение sich стоит в Dativ, если в предложении уже есть одно дополнение в Akkusativ!

 

2. Взаимные глаголы (Reziproke Verben) также употребляютя с возвратными местоимениями sich и указывают на взаимоотношение двух или более лиц. Взаимные глаголы могут употребляться с местоимением einander.

sich treffen = miteinander treffen встречаться друг с другом

sich lieben = einander lieben любить друг друга

sich kennen = einander kennen знать друг друга

sich streiten = miteinander streiten ссориться друг с другом

3.Место возвратного местоимения sich в предложении.

В предложении с прямым порядком слов местоимение sich стоит сразу за спрягаемым глаголом:

Sie unterhält sich gern mit ihren Freunden. Она любит общаться с друзьями.

Wir haben uns gut erholt. Мы хорошо отдохнули.

При обратном порядке слов:

- если подлежащее выражено существительным, возвратное местоимение sich занимает 3-е место (стоит сразу за глаголом):

Früher interessierte sich das Mädchen für Literatur.

Раньше девушка интересовалась литературой.

- если подлежащее выражено местоимением, то sich занимает 4-е место, за личным местоимением-подлежащим.

Jetzt interessiert es sich auch für Chemie. Теперь она интересуется и химией.

Это правило применимо и для придаточного предложения:

Ich weiß, dass sich das Mädchen für Literatur interessiert hat.

Я знаю, что девочка интересовалась литературой.

Weißt du, dass es sich jetzt auch für Chemie interessiert?

Ты знаешь, что она интересуется сейчас и химией?

 

§5 Die Modalverben und das Verb lassen

Модальные глаголы и глагол lassen

1. Модальные глаголы выражают не само действие, а отношение к нему говорящего – желание, волю, необходимость или обязанность выполнить это действие:

können (konnte, gekonnt) мочь, быть в состоянии; уметь, знать;

wollen (wollte, gewollt) желать, собираться делать что-л.;

dürfen (durfte, gedurft) мочь, сметь, иметь разрешение;

mögen (mochte, gemocht):

1.. любить, иметь склонность: ich mag Fisch я люблю рыбу;

2. хотеть, желать: ich möchte auch kommen я тоже хотел бы прийти;

müssen (musste, gemusst) быть вынужденным, должным что-л. сделать (в силу объективных причин);

sollen быть обязанным, должным что-л. сделать (по мнению кого-л.).

При спряжении в настоящем времени Präsens модальные глаголы в единственном числе меняют корневую гласную (кроме sollen; ich möchte – форма сослагательного наклонения Präteritum Konjunktiv) и имеют нулевое окончание в 1-м и 3-м лице. Например:

müssen mögen ich mussٱ mag ٱ möchteٱ du musst magst möchtest er mussٱ magٱ möchteٱ wir müssen mögen möchten ihr müsst mögt möchtet sie/Sie müssen mögen möchten   wollen ich will können ich kann dürfen ich darf sollen ich soll

Модальные глаголы, как правило, употребляются с инфинитивом смыслового глагола, образуют с ним сложное глагольное сказуемое, в котором модальный глагол является изменяемой частью. Инфинитив занимает последнее место в предложении.

Ich kann Deutsch (sprechen). Я могу говорить по-немецки.

Sie will nach Berlin fahren. Онa хочет поехать в Берлин.

Wir sollen den Text lesen. Мы должны читать текст.

Darf ich herein? Можно мне войти?

Глагол mögen без инфинитива выступает как основной (смысловой) глагол:

(Möchtest du) Einen Kaffee? – Ich mag keinen Kaffee.

Хочешь кофе? – Нет, кофе я не люблю.

Diesen Menschen mochte sie nicht. Этого человека она не любила.

Отрицание ставится сразу после модального глагола или перед смысловым глаголом:

Ich darf das nicht tun. Мне нельзя/не разрешают этого делать.

Ich darf nicht mit ihm ins Kino gehen. Мне нельзя идти с ним в кино.

При отрицательном ответе на вопрос с модальными глаголами müssen и sollen используется обычно глагол brauchen нуждаться:

- Soll ich das tun? Мне это сделать? - Muss er auch kommen? Он тоже должен придти? - Nein, Sie brauchen das nicht. Нет, (Вам этого) не нужно (нéзачем). - Nein, er braucht das nicht. Нет, не нужно(нéзачем).

2. Глагол lassen (ließ, gelassen) может употребляться как основной (смысловой) глагол сильного спряжения и как глагол с модальным значением.

Как основной глагол lassen употребляется в следующих значениях:

а) оставлять:Ich habe das Geld zu Hause gelassen. Я оставил деньги дома.

Lass ihn in Ruhe! Оставь его в покое!

б)переставать, бросать: Lass das Lachen! Прекрати смеяться!

Как модальный глагол lassen употребляется в следующих значениях:

а)допущение, разрешение:

Lassen Sie mich das machen!

Позвольте мне это сделать.

Ich lasse mir keine Vorschriften machen!

Я не позволю читать себе наставлений.

б)поручение, переходность, а также „пусть“:

Lass ihn sofort kommen! Пусть он сейчас же придет.

Sie lässt dir das sagen. Она просит (велит) сказать тебе это.

Lass ihn essen. Пусть он поест.

в)пассивность:

Wir ließen uns überzeugen. Мы дали себя убедить.

г) sich lassen + Infinitiv указывает на (не)возможность совершения действия:

Der Text lässt sich leicht übersetzen.

Текст можно легко перевести (переводится легко).

Der Wagen lässt sich noch reparieren.

Машину еще можно отремонтировать.

д) sich (D) etw. machen lassen (поручение другому лицу при невозможности или неумении выполнить действие самому):

Ich lasse mir meine Uhr reparieren. Я отдаю в ремонт свои часы.

Wir ließen uns fotografieren. Мы сфотографировались.

д)побудительность, пожелание в значении «Давай(те)!»:

Lass(t) uns spielen! Давай(те) поиграем!

Lassen Sie mich alles erklär en! Дайте я все объясню!

Lasst uns in die Berge fahren! Давайте поедем в горы!

  Запомнитеспряжение глагола lassen: Präsens Präteritum ich lasse wir lassen ich ließ wir ließen du lässt ihr lasst du ließt ihr ließt er lässt sie/Sie lassen er ließ sie/Sie ließen

§6 Das Präteritum

Прошедшее повествовательное время

Проcтое прошедшее время претерит (das Präteritum) употребляется в монологической речи при изложении связных между собой событий, имевших место в прошлом, а также в письменной речи (художественная литература, Библия, сказки и т.д.).

Глаголы слабого спряжения образуют Präteritum посредством прибавления к основе глагола суффикса –te или –ete (при основе на –d, -t или на -m, -n с предшествующей согласной). Сохраняются личные окончания, кроме 1-го и 3-го лица ед.ч., где окончания отсутствуют.

Spielen

ich spiel teٱ wir spiel te n

du spiel te st ihr spiel te t

er spiel teٱ sie spiel te n

Er spielte mit seinem Kind. Он играл со своим ребёнком.

Глаголы сильного спряжения в Präteritum изменяют корневую гласную и получают те же окончания, что и слабые глаголы.

kommen

ich kam ٱ wir kamen

du kamst ihr kamt

er kam ٱ sie kamen

Ich kam aus Dresden. Я приехал из Дрездена.

Запомните спряжение вспомогательных глаголов (Hilfsverben) в Präteritum:

sein haben werden

ich war был hatte имел wurde стал

du warst hattest wurdest

er war hatte wurde

wir waren hatten wurden

ihr wart hattet wurdet

sie waren hatten wurden

 

Модальные глаголы (Modalverben) в Präteritum:

wollen können dürfen mögen sollen müssen

ich wollte konnte durfte mochte sollte musste

du wolltest konntest durftest mochtest solltest musstest

er wollte konnte durfte mochte sollte musste

wir wollten konnten durften mochten sollten mussten

ihr wolltet konntet durftet mochtet solltet musstet

sie wollten konnten durften mochten sollten mussten

Das Perfekt

Сложное прошедшее время

Сложное прошедшее время перфект (das Perfekt) называют также разговорным, т.к. оно используется чаще всего в беседе, разговоре о том, что произошло в прошлом, или о совершенном действии в связи с действием, происходящим в данный момент.

Bist du gestern ins Kino gegangen? Ты ходил вчера в кино?

Sie hat die Arbeit schon gemacht. Nun kann sie frei haben.

Она выполнила работу. Теперь она может быть свободной.

Perfekt = haben/sein (в Präsens) + Partizip II смыслового глагола

Lernen fahren

ich habe gelernt ich bin gefahren

du hast gelernt du bist gefahren

er hat gelernt er ist gefahren

wir haben gelernt wir sind gefahren

ihr habt gelernt ihr seid gefahren

sie haben gelernt sie sind gefahren

 

С глаголом haben спрягается большинство глаголов, в том числе глагол haben:

1)все переходные глаголы, т.е. глаголы, требующие дополнение в Akkusativ без предлога (lesen читать, erzählen рассказывать, bekommen получать …);

2)все возвратные глаголы (sich freuen радоваться, sich interessieren интересоваться …);

3)все модальные глаголы (müssen, wollen, dürfen…);

4)глаголы, выражающие длительное действие, состояние (liegen лежать, arbeiten работать …);

5)все безличные глаголы (es regnet идет дождь →es hat geregnet шел дождь).

 

С sein спрягаются глаголы:

1)обозначающие передвижение от одного места к другому: kommen приходить, gehen идти, fahren ехать, fliegen летать;

2)обозначающие изменение состояния:erwachen проснуться, einschlafen уснуть, aufblühen расцвести, sterben умереть, umkommen погибнуть, wachsen расти;

3)глаголы sein быть, bleiben оставаться, werden становиться, entstehen возникать, erscheinen появляться, auftauchen появляться, begegnen всречаться, попадаться навстречу, folgen следовать, passieren случаться, geschehen происходить, случаться и некоторые другие.

В словаре у таких глаголов стоит пометка (s).

 

Глаголы fahren, fliegen и некоторые другие могут употребляться также с дополнением в Akkusativ без предлога (как переходные глаголы), тогда они образуют Perfekt сhaben: Ich habe das Auto selbst in die Garage gefahren. Я сам поставил машину в гараж. Der Pilot hat diese Maschine zum ersten Mal geflogen. Пилот впервые управлял этой машиной (самолетом).

 

Partizip II образуется:

1) слабые глаголы → префикс ge-+ основа Infinitiv + суффикс -(e)t:

lernen учитьge lern t

sagen сказатьge sag t

arbeiten работатьge arbeit et

2) сильные глаголы → префикс ge- + (не)измененная основа + -en (= 3-я основная форма в Таблице сильных и неправильных глаголов).

Многие из них изменяют корневую гласную.

lesen читатьge les en

sprechen говоритьge spr o ch en

bleiben оставатьсяge bl ie b en

3) неправильные глаголыge-+ основа с изменен. гласной + -(e)t:

wissen знатьge w u ss t

nennen называтьge n a nn t

(также смотрите 3-ю основную форму в Таблице основных форм сильных и неправильных глаголов).

Приставка ge- отсутствует:

а)у глаголов с неотделяемыми приставками (be-, ge-, er-, ent-, emp-, ver-, zer-, miss-):

verstehen пониматьver standen

erzählen рассказыватьer zählt

б)у слабых глаголов на –ieren:

studieren учиться в вузе → stud iert

renovieren ремонтировать → renov iert

У глаголов с отделяемыми приставками (an, auf, aus, mit, vor, zu, bei и др.), приставка ge- ставится между приставкой и основой:

aufstehen вставать – auf ge standen

mitarbeiten сотрудничать – mit ge arbeitet

Спрягаемой частью сказуемого является вспомогательный глагол, а Partizip II стоит в предложении на последнем месте:

Mein Bruder hat vier Jahre in Heidelberg studiert, erst dann konnte (!)er bei einer bekannten Firma arbeiten. Und wo bist du so lange geblieben? Warst (!) du nicht in Deutschland? Du wolltest ja auch im Ausland studieren. Hattest (!) du solche Möglichkeit?

 

Глаголы sein, haben и модальные глаголы употребляются, как правило, не в Perfekt, а в Präteritum!   Модальные глаголы, а также глаголы lassen, hören, sehen, fühlen, brauchen, helfen, lernen при наличии второго инфинитива употребляются в инфинитиве.

Das Plusquamperfekt

Предпрошедшее время

Предпрошедшее время плюсквамперфект (das Plusquamperfekt) употребляется, как правило, для обозначения действия, предшествующего другому действию в прошлом, выраженному в Präteritum (реже в Perfekt):

Nachdem wir die Fahrkarten gebucht hatten, begannen wir die Koffer zu packen.

После того как мы заказали билеты, мы начали паковать чемоданы.

Plusquamperfekt образуется с помощью вспомогательных глаголов haben и sein в Präteritum и Partizip II смыслового глагола:

 

Plusquamperfekt = haben/sein (в Präteritum) + Partizip II смыслового глагола

 

ich hatte gelernt du hattest gelernt er hatte gelernt wir hatten gelernt ihr hattet gelernt sie/Sie hatten gelernt ich war gekommen du warst gekommen er war gekommen wir waren gekommen ihr wart gekommen sie/Sie waren gekommen

Das Futurum I

Будущее время I

Будущее время Futurum I употребляется

- для обозначения действия, ожидаемого в будущем:

In 4 Wochen werde ich nicht mehr hier sein.

Через 4 недели меня уже здесь не будет.

- для выражения предположения в настоящем:

Peter ist nicht gekommen. Er wird krank sein.

Петер не пришел. Он должно быть болен.

 

 

Futurum I = werden (в Präsens) + Infinitiv смысловогоглагола
 

 

В предложении вспомогательный глагол стоит на втором месте, а смысловой – на последнем.

ich werde kommen я приду du wirst kommen er wird kommen wir werden kommen ihr werdet kommen sie/Sie werden kommen

Ich werde hier arbeiten. Я буду здесь работать.

Если значение будущего времени выражено в предложении обстоятельсвом времени (morgen завтра, übermorgen послезавтра, bald скоро, in … Stunden, Tagen, Jahren через часов, дней, лет) или вытекает из контекста, будущее может быть выражено в Präsens:

In zwei Tagen fahre ich nach Österreich. Через два дня я поеду в Австрию.

Das Futurum II

Будущее время II

Будущее время футур II (das Futurum II) употребляется довольно редко, в основном для выражения предположения в прошлом:

Der Dieb wird durch die offene Terrassentür ins Haus gekommen sein.

Вор, вероятно, проник в дом через дверь, выходящую на террассу.

  Futurum II= werden (в Präsens) + Infinitiv II смыслового глагола  
  ich werde gefahren sein я съезжу du wirst gefahren sein er wird gefahren sein wir werden gefahren sein ihr werdet gefahren sein sie/Sie werden gefahren sein   ich werde gelernt haben я выучу du wirst gelernt haben er wird gelernt haben wir werden gelernt haben ihr werdet gelernt haben sie/Sie werden gelernt haben
       

Das Passiv

Страдательный залог

1. В отличие отдействительного залога (das Aktiv), где подлежащее является носителем действия, например:

Der Junge liest ein interessantes Buch. Мальчик читает ….

cтрадательный залог (das Passiv) выражает действие, которое направлено на подлежащее:

Ein interessantes Buch wird von der ganzen Familie gelesen.

Интересная книга читается всей семьей. (= Семья читает интересную книгу.)

Passiv употребляется тогда, когда „субъект действия“ (агенс) неизвестен, неинтересен или умышленно не упоминается.

В немецком языкеPassiv очень распространен, может быть образован с большинством переходных (и даже непереходных) глаголов, при этом прямое дополнение становится подлежащим в предложении пассивной формы.

В Passiv не употребляются возвратные глаголы, а также глаголы: behalten сохранять, bekommen получать, besitzen владеть, enthalten содержать, erfahren узнать, haben иметь, kennen знать, kennen lernen знакомиться, kosten стоить, kriegen получать, wissen знать.

2. Глагол в Passiv имеет те же временные формы, что и в Aktiv. Для образования Passiv необходим вспомогательный глагол werden в соответствующей форме иPartizip II основного глагола:

Passiv = werden + Partizip II основного глагола

Präsens Passiv имеет следующую форму:

fragen спрашивать

ich werde gefragt wir werden gefragt

du wirst gefragt ihr werdet gefragt

er wird gefragt sie/Sie werden gefragt

Ich werde immer gefragt. Меня всегда спрашивают.

Präteritum Passiv образуется из Präteritum вспомогательного глагола werden + Partizip II смыслового глагола.

ich wurde gefragt wir wurden gefragt

du wurdest gefragt ihr wurdet gefragt

er wurde gefragt sie/Sie wurden gefragt

Sie wurden gestern gefragt. Их спрашивали вчера.

Perfekt Passiv образуется из Perfekt вспомогательного глагола werden без приставки ge- + Partizip II смыслового глагола.

ich bin gefragt worden wir sind gefragt worden

du bist gefragt worden ihr seid gefragt worden

er ist gefragt worden sie/Sie sind gefragt worden

Wir sind schon gefragt worden. Нас уже спросили.

 

Plusquamperfekt Passiv образуется из Plusquamperfekt вспомогательного глагола werden + Partizip II смыслового глагола.

ich war gefragt worden wir waren gefragt worden

du warst gefragt worden ihr wart gefragt worden

er war gefragt worden sie/Sie waren gefragt worden

Er war gefragt worden. Он был опрошен.(Его опросили).

Futurum Passiv образуется из Futurum вспомогательного глагола werden + Partizip II смыслового глагола.

ich werde gefragt werden wir werden gefragt werden

du wirst gefragt werden ihr werdet gefragt werden

er wird gefragt werden sie/Sie werden gefragt werden

Du wirst noch gefragt werden. Тебя еще спросят.

Infinitiv Passiv образуется изInfinitivвспомогательного глагола werden + Partizip II смыслового глагола, встречается в предложениях в составе сложного глагольного сказуемого (с модальными глаголами).

Sie soll gefragt werden. Ee нужно спросить.

Sie soll gefragt worden sein. Ee нужно было спросить.

 

3. Чтобы показать, кем или посредством чего было произведено действие, используются предложные группы с von, durch, mit:

Предложная группа с mit говорит о том, каким инструментом выполняется действие.

Der Nagel kann mit dem Hammer eingeschlagen werden.

Гвоздь можно забить молотком.

 

Предложная группа с von говорит о том, кем выполняется действие.

Der Nagel kann von dem Schlosser eingeschlagen werden.

Гвоздь может забить слесарь.

Der Student wurde vom Professor gefragt. Профессор спросил студента.

 

Предложная группа с durch говорит о том, посредством какого действия достигается результат.

Der Nagel kann durch Hammerschläge eingeschlagen werden.

Гвоздь можно забить ударами молотка.

Das Kind wird durch das Lesen entwickelt.

Ребенок развивается благодаря чтению.

4. Безличный пассив (unpersönliches Passiv) образуется как от переходных, так и от непереходных глаголов. В качестве подлежащего выступает безличное местоимение es, которое при обратном порядке слов опускается:

Es wird hier gearbeitet. Здесь работают.

Hier wird gearbeitet.

По значению безличный пассив сходен с неопределенно-личными предложениями с местоименнием man:

Hier wird gearbeitet.= Man arbeitet hier. Здесь работают

5. Если глагол требует косвенного или предложного дополнения, то оно сохраняется в Passiv.

Ihm wurde geholfen. Ему помогали.

 

Dar über wird viel gesprochen. Об этом много говорят.

6. В залоговой системе немецкого языка кроме Passiv (werden + Partizip II), который выражает процесс действия, употребляется статив Stativ (sein+ Partizip II) для выражения результата действия.

Die Uhr ist repariert. Часы отремонтированы.

Das Haus war noch nicht gebaut, als sie umziehen wollten.

Дом еще не был построен, когда они решили переехать.

Der Imperativ

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию (приказ, просьбу, совет). Существуют четыре формы повелительного наклонения, соответствующие личным местоимениям: du, ihr, wir, Sie.

Singular Plural
1.Person---- 2.Person: Geh(e)!/Lies!(!)/Wasch dich! 3.Person: ---- Höflichkeitsform: Gehen Sie!/Lesen Sie!/ Waschen Sie sich! Gehen wir!/Lesen Sie!/Waschen wir uns! Geht!/Lest!/Wascht euch! ----   Gehen Sie!/Lesen Sie!/ Waschen Sie sich!

1.Только сильные глаголы с изменением корневой гласной e → i, ie в Präsens сохраняют его в Imperativ.

Spr i ch!(sprechen) Говори! N i mm!(nehmen) Возьми!

H i lf!(helfen) Помоги! S ie h!(sehen) Посмотри!

2.Если корень заканчивается на t, d или согласный + m, n (кроме r, l), то окончание e обязательно:

Arbeit e! Работай! Arbeit e t! Работайте!

Zeichn e! Рисуй! Zeichn e t! Рисуйте!

3.Глаголы на -igen; -eln, -ern:

Entschuldig e! Извини!

Blätt (e)r e!(!) (blätt ern листать)

chl e! (!) (läch eln улыбаться)

4.Отделяемые приставки отделяются и ставятся в конец предложения:

Steh schnell auf! (aufstehen) Быстро встань!

Macht bitte mit. (mitmachen) Делайте, пожалуйста, вместе с нами!

5.При обращении к большому количеству людей, аудитории используется Infinitiv или

Partizip II:

Schlafen! Спать! Aufstehen! Встать!

Eingeschlafen! Спать! Уснули! Aufgestanden! Встать! Встали!

6.Синонимичные предложения: Gehen wir ins Kino! = Wollen wir ins Kino gehen! = Lass(t) uns ins Kino gehen! Пойдемте в кино!

7.Глагол lassen: Lass uns gehen! Пойдем! (собеседников двое)

Lasst uns gehen! Пойдемте! (собеседников не меньше трех)

Lass(t) uns Freunde sein! Будем друзьями!

Внимание:

1) Глагол sein: Sei glücklich, Renate! Будь счастлива, Рената!

Freunde, seid glücklich! Будьте счастливы, друзья!

Seien Sie so nett, Frau Moltke, … - Будьте так любезны,фрау Мольтке…

2) Глагол haben: Hab keine Angst, mein Kind! Не бойся!

Habt keine Angst! Не бойтесь!

Haben Sie keine Angst! Не бойтесь!

3) Глагол werden: Werde endlich erwachsen! Стань наконец взрослым!

4) Глагол wissen:Wisse alles! Wisse immer, was du sagst.

Знай все! Знай всегда, что ты говоришь.

Der Konjunktiv

Сослагательное наклонение

Сослагательное наклонение (der Konjunktiv) выражает предполагаемое, возможное или нереальное условное действие, имеет все формы, сотвествующие изъявительному наклонению (der Indikativ) и делится по различию в употреблении на группы Konjunktiv I (презентные формы) и Konjunktiv II (претеритные формы).

Презентные формы Präsens Konjunktiv и Perfekt Konjunktiv используются прежде всего для передачи косвенной речи (cм. §8 в разделе Syntax)

К группе Konjunktiv II относятся Präteritum Konjunktiv, Plusquamperfekt Konjunktiv, Kondizionalis I. Эта группа является более употребительной.

Präteritum Konjunktiv глаголов слабого спряжения полностью совпадает с Präteritum Indikativ.

У глаголов сильного спряжения к корневой основе Präteritum Indikativ обязательно добавляется суффикс –е, а корневые гласные a, o, u во всех лицах получают умлаут. Сравните:

Präteritum Indikativ Präteritum Konjunktiv
  lernte (lernen) badete (baden) sprach (sprechen) fuhr (fahren) blieb (bleiben) ging (gehen) wusste (wissen) war (sein) hatte (haben) wurde (werden) musste (müssen) durfte (dürfen) konnte (können) mochte (mögen) (!) wollte (wollen) (!) sollte (sollen) ich lernte badete spräche führe bliebe ginge wüsste wäre hätte würde müsste dürfte könnte möchte wollte sollte du lerntest badetest sprächest führest bliebest gingest wüsstest wärest hättest würdest müsstest dürftest könntest möchtest wolltest solltest er lernte badete spräche führe bliebe ginge wüsste wäre hätte würde müsste dürfte könnte möchte wollte sollte wir lernten badeten sprächen führen blieben gingen wüssten wären hätten würden müssten dürften könnten möchten wollten sollten ihr lerntet badetet sprächet führet bliebet ginget wüsstet wäret hättet würdet müsstet dürftet könntet möchtet wolltet solltet sie lernten badeten sprächen führen blieben gingen wüssten wären hätten würden müssten dürften könnten möchten wollten sollten

 

В разговорной речи часто применяется сложная форма конъюнктива II, называемая также Konditionalis I (würde + Infinitiv смыслового глагола).

С часто употребляемыми в речи глаголами (вспомогательными глаголами: sein, haben, werden; модальными глаголами: müssen, dürfen, können, mögen, wollen, sollen; глаголами wissen, lassen, gehen, bleiben) используют обычно простую форму (Präteritum Konjunktiv), а с остальными глаголами – сложную форму c würde.

ich würde sagen я бы сказал

du würdest verstehen ты бы понял

er würde fragen он бы спросил

Plusquamperfekt Konjunktiv образуется с помощью вспомогательных глаголов haben или sein в Präteritum Konjunktiv + Parizip II смыслового глагола:

ich hättegesagt я бы сказал du hättest gesagt ты бы сказал er hätte gesagt он бы сказал ich wäre gekommen я бы пришел/приехал du wärest gekommen ты бы пришел/приехал er wäre gekommen он бы пришел/приехал

Könnten Sie mir helfen? Вы не могли бы мне помочь?

Würden Sie bitte die Tür schließen? Закройте, пожалуйста, дверь

Wir hätten gestern ins Theater gehen können. Мы могли бы вчера сходить в театр.

Употребление Konjunktiv II зависит от времени, к которому относится высказывания: если высказывание относится к настоящему или будущему времени, употребляется Präteritum Konjunktiv и Konditionalis I, если к прошлому - Plusquamperfekt Konjunktiv. Сравните:

 

Hätte ich heute Zeit! Если бы у меня было сегодня время! Hätte ich damals Zeit gehabt! Если бы у меня было тогда время!  
An deiner Stelle wäre ich glücklich. На твоем месте я была бы счастлива.! An deiner Stelle wäre ich noch gestern gekommen. На твоем месте я бы еще вчера приехала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.392 с.)