Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
Эдвард Хейстингс Чемберлин (1889-1967) - глава отделения экономической теории Гарвардского университета, работал с В.В. Леонтьевым, Э Хансенон, И Шумпетерем и др. именитыми учеными. В 1965г. избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. Основные труды «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)» (1933), «На путях к более общей теории стоимости» (1957), в которых содержится всесторонняя характеристика сущности монополий и убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия - такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей». Основные теоретические положения: 1) Одно из главных теоретических положений: главным условием овладения рынка или сутью монополий является контроль над предложением, следовательно - ценой, который достигается усилением взаимозаменяемостью соперничества товаров - «дифференциацией продукта» «Вместе с дифференциацией появляется монополия, а по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей». «Рынки в реальной действительности более или менее несовершенны», «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований». Отсюда он делает вывод: все продавцы - «конкурирующие монополисты» в условиях действия сил «монополистической конкуренции», но при обязательном наличии главного условия - дифференциации продукта. Каждый продавец-монополист формирует собственный круг покупателей, свой субрынок за счет обладания своим «уникальным» товаром, уровень дифференциации которого отражает в какой степени продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. >го значит также, что реальный объем предложения товаров и услуг будет меньше, а цена на них будет выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Категорию «дифференциация продукта» Э Чемберлин увязывает с теорией стоимости «Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака», который может реальным или воображаемым (неважно!) - лишь бы он привел к предпочтению именно данной разновидности данного продукта. «Там где существует такого рода дифференциация покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а соответствии с выбором, основанным на предпочтении». Именно поэтому фирма-монополист может позволить себе увеличивать объем продаж путем снижения цен, разрабатывать новый конкурирующий товар, не боясь конкурентов, т.к. те не смогут поступить также сразу из-за фактора времени.
Кроме ценовых факторов Э. Чемберлин обосновывает растущее влияние на процесс конкуренции неценовых факторов конкуренции - качества товаров и услуг и рекламы. «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю»... «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связываю его клиентов с ним самим, либо с теми, кто у него работает». Он убежден, совокупность названных факторов необходимо учитывать в рамках истиной теории стоимости. Э. Чемберлин полагает, что монополия и конкуренция - не взаимоисключающие друг друга категории: «учет обеих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен»... «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами». «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников, при условиях же с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходится считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределенных между продавцами по одному на каждого»
Чемберлин соглашается, что при чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком и любой продавец производит и продает любое количество товаров - но по цене действующего рынка, на который он влиять не может, и которого в природе нет. Но в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной мере обособлен от рынков его соперников и объем сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: ценой, особенностями продукта и затратами на рекламу». Он убежден, что продавцы инициируют факторы для влияния на потребительское решение покупателей и особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены. Отсюда - специфическая особенность монополистической конкуренции - устранение ценовой конкуренции и перевод ее в область неценовую. «Проблема цены дифференцированного продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и издержек., дифференциация и издержки сбыта - выпадают совершенно» Поэтому «неполное знание цен уменьшает эластичность спроса на продукты, подобно тому, как реклама, парализуя действие этого фактора, делает спрос более эластичным, а ценовую конкуренцию - более широкой, покрывая требующиеся дополнительные издержки ценой». Его вывод: эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров, а реклама в отличие от условий свободной конкуренции не допускает слияния рынков. Э. Чемберлин доказал, что: во-первых, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации продукта» (у «классиков» и «неоклассиков» решающее условие экономического роста - чистая конкуренция на слитом воедино рынке), а во-вторых, конкурентная борьба всегда имела место между конкурентами-монополистами, проявляясь и в ценовой конкуренции и в неценовой конкуренции, обусловленной совершенствованием качества продукции и рекламы («неоклассики» вытеснение чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы). Заслуги Э. Чемберлина 1) Его суждения впервые подвели исследователей экономического либерализма к тому, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. 2) Монополия, вопреки марксистским критикам, необязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, т.к. рыночной системе свойственны и усиливающие конкуренцию тенденции. Следовательно, выдержать состязание с крупным производителем-монополистом и стать тоже монополистом может и мелкий и средний продавец или производитель. 3) Конкуренцию и монополию нельзя противопоставлять как взаимоисключающие категории. Это не альтернатива, а объективное сосуществование, предполагающее обязательное наличие друг друга А отдельные цены «следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии» Итог исследования Чемберлина - естественная сущность монополий в конкурентной среде, т.к. предпринимательство в значительной своей части «составляют попытки всякого предпринимателя воздвигнуть собственную монополию, распространить ее насколько возможно и защитить ее против попыток других предпринимателей расширить свои монополии».
4) Огромная заслуга Э. Чемберлина в открытии и обосновании дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции - техническое усовершенствование, качество, особое обслуживание покупателей, обеспечивающие фирме респектабельную репутацию и преимущество на рынке. 5) Э. Чемберлин и его сторонники впоследствии выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой монополии» - разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Оценивая его вклад в экономическую науку М. Блауг пишет «Одним из парадоксов истории мысли является то, что случай, за который ухватился Чемберлин, - большое число фирм при свободном входе в отрасль и дифференциации продукта, но без осознания взаимозависимости - сегодня рассматривается как тривиальная модификация модели совершенной конкуренции. Революция в теории цены, вызванная «Теорией монополистической конкуренции», заключалась в том, что возросло число рыночных структур, которые экономическая теория должна проанализировать, чтобы показать, что удовлетворительное функционирование рынка - не простое автоматическое следствие из типа конкуренции... Теория цены с тех пор стала более сложной и менее удовлетворительной... Мы никогда не сможем вернуться к смелым обобщениям теории цены Маршалла. Именно по этой причине мы вправе говорить о чемберлианской революции в современной микроэкономической теории подобно тому, как мы говорим о кейнсинианской революции в макроэкономике».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.007 с.) |