Ивангородская Свято-Троицкая церковь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ивангородская Свято-Троицкая церковь



Андрей Иванен

СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ

Ивангородская Свято-Троицкая церковь

Барона Александра Штиглица

СПБ

 

 

Приходская жизнь

(1893-1933)

 

Храм, будучи фамильной усыпальницей и частной собствен­ностью А. Штиглица, (позднее Половцовых, старших и младших) не имел постоянного прихода и был приписан к нарвскому Спасо-Преображенскому собору, входившему в Санкт-Петербургскую епархию; службы совер­шались соборным духовенством главным образом в выходные и праздничные дни. Будущий приход Свято-Троицкой церкви начал складываться на основе Иоанно-Предтеченского общества трез­вости, организованного при Нарвской Суконной мануфактуре. Оно было осно­вано 18 апреля 1893 г.- священником нарвского Спасо-Преображенского собора о. Алексием Азиатским 3; в 1899 г. на посту заведующего его сменил священник этого же собора о. Георгий Дьяков 4, а вслед за ним, в 1900 г.,— законоучитель Нарвской мужской гимназии о. Павел Новоуспен­ский s. Цели Общества были сколь понят­ны, столь и насущны — борьба с вековым недугом русского народа. Примечательно, что организаторы Общества пошли по до­роге духовно-культурного просвещения, сочетая в своей деятельности инструменты духовные и светские. Одной из первых инициатив Общества стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображен­ского собора А.М. Азиатским <...>, от­служен был молебен, после которого о. Азиатский сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 че­ловек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Об­щества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера» 6. То же по­вторяется ежегодно в июне-июле при са­мом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) 7. В январе следующего года Общество устраивает духовно-нравствен­ные чтения с «туманными картинами». Они происходят регулярно, организу­емые священниками собора, и неизменно собирают многочисленную публику. Темы чтений — самые разнообразные: например, в феврале 1902 г. прочитана лекция «Открытие Америки Христофо­ром Колумбом» 8. Отметим, что в чтениях неизменно принимал участие хор певчих Свято-Троицкой церкви, и, следователь­но, церковная община, на основе которой был создан хор, к этому времени уже сформировалась. В 1903 г. существовало уже два хора — Свято-Троицкой церкви и трезвенников под управлением Л.С. Лебедева 9. Менее месяца спустя в училище при Нарвской Льнопрядильной мануфак­туре Обществом устроен любительский спектакль, собравший многочисленную публику: среди зрителей, как рассказывает очевидец, замечались и городские жители; были разыграны три коротенькие пьески, и показаны живые картины. Во время антрактов недурно играл струнный лю­бительский оркестр под управлением уче­ника нарвского училища Луура 10. По­мимо чтений с туманными картинами, еженедельно по средам в зале Общества проводились религиозно-нравственные беседы, перед началом которых служился молебен.

Несомненно важным событием для Парусинки были годовщины основания Общества, отмечавшиеся в конце апре­ля — начале мая. В этот день в помеще­нии Общества собирались его члены со своими семьями, духовенство, рабочие, местная фабричная интеллигенция и по­чётные гости. Вот описание одного из праздников (1900 г.— семь лет со дня ос­нования).

Торжество началось в 4,5 часа пополудни благодарственным молебном с во­досвятием, которое совершил заведующий этим Обществом священник нарвского Преображенского собора о. Георгий Дьяков. На молебне пел хор фабричных певчих Троицкой церкви, под управлением регента Лебедева. После молебна о. Георгий произнёс глубоко прочувствованное назидательное слово, направлен­ное против векового недуга русского народа — пьянства, затем было провоз­глашено многолетие Государю Императору, Иоанно - Предтеченскому обществу трезвости и всем сочувствующим ему. На молебне присутствовали почётные гости из фабричной администрации и городской интеллигенции.

По окончании духовного торжества присутствовавшим на нём предложено было угощение — чай с печеньем, фрукты и другие лакомства,— во время ко­торого хор певчих исполнил несколько песен.

Скромное торжество Иоанно-Предтеченского общества трезвости удостоил своим посещением господин санкт-петербургский губернатор граф А.С. Толь, прибывший в Нарву накануне для встречи Великого Князя Владимира Александровича. Его сиятельство изволил слушать пение, которым остался доволен, что и высказал регенту хора. Затем его сиятельство спросил книгу, в кото­рой ведётся список членов Общества, и собственноручно внёс своё имя в число членов Общества11.

Спустя всего месяц, в парке Льнопрядильной мануфактуры, организованы народные гуляния.

Благодаря хорошей погоде, на гуляние собралось много местного фабричного люда. На лужайке была устроена незатейливая сцена, обтянутая материей рус­ских национальных цветов и украшенная по углам флагами. На сцене под управлением фабричного регента г. Лебедева пел хор песенников и развлекал пуб­лику куплетами и рассказами из русского народного, военного, малороссийского и еврейского быта г. Липовский. Всё это чередовалось с игрою духового оркест­ра и струнного квартета, аккомпанировавшего куплетисту. Стройное пение хора могло удовлетворить и более взыскательных слушателей; все номера программы были исполнены вполне добросовестно. Рассказчик г. Липовский был очень недурён в передаче при соответствующей гримировке некоторых типов; своими юмори­стическими куплетами, и рассказами он заставил от души хохотать многочислен­ных слушателей, которые щедро наградили его аплодисментами.

Порядок на гулянье был образцовый; подгулявших и подвыпивших совсем не было видно. Около 8 часов вечера на обширной ровной площадке парка начались танцы, продолжавшиеся до 10 часов вечера12.

Аналогичное праздничное гулянье бы­ло организовано и спустя три года, летом 1903 г. Оно собрало не менее семисот че­ловек; программа гуляний была столь же насыщенной, но её «гвоздем» стало выс­тупление любительского ансамбля балала­ечников под управлением господина Кес.

В рамках Общества работало женское отделение сестёр-трезвенниц, созданное в начале 1900 г. 14.

Не были забыты Обществом и дети ра­бочих, для которых главным событием года являлось, конечно же, Рождество Христово. Вот как проходил в 1908 г. праздник на Парусинке.

«Ёлка эта была устроена Иоанно-Предтеченским обществом трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре для детей местных фабричных рабочих, ко­торые в числе 340 человек от 3-х до 13-летнего возраста были собраны сначала в особом помещении, откуда и введены в зал учителем А.С. Лебедевым, расставившим их в порядке перед тёмным силуэтом Рождественского дерева. Вскоре прибыли туда владелец фабрики Э.Н. Пельтцер, директор Р.Р. Пельтцер, управляющий технической частью Г.В. Отто и другие приглашённые гости. По знаку учителя, детский хор запел Рождественский тропарь, и в это же время ёлка вдруг сразу загорелась разноцветными огнями множества элек­трических лампочек, что, конечно, произвело среди детворы радостно-восторженное волнение.

После пения тропаря было исполнено ещё несколько народных песен, а затем выбранная Обществом трезвости особая депутация обратилась к Э.Н. Пельтцеру с прочувствованной речью, в которой выражалась ему глубокая благодарность Общества за нравственную и материальную поддержку и помощь.

Э.Н. Пельтцер поблагодарил депутацию, указав со своей стороны, что он участвовал в этом не только от себя лично, так как правление и администрация мануфактуры тоже всегда охотно поддерживает симпатичные по своим целям начинания рабочих.

Вслед за тем депутация обменялась такими же приветствиями с директором Р.Р. Пельтцером, после чего началась раздача детям гостинцев и в то же время были исполнены народные песни на граммофоне и хором мандолини­стов - гитаристов.

Нельзя не отметить этой ёлки как крупного события для детей рабочего на­селения, которое оставит, несомненно, сильное впечатление на их детской душе, осветит их будничную жизнь праздничным светом, пробуждающим надежды на светлое будущее» 15.

Несомненным шагом вперёд в просве­щении рабочих становится и оборудова­ние новой сцены Общества — здесь уже можно было разыгрывать полноценные спектакли. Публику, понятно, составляют в основном рабочие и члены их семей, но примечательно, что и актёрами, под руко­водством режиссёра, некоего Севена, были сами рабочие. Представления дава­лись по воскресеньям. В январе 1909 г., например, показаны «Ночное» Стаховича и «В чужом пиру похмелье» Островского 16.

В 1911 г. администрация мануфактур, ассигновав на эту постройку 1500 р., присту­пает к строительству в старом парке Льно­прядильной мануфактуры открытой сцены и павильона для танцев, «идя навстречу устремлениям своих рабочих к разумным развлечениям». Согласно замыслу, в летнее время по воскресным и праздничным дням здесь будут устраиваться народные гуляния с танцами под духовой оркестр из местных рабочих-музыкантов, сценические пред­ставления на русском и эстонском языках, а также петь народный хор 17.

Значительный вклад в работу Иоанно-Предтеченского общества трезвости внёс и настоятель ивангородской Знаменской церкви о. Константин Колчин 18, заведо­вавший обществом в 1905-1917 гг.- К этому времени Общество насчитывает уже свы­ше 200 человек, при нём активно действу­ют курсы по ликвидации неграмотности, мужской хор, струнный и духовой оркестры, драмкружок, библиотека.

Подводя итоги работы на юбилейных торжествах по случаю пятнадцати­летия Общества, о. Константин Колчин перед началом благодарственного мо­лебна обратился к гостям с такой речью:

«Многоуважаемые братья и сестры во Христе, трезвенники и трезвенницы! Поздравляя вас с исполнившимся пятнадцатилетним юбилеем основания нашего Иоанно-Предтеченского общества трезвости, мысли мои невольно отно­сят меня назад, к возникновению Общества. В самом начале возникновения его много нужно было положить труда, энергии и терпения первым организато­рам и учредителям его, чтобы восстановить и утвердить это дело. Много раз они падали духом, но потом, подкреплённые молитвою и любовию к ближнему своему, снова поднимались и продолжали своё дело. <...> В самом начале Общество было очень мало; оно было подобно тому зерну горчичному, которое, как сказано в Евангелии, самое малое из всех зёрен, будучи посажено в землю, разрослось в большое дерево. Так и наше Общество теперь разрослось в большое дерево, под ветвями которого нашли покой и отраду многие после тяжёлого недуга своего — пьянства — благодаря постоянной нравственной и материальной поддержке со стороны гг. управителей мануфактуры. Да бла­гословит Господь это доброе дело и первых трезвенников его в трезвой жиз­ни, в пример нынешним молодым его членам» 19.

 

 

Фотография конца 1920-х гг.

Из архива автора

 

Итак, повторяем: стабильная приходская жизнь не могла сформироваться в Свято-Троицкой церкви ранее 20-х гг. XX века — в период 1917-1920 гг. – и самое существование церкви находилось под угрозой; более того, при большевистском режиме для неё был возможен единственный путь — мученичество за веру и вероятное уничтожение храма. Поэтому, случись ход истории иным, вряд ли мог найтись настоятель и создан полноценный и полнокровный приход Свято-Троиц­кой церкви. Храм, скорее всего, был бы уничтожен. С другой стороны, созданное независимое эстонское государство, на территории которого оказалась теперь Свято-Троицкая церковь, служило определённым гарантом стабильности. После подписания Тартуского мирного договора (1920) Ивангород и его приходы оказались на территории независимой Эстонской Республики, граница между Эстонией и Советской Россией прошла в нескольких километрах восточнее Иван-города. Эстонское государство, несмотря на издержки политического характера, поддерживало православную церковь (напомним, что и первый президент Эстонии, Константин Пятс, был православным). К тому же в Ивангороде и Нарве оказалось много русских, вынужденных бежать из России. Это были люди, не только высоко ценившие духовный авто­ритет церкви, но и имевшие реальный опыт церковной жизни; чаще всего всесторонне образованные. Не понаслышке зная о результатах строительства «земного рая» в России, они глубоко переживали духовную трагедию своей родины. Многие из них ввиду пережитого кардинально пересмотрели свои взгляды на церковь, многие словно родились и сформировались в духовном смысле заново. Это создавало хорошие предпосылки для форми­рования свежего, но более строгого, бо­лее взыскательного христианского взгля­да как на судьбу России, так и на самих себя. Благодаря этим факторам и Про­мыслом Божьим в Свято-Троицкой церк­ви стал постепенно складываться приход.

 

 

Слева направо:

Фотография 1910-x гг.

Фотография 1935 г.

Павел (Дмитровский)

 

Вначале 1930-х гг. складывается тради­ция общегородского крестного хода право­славных приходов к могиле северо-запад­ников на кладбище в Сийверсти (северная окраина Нарвы). Здесь, на братской мо­гиле, был установлен поминальный крест. К концу 1930-х гг.- крестный ход сюда на второй день праздника Святой Троицы, в День Святого Духа,— уже устоявшаяся благочестивая традиция. В этот день к Спасо-Преображенскому собору стяги­вались крестные ходы из всех православ­ных церквей.

Вот как видит крестный ход 1938 г. корреспондент местной газеты:

«Объединённый крестный ход на кладбище возглавил епископ Павел и сонм местного духовенства — прот. А. Павский, П. Калинкин, К. Колчин, свящ. Р. Лозинский и А. Киселёв, дьяконы А. Захаров, В. Ильинский, Я. Тимофеев и С. Карпин. Впереди крестного хода несли венок, перевитый траурной лентой. <...>

Перед началом панихиды на братском кладбище свящ. А. Киселёв обратился к собравшимся со словом пастырского назидания. За панихидой пел объеди­нённый хор под управлением Н. Кузьмина. Для поддержания в должном по­рядке как самой братской могилы, так и креста на ней, среди присутствующих был проведён тарелочный сбор.

На обратном пути крестный ход совершил краткую литию у часовни на кладбище 29-го Печорского полка»52

Такого же рода традиция была связана с поминовением воинов, заживо сожжён­ных в 1919 г. в сарае на дороге близ быв­шего имения Лилиенбах (северо-восточная окраина Ивангорода). Известно, что в ав­густе 1938-1939 гг. - здесь, на месте гибели группы солдат, епископ Павел (Дмитровский) и священник Ростислав Лозинский служили панихиду вместе с соборным хо­ром под управлением Иакова Тимофеева и прихожанами православных храмов».

Могилы воинов северо-западников на­ходились на ивангородском православном кладбище и близ Пюхтицкого Успенского монастыря, где также каждый год помина­ли героев-белогвардейцев.

Итак, как мы видим, в приходе идёт в эти годы деятельная жизнь. Активность настоятеля и нового руководства не за­медлили сказаться на увеличении числа прихожан. В 1935 г. на учёте в храме со­стояло 847 человек, из них 835 регулярно бывали у исповеди и Святого Причастия, в 1936 г.- 883 и 873, в 1937 г. – 985 и 750 соответственно 54.

Последние документальные данные об этом периоде приходской жизни содер­жатся в февральском отчёте 1940 г. за пре­дыдущий год. Среди уже упомянутых нами дел просветительства и благотвори­тельности, отмеченных здесь, Приходской совет выражает благодарность церков­ному старосте П.А. Герасимову за без­возмездную работу по ведению денеж­ных книг и отчётности прихода и за сами труды на должности церковного старосты. Выражена также благодарность дьякону Н. Задвинскому за организацию и ру­ководство общим пением прихожан во (время духовных бесед, как и за работу с кружком молодёжи. На предстоявший год приход намеревается выяснить вопрос об установлении при храме штатной должно­сти дьякона, поскольку до сих пор дьякон числился приписным; также решено обра­титься к администрации Льнопрядильной и Суконной мануфактур об увеличении на 50 крон ежемесячных субсидий на со­держание причта и лиц, служащих при храме 55. Приход, несмотря на то, что Эс­тония уже была в преддверии слияния с СССР, после чего последовали массовые репрессии 56 и уничтожение всякой воз­можности свободного развития религиоз­ной жизни, строил на будущее планы. Увы, им не суждено было сбыться...

Говоря о приходской жизни тех лет, нельзя забывать и такой мучительной ду­ховной проблемы, как раскол Эстонской Апостольской Православной Церкви (об этом см. выше; с. 136). В связи с установлением в Эстонии советской власти рас­колу необходимо было положить конец. И вот, 30 марта 1941 г. митрополит Алек­сандр (Паулус) «от имени клира и мирян Эстонской Православной Церкви, пере­живая со скорбью свою виновность в гре­хе раскола» принёс покаяние, после чего Эстонская Апостольская Православная Церковь была воссоединена с Русской Православной Церковью 57. Приход Свя­то-Троицкой церкви, как и другие прихо­ды Эстонии, таким образом, утратил мни­мое подчинение Константинополю.

Однако, едва началась Вторая мировая война и Эстония была оккупирована фа­шистами, митрополит Александр (Паулус) вновь отворачивается от Матери-Церкви, поставив каждый приход в Эстонии в очень трудное положение. По решению Синода ЭАПЦ в 1942 г. он регистрирует Таллинн­скую епархию с рядом присоединившихся приходов при генерал-комиссариате Эсто­нии как Эстонскую Апостольско-Право­славную Митрополию, подразумевающую юрисдикцию Патриарха Константинопольского58, то есть по-прежнему оставаясь правящим архиереем, становится клятво­преступником. В этой ситуации очень мно­гое зависело от позиции других архиереев, в частности, от епископа Нарвского и Изборского Павла (Дмитровского). Епископ Павел сразу занимает единственно вер­ную и твёрдую позицию — остаться вер­ным со своею паствой Русской Право­славной Церкви. В обращении к настоя­телям русских приходов владыка Павел пишет: «Я не порывал и ни при каких обстоятельствах не намерен порывать еди­нения с Матерью-Церковью <...> Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос <...> Церковь-Мученица пред всем миром засвидетельствовала свою пре­данность Христу, а мы здесь решаем воп­рос, согласиться ли нам быть её членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть чле­нами этой Церкви <...> Может быть, в силу необходимости, придётся обратиться с этим вопросом к верующему народу, который, по определению восточных Патриархов, является «хранителем веры», и не подле­жит сомнению, что этот народ найдёт и укажет правый путь» 59.

Владыка Павел (Дмитровский) так и сделал; он посетил все приходы своей епархии, в том числе и Свято-Троицкую церковь в Ивангороде, задавая прихожа­нам один и тот же вопрос: с кем вы буде­те?.. Прихожане Нарвской епархии не посрамили своего владыку60. Большая часть Нарвской епархии, Печорский и Пюхтицкий монастыри с Иверской трудо­вой общиной после годичной неопреде­лённости снова вошли в состав Балтий­ского экзархата зарубежной юрисдикции Московской патриархии61. А шёл тогда 1942 г., и в Ивангороде и в Нарве прочно стояли фашисты.

С началом войны и оккупации жизнь прихода не остановилась. О. Ростислав Лозинский продолжает служить в церкви до 1 марта 1942 г. В 1942-1944 гг. здесь служит нарвский священник протоиерей Павел Калинкин 62; лишь во время штур­ма города в феврале-июле 1944 г. когда на всю округу едва остался десяток мир­ных жителей, церковь опустела. Город война фактически испепелила: старинные крепости, средневековые здания, многочисленные храмы — всё было разрушено, а многое безвозвратно уничтожено.

Первым вернулся в храм о. Иаков Ти­мофеев, служивший вплоть до 20 февраля 1944 г. в Спасо-Преображенском собо­ре (впоследствии он станет настоятелем нарвского Воскресенского собора).

 

 

Епископ Нарвский и Изборский Павел (Дмитровский) (слева)

О. Иаков Тимофеев,

Андрей Иванен

СТРАНИЦЫ ИЗ КНИГИ

Ивангородская Свято-Троицкая церковь

Барона Александра Штиглица

СПБ

 

 

Приходская жизнь

(1893-1933)

 

Храм, будучи фамильной усыпальницей и частной собствен­ностью А. Штиглица, (позднее Половцовых, старших и младших) не имел постоянного прихода и был приписан к нарвскому Спасо-Преображенскому собору, входившему в Санкт-Петербургскую епархию; службы совер­шались соборным духовенством главным образом в выходные и праздничные дни. Будущий приход Свято-Троицкой церкви начал складываться на основе Иоанно-Предтеченского общества трез­вости, организованного при Нарвской Суконной мануфактуре. Оно было осно­вано 18 апреля 1893 г.- священником нарвского Спасо-Преображенского собора о. Алексием Азиатским 3; в 1899 г. на посту заведующего его сменил священник этого же собора о. Георгий Дьяков 4, а вслед за ним, в 1900 г.,— законоучитель Нарвской мужской гимназии о. Павел Новоуспен­ский s. Цели Общества были сколь понят­ны, столь и насущны — борьба с вековым недугом русского народа. Примечательно, что организаторы Общества пошли по до­роге духовно-культурного просвещения, сочетая в своей деятельности инструменты духовные и светские. Одной из первых инициатив Общества стал Крестный ход от Свято-Троицкой церкви к часовне святой великомученицы Параскевы на Смолке. «Здесь,— читаем в начале июля 1898 г.,— священником Нарвского Преображен­ского собора А.М. Азиатским <...>, от­служен был молебен, после которого о. Азиатский сказал присутствующим назидательное слово против пьянства. Всем участникам Крестного хода (около 400 че­ловек) были розданы брошюры о вреде пьянства, а затем был предложен от Об­щества чай. Обратно в Нарву Крестный ход прибыл в 9 часов вечера» 6. То же по­вторяется ежегодно в июне-июле при са­мом активном участии прихожан Свято-Троицкой церкви, а вскоре и молодых членов нарвского отделения Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД) 7. В январе следующего года Общество устраивает духовно-нравствен­ные чтения с «туманными картинами». Они происходят регулярно, организу­емые священниками собора, и неизменно собирают многочисленную публику. Темы чтений — самые разнообразные: например, в феврале 1902 г. прочитана лекция «Открытие Америки Христофо­ром Колумбом» 8. Отметим, что в чтениях неизменно принимал участие хор певчих Свято-Троицкой церкви, и, следователь­но, церковная община, на основе которой был создан хор, к этому времени уже сформировалась. В 1903 г. существовало уже два хора — Свято-Троицкой церкви и трезвенников под управлением Л.С. Лебедева 9. Менее месяца спустя в училище при Нарвской Льнопрядильной мануфак­туре Обществом устроен любительский спектакль, собравший многочисленную публику: среди зрителей, как рассказывает очевидец, замечались и городские жители; были разыграны три коротенькие пьески, и показаны живые картины. Во время антрактов недурно играл струнный лю­бительский оркестр под управлением уче­ника нарвского училища Луура 10. По­мимо чтений с туманными картинами, еженедельно по средам в зале Общества проводились религиозно-нравственные беседы, перед началом которых служился молебен.

Несомненно важным событием для Парусинки были годовщины основания Общества, отмечавшиеся в конце апре­ля — начале мая. В этот день в помеще­нии Общества собирались его члены со своими семьями, духовенство, рабочие, местная фабричная интеллигенция и по­чётные гости. Вот описание одного из праздников (1900 г.— семь лет со дня ос­нования).

Торжество началось в 4,5 часа пополудни благодарственным молебном с во­досвятием, которое совершил заведующий этим Обществом священник нарвского Преображенского собора о. Георгий Дьяков. На молебне пел хор фабричных певчих Троицкой церкви, под управлением регента Лебедева. После молебна о. Георгий произнёс глубоко прочувствованное назидательное слово, направлен­ное против векового недуга русского народа — пьянства, затем было провоз­глашено многолетие Государю Императору, Иоанно - Предтеченскому обществу трезвости и всем сочувствующим ему. На молебне присутствовали почётные гости из фабричной администрации и городской интеллигенции.

По окончании духовного торжества присутствовавшим на нём предложено было угощение — чай с печеньем, фрукты и другие лакомства,— во время ко­торого хор певчих исполнил несколько песен.

Скромное торжество Иоанно-Предтеченского общества трезвости удостоил своим посещением господин санкт-петербургский губернатор граф А.С. Толь, прибывший в Нарву накануне для встречи Великого Князя Владимира Александровича. Его сиятельство изволил слушать пение, которым остался доволен, что и высказал регенту хора. Затем его сиятельство спросил книгу, в кото­рой ведётся список членов Общества, и собственноручно внёс своё имя в число членов Общества11.

Спустя всего месяц, в парке Льнопрядильной мануфактуры, организованы народные гуляния.

Благодаря хорошей погоде, на гуляние собралось много местного фабричного люда. На лужайке была устроена незатейливая сцена, обтянутая материей рус­ских национальных цветов и украшенная по углам флагами. На сцене под управлением фабричного регента г. Лебедева пел хор песенников и развлекал пуб­лику куплетами и рассказами из русского народного, военного, малороссийского и еврейского быта г. Липовский. Всё это чередовалось с игрою духового оркест­ра и струнного квартета, аккомпанировавшего куплетисту. Стройное пение хора могло удовлетворить и более взыскательных слушателей; все номера программы были исполнены вполне добросовестно. Рассказчик г. Липовский был очень недурён в передаче при соответствующей гримировке некоторых типов; своими юмори­стическими куплетами, и рассказами он заставил от души хохотать многочислен­ных слушателей, которые щедро наградили его аплодисментами.

Порядок на гулянье был образцовый; подгулявших и подвыпивших совсем не было видно. Около 8 часов вечера на обширной ровной площадке парка начались танцы, продолжавшиеся до 10 часов вечера12.

Аналогичное праздничное гулянье бы­ло организовано и спустя три года, летом 1903 г. Оно собрало не менее семисот че­ловек; программа гуляний была столь же насыщенной, но её «гвоздем» стало выс­тупление любительского ансамбля балала­ечников под управлением господина Кес.

В рамках Общества работало женское отделение сестёр-трезвенниц, созданное в начале 1900 г. 14.

Не были забыты Обществом и дети ра­бочих, для которых главным событием года являлось, конечно же, Рождество Христово. Вот как проходил в 1908 г. праздник на Парусинке.

«Ёлка эта была устроена Иоанно-Предтеченским обществом трезвости при Нарвской Суконной мануфактуре для детей местных фабричных рабочих, ко­торые в числе 340 человек от 3-х до 13-летнего возраста были собраны сначала в особом помещении, откуда и введены в зал учителем А.С. Лебедевым, расставившим их в порядке перед тёмным силуэтом Рождественского дерева. Вскоре прибыли туда владелец фабрики Э.Н. Пельтцер, директор Р.Р. Пельтцер, управляющий технической частью Г.В. Отто и другие приглашённые гости. По знаку учителя, детский хор запел Рождественский тропарь, и в это же время ёлка вдруг сразу загорелась разноцветными огнями множества элек­трических лампочек, что, конечно, произвело среди детворы радостно-восторженное волнение.

После пения тропаря было исполнено ещё несколько народных песен, а затем выбранная Обществом трезвости особая депутация обратилась к Э.Н. Пельтцеру с прочувствованной речью, в которой выражалась ему глубокая благодарность Общества за нравственную и материальную поддержку и помощь.

Э.Н. Пельтцер поблагодарил депутацию, указав со своей стороны, что он участвовал в этом не только от себя лично, так как правление и администрация мануфактуры тоже всегда охотно поддерживает симпатичные по своим целям начинания рабочих.

Вслед за тем депутация обменялась такими же приветствиями с директором Р.Р. Пельтцером, после чего началась раздача детям гостинцев и в то же время были исполнены народные песни на граммофоне и хором мандолини­стов - гитаристов.

Нельзя не отметить этой ёлки как крупного события для детей рабочего на­селения, которое оставит, несомненно, сильное впечатление на их детской душе, осветит их будничную жизнь праздничным светом, пробуждающим надежды на светлое будущее» 15.

Несомненным шагом вперёд в просве­щении рабочих становится и оборудова­ние новой сцены Общества — здесь уже можно было разыгрывать полноценные спектакли. Публику, понятно, составляют в основном рабочие и члены их семей, но примечательно, что и актёрами, под руко­водством режиссёра, некоего Севена, были сами рабочие. Представления дава­лись по воскресеньям. В январе 1909 г., например, показаны «Ночное» Стаховича и «В чужом пиру похмелье» Островского 16.

В 1911 г. администрация мануфактур, ассигновав на эту постройку 1500 р., присту­пает к строительству в старом парке Льно­прядильной мануфактуры открытой сцены и павильона для танцев, «идя навстречу устремлениям своих рабочих к разумным развлечениям». Согласно замыслу, в летнее время по воскресным и праздничным дням здесь будут устраиваться народные гуляния с танцами под духовой оркестр из местных рабочих-музыкантов, сценические пред­ставления на русском и эстонском языках, а также петь народный хор 17.

Значительный вклад в работу Иоанно-Предтеченского общества трезвости внёс и настоятель ивангородской Знаменской церкви о. Константин Колчин 18, заведо­вавший обществом в 1905-1917 гг.- К этому времени Общество насчитывает уже свы­ше 200 человек, при нём активно действу­ют курсы по ликвидации неграмотности, мужской хор, струнный и духовой оркестры, драмкружок, библиотека.

Подводя итоги работы на юбилейных торжествах по случаю пятнадцати­летия Общества, о. Константин Колчин перед началом благодарственного мо­лебна обратился к гостям с такой речью:

«Многоуважаемые братья и сестры во Христе, трезвенники и трезвенницы! Поздравляя вас с исполнившимся пятнадцатилетним юбилеем основания нашего Иоанно-Предтеченского общества трезвости, мысли мои невольно отно­сят меня назад, к возникновению Общества. В самом начале возникновения его много нужно было положить труда, энергии и терпения первым организато­рам и учредителям его, чтобы восстановить и утвердить это дело. Много раз они падали духом, но потом, подкреплённые молитвою и любовию к ближнему своему, снова поднимались и продолжали своё дело. <...> В самом начале Общество было очень мало; оно было подобно тому зерну горчичному, которое, как сказано в Евангелии, самое малое из всех зёрен, будучи посажено в землю, разрослось в большое дерево. Так и наше Общество теперь разрослось в большое дерево, под ветвями которого нашли покой и отраду многие после тяжёлого недуга своего — пьянства — благодаря постоянной нравственной и материальной поддержке со стороны гг. управителей мануфактуры. Да бла­гословит Господь это доброе дело и первых трезвенников его в трезвой жиз­ни, в пример нынешним молодым его членам» 19.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.07 с.)