Правительство Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Российской Федерации



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики»

 

Факультет Права

 

Редакция 2016 г.

 

Программа дисциплины

«История государства и права зарубежных стран»

для направления 40.03.01 «Юриспруденция» подготовки бакалавра

 

 

Автор программы:

Сафонов Александр Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор

кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ, e-mail: asafonov@hse.ru

 

В работе над программой принимали участие:

Полдников Дмитрий Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ;

Скоробогатов Владислав Юрьевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ.

 

 

Одобрена на заседании кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ

«01» октября 2015 г., протокол № 1

 

Зав. кафедрой

Исаков В.Б._____________________________ [подпись]

 

Рекомендована Академическим советом образовательной программы «Юриспруденция»

 

«_29» сентября 2015 г., Протокол № 1.

 

Утверждена «29» сентября 2015 г.

 

Академический руководитель образовательной программы «Юриспруденция»

Филатова М.А. ___________________________ [подпись]

 

Москва, 2015

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Критерии оценки знаний, навыков.

Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки по итоговому контролю (экзамен) выставляются по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

При проведении форм текущего контроля по решению преподавателя, ведущего семинарские занятия, может осуществляться дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS.

Методические рекомендации по выполнению форм текущего контроля включены в УМК-Правовед (2016), ежегодно издаваемый кафедрой теории и истории права и имеющийся в распоряжении студентов в печатном и электронном видах.

 

Критерии оценки контрольной работы в форме тестирования

  8-10 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 1-3 балла 0 баллов
Признаки: Количество правильных ответов 8-10. Количество правильных ответов 6-7. Количество правильных ответов 4-5. Количество правильных ответов 1-3. Правильные ответы отсутствуют.

Критерии оценки домашнего задания в форме конспектирования

Критерии оценки на экзамене

Содержание ответа Оценка по 10-ти и -5-ти балльной шкале
Ответ отличает четкая логика и знание материала далеко за рамками обязательного курса. Точное понимание рамок каждого вопроса. Даны ссылки на первоисточники, дополнительную научную литературу. Обоснована собственная позиция по отдельным проблемам. Ответ отличает безупречное знание фактического историко-правового материала, базовой терминологии, сути основных дискуссий по проблематике вопросов билета в историко-правовой науке. (отлично)
На все вопросы даны правильные и точные ответы. Показано знакомство с научной проблематикой вопросов билета. Безупречное знание фактического историко-правового материала, терминологии, умение раскрыть и прокомментировать содержание базовых вопросов курса. (отлично)
Вопросы раскрыты достаточно полно и правильно. Знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Имеется представление о дискуссионных проблемах тем вопросов билета. (отлично)
Вопросы раскрыты полно и правильно. Хорошее знание базовой терминологии и фактического историко-правовой материала курса. Однако отдельные дефекты логики и содержания ответов все же не позволяют оценить его на «отлично». (хорошо)
Вопросы билета в целом раскрыты правильно. Однако имелись определенные пробелы в знании базовой терминологии и фактического историко-правовой материала. (хорошо)
Ответы на вопросы даны в целом правильно, однако ряд серьезных дефектов логики и содержания ответов не позволяет поставить хорошую оценку. Базовая терминология и фактический историко-правовой материал курса в целом усвоены. (удовлетворительно)
Ответы на вопросы даны неполно. Логика ответов недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, в ответе затрагивались посторонние вопросы. Базовая терминология и основной фактический историко-правовой материал в основном усвоены. (удовлетворительно)
Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют поставить положительную оценку, поскольку в знаниях имеются существенные пробелы и курс в целом не усвоен. (неудовлетворительно)
Экзаменуемый не знает до конца ни одного вопроса, путается в основных базовых понятиях и фактах зарубежной истории государства и права, не в состоянии раскрыть содержание основных терминов. (неудовлетворительно)
Знания по предмету полностью отсутствуют. (неудовлетворительно)
Студент не приступил к сдаче экзамена. (неудовлетворительно)

 

 

8. Содержание дисциплины.

 

ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА

 

ЭПОХИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Тема 18. Государства Азии

 

Япония

 

Изменения в политической системе Японии после Первой мировой войны. Установление монархо-милитаристского профашистского режима. «Новая политическая структура». «Новая экономическая структура».

Победа союзных держав и капитуляция Японии в ходе второй мировой войны. Установление оккупационного режима. Первые послевоенные преобразования в Японии. Демилитаризация и демократизация государственного аппарата. Закон об аграрной реформе 1946 г. Демонополизация японской экономики.

Конституция Японии 1947 г. Государственный строй и система демократических прав и свобод по конституции. Развитие японского государства после принятия конституции. Сан-Францисский мирный договор 1951 г. и его влияние на государство Японии в 50-60-х гг. «Войска самообороны» и развитие военного потенциала Японии. Политические движения за реформу конституции 1947г. Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности США и Японии – оформление американо-японского военно-политического союза

Экономические успехи Японии. Особенности государственного регулирования экономики. Политическая борьба вокруг ст.9 конституции. Проблемы «северных территорий» во внутренней и внешней политике Японии.

 

Китай

 

Государственный строй гоминдановского Китая. Основные этапы и особенности становления народно-демократической власти в Китае. Образование КНР и временные конституционные законы 1949 г. Конституция КНР 1954 г. Деформация государственного строя КНР в период «большого скачка» и «культурной революции» 1958 – 1976 гг. Конституции 1978 и 1982 гг. Экономические и политические реформы 80-х гг. XX в. Китайское государство в период регулируемой рыночной экономики.

 

Количество часов самостоятельной работы – 8.

 

Базовый учебник:

История государства и права зарубежных стран. В 2т. Т. 2. Современная эпоха: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА, 2010. @

 

Основная учебная литература:

 

1. Абдурахманова И.В..История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011. @

2. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. @

3. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2011.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2010.

5. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран Учебник. М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная литература:

1. Белов Е.А. Краткая история Синьхайской революции 1911 – 1913 гг.: Учебное пособие. М., 2001.

2. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М., 2005.

3. Еремин В.Н. История правовой системы Японии. М.: РОССПЭН, 2010.

4. Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. М., 1992.

5. Инако И. Современное право Японии. М., 1981.

6. История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. М., 1998.

7. Кокарев К.А. Политический режим и модернизация Китая. М., 2004.

8. Мак-Клейн Дж.Л. Япония. От сегуната Токугавы – в XXI век. М., 2007.

9. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. XX век. М., 2007.

10. Норманн Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1959.

11. Правовые аспекты модернизации в КНР. М., 1990.

12. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). М., 1996.

13. Стрельцов Д.В. Система государственного управления Японии в послевоенный период. М., 2002.

14. Фицджеральд Ч.П. История Китая. М., 2005.

15. Эволюция политической системы Японии / Под ред. Д.В. Петрова. М., 1995.

 

Тема 19. Распад колониальных систем и образование

Независимых государств

 

Распад колониальных систем в XX в. Образование независимых государств Южной и Юго-Восточной Азии.

Колониальные конституции в Индии 1919 и 1935 гг. Провозглашение независимости и раскол страны по религиозному принципу на государства Индостан и Пакистан. Республиканская конституция Индии 1950 г. Демократизация политического режима. Закон 1955 г. о наказуемости кастовой дискриминации.

Образование независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке.

Национально-демократические революции и образование независимых государств в тропической Африке. Особенности становления государственности в различных регионах Африки. Основные направления экономического и государственно-правового развития стран Африки.

 

Количество часов аудиторной работы – 2.

Количество часов самостоятельной работы – 8.

 

Базовый учебник:

История государства и права зарубежных стран. В 2т. Т. 2. Современная эпоха: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА, 2010. @

 

Основная учебная литература:

 

1. Абдурахманова И.В..История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011. @

2. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. @

3. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2011.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2010.

5. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран Учебник. М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная литература:

 

1. Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.

2. Зимулина Л.А. Доминионы и неоколониальная политика Англии. Владимир, 1990.

3. История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новейшее время / Отв. Ред. А.А. Громыко. М., 1978.

4. Кашкин С.Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской республики. М., 1993.

5. Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М., 2009.

6. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах. Система и влияние традиций. М., 1987.

7. Халфин Н.А. Создание и распад Британской колониальной империи. М., 1961.

8. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939 – 1985 гг. М., 1985.

 

Тема 20. Тенденции государственно-правового развития
в XX – XXI вв.

 

Новые явления в развитии права. Сближение англосаксонской и континентальной систем (семей) права, как результат интеграционных процессов в мировой экономике и политике. Изменения в источниках права, «гармонизация» законодательства. Создание новых кодексов и консолидирующих актов. Изменения в системах, появление новых и комплексных отраслей права: делового (BusinessLaw), «компьютерного» права и др.

Основные изменения в гражданском и торговом праве.

Развитие института юридического лица. Изменения в акционерном законодательстве. Антитрестовские законы: закон Шермана 1890 г. в США, законы о монополиях и ограничительной торговой практике Англии 1948, 1956, 1976 гг., антитрестовские законы Японии и ФРГ. Изменения в праве собственности. Частичная национализация собственности после первой мировой войны и политика денационализации в настоящее время.

Новые тенденции в обязательственном праве. Ограничение договорной свободы. Либерализация брачно-семейного права. Расширение прав женщин и детей в семье.

Развитие трудового и социального законодательства

Новое законодательство о профсоюзах и забастовках. Изменения в законодательстве о труде, продолжительности рабочего времени, минимальном уровне заработной платы, пенсиях и др.

Основные изменения в уголовном праве и процессе.

Отражение в уголовном праве XX в. борьбы консервативных и демократических тенденций. Законодательство о политических преступлениях. Либерализация уголовного права и процесса. Новые уголовные кодексы. Современные тенденции в развитии права

Усиление воздействия международного права на национальное (внутреннее) право. Новые источники и принципы международного права и их общечеловеческое значение: Всеобщая декларация прав человека 1948 г и международные пакты о правах человека 1966 г., Хельсинские соглашения 1975 г. и др. Международное право и решение глобальных проблем человечества: предотвращение угрозы военных конфликтов с применением атомного оружия, защита окружающей среды и др.

Роль международного права и национального законодательства в развитии интеграционных процессов в области экономики, социальной жизни и политики. ЕЭС и «европейское право».

 

Количество часов аудиторной работы – 4.

Количество часов самостоятельной работы – 6.

 

Базовый учебник:

История государства и права зарубежных стран. В 2т. Т. 2. Современная эпоха: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА, 2010. @

 

Основная учебная литература:

 

1. Абдурахманова И.В..История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011. @

2. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. @

3. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2011.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2010.

5. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран Учебник. М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная литература:

1. Александрова А.В. Социальное законодательство России и зарубежных стран в условиях глобализации. М., 2010.

2. Васильева Т.А. Иммиграционное законодательство и миграционная политика // История государства и права. 2009. № 19.

3. Глобализация и девиантность / Науч. ред. Я. Гилинский. СПб., 2006.

4. Голик Ю., Коробеев А. XII Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Уголовное право. 2010. № 5.

5. Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А., Четвертков А.О. Введение в право Европейского Союза: Учебник. М., 2010.

6. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада (прорыв в постиндустриальное общество). М., 2003.

7. Конституционный контроль в зарубежных странах. М., 2007.

8. Леже, Раймон. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. М., 2009.

9. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008.

10. Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А. Глобализация и развитие законодательства. М., 2004.

11. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 2005.

12. Флетчер Дж. Основные концепции современного уголовного права. М., 1999.

 

 

Образовательные технологии.

 

Преподавание курса построено на основе широкого использования метода юридической компаративистики, с привлечением результатов научных исследований зарубежных и отечественных авторов.

Реализация компетентностного подхода в преподавании учебной дисциплины предусматривает различные виды образовательных технологий, среди которых важная роль принадлежит активным и интерактивным формам проведения занятий. В том числе: проблемные лекции; лекции с техникой обратной связи; семинары в форме диалогового режима, дискуссий и «мозгового штурма» на основании ранее предложенного плана; деловые игры; разбор конкретных ситуаций.

 

9. Оценочные средства для текущего и итогового контроля студента

Примерная тематика для контрольной работы в форме тестирования.

Тестирование осуществляется по итогам изучения раздела I «История государства и права эпохи Древнего мира» курса Истории государства и права зарубежных стран. Тестовые задания ежегодно корректируются с учетом изменений рабочей учебной программы курса, а также проблем усвоения студентами отдельных тем тематического раздела дисциплины.

Образец теста и правильных ответов:

1. Главным источником сведений, дошедших до нас о государстве и праве Древнего Вавилона, являлись:

A. Законы Ману.

Б. Законы Хаммурапи.

B. Законы 12 таблиц.

 

2. Определите правильное расположение индийских варн в порядке убывания их социального и правового статуса.

B. Сервия Туллия.

 

4. Древнейший орган государственного управления в Афинах:

A. Бейлиф.

Б. Гелиэя.

B. Ареопаг.

 

5. Квиритское (цивильное) право это:

Б. Драконтом.

B. Солоном.

 

7. Принцип талиона при вынесении наказания в Древнем мире означал:

A. Возмездие.

Б. Устрашение.

B. Перевоспитание.

 

8. Название «школы легистов» получило одно из направлений правоведения:

A. В Древнем Риме.

Б. В Древнем Китае.

B. В Древних Афинах.

 

9. Какая форма государства сложилась в Древней Спарте?

Б. Народные собрания.

В. Территориальные округа Рима.

Примерная тематика контрольной работы в форме конспектирования

Примерная тематика домашних заданий в форме решения

юридических задач (казусов)

Обязательной составной частью учебного плана по Истории государства и права зарубежных стран для студентов очной формы обучения является выполнение письменных домашних заданий. Подготовка и написание их, как один из видов самостоятельного изучения курса, помогает приобрести навыки по усвоению материала учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, умения решать юридические задачи (казусы) и четко излагать содержание тех или иных вопросов.

 

Требования к выполнению домашнего письменного задания:

1. Задание должно выполняться самостоятельно и с соблюдением необходимых методических и теоретических требований.

2. Домашнее задание должно состоять из решения трех задач (казусов), по одной из разделов курса.

3. Решение задачи (казуса) необходимо обосновать правовыми нормами. Оно должно быть четким, теоретически обоснованным и мотивированным. При выполнении задания нужно обязательно изучить соответствующий раздел учебника, а также использовать иные источники, содержащиеся в программе курса и рекомендованные к темам лекционных и семинарских занятий. Кроме того, могут быть использованы источники и литература, которые студент самостоятельно найдет в библиотеках университета и города.

4. Общий объем работы не должен превышать 9 страниц. Для решения задачи (казуса) достаточно отвести 2-3 страницы. Выполненное задание следует представить в печатном виде на стандартных листах бумаги (шрифт – Times New Roman, размер – 14, интервал – полуторный). Страницы должны быть пронумерованы. Для замечаний преподавателя оставляются поля.

5. Оформление контрольной работы должно включать в себя следующее:

· указание фамилии и инициалов студента, номера его учебной группы и варианта работы;

· на каждом листе перед ответом необходимо указать номер и текст задания;

· сноски на приводимые цитаты с указанием автора, названия книги, места издания, года издания и страницы;

· список использованных источников и литературы;

· дату выполнения работы и подпись.

6. Контрольная работа выполняется по одному из предлагаемых вариантов и сдается на проверку и рецензирование преподавателю, ведущему семинарские занятия в соответствующей учебной группе. Срок представления работы – не позднее 2-х недель до окончания модуля, в котором предусмотрено выполнение домашнего задания. Номер варианта зависит от первой буквы фамилии студента (см. номера вариантов). Работы, выполненные с нарушением этого требования, не будут приниматься к проверке. Студенты, не предоставившие в установленный срок контрольную работу или получившие по ней неудовлетворительную оценку, к экзаменам не допускаются.

Тематика домашних заданий ежегодно корректируется с учетом изменений рабочей учебной программы, а также проблем усвоения студентами отдельных учебных тем курса. Варианты заданий с методическими рекомендациями по их выполнению размещаются в УМК1, ежегодно издаваемом к началу учебного года кафедрой теории и истории права.

Образец примерного задания и ответов к нему:

ВАРИАНТ №___

 

1. Установите меру наказания по «Салической Правде» за убийство раба, свободного франка, женщины, римлянина, графа, епископа, человека, состоящего на королевской службе.

Ответ: Согласно «Салической правде» за убийство человека назначались следующие виды наказаний:

Убийство свободного франка – штраф 200 солидов (гл. XV, п. 1; гл. XLI, п. 1);

Убийство свободной женщины – штраф 600 сол. (гл. XXIV, п. 2; гл. XLI, п. 3);

Убийство человека, состоящего на службе короля – штраф 600 сол. (гл. XLI, п. 3);

Убийство римлянина: королевского сотрапезника – штраф 300 сол. (гл. XLI, п. 5); землевладельца и не королевского сотрапезника – штраф 100 сол. (гл. XLI, п. 6); тяглового человека – штраф 63 сол. (гл. XLI, п. 3);

Убийство графа – штраф 600 сол. (гл. LIV, п. 1);

Убийство епископа – штраф 900 сол. (гл. LV, п. 4, приб. 7);

Убийство чужого раба свободным – штраф 35 сол. (гл. X, п. 2, приб. 1);

Убийство раба рабом – раздел раба между двумя господами (гл. XXV, п. 1);

Убийство человека домашним животным – хозяин животного обязан уплатить половину штрафа, положенного при убийстве, совершенного человеком. Само животное шло истцу в возмещение второй половины штрафа (гл. XXVI, п..1).

2. Во второй половине тринадцатого века в графстве Бове, что во Франции, жил крепостной крестьянин Франсуа. Благодаря милости его сеньора Франсуа имел хороший достаток и по меркам его селения считался зажиточным крестьянином. Однажды Франсуа встретил на ярмарке Маргариту, бедную свободную крестьянку из соседней сеньории. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Их встречи стали проходить все более часто. Однако Франсуа не торопился делать Маргарите предложение. После вопроса Маргариты о возможной свадьбе Франсуа был вынужден сказать ей, что у их брака нет будущего.

Какие последствия могли бы быть у брака между Франсуа и Маргаритой? Решите задачу в соответствии с нормами Кутюмов Бовэзи.

 

Ответ: Согласно ст. 1452 Кутюмов Бовэзи в случае брака Франсуа и Маргариты все движимое и недвижимое имущество Франсуа, как крепостного крестьянина, женившегося на свободной крестьянке из другой сеньории, должно было перейти к его сеньору. К тому же в данном случае он должен был заплатить выкуп по усмотрению сеньора. Кроме того, в случае смерти Франсуа, его дети были бы лишены наследства, так как единственным наследником в данной ситуации выступал только сеньор. Этот обычай у крепостных Бовези носил название «мертвой руки» и брачного выкупа.

3. Судья, назначенный английским королем, добросовестно выполнял свои обязанности. Однако палата лордов, усмотрев в действиях этого судьи критику в собственный адрес, отстранила судью от должности. Палатой лордов был назначен новый судья. Найдите в этой задаче нарушения закона 1701 г. («Акт об устроении»).

 

Ответ: В условиях данной задачи можно усмотреть два нарушения п. II Акта об устроении 1701 г.:

А) Палата лордов не имела права самостоятельно, без согласия палаты общин, отсранить судью от должности;

Б) Палата лордов не имела прерогативы назначения судей, которая принадлежала королевской власти.

Примерная тематика курсовых работ

Выполнение курсовых работ по дисциплине «История государства и права зарубежных сран» осуществляется по выбору студентов в рамках научно-исследовательского семинара «Проблемы модернизация права и государства зарубежных стран в Новое время» (преподаватели – А.А. Сафонов; Д.Ю. Полдников). На 2016/2017 учебных год предлагаются следующие темы для курсовых исследований:

Сафонов А.А., профессор кафедры теории и истории права, д.ю.н., профессор:

 

1. Гражданский кодекс Наполеона и его последующие изменения (The Civil Code of Napoleon the and its subsequent changes)

2. Суд присяжных в Англии Нового времени (A jury trial in England in the Modern era)

3. Развитие системы «общего права» в период Нового времени (Development of the system of "common law" in the Modern era)

4. Особенности становления права в США (The features of the development of law in the United States).

5. Реформация в Германии: политико-правовые аспекты (The reformation in Germany: political and legal aspects)

6. Политическая система германских государств в XVII – XIX в. (The political system of the German States in the XVII– XIX centuries)

7. Китай в период Нового времени: особенности государственно-правового развития (China in the Modern era: the features of state-legal development)

8. Формирование единого Итальянского государства в период Нового времени (The formation of a unified Italian state in the Modern era)

9. Формирование светских государств в Европе в период Нового времени (Formation of secular states in Europe in the Modern era)

10. Развитие государственно-церковных отношений в Западной Европе в период Нового времени (The development of Church-state relations in Western Europe in the Modern era)

 

Полдников Д.Ю., доцент кафедры теории и истории права, к.и.н., доцент:

 

1. Понятие и роль закона в системе источников права при переходе от Старого порядка к буржуазному (Concept and Role of Statute among Sources of Law in during Transition from Ancien Regime to Bourgeois Order)

2. «Право ученых» и его значение для развития права Франции / Германии / романо-германской правовой семьи (The “Learned Law” and its Impact on the Development of Law in France/Germany/ Civil Law System)

3. Кодификация гражданского права в Новое время во Франции / Германии (Codification of Civil Law during (Early) Modern Period in France/Germany)

4. «Современное римское право» в Германии XIX в.: причины возникновения (“Modern Roman Law” in Germany in the 19th Century: Reasons to Exist)

5. Господство права или правовое государство Нового времени: сравнительный анализ опыта Англии и Франции (Rule of Law vs State of Law in the Modern Period: English and French Experience Compared)

6. Доктрина прецедента в общем праве Англии Нового времени (The Doctrine of Precedent in the Common Law of England in the Modern Period)

7. Толкование закона судом в Новое время: от произвола к порядку? (Interpretation of Statutes in Courts in the (Early) Modern Period: Arbitrary or Reasoned?)

8. Разделение властей в странах Западной Европы: от теории к практике (Separation of Powers in Western Europe: from Theory to Practice)

9. Правовые основы государственной службы: от местничества к меритократии (Legal Basis of the Civil Service: from Patrimonialism to Meritocracy)

10. Первая империя во Франции: «чудовище централизации»? (The First Empire in France: “a Ghastly Centralised Monster”?)

11. Правовые основы легитимности публичной власти Нового времени (Legitimacy of Public Authority in the Modern Period)

 

 

Примерная тематика ВКР

 

1. Происхождение и ранние формы права.

2. Проблемы развития античного полиса.

3. Вопросы соотношения публичного и частного права в системе римского права.

4. Рецепция римского права в Западной Европе.

5. Место и роль канонического права в феодальном обществе Западной Европы.

6. Города и городское право в странах средневековой Западной Европы (по отдельным странам).

7. Развитие системы органов местного управления в феодальных государствах Западной Европы (по отдельным странам).

8. История представительства в государствах Западной Европы (по отдельным странам).

9. Становление буржуазного конституционализма во Франции (Англии, США, Германии).

10. Становление буржуазных правовых систем и институтов (Англия, Франция, Германия).

11. Билль о правах в конституционной истории США.

12. Прецедент в английском праве.

13. Суд присяжных в Европе: становление, развитие, трансформация.

14. Возникновение и развитие колониального права.

15. Фашистский политический режим: сущность, признаки, формы правления.

16. Проблемы генезиса Китайского государства.

17. Право Японии: история и современность.

18. Разные модели государственного территориального устройства в Европе ХХ в.

 

10. Порядок формирования оценок по дисциплине.

 

Оценки по формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценка по итоговому контролю (экзамен) выставляется по пятибалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») с указанием оценки по 10-ти балльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

При проведении форм текущего контроля может осуществляться дистанционная поддержка с использованием возможностей системы LMS.

Методические рекомендации по выполнению форм текущего контроля приведены в соответствующих разделах рабочей учебной программы.

Для получения результирующей оценки итогового контроля используется следующее правило:

 

а) для получения дифференцированной оценки:

если средняя оценка 8 и более баллов – итоговая оценка «отлично»;

если средняя оценка 6-7 баллов – «хорошо»;

если средняя оценка 4-5 баллов – «удовлетворительно»;

если средняя оценка 3 и менее баллов – «неудовлетворительно»;

 

При проведении итогового контроля используется следующая оценка веса относительной важности отдельных видов текущего и итогового контроля:

 

Накопленная оценка – 0,5.

Экзамен – 0,5.

Результирующая оценка = О (накопленная) + О (экзамен).

 

Накопленная оценка рассчитывается с помощью взвешенной суммы оценок за отдельные формы текущего контроля в 1-2 модулях (контрольная работа – 0,3; домашнее задание – 0,2; текущая успеваемость на семинарах – 0,5;).

 

Способ округления суммы накопленной и результирующей оценок: от 0,5 и выше – в пользу студента.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины

Символ @ означает, что текст доступен в электронно-библиотечной системе znanium.com.

11.1. Базовый учебники и хрестоматии:

1. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 1. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв. ред. Н.А.Крашенинникова и др. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. @

2. История государства и права зарубежных стран. В 2т. Т. 2. Современная эпоха: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА, 2010. @

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Том 1. Древний мир и Средние века. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова; Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: НОРМА, 2007. @

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. 2. Современное государство и право / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА, 2007. @

11.2. Основная учебная литература:

1. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. @

2. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Юрайт, 2011.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под. ред. К.И. Батыра. М.: Проспект, 2010.

4. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран Учебник. М.: Юрайт, 2013.

 

11.3. Дополнительная учебная литература:

 

1. Абдурахманова И.В..История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М: Академцентр, 2011. @

2. Борисевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2007.

3. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Практикум. М., 2005.

4. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., 2010.

5. Косарев И.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник. М., 2007.

6. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: М.: Эксмо, 2007. Т. 1-2.

7. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методический комплекс / А.Ю. Саломатин. М.: НОРМА, 2009. @

8. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (древность и средние века): Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям. М., 2010.

9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права Учебник. М., 2002.

 

  1. 4. Дополнительная научная литература:

1. Айзенштат М.П. Британия Нового времени. Политическая история. М., 2007.

2. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

3. Античная Греция. Проблемы развития полиса / Под. ред. Е.С. Голубцовой. М., 1981.

4. Аптекер Г. Американская революция. 1763-1783 гг. М., 1962.

5. Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе – любое издание.

6. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., 2005.

7. Бабанцев Н.Ф., Прокопьев В.П. Германская империя 1871-1918 гг. Красноярск, 1984.

8. Баев В.Г. Германский конституционализм. Тамбов, 2007.

9. Балезин А.С. Тропическая и Южная Африка в Новое и новейшее время: люди, проблемы, события. М., 2008.

10. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

11. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л., 1982.

12. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

13. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М.: Наука, 1993.

14. Богдановская И.Ю. Правовые системы Канады, Австралии, Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. 2002. № 8.

15. Богдановская И.Ю. Особенности формирования английского права: историко-теоретические аспекты // Право и политика, 2007. № 3.

16. Богдановская И.Ю. Эволюция судебного прецедента в «общем праве» // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. C. 75-87.

17. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1995.

18. Борисюк В.И., Джапаридзе Т.З. Политические институты США: история и современность. М., 1998.

19. Брехт А. О государственном устройстве Германии. М., 1947.

20. Бромхэд Л. Эволюция британской конституции. М., 1980.

21. Бузескул В.П. История афинской демократии – любое издание.

22. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

23. Васильев А.А. История Византии. Т.1-2. СПб., 1998.

24. Великобритания. Эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. М., 2007.

25. Вигасин А.А. Древняя Индия: от источника к истории. М., 2007.

26. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастры»: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.

27. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М., 2005.

28. Вольфрам Х. Готы. СПб., 2003.

29. Володин А.Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М., 1989.

30. Воробьёв М.В. Японский кодекс «Тайхо Еро рё» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.

31. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967.

32. Геродот. История. М., 1994.

33. Глобализация и д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.132 (0.234 с.)