Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданские здания Константинополя (цистерны, акведуки).

Поиск

ЦИСТЕРНЫ - водохранилище, резервуар для накопления и хранения воды. Цистерны строились и над земной поверхностью (в виде открытых искусственных водоемов), и под землей (собственно цистерны. Значительная часть цистерн действительно служила водохранилищами. Но нередко они возводились в качестве антисейсмических оснований крупных общественных зданий. Наряду с этим, они служили обширными платформами, на которые ставили культовые и другие сооружения, например дворцовые корпуса, при строительстве в пересеченных местностях. В некоторых случаях цистерны служили, по-видимому, также складочными и производственными помещениями. Их питание происходило за счет водопроводов, либо за счет атмосферных осадков, либо было смешанным. Вода подавалась в емкости после предварительного отстоя в специальном бассейне.

В Византии цистерны строились в крупных городах, крепостях, монастырях, при церквях, в частных владениях.

Использовались для бытового водоснабжения и поливного земледелия. Крупнейшие цистерны были возведены в ранний период Византийской империи в Константинополе, где в общей сложности было свыше сорока цистерн.

 

Цистерна Базилика — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя. имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Находится около правого крыла главного фасада храма Святой Софии. Первоначальная площадь составляла 10293 кв. метра. Стены и своды сооружены из плинфы на пуццолановой кладке. Своды этой цистерны поддерживают 336 колонн высотой 8 метров, выставленные в 12 рядов по 28 колонн.

ЦИСТЕРНА ФИЛОКСЕНА (Цистерна 1001 колонны) - вторая по величине цистерна Константинополя, построенная в период единоличного правления римского императора Константина I (324 - 337 гг). Первоначальная площадь - 3 696 кв.м. Полезный объем -325000 кубометров воды. Имеет три яруса. Нижний ярус недоступен в связи с заиливанием и затоплением. Стены и своды сооружены из плинфы на пуццолановой кладке. Своды поддерживают 224 колонны высотой по 12 метров, выставленные в 16 рядов по 14 колонн. Каждая из первоначально установленных колонн подписана бригадиром артели, ее изготовившей.

Цистерна Феодосия - одна из подземных константинопольских цистерн, размером 45 на 25 метров. Сооружена в правление императора Феодосия II (402 - 450 гг.) между 428 и 443 гг. Купольные своды поддерживаются тридцатью двумя монолитными мраморными колоннами высотой по девять метров.

Акведук Валента (Акведук Боздоган) — акведук, являющийся частью водопроводной системы Константинополя. Расположен в старой части Стамбула на бульваре Ататюрка. Акведук является одним из символов города.

Акведук построен в период правления императора Валента приблизительно в 368-375 годах и являлся очень важным этапом в развитии водопроводной системы Константинополя - он соединил два городских холма города. Его первоначальная длина составляла более 1000 метров, а максимальная высота 26 метров. В наше время сохранившаяся часть акведука имеет длину 971 метр и максимальную высоту 20 метров (за счет поднятия уровня земли). При строительстве использовались камни из стен Халкидона (древний греческий город). По свинцовым трубам, проложенным по верху акведука, вода поступала в город вплоть до середины XIX века.

4. Sistemul constructiv-planimetric al bisericii de tip „cruce greacă înscrisă”. Aria răspândirii, exemple.

Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средневизантийской архитектуры. Крестово-купольные церкви - квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. В 4 в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан – цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном - один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (св. Апостолов) также в Константинополе. Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды - мозаикой из стеклянной смальты, стены - мраморной мозаикой, полы - мраморным мощением.

 

Крестово-купольная система.

характерны два типа здания: а) перестильный тип церкви-имеет некоторое сходство в плане с крестовокупольными зданиями, постройки этого типа глубоко отличны тем, что они лишены концов креста б) другой средневизантийский тип характерезуется, тем. что центральное помещение перекрыто большим куполом, опирающимся на наружные стены. К нему примыкает трехдольный алтарь. Хотя в начертании такого плана, с четырьмя опорами вместо внутренних стен, трудно увидеть крест, за ним сохранилось название крестовокупольного. Это новшество делало конструкцию более прочной (купола без барабанов, прорезанные у основания окнами, неоднократно обрушивались). Кроме того, образующаяся таким путем глава, увенчивающая здание и придающая ему пирамидальную, высотную композицию, способствовала большей выразительности внешнего облика храма.

На востоке господствовал центрический тип храма, преимущественно крестовокупольный. обладавший рядом вариантов, различавшихся числом нефов, опор и куполов, наличием или отсутствием хор. композицией алтарной части и притворов. В таких центрических храмах особое значение получила вертикальная ось, совпадавшая с вершиной купола стоявшем на высоком барабане, она подчиняла себе группировавшиеся вокруг части здания. В интерьерах храмов главной была средняя часть, наиболее высокая и ярко освещенная светом, лившимся из окон барабана

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: 1 притвор ("нартекс"). 2корабли или нефы и 3 алтарь.

При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. Западная - ад и была посвящена сценам Страшного Суда. Северная олицетворяла смерь, мрак и зло. А южная часть посвящалась Новому Завету Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все. сильно возросшее, население города.

Церковь монастыря Липса - древнейшее сложившееся константинопольское пятинефное крестовокупольное здание. В церкви Липса. Очень сильно выражено центрическое начало. Ее план строится концентрически вокруг купола. Подкупольный квадрат равномерно окружен двумя зонами помещений. Первая зона состоит из концов креста и угловых помещений. Вторая образована крайними боковыми нефами, двумя лестничными башнями на западной стороне и нартексом между ними, а на восточной стороне- тремя алтарными помещениями центральной части здания. Основные пространственные оси интерьера направлены к центральной точке под куполом.

 

храм монастыря св.Липса.

Собор Святой Софии в Константинополе.

 

План церкви Сергия и Вакха

Храм с планом такого типа получил широкое распространение в 6 - 9 вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции и Болгарии, в Закавказье.

5 Arhitectura Armeniei şi legătura ei cu arhitectura bizantină. Tipul de bazilică armenească (Odzun şi din Any) şi tipul central (bisericile Ripsime şi Zvartnoţ din Ecimiadzin).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.009 с.)