Экономическая мысль Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль Востока.



Среди наиболее значимых представителей экономической мысли на Востоке является идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332-1406), живший на севере Африки.

Государства Востока, в соответствии с «азиатским способом управления», традиционно сохраняли за собой право владения землей и сбор больших налогов с населения В начале VI 1 века на землю «снизошли откровения бога» и услышавший их - купец Мухаммед (Мекка), первый проповедник (пророк) Корана - возвестил мусульманский мир о новой исламской религиозной идеологии.

В целях укрепления веры в душах правоверных Ибн-Хальдун разработал концепцию некой «социальной физики», в которой отражает незыблемость дифференциации общества (Аллах дал преимущества одним людям над другими). Он подчеркивает богоугодность торговли, необходимость возвышенного отношения к труду, порицает скупость и расточительство. Но, как бы ни выросло национальное богатство - вплоть до того, что у каждого человека будут предметы роскоши - все равно при этом социальное и имущественное равенство никогда не наступит и не исчезнет деление общества на сословия по имущественному признаку и признаку предводительства.

Развивая проблему достатка и недостатка материальных благ в обществе, мыслитель указал на обусловленность их размерами городов - степенью их заселенности:

• с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

• малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ,

• расцвет города, как и общества в целом, реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках;

• «Аллах создал два металла - золото и серебро, чтобы они были стоимостью всякого движимого (продаваемого) имущества. На эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому они - основа приобретения, накопления и сокровища;

• «Во всем приобретаемом и обращаемом в деньги необходимо содержаться человеческие труды От количества человека, его места среди других трудов и потребности людей в нем зависит стоимость этого труда». Он отмечал, что покупка на рынке продукта и есть стоимость труда человека. Но кроме труда, в стоимость товара он включал стоимость «сырого материала, средств труда, стоимость труда продуктов», вошедших составной частью в новый товар.

Экономическая мысль средневекового Китая в основном продолжала идеи конфуцианства. Воплощением этого является классический трактат Ли Гоу «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI век). Он рассматривал финансы государства как главное звено в обогащении государства. «Обогащение не в том, чтобы вести мизерные подсчеты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток». Он утверждал необходимость установление твердой суммы государственных расходов и их распределение. Потребление должно осуществляться в соответствии с социальным рангом. Призывал «восстановить строгость и прекратить мотовство», запретить крестьянам торговать и заниматься ремеслом, а купцам и ремесленникам потреблять предметы роскоши. Интересная мысль: чтобы нейтрализовать спекуляцию продовольствием он предложил государству скупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого»». Государство должно делать запасы продовольствия. Обогащать государство следует не за счет непомерных налогов, а посредством регулярного накопления излишков зерна.

Экономическая мысль Европы

Наиболее значимые представители экономической мысли Европы в средневековье - представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный (353-430г.г.) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274гг. - канонизирован в 1879г.). Фома Аквинский считается наиболее крупной фигурой школы на позднем этапе ее развития. Его воззрения в работе «Сумма теологии» существенно разнятся от положений основателя раннего канонизма Августина. Это связано с его учетом реалий своего времени. Он выискивает новые объяснения социального неравенства и сословного деления общества. Рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций он уже не называет грехом и не требует их запрещения. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский двойственными характеристиками, схоластическими суждениями в целях компромисса и примирения с ранней школой, сумел диаметрально изменить суть первоначальных трактовок хозяйственных явлений и экономических категорий Августина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.183.150 (0.004 с.)