Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ивангородская Свято-Троицкая церковьСтр 1 из 7Следующая ⇒
Андрей Иванен СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ Ивангородская Свято-Троицкая церковь Барона Александра Штиглица СПБ
Приходская жизнь (1893-1933)
Храм, будучи фамильной усыпальницей и частной собственностью А. Штиглица, (позднее Половцовых, старших и младших) не имел постоянного прихода и был приписан к нарвскому Спасо-Преображенскому собору, входившему в Санкт-Петербургскую епархию; службы совершались соборным духовенством главным образом в выходные и праздничные дни. Будущий приход Свято-Троицкой церкви начал складываться на основе Иоанно-Предтеченского общества трезвости, организованного при Нарвской Суконной мануфактуре. Оно было основано 18 апреля 1893 г.- священником нарвского Спасо-Преображенского собора о. Алексием Азиатским 3; в 1899 г. на посту заведующего его сменил священник этого же собора о. Георгий Дьяков 4, а вслед за ним, в 1900 г.,— законоучитель Нарвской мужской гимназии о. Павел Новоуспенский s. Цели Общества были сколь понятны, столь и насущны — борьба с вековым недугом русского народа. Примечательно, что организаторы Общества пошли по дороге духовно-культурного просвещения, сочетая в своей деятельности инструменты духовные и светские. Одной из первых инициатив Общества стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображенского собора А.М. Азиатским <...>, отслужен был молебен, после которого о. Азиатский сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 человек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Общества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера» 6. То же повторяется ежегодно в июне-июле при самом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) 7. В январе следующего года Общество устраивает духовно-нравственные чтения с «туманными картинами». Они происходят регулярно, организуемые священниками собора, и неизменно собирают многочисленную публику. Темы чтений — самые разнообразные: например, в феврале 1902 г. прочитана лекция «Открытие Америки Христофором Колумбом» 8. Отметим, что в чтениях неизменно принимал участие хор певчих Свято-Троицкой церкви, и, следовательно, церковная община, на основе которой был создан хор, к этому времени уже сформировалась. В 1903 г. существовало уже два хора — Свято-Троицкой церкви и трезвенников под управлением Л.С. Лебедева 9. Менее месяца спустя в училище при Нарвской Льнопрядильной мануфактуре Обществом устроен любительский спектакль, собравший многочисленную публику: среди зрителей, как рассказывает очевидец, замечались и городские жители; были разыграны три коротенькие пьески, и показаны живые картины. Во время антрактов недурно играл струнный любительский оркестр под управлением ученика нарвского училища Луура 10. Помимо чтений с туманными картинами, еженедельно по средам в зале Общества проводились религиозно-нравственные беседы, перед началом которых служился молебен.
Несомненно важным событием для Парусинки были годовщины основания Общества, отмечавшиеся в конце апреля — начале мая. В этот день в помещении Общества собирались его члены со своими семьями, духовенство, рабочие, местная фабричная интеллигенция и почётные гости. Вот описание одного из праздников (1900 г.— семь лет со дня основания). Торжество началось в 4,5 часа пополудни благодарственным молебном с водосвятием, которое совершил заведующий этим Обществом священник нарвского Преображенского собора о. Георгий Дьяков. На молебне пел хор фабричных певчих Троицкой церкви, под управлением регента Лебедева. После молебна о. Георгий произнёс глубоко прочувствованное назидательное слово, направленное против векового недуга русского народа — пьянства, затем было провозглашено многолетие Государю Императору, Иоанно - Предтеченскому обществу трезвости и всем сочувствующим ему. На молебне присутствовали почётные гости из фабричной администрации и городской интеллигенции. По окончании духовного торжества присутствовавшим на нём предложено было угощение — чай с печеньем, фрукты и другие лакомства,— во время которого хор певчих исполнил несколько песен.
Скромное торжество Иоанно-Предтеченского общества трезвости удостоил своим посещением господин санкт-петербургский губернатор граф А.С. Толь, прибывший в Нарву накануне для встречи Великого Князя Владимира Александровича. Его сиятельство изволил слушать пение, которым остался доволен, что и высказал регенту хора. Затем его сиятельство спросил книгу, в которой ведётся список членов Общества, и собственноручно внёс своё имя в число членов Общества11. Спустя всего месяц, в парке Льнопрядильной мануфактуры, организованы народные гуляния. Благодаря хорошей погоде, на гуляние собралось много местного фабричного люда. На лужайке была устроена незатейливая сцена, обтянутая материей русских национальных цветов и украшенная по углам флагами. На сцене под управлением фабричного регента г. Лебедева пел хор песенников и развлекал публику куплетами и рассказами из русского народного, военного, малороссийского и еврейского быта г. Липовский. Всё это чередовалось с игрою духового оркестра и струнного квартета, аккомпанировавшего куплетисту. Стройное пение хора могло удовлетворить и более взыскательных слушателей; все номера программы были исполнены вполне добросовестно. Рассказчик г. Липовский был очень недурён в передаче при соответствующей гримировке некоторых типов; своими юмористическими куплетами, и рассказами он заставил от души хохотать многочисленных слушателей, которые щедро наградили его аплодисментами. Порядок на гулянье был образцовый; подгулявших и подвыпивших совсем не было видно. Около 8 часов вечера на обширной ровной площадке парка начались танцы, продолжавшиеся до 10 часов вечера12. Аналогичное праздничное гулянье было организовано и спустя три года, летом 1903 г. Оно собрало не менее семисот человек; программа гуляний была столь же насыщенной, но её «гвоздем» стало выступление любительского ансамбля балалаечников под управлением господина Кес. В рамках Общества работало женское отделение сестёр-трезвенниц, созданное в начале 1900 г. 14. Не были забыты Обществом и дети рабочих, для которых главным событием года являлось, конечно же, Рождество Христово. Вот как проходил в 1908 г. праздник на Парусинке. «Ёлка эта была устроена Иоанно-Предтеченским обществом трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре для детей местных фабричных рабочих, которые в числе 340 человек от 3-х до 13-летнего возраста были собраны сначала в особом помещении, откуда и введены в зал учителем А.С. Лебедевым, расставившим их в порядке перед тёмным силуэтом Рождественского дерева. Вскоре прибыли туда владелец фабрики Э.Н. Пельтцер, директор Р.Р. Пельтцер, управляющий технической частью Г.В. Отто и другие приглашённые гости. По знаку учителя, детский хор запел Рождественский тропарь, и в это же время ёлка вдруг сразу загорелась разноцветными огнями множества электрических лампочек, что, конечно, произвело среди детворы радостно-восторженное волнение. После пения тропаря было исполнено ещё несколько народных песен, а затем выбранная Обществом трезвости особая депутация обратилась к Э.Н. Пельтцеру с прочувствованной речью, в которой выражалась ему глубокая благодарность Общества за нравственную и материальную поддержку и помощь.
Э.Н. Пельтцер поблагодарил депутацию, указав со своей стороны, что он участвовал в этом не только от себя лично, так как правление и администрация мануфактуры тоже всегда охотно поддерживает симпатичные по своим целям начинания рабочих. Вслед за тем депутация обменялась такими же приветствиями с директором Р.Р. Пельтцером, после чего началась раздача детям гостинцев и в то же время были исполнены народные песни на граммофоне и хором мандолинистов - гитаристов. Нельзя не отметить этой ёлки как крупного события для детей рабочего населения, которое оставит, несомненно, сильное впечатление на их детской душе, осветит их будничную жизнь праздничным светом, пробуждающим надежды на светлое будущее» 15. Несомненным шагом вперёд в просвещении рабочих становится и оборудование новой сцены Общества — здесь уже можно было разыгрывать полноценные спектакли. Публику, понятно, составляют в основном рабочие и члены их семей, но примечательно, что и актёрами, под руководством режиссёра, некоего Севена, были сами рабочие. Представления давались по воскресеньям. В январе 1909 г., например, показаны «Ночное» Стаховича и «В чужом пиру похмелье» Островского 16. В 1911 г. администрация мануфактур, ассигновав на эту постройку 1500 р., приступает к строительству в старом парке Льнопрядильной мануфактуры открытой сцены и павильона для танцев, «идя навстречу устремлениям своих рабочих к разумным развлечениям». Согласно замыслу, в летнее время по воскресным и праздничным дням здесь будут устраиваться народные гуляния с танцами под духовой оркестр из местных рабочих-музыкантов, сценические представления на русском и эстонском языках, а также петь народный хор 17. Значительный вклад в работу Иоанно-Предтеченского общества трезвости внёс и настоятель ивангородской Знаменской церкви о. Константин Колчин 18, заведовавший обществом в 1905-1917 гг.- К этому времени Общество насчитывает уже свыше 200 человек, при нём активно действуют курсы по ликвидации неграмотности, мужской хор, струнный и духовой оркестры, драмкружок, библиотека. Подводя итоги работы на юбилейных торжествах по случаю пятнадцатилетия Общества, о. Константин Колчин перед началом благодарственного молебна обратился к гостям с такой речью: «Многоуважаемые братья и сестры во Христе, трезвенники и трезвенницы! Поздравляя вас с исполнившимся пятнадцатилетним юбилеем основания нашего Иоанно-Предтеченского общества трезвости, мысли мои невольно относят меня назад, к возникновению Общества. В самом начале возникновения его много нужно было положить труда, энергии и терпения первым организаторам и учредителям его, чтобы восстановить и утвердить это дело. Много раз они падали духом, но потом, подкреплённые молитвою и любовию к ближнему своему, снова поднимались и продолжали своё дело. <...> В самом начале Общество было очень мало; оно было подобно тому зерну горчичному, которое, как сказано в Евангелии, самое малое из всех зёрен, будучи посажено в землю, разрослось в большое дерево. Так и наше Общество теперь разрослось в большое дерево, под ветвями которого нашли покой и отраду многие после тяжёлого недуга своего — пьянства — благодаря постоянной нравственной и материальной поддержке со стороны гг. управителей мануфактуры. Да благословит Господь это доброе дело и первых трезвенников его в трезвой жизни, в пример нынешним молодым его членам» 19.
Фотография конца 1920-х гг. Из архива автора
Итак, повторяем: стабильная приходская жизнь не могла сформироваться в Свято-Троицкой церкви ранее 20-х гг. XX века — в период 1917-1920 гг. – и самое существование церкви находилось под угрозой; более того, при большевистском режиме для неё был возможен единственный путь — мученичество за веру и вероятное уничтожение храма. Поэтому, случись ход истории иным, вряд ли мог найтись настоятель и создан полноценный и полнокровный приход Свято-Троицкой церкви. Храм, скорее всего, был бы уничтожен. С другой стороны, созданное независимое эстонское государство, на территории которого оказалась теперь Свято-Троицкая церковь, служило определённым гарантом стабильности. После подписания Тартуского мирного договора (1920) Ивангород и его приходы оказались на территории независимой Эстонской Республики, граница между Эстонией и Советской Россией прошла в нескольких километрах восточнее Иван-города. Эстонское государство, несмотря на издержки политического характера, поддерживало православную церковь (напомним, что и первый президент Эстонии, Константин Пятс, был православным). К тому же в Ивангороде и Нарве оказалось много русских, вынужденных бежать из России. Это были люди, не только высоко ценившие духовный авторитет церкви, но и имевшие реальный опыт церковной жизни; чаще всего всесторонне образованные. Не понаслышке зная о результатах строительства «земного рая» в России, они глубоко переживали духовную трагедию своей родины. Многие из них ввиду пережитого кардинально пересмотрели свои взгляды на церковь, многие словно родились и сформировались в духовном смысле заново. Это создавало хорошие предпосылки для формирования свежего, но более строгого, более взыскательного христианского взгляда как на судьбу России, так и на самих себя. Благодаря этим факторам и Промыслом Божьим в Свято-Троицкой церкви стал постепенно складываться приход.
Слева направо: Фотография 1910-x гг. Фотография 1935 г. Павел (Дмитровский)
Вначале 1930-х гг. складывается традиция общегородского крестного хода православных приходов к могиле северо-западников на кладбище в Сийверсти (северная окраина Нарвы). Здесь, на братской могиле, был установлен поминальный крест. К концу 1930-х гг.- крестный ход сюда на второй день праздника Святой Троицы, в День Святого Духа,— уже устоявшаяся благочестивая традиция. В этот день к Спасо-Преображенскому собору стягивались крестные ходы из всех православных церквей. Вот как видит крестный ход 1938 г. корреспондент местной газеты: «Объединённый крестный ход на кладбище возглавил епископ Павел и сонм местного духовенства — прот. А. Павский, П. Калинкин, К. Колчин, свящ. Р. Лозинский и А. Киселёв, дьяконы А. Захаров, В. Ильинский, Я. Тимофеев и С. Карпин. Впереди крестного хода несли венок, перевитый траурной лентой. <...> Перед началом панихиды на братском кладбище свящ. А. Киселёв обратился к собравшимся со словом пастырского назидания. За панихидой пел объединённый хор под управлением Н. Кузьмина. Для поддержания в должном порядке как самой братской могилы, так и креста на ней, среди присутствующих был проведён тарелочный сбор. На обратном пути крестный ход совершил краткую литию у часовни на кладбище 29-го Печорского полка»52 Такого же рода традиция была связана с поминовением воинов, заживо сожжённых в 1919 г. в сарае на дороге близ бывшего имения Лилиенбах (северо-восточная окраина Ивангорода). Известно, что в августе 1938-1939 гг. - здесь, на месте гибели группы солдат, епископ Павел (Дмитровский) и священник Ростислав Лозинский служили панихиду вместе с соборным хором под управлением Иакова Тимофеева и прихожанами православных храмов». Могилы воинов северо-западников находились на ивангородском православном кладбище и близ Пюхтицкого Успенского монастыря, где также каждый год поминали героев-белогвардейцев. Итак, как мы видим, в приходе идёт в эти годы деятельная жизнь. Активность настоятеля и нового руководства не замедлили сказаться на увеличении числа прихожан. В 1935 г. на учёте в храме состояло 847 человек, из них 835 регулярно бывали у исповеди и Святого Причастия, в 1936 г.- 883 и 873, в 1937 г. – 985 и 750 соответственно 54. Последние документальные данные об этом периоде приходской жизни содержатся в февральском отчёте 1940 г. за предыдущий год. Среди уже упомянутых нами дел просветительства и благотворительности, отмеченных здесь, Приходской совет выражает благодарность церковному старосте П.А. Герасимову за безвозмездную работу по ведению денежных книг и отчётности прихода и за сами труды на должности церковного старосты. Выражена также благодарность дьякону Н. Задвинскому за организацию и руководство общим пением прихожан во (время духовных бесед, как и за работу с кружком молодёжи. На предстоявший год приход намеревается выяснить вопрос об установлении при храме штатной должности дьякона, поскольку до сих пор дьякон числился приписным; также решено обратиться к администрации Льнопрядильной и Суконной мануфактур об увеличении на 50 крон ежемесячных субсидий на содержание причта и лиц, служащих при храме 55. Приход, несмотря на то, что Эстония уже была в преддверии слияния с СССР, после чего последовали массовые репрессии 56 и уничтожение всякой возможности свободного развития религиозной жизни, строил на будущее планы. Увы, им не суждено было сбыться... Говоря о приходской жизни тех лет, нельзя забывать и такой мучительной духовной проблемы, как раскол Эстонской Апостольской Православной Церкви (об этом см. выше; с. 136). В связи с установлением в Эстонии советской власти расколу необходимо было положить конец. И вот, 30 марта 1941 г. митрополит Александр (Паулус) «от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, переживая со скорбью свою виновность в грехе раскола» принёс покаяние, после чего Эстонская Апостольская Православная Церковь была воссоединена с Русской Православной Церковью 57. Приход Свято-Троицкой церкви, как и другие приходы Эстонии, таким образом, утратил мнимое подчинение Константинополю. Однако, едва началась Вторая мировая война и Эстония была оккупирована фашистами, митрополит Александр (Паулус) вновь отворачивается от Матери-Церкви, поставив каждый приход в Эстонии в очень трудное положение. По решению Синода ЭАПЦ в 1942 г. он регистрирует Таллиннскую епархию с рядом присоединившихся приходов при генерал-комиссариате Эстонии как Эстонскую Апостольско-Православную Митрополию, подразумевающую юрисдикцию Патриарха Константинопольского58, то есть по-прежнему оставаясь правящим архиереем, становится клятвопреступником. В этой ситуации очень многое зависело от позиции других архиереев, в частности, от епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского). Епископ Павел сразу занимает единственно верную и твёрдую позицию — остаться верным со своею паствой Русской Православной Церкви. В обращении к настоятелям русских приходов владыка Павел пишет: «Я не порывал и ни при каких обстоятельствах не намерен порывать единения с Матерью-Церковью <...> Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос <...> Церковь-Мученица пред всем миром засвидетельствовала свою преданность Христу, а мы здесь решаем вопрос, согласиться ли нам быть её членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть членами этой Церкви <...> Может быть, в силу необходимости, придётся обратиться с этим вопросом к верующему народу, который, по определению восточных Патриархов, является «хранителем веры», и не подлежит сомнению, что этот народ найдёт и укажет правый путь» 59. Владыка Павел (Дмитровский) так и сделал; он посетил все приходы своей епархии, в том числе и Свято-Троицкую церковь в Ивангороде, задавая прихожанам один и тот же вопрос: с кем вы будете?.. Прихожане Нарвской епархии не посрамили своего владыку60. Большая часть Нарвской епархии, Печорский и Пюхтицкий монастыри с Иверской трудовой общиной после годичной неопределённости снова вошли в состав Балтийского экзархата зарубежной юрисдикции Московской патриархии61. А шёл тогда 1942 г., и в Ивангороде и в Нарве прочно стояли фашисты. С началом войны и оккупации жизнь прихода не остановилась. О. Ростислав Лозинский продолжает служить в церкви до 1 марта 1942 г. В 1942-1944 гг. здесь служит нарвский священник протоиерей Павел Калинкин 62; лишь во время штурма города в феврале-июле 1944 г. когда на всю округу едва остался десяток мирных жителей, церковь опустела. Город война фактически испепелила: старинные крепости, средневековые здания, многочисленные храмы — всё было разрушено, а многое безвозвратно уничтожено. Первым вернулся в храм о. Иаков Тимофеев, служивший вплоть до 20 февраля 1944 г. в Спасо-Преображенском соборе (впоследствии он станет настоятелем нарвского Воскресенского собора).
Епископ Нарвский и Изборский Павел (Дмитровский) (слева) О. Иаков Тимофеев, Андрей Иванен СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ Ивангородская Свято-Троицкая церковь Барона Александра Штиглица СПБ
Приходская жизнь (1893-1933)
Храм, будучи фамильной усыпальницей и частной собственностью А. Штиглица, (позднее Половцовых, старших и младших) не имел постоянного прихода и был приписан к нарвскому Спасо-Преображенскому собору, входившему в Санкт-Петербургскую епархию; службы совершались соборным духовенством главным образом в выходные и праздничные дни. Будущий приход Свято-Троицкой церкви начал складываться на основе Иоанно-Предтеченского общества трезвости, организованного при Нарвской Суконной мануфактуре. Оно было основано 18 апреля 1893 г.- священником нарвского Спасо-Преображенского собора о. Алексием Азиатским 3; в 1899 г. на посту заведующего его сменил священник этого же собора о. Георгий Дьяков 4, а вслед за ним, в 1900 г.,— законоучитель Нарвской мужской гимназии о. Павел Новоуспенский s. Цели Общества были сколь понятны, столь и насущны — борьба с вековым недугом русского народа. Примечательно, что организаторы Общества пошли по дороге духовно-культурного просвещения, сочетая в своей деятельности инструменты духовные и светские. Одной из первых инициатив Общества стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображенского собора А.М. Азиатским <...>, отслужен был молебен, после которого о. Азиатский сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 человек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Общества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера» 6. То же повторяется ежегодно в июне-июле при самом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) 7. В январе следующего года Общество устраивает духовно-нравственные чтения с «туманными картинами». Они происходят регулярно, организуемые священниками собора, и неизменно собирают многочисленную публику. Темы чтений — самые разнообразные: например, в феврале 1902 г. прочитана лекция «Открытие Америки Христофором Колумбом» 8. Отметим, что в чтениях неизменно принимал участие хор певчих Свято-Троицкой церкви, и, следовательно, церковная община, на основе которой был создан хор, к этому времени уже сформировалась. В 1903 г. существовало уже два хора — Свято-Троицкой церкви и трезвенников под управлением Л.С. Лебедева 9. Менее месяца спустя в училище при Нарвской Льнопрядильной мануфактуре Обществом устроен любительский спектакль, собравший многочисленную публику: среди зрителей, как рассказывает очевидец, замечались и городские жители; были разыграны три коротенькие пьески, и показаны живые картины. Во время антрактов недурно играл струнный любительский оркестр под управлением ученика нарвского училища Луура 10. Помимо чтений с туманными картинами, еженедельно по средам в зале Общества проводились религиозно-нравственные беседы, перед началом которых служился молебен. Несомненно важным событием для Парусинки были годовщины основания Общества, отмечавшиеся в конце апреля — начале мая. В этот день в помещении Общества собирались его члены со своими семьями, духовенство, рабочие, местная фабричная интеллигенция и почётные гости. Вот описание одного из праздников (1900 г.— семь лет со дня основания). Торжество началось в 4,5 часа пополудни благодарственным молебном с водосвятием, которое совершил заведующий этим Обществом священник нарвского Преображенского собора о. Георгий Дьяков. На молебне пел хор фабричных певчих Троицкой церкви, под управлением регента Лебедева. После молебна о. Георгий произнёс глубоко прочувствованное назидательное слово, направленное против векового недуга русского народа — пьянства, затем было провозглашено многолетие Государю Императору, Иоанно - Предтеченскому обществу трезвости и всем сочувствующим ему. На молебне присутствовали почётные гости из фабричной администрации и городской интеллигенции. По окончании духовного торжества присутствовавшим на нём предложено было угощение — чай с печеньем, фрукты и другие лакомства,— во время которого хор певчих исполнил несколько песен. Скромное торжество Иоанно-Предтеченского общества трезвости удостоил своим посещением господин санкт-петербургский губернатор граф А.С. Толь, прибывший в Нарву накануне для встречи Великого Князя Владимира Александровича. Его сиятельство изволил слушать пение, которым остался доволен, что и высказал регенту хора. Затем его сиятельство спросил книгу, в которой ведётся список членов Общества, и собственноручно внёс своё имя в число членов Общества11. Спустя всего месяц, в парке Льнопрядильной мануфактуры, организованы народные гуляния. Благодаря хорошей погоде, на гуляние собралось много местного фабричного люда. На лужайке была устроена незатейливая сцена, обтянутая материей русских национальных цветов и украшенная по углам флагами. На сцене под управлением фабричного регента г. Лебедева пел хор песенников и развлекал публику куплетами и рассказами из русского народного, военного, малороссийского и еврейского быта г. Липовский. Всё это чередовалось с игрою духового оркестра и струнного квартета, аккомпанировавшего куплетисту. Стройное пение хора могло удовлетворить и более взыскательных слушателей; все номера программы были исполнены вполне добросовестно. Рассказчик г. Липовский был очень недурён в передаче при соответствующей гримировке некоторых типов; своими юмористическими куплетами, и рассказами он заставил от души хохотать многочисленных слушателей, которые щедро наградили его аплодисментами. Порядок на гулянье был образцовый; подгулявших и подвыпивших совсем не было видно. Около 8 часов вечера на обширной ровной площадке парка начались танцы, продолжавшиеся до 10 часов вечера12. Аналогичное праздничное гулянье было организовано и спустя три года, летом 1903 г. Оно собрало не менее семисот человек; программа гуляний была столь же насыщенной, но её «гвоздем» стало выступление любительского ансамбля балалаечников под управлением господина Кес. В рамках Общества работало женское отделение сестёр-трезвенниц, созданное в начале 1900 г. 14. Не были забыты Обществом и дети рабочих, для которых главным событием года являлось, конечно же, Рождество Христово. Вот как проходил в 1908 г. праздник на Парусинке. «Ёлка эта была устроена Иоанно-Предтеченским обществом трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре для детей местных фабричных рабочих, которые в числе 340 человек от 3-х до 13-летнего возраста были собраны сначала в особом помещении, откуда и введены в зал учителем А.С. Лебедевым, расставившим их в порядке перед тёмным силуэтом Рождественского дерева. Вскоре прибыли туда владелец фабрики Э.Н. Пельтцер, директор Р.Р. Пельтцер, управляющий технической частью Г.В. Отто и другие приглашённые гости. По знаку учителя, детский хор запел Рождественский тропарь, и в это же время ёлка вдруг сразу загорелась разноцветными огнями множества электрических лампочек, что, конечно, произвело среди детворы радостно-восторженное волнение. После пения тропаря было исполнено ещё несколько народных песен, а затем выбранная Обществом трезвости особая депутация обратилась к Э.Н. Пельтцеру с прочувствованной речью, в которой выражалась ему глубокая благодарность Общества за нравственную и материальную поддержку и помощь. Э.Н. Пельтцер поблагодарил депутацию, указав со своей стороны, что он участвовал в этом не только от себя лично, так как правление и администрация мануфактуры тоже всегда охотно поддерживает симпатичные по своим целям начинания рабочих. Вслед за тем депутация обменялась такими же приветствиями с директором Р.Р. Пельтцером, после чего началась раздача детям гостинцев и в то же время были исполнены народные песни на граммофоне и хором мандолинистов - гитаристов. Нельзя не отметить этой ёлки как крупного события для детей рабочего населения, которое оставит, несомненно, сильное впечатление на их детской душе, осветит их будничную жизнь праздничным светом, пробуждающим надежды на светлое будущее» 15. Несомненным шагом вперёд в просвещении рабочих становится и оборудование новой сцены Общества — здесь уже можно было разыгрывать полноценные спектакли. Публику, понятно, составляют в основном рабочие и члены их семей, но примечательно, что и актёрами, под руководством режиссёра, некоего Севена, были сами рабочие. Представления давались по воскресеньям. В январе 1909 г., например, показаны «Ночное» Стаховича и «В чужом пиру похмелье» Островского 16. В 1911 г. администрация мануфактур, ассигновав на эту постройку 1500 р., приступает к строительству в старом парке Льнопрядильной мануфактуры открытой сцены и павильона для танцев, «идя навстречу устремлениям своих рабочих к разумным развлечениям». Согласно замыслу, в летнее время по воскресным и праздничным дням здесь будут устраиваться народные гуляния с танцами под духовой оркестр из местных рабочих-музыкантов, сценические представления на русском и эстонском языках, а также петь народный хор 17. Значительный вклад в работу Иоанно-Предтеченского общества трезвости внёс и настоятель ивангородской Знаменской церкви о. Константин Колчин 18, заведовавший обществом в 1905-1917 гг.- К этому времени Общество насчитывает уже свыше 200 человек, при нём активно действуют курсы по ликвидации неграмотности, мужской хор, струнный и духовой оркестры, драмкружок, библиотека. Подводя итоги работы на юбилейных торжествах по случаю пятнадцатилетия Общества, о. Константин Колчин перед началом благодарственного молебна обратился к гостям с такой речью: «Многоуважаемые братья и сестры во Христе, трезвенники и трезвенницы! Поздравляя вас с исполнившимся пятнадцатилетним юбилеем основания нашего Иоанно-Предтеченского общества трезвости, мысли мои невольно относят меня назад, к возникновению Общества. В самом начале возникновения его много нужно было положить труда, энергии и терпения первым организаторам и учредителям его, чтобы восстановить и утвердить это дело. Много раз они падали духом, но потом, подкреплённые молитвою и любовию к ближнему своему, снова поднимались и продолжали своё дело. <...> В самом начале Общество было очень мало; оно было подобно тому зерну горчичному, которое, как сказано в Евангелии, самое малое из всех зёрен, будучи посажено в землю, разрослось в большое дерево. Так и наше Общество теперь разрослось в большое дерево, под ветвями которого нашли покой и отраду многие после тяжёлого недуга своего — пьянства — благодаря постоянной нравственной и материальной поддержке со стороны гг. управителей мануфактуры. Да благословит Господь это доброе дело и первых трезвенников его в трезвой жизни, в пример нынешним молодым его членам» 19.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.07 с.) |