Psychological characteristics of athletes who were engaged in sports tourism 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Psychological characteristics of athletes who were engaged in sports tourism



Annotation. Psychodiagnostic examination was conducted among athletes who engage in sports tourism. The features of cognitive productivity athletes in a competitive and postsorevnovatelnoy activities.

It is shown that the examined athletes there is a slight decrease in the productivity of cognitive functions as memory and attention disorders during the competitions. Found that cognitive decline productivity athletes in competitive activities, are functional and amenable to reduction after the competition. Determined that the level of self- athletes depends both on the stage of competitive activities and from sports training. Found that high self-esteem athletes athletic skills characterized by a high level and the adequacy of self-esteem compared to beginners.

Keywords: tourism, cognition, personality, values​​, self-esteem.

Постановка проблемы. В настоящее время возросли требования к психологической подготовленности спортсмена, чем обуславливается необходимость измерения оценки психологических показателей, характеризующих личность спортсмена и продуктивность его когнитивных функций [3, 5]. Изучение продуктивности когнитивных функций как составной психического здоровья, приобретает сегодня все большую актуальность в связи с повышением требований к развитию регуляторных процессов, позволяющих личности выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, а также самостоятельно определять перспективы своего развития [1, 2, 3]. Формирование у спортсменов способностей к саморегуляции имеет важное значение для максимальной реализации их возможностей, в экстремальных условиях спортивной деятельности. Под когнитивными функциями понимают наиболее сложные функции головного мозга, т.е, они являются необходимой составляющей полноценной деятельности человека, а их продуктивность, с одной стороны, обеспечивает высокую результативность в спортивной деятельности, с другой – выступает показателем психической работоспособности спортсменов [6,7].

Результатом успешной психологической подготовки является состояние готовности спортсмена к участию в соревновании, что положительно сказывается на проявлении физических, технических, тактических и психических качеств спортсмена. Без их количественной оценки невозможны научно обоснованное планирование и управление подготовкой в спорте. Поэтому точное определение степени психологической готовности имеет большое практическое значение [1, 3, 8, 9].

Исследований, освещающих такие немаловажные для современного спорта вопросы как формирование адекватной психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных условиях недостаточно. Практически неизученным остается вопрос о характере динамики продуктивности когнитивных функций как показателя психической работоспособности спортсменов в соревновательном и восстановительном периодах спортивной деятельности. Кроме того, нет специальных исследований, направленных на изучение формирования личностных качеств спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности. Итак, неоспоримое значение проблемы психологической готовности спортсменов к экстремальным условиям соревновательной деятельности и недостаточное ее освещение, обусловили актуальность нашего исследования.

Целью данной статье является комплексное психодиагностическое исследование особенностей продуктивности когнитивных функций и личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, на примере спортивного туризма. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи исследования:

Задачи:

1. Исследовать состояние функций памяти и внимания у спортсменов, которые систематически занимаются спортивным туризмом.

2. Изучить качества личности спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом.

3. Проследить динамику продуктивности когнитивных функций на разных этапах соревновательной деятельности.

4. Изучить особенности субъективной оценки своего состояния, самооценки и уровня тревожности спортсменов на разных этапах соревновательной деятельности.

5. Проанализировать характер особенностей самооценки и уровня тревожности спортсменов, имеющих различные спортивные разряды.

В процессе выполнения исследования использовался комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ проблемы, сравнение и обобщение данных. Эмпирические методы: беседа, наблюдение, психодиагностический метод. Для диагностики продуктивности когнитивных функций применялись методики «Таблицы Шульте» и «Запоминание 10 слов». Изучение качеств личности спортсменов было реализовано с помощью методики: «САН», «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Шкала Спилбергера-Ханина», «Шкала самооценки» [4]. Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью метода установления вероятности отклонений (по t-критерию Стьюдента) и корреляции Спирмена.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 33 спортсмена, которые занимаются спортивным туризмом. Первая стадия исследования проходила в условиях соревновательной деятельности (соревнования по скалолазанию), второй этап – в постсоревновательный период.

Результаты исследования. Первым этапом нашей работы стало изучение продуктивности когнитивных функций спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом. Результаты, полученные с помощью методики «Запоминание 10 слов», позволили оценить объем непосредственной памяти, объем отсроченной (долговременной) памяти, особенности процесса запоминания, наличие вербальных контаминаций и повторений. Средние значения показателей вербального запоминания спортсменов, полученные в результате обследования, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели вербальной памяти спортсменов,

в соревновательный и постсоревновательный периоды

  Оцениваемые параметры Показатели (количество воспроизведенных слов) Критерии вероятности отклонений
Период соревнований Постсоревновательный период t p
Объем непосредственной памяти 5,79±0,22 7,52±0,17 6,22 <0,001
Объем 2-го воспроизведения 7,07±0,24 8,52±0,15 5,12 <0,001
Объем 3-го воспроизведения 8,14±0,29 9,31±0,14 3,63 <0,001
Объем 4-го воспроизведения 8,86±0,29 9,97±0,03 3,81 <0,001
Объем 5-го воспроизведения 9,17±0,21 9,97±0,03 3,77 <0,001
Объем отсроченной (долговременной) памяти 7,83±0,34 9,31±0,12 4,10 <0,001

Примечание: Достоверность отличий по критерию Стьюдента, р < 0,001.

Как показано в табл. 1, в период соревнований у спортсменов, которые занимаются спортивным туризмом, объем непосредственного запоминания составил 5,79±0,22 слова, что отвечает показателям нижней границы нормы (7±2 слова из 10); однако данные показатели достоверно ниже, чем в постсоревновательный период, когда объем первого воспроизведения составил 7,52±0,17 слова (t= 6,22; p <0,001). Объем вербального запоминания после пятого предъявления, в условиях соревновательной деятельности, составил 9,17±0,21 слова, в постсоревновательный период – 9,97±0,03 слова (отличия достоверно значимы (t= 3,77; p <0,001)). Отсроченное воспроизведение в период соревнований составило 7,83±0,34 слова, что достоверно ниже (t= 4,10; p <0,001), чем в постсоревновательный период, когда объем продолжительной вербальной памяти составил 9,31±0,12 слова из 10. Итак, у спортсменов-скалолазов объемы вербальной кратковременной и долговременной памяти в период соревновательной деятельности были достоверно ниже (t= 3,77; p <0,001), чем в постсоревновательный период.

На основании результатов, полученных с помощью методики «Запоминание 10 слов», были построены графики («кривые запоминания»), которые отображают динамику процесса вербального заучивания, спортсменов, в условиях соревновательной и послесоревновательной деятельности. «Кривая запоминания» в период соревнований в целом имеет такой вид: 5,79; 7,07; 8,14; 8,86; 9,17. В постсоревновательный период «кривая запоминания» следующая: 7,52; 8,52; 9,31; 9,97; 9,97. И в соревновательный период и в условиях постсоревновательной деятельности «кривые запоминания», у обследуемых спортсменов имеют характер постепенно восходящих линий. С каждым следующим воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается. Анализ «кривых запоминания», которые отражают уровень психической работоспособности, показал, что у спортсменов в период соревнований в целом сохранена произвольная регуляция деятельности, однако продуктивность произвольного запоминания вербального материала в условиях соревнований была достоверно ниже, чем в постсоревновательный период (p<0,001).

Итак, в условиях соревновательной деятельности 11 (37,93%) обследованных спортсменов не повторили 10 слов даже после 5-ти кратного предъявления (в норме 10 слов должно быть воспроизведено за 3 повтора). Лишь 5 (17,24%) испытуемых запомнили весь ряд слов после третьей попытки, и 13 (44,83%) спортсменов – после 4–5-й попыток. В постсоревновательный период, 13 (44,83%) обследованных воспроизвели 10 слов после третьей попытки и 14 (48,28%) спортсменов запомнили весь ряд слов к четвертому воспроизведению.

Таким образом, в 82,87% у спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности имеют место легкие нарушения вербальной памяти в виде сужения объемов и снижения прочности запоминания, а также в виде снижения продуктивности произвольного запоминания вербального материала.

При изучении вербальной памяти спортсменов в экстремальных условиях соревновательной деятельности у них были выявлены дефекты селективности мнестических функций. При воспроизведении ряда слов испытуемые повторяли уже названные слова, а также называли «лишние» слова (слова, которые не были представлены для запоминания). Данные дефекты селективности наблюдались как при непосредственном воспроизведении, так и при отсроченном. Количество «лишних» слов было в пределах от одного до пяти. Подробнее полученные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Частота дефектов селективности у спортсменов

в условиях соревновательной деятельности

 

Виды воспроизведения Ошибки при воспроизведении Обследованные спортсмены  
абс. вел. %
Непосредственное Контаминации   44,83
Повторение слов   65,16
Отсроченное   Контаминации   31,03
Повторение слов   24,14

 

Как показано в табл. 2, в условиях соревновательной деятельности, при непосредственном воспроизведении ряда, 13(44,83 %) обследованных называли «лишние» слова и 19 (65,16%) спортсменов повторяли уже названные слова. При отсроченном воспроизведении вербальные контаминации были отмечены у 9 (31,03 %) спортсменов, повторы названных слов имели место у 7 (24,14 %) обследованных. Итак, дефекты селективности мнестических функций в виде вербальных контаминаций и повторов чаще имели место при непосредственном воспроизведении.

Таким образом, у спортсменов в условиях соревновательной деятельности имеют место легкие дефекты кратковременной и долговременной вербальной памяти, некоторое снижение продуктивности запоминания. Также отмечаются такие мнестические нарушения как дефекты селективности в виде вербальных контаминаций и повторов, которые чаще имели место при непосредственном воспроизведении. Данные мнестические нарушения, у спортсменов носили функциональный характер и подвергались редукции в первой декаде постсоревновательного периода.

Для изучения продуктивности функций внимания спортсменов применялась методика «Таблицы Шульте». Средние значения, полученные в результате обследования, представлены в табл. 3

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.011 с.)