Билет №1 (материал из методички) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №1 (материал из методички)



Билет №1 (материал из методички)

Экономика: практическая деятельность и наука. Предмет экономической науки.

Слово «экономика» греческого происхождения – «ойкономиа»

(«ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – правило, закон).

В русском языке в отличие от английского понятие «экономи-

ка» имеет двойственное значение:

1) экономическая деятельность, система хозяйствования (economy);

2) наука, изучающая эту деятельность и предлагающая вариан-

ты будущего развития (economics).

Любая наука, в том числе и экономическая, – это ментальная

деятельность, отражение в сознании объективной реальности. Эко-

номическая наука относится к разделу общественных. Поэтому

предметом ее изучения являются основные закономерности разви-

тия общества, но не в целом, а с точки зрения содержания экономи-

ческой практики, экономической деятельности.

Почему люди втянуты в экономическую деятельность?

По мнению А. Смита, «не от щедрот мясника, пивовара или бу-

лочника надеемся мы получить свой обед, а только лишь от соблю-

дения ими своих интересов». Если обобщить все наши желания:

обед, костюм, спектакль…, то можно их выразить одним понятием –

потребности. Следовательно, цель каждого, осуществляющего эко-

номическую деятельность, – удовлетворение потребностей.

Как можно удовлетворить свои потребности?

Основным средством удовлетворения потребностей является

доход в различных формах от участия в экономическом процессе.

Что такое экономическая деятельность или экономический

процесс?

Можно привести много примеров экономической деятельно-

сти: производство колбасы, купля-продажа акций, обучение студен-

тов,… Что между ними общего? В процессе экономической дея-

тельности люди вступают в определенные взаимоотношения друг с

другом.

Суть экономической деятельности – отношения между людьми

по поводу общественного производства, осуществляющегося в оп-

ределенных правовых условиях.

Понятие общественного производства включает в себя отно-

шения по поводу:

производства – процесса создания блага, удовлетворяюще-

го потребности;

распределения – выделения доли участия каждого в про-

цессе производства (дохода);

обмена – своей доли участия (дохода) на блага, удовлетво-

ряющие его потребности;

потребления – процесса удовлетворения потребностей.

Необходимо обратить внимание на то, люди взаимодействуют

в определенных условиях. Соответственно выделяют еще один тип

отношений – отношения с общественными институтами2 по поводу

создания и реализации условий взаимодействия людей.

Как можно влиять на экономическую практику?

Ответ на данный вопрос дает понятие «экономическая полити-

ка»- методы и инструменты воздействия на реальную экономиче-

скую деятельность.

Таким образом, предмет экономической теории – изучение

экономической деятельности, понимаемой как система отношений

между людьми по поводу общественного производства в опреде-

ленных условиях, и методов воздействия на реализацию этой дея-

тельности.

 

Билет №2

Билет №3

Спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения

(издержек производства) – переход к функциональному анализу, т.е.

одновременному определению взаимовлияния цены и спроса – пред-

ложения.

 

Билет №4

Билет №5

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего

Тем, кто является собственником. Форма собственности определяет

Принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо

Одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу,

Населению.

Классификация собственности в юридическом смысле основывается на учете разных видов правомочий собственников и характера имущества. Здесь различными являются:

1) характер присвоения и взаимоотношения между собственниками имущества и несобственниками;

Собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам.

Разделена на доли, части.

За государством

Билет №6,7

1. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности. Альтернативная стоимость. Экономическая эффективность.

Производственные ресурсы, которые используются для созданияконечных благ, как правило, ограничены: их меньше, чем необходимо

для удовлетворения потребностей при данном уровне общественного

развития. Но эта ограниченность относительна. С развитием общества

она преодолевается. Однако в каждый данный момент ограничен-

ность ресурсов имеет место. Таким образом, одновременное и полное

удовлетворение потребностей принципиально невозможно. Следст-

вием ограниченности ресурсов становится стремление к наилучше-

му их использованию.

Множественность экономических целей при ограниченности

ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наи-

лучшего среди возможных (альтернативных) вариантов, при кото-

ром достигается максимальное удовлетворение потребностей при

минимуме затрат.

Реализация экономических интересов связана с деятельностью.

Экономическая деятельность предполагает принятие решения и по-

следующее его осуществление. Необходимость принятия решения

возникает тогда, когда, во-первых, у субъекта есть возможность со-

вершить действие, во-вторых, налицо различные варианты таких

действий. Варианты экономических действий должны быть взаимо-

исключающими или альтернативными, иначе их можно осущест-

вить без ущерба друг для друга, нечего сравнивать.

Взаимосвязь понятий ограниченность ресурсов – экономиче-

ский выбор – затраты.

Любое экономическое действие связано с затратами. Человек

экономический должен рассчитать не только будущие прямые про-

изводственные затраты, но и издержки неиспользованных возмож-

ностей, чтобы сделать рациональный выбор. Производство одного

продукта означает отказ от производства другого. Издержки одного

блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь

(пожертвовать) – альтернативные издержки (opportunity costs), из-

держки неиспользованных возможностей или вмененными издерж-

ками. Альтернативные издержки – это выгода от наилучшей из

Билет №8

Билет №9

Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Рынок – общественный механизм распределения благ посред-

ством добровольного обмена в развитой форме купли-продажи че-

рез систему цен в определенных конкурентных условиях.

Взаимодействие субъектов рынка проявляется через взаимо-

действие спроса – характеристика поведения покупателей, и пред-

ложения – характеристика поведения продавцов.

Модель спроса и предложения в микроэкономике традиционно

рассматривается на примере рынка потребительских (конечных)

благ. Домашние хозяйства выступают в роли покупателей (потреби-

телей), предпринимательских сектор – продавцов (производителей).

Спрос как характеристика поведения покупателей.

Наличие спроса на товар предполагает согласие уплатить за

него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать «в об-

мен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества

других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают

влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры

их денежных доходов и цены предлагаемых товаров.

Необходимо обратить внимание, что спрос как категория име-

ет количественную и качественную стороны.

Качественная сторона спроса связана с потребностями, но эти

потребности должны быть платежеспособными.

Количественная сторона описывается через понятие величина

(объем) спроса – максимальное количество определенного блага,

которое может приобрести определенный покупатель за данную це-

ну в течение определенного периода времени при определенных ус-

ловиях. Именно условия формируют среду принятия решения поку-

пателем. Выделяют факторы, влияющие на выбор потребителя:

− цена данного товара;

− цены других товаров;

− потребительские предпочтения;

− доходы потребителей;

− ожидания потребителей;

− количество покупателей.

Функция спроса – зависимость величины спроса от опреде-

ляющих его факторов. Обратите внимание, что функция спроса о п-

ределяется только поведением покупателей (фактических и по-

тенциальных).

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены

данного товара, неизменны, функция спроса имеет вид QD= F (P) и

описывается законом спроса (обратная зависимость между ценой и

величиной спроса).

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели со-

гласны заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса от цены может быть представлена тремя спо-

собами:

− табличным – шкала спроса;

− аналитическим Q d = a – bP;

− графическим

Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса

(Q – quantity), ординаты – цены спроса (P – price).

Рис. 5. Кривая спроса

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение

спроса.

Изменение объема спроса имеет место при изменении цены

данного товара и неизменном характере зависимости объема спроса

от цены, т.е. при прочих равных условиях – движение вдоль кривой

спроса.

Изменение спроса – под влиянием различных факторов (кро-

ме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость меж-

ду ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены

Рис. 6. Кривая предложения

Абсциссы точек линии предложения характеризуют его объем,

ординаты – цены предложения (аналитическая запись и графиче-

ское изображение аналогично функции спроса – см. примечание к

функции спроса).

Необходимо различать изменение объема предложения и изме-

нение предложения.

Изменение объема предложения имеет место при изменении

цены товара и неизменном характере зависимости объема предло-

жения от цены, т.е. при прочих равных условиях – движение вдоль

кривой предложения.

Изменение предложения – под влиянием различных факторов

(кроме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость

между ценой и объемом предложения, т.е. изменится функция пред-

ложения от цены – сдвиг линии предложения.

Qs

Закон предложения – прямая зависимость между ценой и

объемом предложения (при увеличении цены объем предложения

растет, и наоборот).

Необходимо обратить внимание на то, что поведение покупа-

теля, описываемого законом спроса, является более определенным,

в отличие от поведения продавца. Основным фактором предложе-

ния являются издержки, динамика которых может быть различна по

мере увеличения объема производства (позднее будет рассматри-

ваться отдача от масштаба). Поэтому кривая предложения может

иметь не только положительный наклон, но и отрицательный, быть

горизонтальной или вертикальной относительно оси цен. По-

видимому, «нормальная кривая предложения» и, соответственнояяяяяяяяяя,

закон предложения отражают экономический интерес производите-

ля – при повышении цен он готов производить и поставлять на ры-

нок большее количество товаров.

Билет №10

Понятие равновесия. Система рыночных цен. Значение цены в рыночной экономике.

Рыночная цена и рыночный объем реализации товара опреде-

ляются взаимодействием спроса и предложения. При совмещении

кривых спроса и предложения – точка пересечения – возникает ры-

ночное равновесие с координатами Qе и Ре. Их соответственно на-

зывают:

равновесным объемом (Qе = Qd = Qs)

и равновесной ценой (Рe = Рd = Рs).

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов,

ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению.

Напротив, при любой другой цене, отличной от Ре, рынок не сба-

лансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные

стимулы к изменению сложившейся ситуации.

При изучении проблемы рыночного равновесия обратите вни-

мание на понятия излишек и дефицит (чего?), единственность и не-

единственность равновесия, неопределенность равновесия, устой-

чивость и неустойчивость равновесия.

 

Билет №11

Эластичность и адаптация субъектов рынка.

Целью построения модели является выяснение степени чувст-

вительности анализируемого экономического показателя к измене-

ниям влияющих на него факторов.

Существуют два подхода к определению чувствительности за-

висимости функции:

1. Приростной подход на сколько изменяется значение функ-

ции при изменении фактора (аргумента) на единицу – используется

в предельном анализе.

2. Темповой подход – относительное (процентное) изменение

функции при изменении фактора на один процент.

В математике отношение относительного приращения функ-

ции к относительному приросту независимой переменной называет-

ся эластичностью.

Темповой подход используется при анализе чувствительности

изменения величины спроса при изменении отдельных факторов,

влияющих на нее.

Виды эластичности спроса:

Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность)

отношение относительного изменения объема спроса на данный то-

вар к относительному изменению его цены:

E = (ΔQd/Qd)%: (ΔPd/Pd)% = (ΔQ/ΔP) (P/Q)

Необходимо обратить внимание:

а) по закону спроса существует обратная зависимость цены и

объема спроса, но отрицательное значение коэффициента эластич-

ности игнорируют, берут абсолютную величину;

б) если кривая задана линейной функцией, ее наклон ΔQ/ΔP = – b,

то

Е = b (P/Q),

где b – угловой коэффициент

Коэффициент эластичности различен в различных точках, не-

смотря на один и тот же наклон.

в) разная база отсчета дает разные коэффициенты эластичности

в одной и той же точке. Какие брать P и Q? Если расхождения на-

чальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q неве-

лики, не принципиально какие показатели использовать – Р1 или Р2

(обычно берут начальные значения, что позволяет сравнивать не-

сколько вариантов изменений при принятии экономических реше-

ний). В таком случает можно говорить о точечной эластичности.

Для избежания неопределенности в расчетах, используют сред-

ние для интервала значения, что важно для определения эластичности

всей кривой спроса и при нелинейной кривой спроса.

ΔQ (P1+P2)/2 ΔQ P1+P2 дуговая эластичность

Е = --- х --------- = --- х ----- спроса по цене

ΔP (Q1+Q2)/2 ΔP Q1+Q2

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене может

принимать любые значения в интервале 0 < Е < ∞.

Если 0<Е<1 – спрос неэластичен – увеличение (снижение) це-

ны на 1% сопровождается снижением (увеличением) объема спроса

менее чем на 1%.

Если 1<Е< ∞ – спрос эластичен – повышение (снижение) цены

на 1% сопровождается снижением (увеличением) объема спроса бо-

лее чем на 1%.

Крайние случаи – абсолютная или нулевая эластичность – ни-

какое изменение цены не влияет на величину спроса;

– совершенно эластичный (бесконечная эластичность) – малое

снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема

спроса (имеет место, когда фирма продает продукцию на совершен-

но конкурентном рынке).

Факторы эластичности спроса:

1. Товары заменители – чем больше заменителей, чем ближе

их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар.

Билет №12

Потребительский выбор и его особенности.

Потребительское поведение – это процесс формирования спро-

са отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные

товары и услуги. Мы предполагаем, что индивидуальный потреби-

тель в процессе принятия решения придерживается принципа ра-

циональности – он выбирает те блага или наборы благ, которые

обеспечивают ему максимальную полезность, где под полезностью

понимают степень удовлетворения потребностей, некую выгоду или

повышение уровня благосостояния экономического субъекта вслед-

ствие потребления данного блага. При этом полезность трактуется

исключительно субъективно: что полезно для одного, может быть

вредно для другого.

Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремит-

ся извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизи-

ровать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается

на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он распо-

лагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют по-

требителя делать выбор между теми или иными благами.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий со-

вокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода,

бюджетного ограничения). Таким образом, теория потребительско-

го поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полез-

ности, дохода и цен.

Рациональное потребительское поведение предполагает, что

потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях су-

ществующего у него бюджетного ограничения.

Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не

может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной

величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или

уменьшая покупку одного или другого товара.

Предпосылки анализа потребительского поведения:

− множественность видов потребления – каждый потребитель

стремится иметь множество разнообразных благ;

− ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести боль-

шее количество благ;

− транзитивность – постоянство и согласованность вкусов по-

требителя (если ему безразличен выбор между молоком и

кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразли-

чен и выбор между молоком и ряженкой);

− взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от

какого-то количества благ одного вида, если ему предложат

большее количество благ другого вида;

− убывающая предельная полезность – с увеличением количе-

ства потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Основные направления теории потребительского поведения:

Кардиналистское (от мат. «кардинальное» – количественное

число);

Ординалистское (от мат. «ординальное» – порядковое число).

 

Билет №13

Потребительские предпочтения: закономерности развития.

Кардиналистский подход к анализу полезности (историче-

ски первый) предполагает, что полезность блага может быть изме-

рена количественно, в специально вводимых для этого единицах

«ютилях»).

 

Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует

совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что

последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара,

приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предель-

ной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потре-

бительского равновесия выражается формулой:

MUa = MUb = MUc

Ра Рb Рс

где MU – предельная полезность товаров а, b с, соответственно;

Р – цена товаров а,b, с.

Простые арифметические преобразования приводят нас к то-

му, что

MUa: MUb: MUс = Ра: Рb: Рс

Иными словами, согласно кардиналистической теории услови-

ем равновесия потребителя является равенство соотношений пре-

дельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Билет №14

Издержки производства и их виды.

Трансакционные издержки – затраты на налаживание отношений между рыночными

агентами в ходе совершения ими различных сделок. Эти издержки

связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему

затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах сделок, из-

держки заключения договоров.

Какова цель частной фирмы?

Доход (выручка) – сумма, полученная от продажи экономиче-

ских благ в течение определенного периода.

Издержки – расходы или затраты, связанные с производством

и реализацией благ в течение данного периода времени.

Прибыль – разница между доходом и издержками.

Неоклассическая экономическая теория рассматривает транс-

формационные издержки – расходы, связанные с приобретением и

превращением ресурсов в выпуск.

В теории разводят понятия:

учетные (бухгалтерские) издержки – экономические из-

держки;

учетная (бухгалтерская) прибыль – экономическая при-

Быль.

И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки

фирмы за любой период равны стоимости ресурсов, использован-

ных фирмой для производства и реализации экономических благ в

течение определенного периода времени. Бухгалтеры сосредоточе-

ны на издержках, которые могут быть легко измерены либо рассчи-

таны по определенным правилам. Бухгалтерских подход – расчет

затрат на покупку чужих (не принадлежащих фирме) ресурсов.

Экономисты более широко подходят к данному вопросу.

Понимание экономистами издержек основывается на факте

редкости (ограниченности) ресурсов и возможности их альтерна-

тивного использования. Выбор определенных ресурсов для произ-

водства какого-то товара означает невозможность производства ка-

кого-то другого (альтернативного) товара. Экономические издержки лю-

бого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стои-

мости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Издержки с позиции отдельной фирмы (опираясь на понятие

альтернативной стоимости) – экономические издержки, т.е. выпла-

ты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма

обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь

эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти

выплаты (издержки) могут быть либо внешними (явными), либо

внутренними (неявными).

Внешние (явные) издержки – плата за ресурсы поставщикам,

не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Иными словами, это

те денежные выплаты или расходы, которые фирма несет «из своего

кармана» в пользу тех, кто поставляет ресурсы – человеческие, при-

родные, капитальные, информационные. Фактически внешние (яв-

ные) издержки и являются учетными издержками.

Кроме того, фирма может использовать определенные ресур-

сы, принадлежащие ей самой Издержки на собственный и самостоятельно используе-

мый ресурс – внутренние издержки. С точки зрения фирмы, внут-

ренние (неявные) издержки равны денежным платежам, которые

могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс

при наилучшем, из возможных способов, его применения.

В целом, внутренние (скрытые, неявные) или альтернативные

издержки – платежи за аналогичные ресурсы, которыми _______владеет

фирма и сама их использует.

Экономические издержки – все платежи – внешние (явные) и

внутренние (неявные), включая в последние и нормальную прибыль –

необходимые для привлечения и удержания ресурсов в пределах

данного направления деятельности.

Бухгалтерская прибыль – доход фирмы за вычетом внешних

(явных) издержек.

Экономическая прибыль – доход за вычетом всех (экономи-

ческих) издержек (внешних и внутренних, включая в последние

нормальную прибыль предпринимателя).

Экономическая прибыль может быть положительной или от-

рицательной (при положительной бухгалтерской прибыли).

Экономическая прибыль – превышение дохода над всеми из-

держками. Этот избыток, не являющийся издержками, т.к. он пре-

вышает нормальную прибыль, необходимую для удержания пред-

принимателя в данной сфере или на данном предприятии, достается

предпринимателю, т.е. предприниматель является претендентом на

этот остаток.

Наибольшее практическое значение имеет деление издержек

на постоянные и переменные.

Необходимо выделить два аспекта:

1) критерий деления валовых издержек на постоянные и пере-

менные;

2) период времени, в котором функционирует предприятие.

Поведение фирмы отличается в различные периоды времени.

Под долгосрочным периодом понимается

такой промежуток времени, в течение которого фирма может изме-

нить все используемые ей ресурсы. Краткосрочный период харак-

теризуется тем, что фирма, приспособляясь к колебаниям на рынке,

достаточно быстро может изменить только часть ресурсов, оставляя

неизменной другую их часть. Первую группу ресурсов относят к

переменным, вторую – постоянным. В долгосрочном периоде все

ресурсы являются переменными.

Обратите внимание на то, что деление издержек на постоян-

ные и переменные имеет место только в краткосрочном периоде, в

долгосрочном – все издержки переменные.

Критерий деления – зависимость от объема производства.

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в

данный момент времени не зависит от объема производства и реа-

лизации продукции.

Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых в

данный период непосредственно зависит от объема производства и

реализации продукции. Таким образом, переменными издержками

можно управлять через изменение объема производства.__

 

Под валовыми издержками (ТС) понимают сумму постоян-

ных и переменных издержек.

TC = FC + VC

Валовые издержки с увеличением объема производства при-

растают на ту же величину, что и переменные издержки.

Важной информацией для фирмы является не только величина

валовых издержек, но и издержки по выпуску единицы продукции –

средние издержки.

Средние издержки (АТС) – валовые издержки, приходящиеся

на единицу продукции.

АТС = ТС /Q или ATC = AFC + ATC

Соответственно средние постоянные издержки:

AFC = FC/Q

Средние переменные издержки:

AVC = VC/Q

Средние переменные издержки с начала падают, достигают

минимума, а затем растут. Практически это означает, что при малом

объеме процесс производства относительно неэффективный и доро-

гостоящий, т.к. оборудование недогружено, разделение труда неглу-

бокое.

Объем производства при котором средние валовые издержки

достигают минимума называют оптимумом по издержкам. Если учи-

тывать только издержки, то этот объем наиболее выгоден для пред-

приятия. Но это не означает, что фирма получит максимальный эф-

фект (с позиции прибыли), производя именно этот объем. Необходи-

мо принимать во внимание и цену, по которой осуществляется реали-

зация продукции.

Для принятия решения необходимо проанализировать еще

один вид издержек – предельные издержки МС = ΔTC / ΔQ.

Предельные издержки – прирост валовых издержек на произ-

водство дополнительной единицы продукции.

Билет №15

Результаты предпринимательской деятельности.

Целью деятельности большинства фирм в условиях рыночной

экономики является прибыль – разность между доходом, получае-

мым предприятием (фирмой) от продажи продукции, и ее издерж-

ками производства.

Валовой доход (выручка) (TR) – это доход, полученный от реа-

лизации всей продукции фирмы:

TR = Р х Q,

где Р – цена продукции;

Q – количество проданной продукции.

 

Билет №16,17

Структуры рынка с позиции конкуренции. Характеристики и распространение конкурентных рыночных структур.

Модели совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

Принятие фирмой решения об объеме выпуска и ценах зависит

от конкретных конкурентных условий, в которых фирма функцио-

нирует.

Выделяют две основные рыночные структуры с точки зрения

влияния на рыночные цены – совершенная и несовершенная кон-

куренция.

К критериям анализа структуры рынка с точки зрения конку-

рентных условий относят:

количество и размеры фирм (связаны с долей рынка, ко-

торую занимает фирма в целях оказания влияния на рыноч-

ные цены);

характер продукции:

– однородная – сходная, может быть стандартизирована;

– дифференцированная – отличающаяся друг от друга, хотя

может удовлетворять одни и те же потребности;

условия входа и выхода:

– легкость входа – фирмы, которые только приступают к

производству продукции, могут делать это на равных условиях с

уже существующими фирмами;

– легкость выхода – фирмы не сталкиваются ни с каким-то

юридическими барьерами, покидая рынок, и могут найти покупате-

лей используемых ими постоянных ресурсов (незначительные без-

возвратные издержки);

доступ к информации: – равный доступ – все покупатели и

продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и

о ценах на ресурсы, покупатели знают, все, что им необхо-

димо знать о характеристиках продукта, а все производите-

ли располагают равной информацией о производственных

технологиях.

В теории выделяют следующие виды рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция, характеризующая множеством

покупателей и продавцов. Ни характер продукции (однородная), на

размеры фирм не позволяют им влиять на рыночные цены. Отдель-

но взятая фирма выступает в роли ценополучателя.

2. Монополия – рынок одного продавца (производимому благу

нет близких заменителей) и множества покупателей. Кривая спроса

производителя совпадает с отраслевой кривой спроса. Максимально

возможная рыночная власть. Обратное состояние рынка – монопсо-

ния – рынок одного покупателя и множества продавцов. Возможна и

двусторонняя монополия, когда один покупатель противостоит одно-

му продавцу (характерно для производства военной продукции).

3. Олигополия характеризуется наличие небольшого числа

крупных производителей, реализующих основную часть продук-

ции (однородная и дифференцированная) отрасли. Помимо эконо-

мических факторов, влияющих на принятие решений, принимается

во внимание психологический фактор – учет олигопольной взаи-

мозависимости. Последний момент затрудняет построение единой

модели олигопольного поведения. Обратное состояние рынка –

олигопсония – рынок нескольких крупных покупателей и множе-

ства продавцов.

4. Монополистическая конкуренция имеет сходство, как с со-

вершенной конкуренцией, так и монополией. Отличительной чер-

той (от совершенной конкуренцией) является производство диффе-

ренцированной продукцией, что позволяет фирмам влиять на цены,

т.е. обладать некоторой рыночной властью.

Таблица 3

Идеальные и реальные модели играют разную роль в экономи-

ческой теории. Идеальные типы позволяют четко обозначить огра-

ничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации

прибыли и определить оптимальный вариант выбора, дают возмож-

ность понять функционирование рынков, которые не полностью от-

вечают критериям какой-либо одной рыночной структуры.

Все модели исходят из допущения, что вне зависимости от ры-

ночной структуры цель всех фирм – максимизация прибыли. В ус-

ловиях рынка прибыль предопределяет решение «что», «как», «в

каких размерах и для кого производить». В первом приближении

прибыль можно рассматривать как разницу между доходом от про-

дажи товара (или рыночной ценой) и издержками (валовыми или

средними). Различия в конкретных вариантах выбора, который де-

лает фирма в условиях разных рыночных структур, вытекают из

различий в системах ограничений (ограничивающих факторов), с

которыми сталкиваются фирмы.__

Билет №18

Принятие решения совершенно конкурентной фирмой. Механизм рынка несовершенной конкуренции.

Цели построения модели:

1. Каким образом решения фирм, принимаемые ими с целью

максимизации прибыли, определяют количество продукции, кото-

рое будет предложено ими по различным ценам.

2. Как решения отдельных фирм создают рыночное предложение.

ОГРАНИЧЕНИЯ.

I. Ограничения, связанные с издержками.

В ситуации совершенной конкуренции вводятся три допуще-

ния:

1. Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях имеют

равный доступ к технологиям и ресурсам

2. Резервы экономии, обусловленные увеличением масштабов

производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска

по сравнению с объемом спроса, который предъявляет рынок при

преобладающем уровне цены – сосуществование большого количе-

ства мелких фирм, каждая из которых невелика по сравнению с

размерами целого рынка.

3. Безвозвратных издержек не существует. Фирма, покидаю-

щая рынок, может беспрепятственно покрыть свои неявные посто-

янные издержки путем продажи оборудования и предприятия – сво-

бода входа на и выхода с рынка.

II. Ограничения, связанные со спросом.

Поскольку все фирмы имеют небольшие размеры и выпускают

однородную продукцию, каждая из них руководствуется рыночной

ценой, т.е. является ценополучателем (pricetaker). Это значит, что

цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, опреде-

ляется силами, неподвластными отдельной фирме – условия спроса

и предложения на рынке в целом.

Кривые спроса и предложения для рынка в целом имеют нор-

мальный вид (отрицательный наклон кривой спроса и положительный

наклон кривой предложения). Для отдельно взятой фирмы кривая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.391 с.)