Теоретические основы взаимоотношений предприятия с государственным бюджетом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы взаимоотношений предприятия с государственным бюджетом



Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально – экономических процессов используются финансово – кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

– обеспечение национальной обороны;

– отправление правосудия;

– организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

– образование юношества;

– сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Цель данной курсовой работы – проанализировать взаимоотношения предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на экономическое состояние предприятия на примере ООО «Хлеб».

Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется возможность получения бюджетного финансирования и кредитования.

Данная тема является весьма актуальной, так как правильный

(оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации налогообложения.

 

Теоретические основы взаимоотношений предприятия с государственным бюджетом

Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов

 

Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций, необходим бюджет, который представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.

Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности – обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение, культуру и искусство[11,c.9].

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств – собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации – группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают, таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием[7,c.69].

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств) [6,c.9].

В соответствии с функциональной классификацией расходы

консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают финансирование затрат на:

– государственное управление;

– международную деятельность и национальную оборону:

– правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

государства;

– федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– промышленность, энергетику и строительство;

– сельское хозяйство и рыболовство;

– охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

– транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

– предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

– образование;

– культуру и искусство;

– средства массовой информации;

– здравоохранение и физическую культуру;

– социальную политику;

– обслуживание государственного долга;

– пополнение государственных запасов и резервов:

– прочие расходы;

– расходы целевых бюджетных фондов.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

– достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

– целевой характер использования бюджетных ассигнований;

– предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

– безвозвратность бюджетных ассигнований.

Безвозвратное финансирование негосударственных организаций

осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия[18,c.49].

Важную роль играют государственные инвестиции, особенно в отраслях, от которых зависит национальная безопасность или где необходима государственная поддержка для осуществления структурных преобразований и придания первоначального импульса к развитию новых территорий или производств. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета, образуют целевые инвестиционные программы, приоритетами которых являются:

– наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление потребительского рынка;

– поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки;

– производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики.

В современных условиях финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное выделение бюджетных средств должно являться исключением из общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств[7,c.39].

Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются на срок от 1 до 5 лет под уплату процентов в размере 50 – 75% учетной ставки Центрального банка России.

Обязательным условием бюджетного финансирования выступает финансовый контроль – совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств. Задачами финансового контроля также являются обеспечение соблюдения налогового и бюджетного законодательства, выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков, улучшение бюджетной и налоговой дисциплины. Нарушение финансовой дисциплины карается экономически посредством финансовых санкций и в административном порядке (в отношении должностных лиц) [14,c.18].

Существует несколько видов финансового контроля: общегосударственный, ведомственный и независимый (аудит). Субъектами общегосударственного финансового контроля выступают Счетная палата РФ, осуществляющая жесткий контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ресурсов; Главное управление казначейства Министерства финансов, организованная система постоянного контроля которого призвана способствовать сокращению нарушений в сфере использования федеральных бюджетных средств; Главное контрольное управление Президента РФ; Госналогслужба, обеспечивающая проверку выполнения налогоплательщиками обязательств перед бюджетом; Федеральная служба налоговой полиции и некоторые другие органы государственной власти. Ведомственный контроль осуществляется контрольно- ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. На предприятиях, в организациях и учреждениях финансово-экономическими службами осуществляется внутрихозяйственный контроль, объектом которого выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и использование выделенных бюджетных средств[10,c.9].

 

2. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом на примере ООО «Хлеб»

Заключение

Одним из основных государственных инструментов регулирования экономических отношений в целом и взаимоотношений предприятий и бюджета в частности является налоговая политика. Налоговая система – важнейший элемент рыночных отношений, от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Проблема налогов – одна из наиболее значимых и сложных в практике реализации в нашей стране экономической реформы. Осуществляемые на протяжении 90-х годов попытки приспособления налоговой системы России к новым условиям хозяйствования сводились, в основном, к механическому включению в нее готовых схем того или иного вида налога по западному образцу. Следствием этой налоговой политики стали: рост налогового бремени; кризис неплатежей; рост дефицита государственного бюджета; негативные социальные последствия. Десятилетний опыт налоговых реформ в России и других странах с переходной экономикой показал, что для того, чтобы произошло рациональное замещение постсоциалистической налоговой системы на рыночно ориентированную и адаптированную для интеграции российской экономики в мировую, недостаточно заимствование отдельных элементов налоговых систем наиболее развитых стран мира. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью осознания основных тенденций развития мировой налоговой политики и ориентация на них в совершенствовании взаимоотношения предприятия и бюджета в РФ.

Если Россия делает только первые шаги в направление построения современной рыночной структуры и включения в механизм мировых хозяйственных связей, то движение ведущих стран запада на этом пути насчитывает уже около полувека. Вторая половина 20 века и особенно период 80-90-х годов – время активного формирования единых для мирового хозяйственного комплекса экономических принципов регулирования рыночных структур. Система же налогового регулирования – важный элемент экономического механизма, определяющего направление и темпы этого движения. Кроме того, интеграция российской экономики в мировую неизбежно требует преобразования существующей сегодня в РФ налоговой системы в соответствии с общими тенденциями унификации и гармонизации налоговых структур различных стран и быстрым развитием международного налогового законодательства.

 

 

Приложение

Таблица 5 – Показатели для анализа налоговой нагрузки

Наименование показателя Формула расчёта Условные обозначения Экономическая сущность
1.Коэффициент налогоёмкости выручки от реализации товаров Кв = Нв / ВР Нв – налоги уплачиваемые из выручки от реализации товаров Характеризует, какую долю занимают налоги из выручки в этом показателе.
2.Коэффициент налогоёмкости издержек обращения Ки = Ни / Ио Ни – налоги, включающие в себя издержки обращения; Ио – сумма издержек обращения. Характеризует, какую долю составляют социальные и ресурсные платежи.
3.Коэффициент налогообложения прибыли Кп = Нп / П Нп - налог на прибыль; П – прибыль.. Показывает, какую долю занимает налог на прибыль в прибыли предприятия.
4.Коэффициент налогообложения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия Ко = Но / По Но – налоги, уплачиваемые за счёт прибыли остающейся на предприятии; По – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Показывает, какую долю занимают налоги, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Таблица 6 – Показатели налоговой нагрузки предприятия за 2011–2012гг.

Показатели Фактически за 2011г. Фактически за 2012г. Изменения (+,–)
1.Коэффициент налогоёмкости выраженный от реализации товаров, %. 2,63 3,90 +1,27
2.Коэффициент налогоёмкости издержек обращения, %. 5,01 5,94 +0,93
3.Коэффициент налогообложения прибыли, %. 25,83 21,25 –4,58
4.Коэффициент налогообложения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, %. 41,2 69,9 +28,7
5. Налоговая нагрузка, %      
– с учётом косвенных налогов; 10,25 10,47 +0,22
– без учёта косвенных налогов. 8,81 9,32 +0,51
6.Доля налогов, уплаченных из выручки от реализации товаров в товарообороте:      
– в действующих ценах, %; 1,53 0,94 -0,59
– в сопоставимых ценах, %. 0,92  
7.Доля налогов, уплаченных из выручки от реализации товаров в добавленной стоимости, %. 10,96 10,48 -0,48



Введение

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально – экономических процессов используются финансово – кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

– обеспечение национальной обороны;

– отправление правосудия;

– организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

– образование юношества;

– сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Цель данной курсовой работы – проанализировать взаимоотношения предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на экономическое состояние предприятия на примере ООО «Хлеб».

Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется возможность получения бюджетного финансирования и кредитования.

Данная тема является весьма актуальной, так как правильный

(оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации налогообложения.

 

Теоретические основы взаимоотношений предприятия с государственным бюджетом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.034 с.)