Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитктура Армении и ее связь с арх-ой Византии. Армянская базилика (одзун и Ани)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В к. 3-н.4 вв. в зап. Закавказье сложились феодальные отношения. В 301 г. В Армении принято христианство. Находясь в политической зависимости от византийской империи народы Закавказья воспринимали прогрессивные элементы их культуры. Строительные приемы и конструкции: -на раннем этапе получили развитие базилики -в период расцвета центральные купольные системы -в каменном строит-ве купола, но чувствуется переход от полусферической формы купола на восьмигранный барабан, посредством тромпов, а с конца 6в. При помощи сферических парусов. -стены выкладывались из естественного камня - тесанного и необработанного. Преобладала квадровая кладка. -Устойчивость конструктивной структуры осуществлялась за счет компактных объемно-пространсвенных схем -в верхней части здания облегченные конструкции и материалы, сделали возможным понижение центра тяжести, что тоже помогало при высокой сейсмике. Осн. периоды развития арх-ры Армении 1) 4-7вв. зависимость от Византии и Ирана 2)10-14вв- на территории Армении возникает независимое гос-во Багратидов со столицей Ани. Развиваются крестовокупольная и купольная системы, пропорции храма вытягиваются, граненная форма барабана уступает место круглой купольной, средний неф доминирует В Армении было много землетрясений. Армения- камни, скалы, мало хорошей земли. Возводить что-то крупное мощное было не возможно. Очень праздничная, трогательная арх-ра. Внешнему убранству тоже уделяли внимание. В Армении огромные залежи туфа, это фактурный материал красивого цвета (розовый, белый, терракотовый) В различную погоду здания переливались разными красивыми оттенками. Впервые исп. уступы, членения, подъемы, которые служат и как лестница и как укрепление. Исп. больше устойчивый крестово-купольный храм, а продольно базиликальные здания разрушались. Исп. так же центричные храмы. В Армении и Грузии впервые включают элемент природы, окр. среды. Примеры армянской культовой архитектуры. Базилика Одзун. В селе сохранилась купольная базилика Одзунского монастыря, предположительно относящаяся к VI или к первой четверти VII века. Церковь расположена на центральной возвышенности села и видна почти из любой его точки[2]. Планировка церкви прямоугольная, основные размеры 31.62×20.71 м. Кроме внутреннего зала имеется также внешний, опоясывающая церковь с трёх сторон. Зал представляет собой две галереи с юга и севера, упирающие на западном фасаде в стену с арочным входом в центре. Размеры внутреннего зала 20.98×11.12 м. Двумя рядами колонн зал делится на три нефа. На западе центральный неф оканчивается полукруглым алтарём, а боковые — двухэтажными ризницами.[3]
План церкви в древнем Одзуне Кафедральный собор в Ани. Собор, возвышавшийся на восточной окраине Ани, был после вышгорода вторым значительным ориентиром города. Его строительство по проекту талантливого придворного архитектора Багратидов Трдата было начато в 989 г. Храм относится к созданному в Армении ещё в VII веке типу купольных базилик, несколько развитому и видоизменённому. Строгое и выразительное решение наружных стен собора несколько смягчается их декоративным убранством: аркатурой на парных тоненьких полуколонках, врезанными в стены нишами с богато отделанными завершениями, изящной резьбой, оконными обрамлениями, энергично выступающими портиками входов и т. д. Размеры 21,7*34,3м, вход с 3-ех осей. Характер интерьера собора в целом отличается динамичностью и стройностью пилонов, поддерживающих лёгкие, как бы парящие над внутренним пространством стрельчатые арки и своды. Широкая перспектива центрального нефа завершается алтарной абсидой, обработанной внутри девятью полукруглыми в плане нишами. Четыре мощных и широко расставленных пилона поддерживали купол, рухнувший в 1319 году. Высокие архитектурно-художественные достоинства собора, ставшего важной вехой в развитии церковной архитектуры Армении. Считается, что в интерьере этого храма были применены принципы, получившие дальнейшее развитие в готической архитектуре, широко распространившейся в XII—XIV вв. в странах Западной Европы.[1]
Кафедральный собор в Ани 989-1001г.
Армянские храмы как правило строились на уникальных ландшафтах. Арх-ра Армении богаче и сложней, чем византийская арх-но-художественная система.
6 Urmările dominaţiei arabe şi selgiucide asupra arhitecturii civile în Armenia, sec. VIII- X. Gavitul, apariţia, soluţia tehnico-constructivă. Последсвия арабского господства на архитектуру Армении, 8-10вв. В начале VIII века в связи с арабскими нашествиями строительство в Армении временно переживает сравнительный упадок. Сооружения строились в отдельных княжеских владениях (подземный мавзолей Артавазда Камсаракана), развивалась светская архитектура. Католикосы Армении, несмотря на тяжелые политические условия, всячески способствовали строительству новых церковных зданий. В Двине было воздвигнуто дворянское здание центральной городской крепости. В эпоху Раннего Средневековья формируется искусство хачкаров — памятников малой архитектуры. В 885 году, после восстановления армянской государственности, архитектура Армении переживает новое возрождение. В главных городах строятся новые значительные архитектурные здания, развивающие архитектурные методы IV—VII веков. На основе исторического-стилистического единства развиваются архитектурные школы Ани-Ширака, Ташир-Джорагета, Сюника, Васпуракана. Кроме собственно городов, архитектура развивалась также в отдельных княжеских владениях, крепостях и особенно церковных комплексах, которые, переживая быстрое развитие, становятся культурными центрами своего времени. В недавно освобожденной от арабского ига стране вначале строились сравнительно небольшие здания. Первые построенные в IX веке церкви воспроизводили композиции трёхабсидных и четырёхабсидных крестообразных в плане центральнокупольных храмов VII века (построенные в 874 году две церкви на острове Севан[10] — Севанаванк и Айраванк). Однако в остальных сооружениях того же типа наблюдается пристройка угловых приделов (монастырь Шогакаванк, 877—888 гг.), а также тенденция включения этих приделов в общую композицию сооружений (монастыри Котаванк, Макеняц). Купольная композиция VII века с четырьмя отдельно стоящими пилонами была использована при возведении храма Погосо-Петроса в Татеве (895—906 гг.), причём угловые стены двух добавочных приделов заменили несущие купол пилоны. Результатом подобного творческого подхода к композиционной задаче и явилась сооружение главной церкви монастыря Каракоп в Вайоц-дзоре (911 г.), в которой нет несущих купол пилонов, и купол опирается на угловые стены четырёх пределов[11]. В 903 г. строится церковь Котаванк, к первой четверти X века относится церковь Бюракана, в 936 году строится купольный храм Гндеванк в гаваре Вайоц-Дзор, в конце X века — церковь Макеняц. Ныне сохранилась только церковь св. Креста архитектора Мануела, которая была построена в 915—921 гг. Своим планом церковь напоминает храм св. Эчмиадзин Дзорадира, возведенный в VI веке. Церковь особо известен богатейшей резьбой по камню, разнообразными по сюжетам-рельефами а также фресками. Церковь Святого Креста на острове Ахтамар — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар, построенный в 915—921 годах. Ахтамар — крестово-купольная церковь[1] несколько видоизмененное в плане[6], длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.[5]. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века[7]. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв. Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений[8].
Ахтамар. Церковь Святого Креста. 915–921 гг. (по Хачатряну)
Широко распространились армянские технологии строительства и отделки; материалы, используемые в армянском архитектурном строительстве, приобрели популярность за пределами Армении. Они были настолько специфичны, что их называли армянскими.
Более плодотворным становится архитектурная школа Ани-Ширака, развивавшаяся на владениях Багратидов (центральное владение гавар Ширак). Один из классических образцов Ани-Ширакской школы архитектуры — церковь Мармашен, строительство которого был начат в 988-ом и завершилась в начале следующего века. Мармаше́н — монастырь в Армении, в марзе Ширакской области. Построен в X—XIII веках в гаваре Ширак. Церковь Мармашен. 986—1029 гг. (по Хачатряну), Мармашенский монастырь состоит из трёх культовых сооружений. Главный храм расположен в центре подворья и является крупнейшей постройкой, построен князем Ваграм Пахлавуни в 988—1029 гг.[1]. Храм возведён из красного кирпича и представляет собой купольный зал. Фасад — крестообразной формы, украшенный арочными нишами и узкими окнами. Зонтичный купол установлен на граненом барабане. Большая церковь украшена пластическим декором: аркатурой и пучковыми колоннами и отличается вертикальной устремлённостью архитектурных объёмов[1]. К югу от основных построек монастыря стоит небольшая крестово-купольная церковь XI века с 4 приделами[1]. Западнее — руины четырёхстолпного гавита XIII века[1], четырёхапсидного круглого храма и усыпальницы. Во время сельджукских нашествии Мармашен значительно пострадал. В 1225 году в церкви были проведены восстановительные работы внуками Ваграма. В Х—XI вв. с распространением парусной конструкции гранёная форма барабана купола уступает место круглой; при этом купола часто увенчиваются покрытием зонтичной формы. В этот же период под влиянием народного жилища — глхатуна — получает развитие оригинальная центрическая форма покрытия монастырских зданий-гавитов (гавиты — своеобразные церковные притворы, выполнявшие различные функции: усыпальниц, мест для прихожан, залов для собраний и занятий). В середине X века развивается Ташир-Дзорагетская школа архитектуры: в 957—966 гг. строится монастырь Санаин, в 976—991 гг. основывают монастырь Ахпат — один из крупшнейших архитектурных и духовных центров Армении. Почти все архитектурные типы VII века были реализованы в храмах X столетия[15], но особенно часто армянские архитекторы обращались к структуре купольных залов[15]. В архитектуре X века начинает формироваться композиция притворов — гавитов[15]. Армянские архитекторы X века обладали международным признанием[16].
XIII в. Огибающая схема
Гавит, жаматун (от арм. գավիթ - двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание. Гавиты служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы. В IX—XI вв. гавиты имели форму сводчатого зала; в XII—XIII вв. многие гавиты воспроизводили композицию (в частности, перекрытие) народного жилища — глхатуна. Наиболее распространены гавиты в виде 4-столпного зала с арочно-сводчатым перекрытием (в Санаине, 1185; Амазаспа в Ахпате, 1257); встречаются и 6-столпные 3-нефные гавиты, реже — бесстолпные зальные гавиты с покрытием на перекрещивающихся арках. Иногда гавиты были уникальны сводами с мозаичными выкладками, можно обнаружить в армянских соборах 1224 года. Глхатун — армянское народное жилище, представляет собой квадратное в плане наземное или полуподземное сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и припамидально-венценосном перекрытием, опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. Традиционное перекрытие глхатуна — азарашен, в зависимости от региона получало различные решения.[3] В одних районах исторической Армении жилая и хозяйственная части глхатуна помещались под одной крышей, а в других, более теплых, — раздельно.[4] Освещение жилища шло через отверстие дымохода (ердик) расположенное в потолке сооружения, в помещении имелась вмазанная в пол глиняная печь — тонир, и стенной камин — бухари. Для западных армян была характерна отделенная от помещения для скота толстой стеной-перегородкой гоми-ода — парадная комната для приема гостей, мужских собраний и др.[5] Обеспечение устойчивости конструкции во время землетрясений было предметом постоянной заботы армянских и грузинских зодчих. Для монументальных сооружений выбирались, как правило, компактные объемно-пространственные структуры, отличающиеся повышенной устойчивостью. Армянские зодчие путем применения в верхней части здания облегченных конструкций и материалов добивались понижения центра тяжести массы здания в целом. В некоторых грузинских храмах купольная часть здания на четырех столбах выложена в виде самостоятельной конструкции, что обеспечивало ее независимые от остальной части работу и деформации во время землетрясений. Широко применялось также армирование кладки дубовыми связями, которые в виде четырех- или многоугольных рам устраивались в несколько ярусов в стенах, в подбарабанном кольце и других наиболее нагруженных местах конструкции. В арочно-сводчатых конструкциях чаще всего применялись купольные и полуцилиндрические формы. Использовались крестовые своды и сомкнутые — восьмигранные. Следует отметить применение подковообразных арок и сводов стрельчатого очертания. Такая арка — один из древнейших примеров использования этой формы в конструктивных целях. Сводчатые конструкции обычно возводились из тесаного камня, обожженного кирпича и реже из кирпича-сырца по деревянным кружалам. В более поздние периоды для перекрытия пролетов использовались плоские каменные плиты площадью до 30 м2. В IX—XI вв. с широким распространением крестово-купольной системы парусные своды вытесняют тромпы при опирании барабана купола на опоры. На основе различных угловых форм (тромпов, парусов, ступенчато-балочного типа) были созданы многообразные виды переходов от четверика к куполу, обогатившие интерьеры зданий XII—XIV вв. Тогда же в Армении были выработаны и каменные сталактиты, нависающие концы которых получали декоративную обработку
7Arhitectura Georgiei şi legătura cu arhitectura bizantină. Tipul central-cruciform în arhitectura georgiană (Biserica Djvary din Mţheta şi din s. Bana). Архитектура Грузии, и связь с византийской архитектурой. Центральный крестообразный тип в грузинской архитектуре. (Храм Джвари в с.Бана, Храм Джвари в Мцхете). История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет. Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился. С первых этапах развития средневекового искусства Грузии были созданы новые, характерные для средневековья типы церковных сооружений — базилики, отчасти сходные с сирийскими постройками, но отличавшиеся самобытными чертами как по плану и объемным решениям, так и по характеру орнаментально-декоративных мотивов. Еще ярче творческое своеобразие зодчих Армении и Грузии проявилось в центральнокупольных зданиях. Центрально-купольные здания. В ранний период христианства в Закавказье (в IV-V вв.) в культовом зодчестве господствовал базиликальный тип храма. Однако под влиянием народного зодчества в VI-VII вв. основным типом культовой архитектуры становится центрально-купольный храм с квадратным объемом в центре, перекрытым куполом на барабане. Переход от квадратного основания стен к барабану купола осуществлялся с помощью тромпов – сферических поверхностей сводов в виде половины лежащего конуса. Превращение базилики в купольный храм. Важное видоизменение типа: стены рукавов креста превратились в тонкие столбы. Благодаря этому исчезли, соединившись с подкупольным пространством, угловые помещения храма. Получился цельный и уравновешенный интерьер, разделенный на три нефа тонкими столбами. Трехчастный алтарь, состоящий из примыкающих к наосу апсид, слился с пространством храма. Собор Эчмиадзина (в основном сохранивший формы VI века) имеет ещё одну особенность. К его стенам со всех сторон примыкают апсиды, служащие полукруглыми завершениями ветвей креста.
Храм Джвари в Мцхете К 545 году на «крестовой» горе уже стоял храм малого размера; сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590—604 годах. Возможно, её архитектором был Микел Тхели.Воздвигнутая на вершине скалистого массива, церковь служит его органическим завершением и центром всего окружающего ландшафта. Единство с ландшафтом подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7. Форма храма является результатом длительных поисков грузинских зодчих, отказавшихся от формы базилики и искавших оптимальную форму центрального крестового храма, с единым внутренним пространством. Храм Джвари – это типичная христианская церковь в Грузии. Небольшой по размерам храм в плане представляет вписанный в квадрат крест с полукруглыми апсидами на концах. Внутреннее пространство обладает соразмерностью, ясностью и четкостью. Завершён храм куполом на восьмигранном барабане.Облик фасадов определяется гранёными апсидами с плоскими нишами. Восточная и южная сторона храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами, на гранях алтарной апсиды — три рельефа с изображениями ктиторов. Скульптуры грубоваты и наивны по исполнению, но в целом орнамент хорошо подчеркивает архитектурные формы храма. Архитектурное решение выделяется исключительной цельностью, вписанностью в ландшафт. Купол на восьмигранном барабане послужил чтимым образцом для Атенского Сиона (в Горийском муниципалитете) и множества других кавказских храмов, став символом средневековой Грузии.
Храм Джвари в с.Бана. Храм в Бана представляет собой четырехгранник, окруженный наружной круглой стеной. Интересны пропорции храма: его диаметр составляет 38 метров при 30-метровой высоте купола, придающий его силуэту легкость.Полагают, что церковь в Бана относится к середине VII в., она сохранилась вплоть до XIX в., когда начала использоваться в качестве форта и подверглась бомбардировке в одной из русско-турецких войн того периода. В результате сохранилась только алтарная часть с апсидой высотой примерно 15 метров. Была разрушена и другая интересная круглая церковь в Таоскари. Она была построена в X в., имеет 8 наружных и 16 внутренних граней. Раньше она была увенчана 16-сторонним куполом с конической крышей.
8Arhitectura Statului Rus după creştinare şi legătura ei cu arhitectura bizantină. Bisericile Deseatinnaia, Sf. Sofia din Chiev şi Novgorod. Архитектура государства Российского после крещения, связь её с византийской архитектурой. Церковь Десятинная, церковь св. Софии в Киеве и Новгороде. Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменяло и в течение V века выработало, преимущественно для храмоздательства, тип сооружений, по плану и всей конструктивной системе существенно отличающийся от типа древнехристианских базилик. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). В конце XIX — начале XX веков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. Крестовокупольный храм — основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989—996 гг) и продолжается в XXI веке в связи с активным церковным строительством по всей России. Грандиозное строительство развернулось при Ярославе Мудром. При нём построили главный храм Киева — 13-главый пятинефный Софийский собор. Размеры собора не имеют аналогий в архитектуре самой Византии того времени и обусловлены особой задачей: создать главный собор для новокрещённой огромной страны. Пространство хоров, предназначенное для князя и знати, использовалось также и для дворцовых церемоний. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде (построенный в 1045—1050 годах) и Полоцке (1060-е годы). Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Принята классификация их типов по числу внутренних столбов: их именуют четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства. Годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь. Второй храм.В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Строительство осуществлял петербургский архитектор Василий Стасов. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. При советской власти, в 1928 году вторая Десятинная церковь была снесена. Третий храм. В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм.
Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями – 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами – трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола – 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма. Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи – участки раскрытой древней кладки.
Храм св. Софии в Киеве. План и Восточный фасад. Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территорииРоссии, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы[4]. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Храм св. Софии в Новгороде. План
9Arhitectura Bulgariei. De la Sf. Sofia din Sofia la arhitectura celui de al doilea ţarat bulgar. Архитектура Болгарии, возникшая на базе культурного наследия фракийцев, греков и римлян, населявших ранее ее территорию, развивалась в соответствии с задачами, которые выдвигало историческое развитие страны, и в тесной связи с архитектурой соседних народов. Первые христианские храмы были сгруппированы преимущественно в двух областях, которые в конце IX в. и в течение всего X в. были центрами политической и культурной жизни страны, — Плиске и Преславе в северо-восточной Болгарии и Охриде к Преспе в Македонии. В этих двух областях в качестве типа общественной и представительной церкви сложилась трехнефная базилика, исторически продолжившая старую местную строительную традицию, воспринятую болгарскими зодчими. Кроме базилики в Болгарии появился главным образом в X в. тип четырехстолпной крестовокупольной церкви, который за редким исключением не отражал влияния константинопольского прототипа, а осуществлялся по провинциальным вариантам. Таким образом, как в отношении базилики, так и в отношении крестовокупольной церкви болгарская церковная архитектура проявила в IX и X вв. известную независимость от Византии. Исключение по своему архитектурному типу составляла одна церковь в Преславе, построенная примерно в 900-х годах. Она представляла собой круглую постройку с нартексом и атриумом и напоминала аналогичные византийские церкви VI в.
* Св. София в Софии. Cобор Софии (VI в.) в городе Софии представляет совершенно особый вид купольной базилики. Он был построен на территории разрушенной кладбищенской церкви в Софии, построенная еще в IV в. Пол ее был покрыт мозаикой с геометрическими фигурами и одной общей композицией в апсиде, представлявшей аллегорию рая. В Соборе Софии сочетаются элементы эллинистической, сводчатой и купольной базилик. В плане он представляет собой трехнефную постройку с одной трехгранной апсидой и нартексом, фланкированным двумя помещениями с полукруглыми апсидами с востока и запада. К этим основным частям прибавлены поперечный неф и квадратное в плане пространство между апсидой и поперечным нефом. Массивные четырехгранные столбы, часто расставленные и связанные между собой арками без посредства капителей, отделяют средний неф от боковых. Средний неф значительно возвышается над боковыми, пересекает более низкий трансепт и продолжается к востоку, включая и предапсидный квадрат. Так как последний не отделен, как в византийских церквах, более низким сводом, это пространство получает форму латинского креста, составленного из системы одинаковых по форме элементов, и хорошо читается благодаря обильному освещению. В месте пересечения среднего и поперечного нефов образуется подкупольный квадрат, перекрытый при помощи сферических парусов глухим куполом. Галерея имеется только над притвором. Внешний облик церкви, отличающийся строгой монументальностью, точно отражает внутреннее членение пространства. Собор Софии построен из кирпича на красном растворе. На его стенах много более поздних поправок, которые, однако, не изменили его первоначальных форм. На территории Болгарии были распространены и однонефные церкви, скромные по размерам и архитектурному оформлению. * Архитектура Первого болгарского царства (680—1018 гг.). Особое значение для создания болгарской архитектуры и сложения ее характерных особенностей имело образование в 680 г. Первого Болгарского царства. На основе синтеза культуры, в частности строительных традиций, славян и праболгар, с одной стороны, и непосредственного влияния античного наследия, традиции которого продолжали жить в Византии и Болгарии, с другой, сложилась как болгарская народная архитектура, так и архитектура господствующих классов.
Первое Болгарское царство было раннефеодальным государством, единым, с сильной центральной властью, и его постройки были крупными, строгими и монументальными. Такие сооружения, как крепости Мадары и Охриды, дворцы в Плиске и Преславе и большие храмы-базилики, обнаруживают больше связи с местной доболгарской, преимущественно позднеантичной, архитектурой, чем с современным им византийским зодчеством. Уже в первые века своего существования болгарская архитектура вступила на путь самостоятельного развития, ярко проявившегося в таких постройках X в., как Круглая церковь в Преславе. Это здание не находит аналогий ни в доболгарской, ни в византийской архитектуре, хотя ее атриум, ротонда, экседры и колоннады и говорят о переработке болгарскими зодчими римских мотивов.
Византийское влияние в эпоху Первого Болгарского царства сказалось больше всего в появлении в Болгарии типа четырехстолпной крестовокупольной церкви с пониженными углами (преимущественно в провинциальном, а не в константинопольском варианте) и в распространении смешанной кладки стен из чередующихся рядов камня и кирпича, использовавшейся и для украшения фасадов.
* Архитектура Второго болгарского царства В эпоху Второго Болгарского царства появились все предпосылки для воссоздания болгарской феодальной культуры, однако ее развитие уже не могло пойти по тому историческому пути, который наметился в эпоху Первого Болгарского царства. Это относится в первую очередь к старой официальной культуре, традиции которой заглохли во время византийского владычества. Во Втором болгарском царстве феодальные отношения достигли полного развития: усилилась власть отдельных феодалов, возросло значение местных центров, обострились классовые противоречия. В соответствии с этим изменилась и архитектура. Крепости стали меньше, но их начали размещать в более неприступных местах. Меньшими стали и церкви, придворные, монастырские и приходские. Среди них преобладали четырехстолпные крестовокупольные церкви, иногда с притвором и колокольней над ним, однонефные церкви с куполом, с такими же' притвором и колокольней и изредка с боковыми конхами, а также простейшие однонефные церкви, покрытые цилиндрическим сводом. Небольшие размеры церквей возмещались изяществом пропорций и более богатым, чем раньше, убранством фасадов. Все это роднит болгарскую архитектуру XII—XIV вв. с современной ей византийской, развивавшейся в сходных исторических условиях, но еще более близка она к архитектуре других южнославянских земель. Тип однонефного храма с куполом, колокольня над притвором, нарядность фасадов были характерны и для сербской архитектуры XIV в., но там в декоративной обработке преобладала каменная резьба. Примеры таких церквей: 1) Ивана в Месемврии, XII в.; 2) Ивана Блогослова в Земенском монастыре, XIV в.
В Болгарии же получил дальнейшее развитие известный там с IX в. прием декоративных, не связанных со структурой здания аркад, появились арочные пояски под карнизами, закомары и обработка барабанов. Сочетание камня, кирпича и раствора создавало на фасадах цветные узоры, которые дополнялись керамическими вставками, известными уже в архитектуре Первого Болгарского царства, появившимися с XII в. в архитектуре Македонии, а с XV в.— и к северу от Дуная, в Валахии и Молдавии, но неизвестными Византии. Византийская архитектура времени Палеологов сама заимствовала у южных славян, и в частности у болгар, некоторые формы и приемы декоративного убранства, о чем наглядно свидетельствуют фасады константинопольского дворца Текфур-Сер
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.022 с.) |