Цели и задачи спецкурса «Корпоративное управление» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи спецкурса «Корпоративное управление»



Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов концептуальные представления о корпоративном управлении и российской специфики, деятельности исполнительных органов и членов совета директоров акционеров открытых акционерных обществ, предоставить набор действенных инструментов для внедрения принципов надлежащего корпоративного управления на практике.

Задачи курса в соответствии с поставленной целью состоят в:

- приобретении новых и углубленных знаний корпоративного управления, в т.ч. государственной политики в области становления и развития корпоративных стандартов российскими акционерными обществами;

- ознакомлении с различными концептуальными теориями корпоративного управления;

- формировании и закреплении навыков экономического анализа природы собственности и последствий решений, принимаемых менеджментом компании, по повышению капитализации компаний, использованию фондовых инструментов;

- освоении методов эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов и членов совета директоров, введении независимых директоров, а также подготовке внутренних документов акционерных обществ на основе корпоративных стандартов;

- получении информации об особенностях составления и публикации годовых отчетов;

- применении средств корпоративной защиты в результате слияний и поглощений компании и оценке их эффективности;

- изучении методики и практики рейтинговых оценок качества корпоративного управления субъектов рыночных отношений, выставляемых международными и российскими агентствами (институтами).

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о сущности корпоративного управления, эволюции и его роли в современной экономике;

- об участниках корпоративного управления и их интересах;

- о теориях и моделях корпоративного управления;

- об особенностях национальной модели корпоративного управления;

- о формах корпоративного контроля;

- о деятельности исполнительных органов и членов совета директоров акционерного общества, их полномочиях и функциях, внедрении независимого директора, количестве и составе комитетов совета директоров;

- о корпоративных конфликтах и средствах защиты;

- о корпоративной культуре и др.

Знать:

- содержание предмета корпоративного управления;

- функции участников корпоративного управления и «конфликт интересов»;

- теоретические основы анализа в области корпоративного управления (теория фирмы, теория собственности, теория транзакционных издержек, теория контрактов) и теоретические источники (агентская теория, теория стейкхолдеров и др.);

- особенности и критические оценки англо-американской, немецкой и японской моделей корпоративного управления;

- специфику корпоративного управления в России и основных участников модели;

- основания и формы корпоративного контроля: акционерного, управленческого и финансового;

- порядок формирования, полномочия и структуру исполнительных органов, совета директоров, функции комитетов совета директоров открытого акционерного общества;

- сущность корпоративных конфликтов, применение основных средств защиты на практике и оценка их эффективности;

- определение и функции корпоративной культуры и др.

Уметь:

- оценивать различные варианты решений органов управления акционерного общества и прогнозировать последствия их действий;

- анализировать состояние и тенденции развития корпоративного управления в России;

- адекватно оценивать экономическую ситуацию и применять новые методы эффективного управления компанией;

- отвечать на контрольные вопросы, решать практические задания, тесты и кейсы, предложенные в соответствии с темами спецкурса.

В процессе изучения данной дисциплины предполагается использование мультимедийного лекционного материала (презентаций), просмотр СД-фильма, выполнение заданий, тестов, кейсов, проведение «летучек» (контрольных работ на 15-20 минут) и групповых дискуссий.

Проводится посещение ЗАО «Ростовская валютно-фондовая биржа» (РВФБ) с презентацией деятельности группы компаний Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), в том числе РВФБ – как торговой площадки ММВБ. Изучается система выставления котировочных заявок ценных бумаг в торговой сессии биржи, совершение сделок купли-продажи ценных бумаг, а также тренды покупки-продажи ценных бумаг «голубых фишек» (ОАО «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России»), эмитентов Южного федерального округа (ОАО «Ростовэнерго», ОАО «Роствертол», ОАО «ТГК-8» и др.) по итогам торгов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

2.1 Учебно-тематический план курса

Распределение учебных часов

№ п/п Наименование тем Количество часов
лекции семинар самост. работа
1. 2. Корпоративное управление: эволюция, определения, основные участники      
2. 3. Теоретические основы анализа корпоративного управления      
3. 3. Модели корпоративного управления: англо-американская, немецкая, японская      
4. 4. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы   -  
5. Совет директоров: права и функции. Правила для независимого директора      
6. Комитеты совета директоров      
7. Исполнительные органы акционерного общества      
8. Подготовка и публикация годового отчета акционерного общества      
9. Кодекс корпоративного поведения: разработка, принципы. Формирование корпоративного управления в России      
10. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности      
11. Рейтинги корпоративного управления      
12. 6. Корпоративная культура: определение, функции, структура, факторы   -  
  Итого: 72      

Содержание курса

 

Тема 1. Корпоративное управление: эволюция, определения,

Основные участники

История корпоративного управления. Сущность и основные экономические причины возникновения корпоративного управления. Определения, участники корпоративного управления. Источники принципов корпоративного управления. Преимущества эффективного корпоративного управления. Актуальность и современные тенденции. Особенности корпоративного управления в России и США. Корпоративное управление как фактор повышения инвестиционной привлекательности компании.

 

Основная литература

1. Управление современной компанией. /Под ред.Б.Мильнера, Ф.Лииса. М.: ИНФРА-М, 2001. Гл. 26. - с.382-385.

2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – С-П.: СПб:ПИТЕР, 2002. Гл.13.3, с.510-515.

3. Совет директоров в системе корпоративного управления компании. /Под ред. Костикова И.В. М.: Флинта: Наука, 2002. – с.9-17, 39-53.

4. Куделя А. Стратегический корпоративный менеджмент. – М.:, МАН ИТП, 2000. Гл.11, с.328-342.

5. Национальный доклад «Корпоративное управление и экономический рост в России», Национальный совет по корпоративному управлению, 2004 - http://www.nccg.ru/site.xp/049055124.html.

6. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. Ч.1. – с.28-48.

7. Сонин А. Корпоративное управление: мифы и реальность //Управление компанией. – 2005. - №12.

8. Рубцов Б.Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: «Экзамен», 2002. – с.12-13.

Дополнительная литература

1. Беликов И., Вербицкий В. Привлечение инвестиций и корпоративное управление в средних компаниях //Управление компанией. – 2007. - №5.

2. Алексеев А., Лебедянцев И. В поисках эффективного корпоративного управления //Управление компанией. – 2002. - №2.

3. Молинеус С. Проблемы корпоративного управления в России //Управление компанией. – 2003. - №5.

4. Корпоративное управление Учебное пособие /Под ред. Шихвердиева А.П. - Издательство Академии Государственной службы при Главе Республики Коми, 2002. - http://kursowaya.ru/23672.html.

 

 

Тема 2. Т еоретические основы анализа корпоративного управления

Теория фирмы. Теория трансакционных издержек. Теория контрактов. Теория прав собственности. Агентская теория. Модель Йенсена-Меклинга. Модели структуры капитала (теорема Модильяни-Миллера). Модель Тироля. Теория соучастников («стейкхолдеров»). Управленческая теория. Организационная теория.

 

Основная литература

1. Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков /Под ред. М.Аоки и Х.К.Кима. – СПб.: Лениздат, 1997. – с.21.

2. Корпоративное управление: учебное пособие /Е.А.Иванова, Л.В.Шишикина; под ред. проф.В.Ю.Наливайского. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2007. – с.25-36.

3. Лазарева О.В., Рачинский А.А., Ружанская Л.С. Корпоративное управление. Екатеринбург: Уральский университет, 2003. с.32-43.

4. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции "Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика". – М.: Альпина, 2000. – с. 62-68.

 

Дополнительная литература

1. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П.. Стратегическое управление корпорациями (2-е издание). С-П.:Культ-информ-пресс, 2002. – с.14-17.

2. Coase R. The Nature of the Firm //Economica. - 1937. - №4. - Р.386.

3. Малахов В. Пособие для независимого акционера, или Чего ждать от менеджера? //Управление компанией. – 2003. - №5(24). – с.73-74.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.012 с.)