Экономическая информация и её характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая информация и её характеристики



В комплексе задач создания и эксплуатации информационных систем в сфере экономики важно определить базовые понятия: информация, данные, экономическая информация, информационный ресурс экономики и др.

В рамках дисциплины «Информатика» были рассмотрены следующие вопросы: понятие и свойства информации, информация и данные, данные и знания, информационный ресурс.

В настоящем разделе вводится понятие экономической информации, рассматриваются свойства и критерии оценки экономической информации, структура экономической информации, единицы экономической информации, их характеристики и взаимосвязь, понятие информационного ресурса экономики.

Информация применяется во всех сферах общественной практики. Одна из таких значительных областей – экономика.

Экономическая информация создается в результате экономической деятельности. Она отображает экономические объекты и хозяйственные процессы, которые протекают на этих объектах – банках, предприятиях и т.д. Cфера применения экономической информации выходит за рамки экономики в силу межотраслевого обмена информацией. В то же время на экономических объектах может генерироваться и применяться информация, не являющаяся экономической, например, научная, техническая, юридическая.

Путем классификации можно выделить свойства экономической информации (табл. 1).

Таблица 1.

Классификация экономической информации

Основание классификации Свойства информации
Полнота отражения событий Достаточная (полная), неполная, избыточная
По критериям соответствия отражаемым явлениям Достоверная, недостоверная
По стадии возникновения Исходная (первичная), производная (вторичная)
Уровень своевременности Преждевременная, своевременная
Уровень доступности Открытая, ограниченного доступа, закрытая (секретная)
Уровень агрегируемости Элементарная, группировочная, сводная, комплексная
Временные стадии управления Прогнозная, плановая, учетная, контрольная, аналитическая
Область создания Управление, производство, статистический учет, бухгалтерский учет, финансовая деятельность, кредитная деятельность, налогообложение, сервис и др.
Масштаб действия Местная, региональная, национальная, континентальная, мировая
Вид процесса Сбор, регистрация, передача, анализ, синтез, реферирование, хранение, поиск, тиражирование, обработка, кодирование, актуализация
По стабильности во времени Условно-постоянная, переменная

 

Рассмотрим подробнее последнюю характеристику. Период стабильности носит конкретный характер для определенных задач управления. Как правило, он составляет один год. Для оценки уровня стабильности информации используется коэффициент стабильности:

, где ИСобщ – общее число информационных совокупностей; ИСизм – число информационных совокупностей, изменивших свои значения за рассматриваемый период (год).

Если Кст≥0.85, то информационную совокупность принято считать условно-постоянной и в условиях автоматизированной обработки информации её следует организовывать и хранить в виде самостоятельных массивов нормативно-справочной информации.

Экономическую информацию можно оценивать с трех основных позиций – синтаксической, семантической и прагматической (рис. 1).

 

Синтаксическая
Семантическая
Прагматическая
Оценка информации
Объем данных
Количество информации
Качество информации

Рис. 1. Аспекты оценки информации

 

Синтаксическая оценка рассматривает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает смысловое содержание. Она позволяет определить объем экономических данных на носителях в соответствующих единицах (Кбайт, Мбайт и т.д.). Такая оценка необходима для определения технических средств, форм и видов носителей при автоматизированной обработке информации. Для количественной оценки информации, содержащейся в данных, используется понятие энтропии (Кибернетика).

Для качественной оценки информации учитываются семантический и прагматический аспекты. Семантический отражает смысловые связи и строится на содержании информации. Прагматический - учитывает ценность информации для конкретного потребителя (релевантность), а также полезность информации для достижения поставленной цели.

Важной характеристикой экономической информации является её структура: состав элементов, образующих структуру информации, и взаимосвязь между ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.004 с.)