Матрица достоверности отличий субъективной оценки своего состояния спортсменами в постсоревновательный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Матрица достоверности отличий субъективной оценки своего состояния спортсменами в постсоревновательный период



 

Оцениваемые состояния Самочувствие Активность Настроение
r р r p r p
Самочувствие   0,511 >0,01 0,645 >0,01
Активность   0,433 >0,05
Настроение  

 

Как показано в табл. 7, в постсоревновательный период у испытуемых имеет место относительное (достоверно значимое (p>0,01)) повышение уровня настроения по сравнению с самочувствием и активностью. Кроме того, отмечается достоверно значимая (p>0,05) зависимость между уровнем активности и настроением обследованных спортсменов, чего не было выявлено в предсоревновательный период. Т.е. постсоревновательный период для спортсменов-скалолазов характеризуется повышением общего эмоционального фона, что ведет за собой увеличение активности.

Итак, субъективная оценка спортсменами-скалолазами, своего состояния в предсоревновательный и постсоревновательный периоды в целом достаточно благоприятна. Однако анализ функционального состояния спортсменов, а именно соотношение отдельных его показателей, показал, что в предсоревновательном периоде у обследованных спортсменов имеет место субъективно не осознаваемое снижение психической работоспособности. Данное снижение психической работоспособности в условиях соревновательной деятельности носит функциональный характер и поддается редукции в постсоревновательном периоде.

Для изучения ценностно-смысловой сферы личности спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом, применялась методика «Ценностные ориентации». Доминирующая направленность ценностных ориентаций спортсменов фиксировалась как занимаемая ими жизненная позиция, которая определялась по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досудебную активность.

Качественный анализ результатов исследования позволил оценить жизненные идеалы и иерархию жизненных целей у представителей экстремальных видов спорта. Иерархия терминальных ценностных ориентаций личности скалолазов представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Терминальные ценности личности спортсменов, занимающихся спортивным туризмом

 

Как показано на рис. 2, в системе терминальных ценностных ориентаций личности обследованных спортсменов ценности личной жизни (любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком, здоровье, наличие хороших и верных друзей) доминируют над ценностями профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь). Конкретные ценности (полнота и эмоциональная насыщенность жизни, физическое и психическое благополучие, уважение окружающих, коллектива, товарищей и друзей по спорту, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) преобладают над абстрактными ценностями (свобода, познание, возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуального развития).

Качественный анализ инструментальных ценностей у обследованных спортсменов позволил оценить их личностные черты, важные в качестве инструментов для достижения обычных целей, а также представлений о нормах поведения. Подробнее ценности-средства обследованных спортсменов, представлены на рисунке 3.

.

Рис. 3. Инструментальные ценности личности спортсменов, занимающихся скалолазанием

 

Как показано на рис. 3, в системе инструментальных ценностей как личностная особенность спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом, доминируют жизнерадостность, чувство юмора, позитивное отношение к жизни в любых ее проявлениях, доверие к будущему и жизни, глубокое понимание того блага, каким является сам факт существования человека. Ценности общения (чуткость, терпимость, альтруизм, воспитанность) превалируют над нравственными ценностями (ответственность, чувство долга, умение держать свое слово, высокие запросы, высокие требования к жизни и высокие достижения) и ценностями дела (аккуратность, порядок в делах, исполнительность, дисциплинированность, рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения). Конформистские ценности (воспитанность) уступают альтруистическим (терпимость, чуткость).

Таким образом, ценностные ориентации личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, а именно спортивным туризмом, выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии и во многом определяют линию их профессионального развития. Основными характеристиками типа личности, присущими обследованным представителям экстремального вида спорта, является ориентация на этические ценности, а также стремление к физическому и духовно-нравственному самосовершенствованию.

Согласно результатам нашего исследования, самооценка спортсменов-скалолазов представлена следующими вариантами: завышенный уровень самооценки (от 100 до 90 баллов), оптимальный уровень самооценки (от 89 до 75 баллов), средний уровень самооценки (от 74 до 60 баллов), заниженный уровень самооценки (менее 50 баллов).

На момент соревнований самооценка спортсменов незначительно растет и в среднем достигает 66,33 ± 4,04 баллов (различия достоверно не значимы (t = 0,14; >0,05)). В постсоревновательный период уровень самооценки спортсменов, достигает 81,80 ± 4,56 баллов, что достоверно выше, чем, в период соревновательной (t=2,54; p<0,05) и предсоревновательной деятельности (t = 2,55; p < 0,05). В постсоревновательный период самооценка спортсменов, с 1 юношеским разрядом, соответствует сравнительно высокому уровню, доходит до 82,22 ± 3,08 баллов, что достоверно выше, чем, в период соревновательной (t = 3,05; p < 0,01) и предсоревновательной деятельности (t = 4,59; p < 0,001). Таким образом, в условиях соревновательной деятельности, у спортсменов, с 1 юношеским разрядом, имеет место положительная динамика уровня самооценки от среднего до оптимально высокого.

У начинающих спортсменов на момент соревнований отмечается некоторое снижение уровня самооценки, в среднем до 62,33 ± 4,27 баллов, что также соответствует среднему уровню (различия достоверно не значимы (t = 0,78; p>0,05)). В постсоревновательный период уровень самооценки спортсменов с 3 юношеским разрядом, достигает 81,17 ± 5,33 балла, что соответствует оптимальному, сравнительно высокому уровню, и достоверно выше, чем, в период соревновательной деятельности (t=2,76; p<0,01). Следовательно, в условиях соревновательной деятельности у спортсменов, с 3 юношеским разрядом, имеет место некоторое снижение самооценки, далее, в постсоревновательный период отмечается положительная динамика уровня самооценки от среднего до оптимально высокого.

Согласно результатам, полученным с помощью методики «Шкала Спилбергера–Ханина», эмоциональные состояния спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом, представлены следующими вариантами: низкий уровень личностной тревожности (до 30 баллов), средний уровень личностной тревожности (от 31 до 45 баллов), высокий уровень личностной тревожности (от 46 и более баллов). У 72,22 % обследованных скалолазов, имеет место средний уровень личностной тревожности.
Низкий уровень личностной, тревожности, отмечался у 5 (13,89 %) обследованных спортсменов, все они имели 1 юношеский разряд. Средний уровень личностной тревожности, имел место у 26 (72,22 %) испытуемых; из них 12 (66,67 %) спортсменов с 1 разрядом и 14 (77,78 %) - с 3 юношеским разрядом. У 5 (13,89 %) обследованных спортсменов был диагностирован высокий уровень личностной тревожности из них 1 (5,56 %) спортсмен с 1 разрядом и 4 (22,22 %) - с 3 юношеским разрядом. Следует отметить, что у обследованных спортсменов с 1 юношеским разрядом, средний показатель уровня личностной тревожности равен 36,56 ± 1,70 баллам, что достоверно выше (p < 0,05), чем у спортсменов с 3-м юношеским разрядом (41,00 ± 1,12 балла). То есть прослеживается определенная зависимость уровня личностной тревожности спортсменов от их спортивной квалификации.

Таким образом, прослеживается определенная зависимость уровня личностной тревожности и самооценки спортсменов от их спортивной квалификации. Самооценка спортсменов, занимающихся спортивным туризмом, представлена в диапазоне от заниженной до адекватной и завышенной. Самооценка спортсменов, имеющих 1 юношеский разряд характеризуется адекватностью и положительной динамикой от среднего уровня самооценки до оптимально высокого, независимо от этапов соревновательной деятельности. У спортсменов, с 3 юношеским разрядом, чаще имела место неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, с тенденцией к снижению на период соревнований, и последующим восстановлением до прежнего уровня, в постсоревновательный период. Кроме того, у обследованных спортсменов с 1 юношеским разрядом, средний показатель уровня личностной тревожности достоверно выше (p < 0,05), чем у спортсменов с 3-м юношеским разрядом.

Таким образом, занятия спортивным туризмом, способствуют формированию адекватной самооценки и морально-устойчивых качеств у молодых спортсменов, следовательно, способствуют развитию социально приемлемой, «здоровой» личности.

Выводы.

1. Установлено, что для 82,87% спортсменов, которые занимаются экстремальными видами спорта, а именно спортивным туризмом, соревновательная деятельность характеризуется легким снижением продуктивности когнитивных функций и психической работоспособности. Структуру когнитивных дисфункций в период экстремальной соревновательной деятельности определяют сужение объемов непосредственной и долговременной памяти, снижение продуктивности процесса запоминания, дефекты селективности, сужение объемов произвольного внимания, нарушения процессов концентрации, распределения и переключения.

2. Анализ кривой психической работоспособности позволил сделать вывод о том, что у спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности имеет место гипостенический вариант астении; в постсоревновательный период имеет место гиперстенический вариант астении. Нарушения когнитивных функций, у спортсменов, в период соревновательной деятельности, носят функциональный характер и поддаются редукции в первой декаде постсоревновательного периода.

3. Выявлено, что занятия экстремальными видами спорта, в частности спортивным туризмом, формируют у спортсменов систему ценностей, отличную от ценностной системы молодежи других социальных групп, не включенных в спортивно-познавательный процесс. В системе ценностных ориентаций личности обследованных спортсменов духовные и личностные ценности преобладают над материальными и ценностями профессиональной реализации. Альтруистические ценности, ценности общения и ценности принятия других людей доминируют над ценностями дела и самоутверждения.

4. Уровень самооценки спортсменов, занимающихся спортивным туризмом, представлен следующими вариантами: завышенный уровень самооценки, оптимальный уровень самооценки, средний уровень самооценки, заниженный уровень самооценки. Зачастую самооценка спортсменов соответствует оптимальному высокому или среднему уровню. Самооценка личности спортсменов зависит, как от этапа соревновательной деятельности, так и от спортивной квалификации. Имеет место положительная динамика уровня самооценки личности в процессе всего этапа соревнований.

5. Имеет место определенная зависимость степени личностной тревожности спортсменов от уровня их профессиональной квалификации и спортивного стажа. Установлено, что самооценка спортсменов, имеющих 1-й разряд, характеризуется более высоким уровнем, большей адекватностью по сравнению с самооценкой спортсменов, имеющих 3-й разряд.

6. Выявлено, что у 72,22 % обследованных спортсменов как представителей экстремального вида спорта имеет место средний уровень личностной тревожности. Установлена определенная зависимость степени личностной тревожности спортсменов от уровня их профессиональной квалификации и спортивного стажа. У спортсменов с 3-м юношеским разрядом средний показатель уровня личностной тревожности достоверно выше (p< 0,05) чем у спортсменов с 1-м юношеским разрядом.

Перспективы исследования заключаются в разработке практических рекомендаций к готовности спортсменов к экстремальным условиям соревновательной деятельности, а также в разработке программ восстановления психической работоспособности спортсменов.

 

Литература:

 

1. Асташова Н.А. Учитель. Проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова // - М:МОДЭК., 2001 г.- 272 с.

2.Анисимова О.М. Взаимосвязь адекватности самосознания и эффек­тивности поведения / О.М. Анисимова // Ананьевские чтения: тезисы науч.-практ. конф. / под ред. А.А. Крылова; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 1999. –– С. 17-18.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.01 с.)