Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет №1 (материал из методички)Стр 1 из 7Следующая ⇒
Билет №1 (материал из методички) Экономика: практическая деятельность и наука. Предмет экономической науки. Слово «экономика» греческого происхождения – «ойкономиа» («ойкос» – дом, хозяйство, «номос» – правило, закон). В русском языке в отличие от английского понятие «экономи- ка» имеет двойственное значение: 1) экономическая деятельность, система хозяйствования (economy); 2) наука, изучающая эту деятельность и предлагающая вариан- ты будущего развития (economics). Любая наука, в том числе и экономическая, – это ментальная деятельность, отражение в сознании объективной реальности. Эко- номическая наука относится к разделу общественных. Поэтому предметом ее изучения являются основные закономерности разви- тия общества, но не в целом, а с точки зрения содержания экономи- ческой практики, экономической деятельности. Почему люди втянуты в экономическую деятельность? По мнению А. Смита, «не от щедрот мясника, пивовара или бу- лочника надеемся мы получить свой обед, а только лишь от соблю- дения ими своих интересов». Если обобщить все наши желания: обед, костюм, спектакль…, то можно их выразить одним понятием – потребности. Следовательно, цель каждого, осуществляющего эко- номическую деятельность, – удовлетворение потребностей. Как можно удовлетворить свои потребности? Основным средством удовлетворения потребностей является доход в различных формах от участия в экономическом процессе. Что такое экономическая деятельность или экономический процесс? Можно привести много примеров экономической деятельно- сти: производство колбасы, купля-продажа акций, обучение студен- тов,… Что между ними общего? В процессе экономической дея- тельности люди вступают в определенные взаимоотношения друг с другом. Суть экономической деятельности – отношения между людьми по поводу общественного производства, осуществляющегося в оп- ределенных правовых условиях. Понятие общественного производства включает в себя отно- шения по поводу: − производства – процесса создания блага, удовлетворяюще- го потребности; − распределения – выделения доли участия каждого в про- цессе производства (дохода); − обмена – своей доли участия (дохода) на блага, удовлетво-
ряющие его потребности; − потребления – процесса удовлетворения потребностей. Необходимо обратить внимание на то, люди взаимодействуют в определенных условиях. Соответственно выделяют еще один тип отношений – отношения с общественными институтами2 по поводу создания и реализации условий взаимодействия людей. Как можно влиять на экономическую практику? Ответ на данный вопрос дает понятие «экономическая полити- ка»- методы и инструменты воздействия на реальную экономиче- скую деятельность. Таким образом, предмет экономической теории – изучение экономической деятельности, понимаемой как система отношений между людьми по поводу общественного производства в опреде- ленных условиях, и методов воздействия на реализацию этой дея- тельности.
Билет №2 Билет №3 Спроса (предельная полезность), так и на стороне предложения (издержек производства) – переход к функциональному анализу, т.е. одновременному определению взаимовлияния цены и спроса – пред- ложения.
Билет №4 Билет №5 ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего Тем, кто является собственником. Форма собственности определяет Принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо Одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, Населению. Классификация собственности в юридическом смысле основывается на учете разных видов правомочий собственников и характера имущества. Здесь различными являются: 1) характер присвоения и взаимоотношения между собственниками имущества и несобственниками; Собственность считается частной, если правом на нее обладает либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам. Разделена на доли, части. За государством Билет №6,7 1. Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Производственные возможности. Альтернативная стоимость. Экономическая эффективность.
Производственные ресурсы, которые используются для созданияконечных благ, как правило, ограничены: их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей при данном уровне общественного развития. Но эта ограниченность относительна. С развитием общества она преодолевается. Однако в каждый данный момент ограничен- ность ресурсов имеет место. Таким образом, одновременное и полное удовлетворение потребностей принципиально невозможно. Следст- вием ограниченности ресурсов становится стремление к наилучше- му их использованию. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наи- лучшего среди возможных (альтернативных) вариантов, при кото- ром достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Реализация экономических интересов связана с деятельностью. Экономическая деятельность предполагает принятие решения и по- следующее его осуществление. Необходимость принятия решения возникает тогда, когда, во-первых, у субъекта есть возможность со- вершить действие, во-вторых, налицо различные варианты таких действий. Варианты экономических действий должны быть взаимо- исключающими или альтернативными, иначе их можно осущест- вить без ущерба друг для друга, нечего сравнивать. Взаимосвязь понятий ограниченность ресурсов – экономиче- ский выбор – затраты. Любое экономическое действие связано с затратами. Человек экономический должен рассчитать не только будущие прямые про- изводственные затраты, но и издержки неиспользованных возмож- ностей, чтобы сделать рациональный выбор. Производство одного продукта означает отказ от производства другого. Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать) – альтернативные издержки (opportunity costs), из- держки неиспользованных возможностей или вмененными издерж- ками. Альтернативные издержки – это выгода от наилучшей из Билет №8 Билет №9 Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рынок – общественный механизм распределения благ посред- ством добровольного обмена в развитой форме купли-продажи че- рез систему цен в определенных конкурентных условиях. Взаимодействие субъектов рынка проявляется через взаимо- действие спроса – характеристика поведения покупателей, и пред- ложения – характеристика поведения продавцов. Модель спроса и предложения в микроэкономике традиционно рассматривается на примере рынка потребительских (конечных) благ. Домашние хозяйства выступают в роли покупателей (потреби- телей), предпринимательских сектор – продавцов (производителей). Спрос как характеристика поведения покупателей. Наличие спроса на товар предполагает согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать «в об- мен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры их денежных доходов и цены предлагаемых товаров. Необходимо обратить внимание, что спрос как категория име-
ет количественную и качественную стороны. Качественная сторона спроса связана с потребностями, но эти потребности должны быть платежеспособными. Количественная сторона описывается через понятие величина (объем) спроса – максимальное количество определенного блага, которое может приобрести определенный покупатель за данную це- ну в течение определенного периода времени при определенных ус- ловиях. Именно условия формируют среду принятия решения поку- пателем. Выделяют факторы, влияющие на выбор потребителя: − цена данного товара; − цены других товаров; − потребительские предпочтения; − доходы потребителей; − ожидания потребителей; − количество покупателей. Функция спроса – зависимость величины спроса от опреде- ляющих его факторов. Обратите внимание, что функция спроса о п- ределяется только поведением покупателей (фактических и по- тенциальных). Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, неизменны, функция спроса имеет вид QD= F (P) и описывается законом спроса (обратная зависимость между ценой и величиной спроса). Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели со- гласны заплатить за определенное количество данного товара. Функция спроса от цены может быть представлена тремя спо- собами: − табличным – шкала спроса; − аналитическим Q d = a – bP; − графическим Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса (Q – quantity), ординаты – цены спроса (P – price). Рис. 5. Кривая спроса Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены данного товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены, т.е. при прочих равных условиях – движение вдоль кривой спроса. Изменение спроса – под влиянием различных факторов (кро- ме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость меж- ду ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены Рис. 6. Кривая предложения Абсциссы точек линии предложения характеризуют его объем, ординаты – цены предложения (аналитическая запись и графиче- ское изображение аналогично функции спроса – см. примечание к функции спроса). Необходимо различать изменение объема предложения и изме- нение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении
цены товара и неизменном характере зависимости объема предло- жения от цены, т.е. при прочих равных условиях – движение вдоль кривой предложения. Изменение предложения – под влиянием различных факторов (кроме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменится функция пред- ложения от цены – сдвиг линии предложения. Qs Закон предложения – прямая зависимость между ценой и объемом предложения (при увеличении цены объем предложения растет, и наоборот). Необходимо обратить внимание на то, что поведение покупа- теля, описываемого законом спроса, является более определенным, в отличие от поведения продавца. Основным фактором предложе- ния являются издержки, динамика которых может быть различна по мере увеличения объема производства (позднее будет рассматри- ваться отдача от масштаба). Поэтому кривая предложения может иметь не только положительный наклон, но и отрицательный, быть горизонтальной или вертикальной относительно оси цен. По- видимому, «нормальная кривая предложения» и, соответственнояяяяяяяяяя, закон предложения отражают экономический интерес производите- ля – при повышении цен он готов производить и поставлять на ры- нок большее количество товаров. Билет №10 Понятие равновесия. Система рыночных цен. Значение цены в рыночной экономике. Рыночная цена и рыночный объем реализации товара опреде- ляются взаимодействием спроса и предложения. При совмещении кривых спроса и предложения – точка пересечения – возникает ры- ночное равновесие с координатами Qе и Ре. Их соответственно на- зывают: равновесным объемом (Qе = Qd = Qs) и равновесной ценой (Рe = Рd = Рs). В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от Ре, рынок не сба- лансирован, а у покупателей и продавцов имеются эффективные стимулы к изменению сложившейся ситуации. При изучении проблемы рыночного равновесия обратите вни- мание на понятия излишек и дефицит (чего?), единственность и не- единственность равновесия, неопределенность равновесия, устой- чивость и неустойчивость равновесия.
Билет №11 Эластичность и адаптация субъектов рынка. Целью построения модели является выяснение степени чувст- вительности анализируемого экономического показателя к измене- ниям влияющих на него факторов. Существуют два подхода к определению чувствительности за- висимости функции: 1. Приростной подход на сколько изменяется значение функ- ции при изменении фактора (аргумента) на единицу – используется в предельном анализе. 2. Темповой подход – относительное (процентное) изменение функции при изменении фактора на один процент. В математике отношение относительного приращения функ- ции к относительному приросту независимой переменной называет- ся эластичностью. Темповой подход используется при анализе чувствительности
изменения величины спроса при изменении отдельных факторов, влияющих на нее. Виды эластичности спроса: Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – отношение относительного изменения объема спроса на данный то- вар к относительному изменению его цены: E = (ΔQd/Qd)%: (ΔPd/Pd)% = (ΔQ/ΔP) (P/Q) Необходимо обратить внимание: а) по закону спроса существует обратная зависимость цены и объема спроса, но отрицательное значение коэффициента эластич- ности игнорируют, берут абсолютную величину; б) если кривая задана линейной функцией, ее наклон ΔQ/ΔP = – b, то Е = b (P/Q), где b – угловой коэффициент Коэффициент эластичности различен в различных точках, не- смотря на один и тот же наклон. в) разная база отсчета дает разные коэффициенты эластичности в одной и той же точке. Какие брать P и Q? Если расхождения на- чальных и конечных значений рассматриваемых величин P и Q неве- лики, не принципиально какие показатели использовать – Р1 или Р2 (обычно берут начальные значения, что позволяет сравнивать не- сколько вариантов изменений при принятии экономических реше- ний). В таком случает можно говорить о точечной эластичности. Для избежания неопределенности в расчетах, используют сред- ние для интервала значения, что важно для определения эластичности всей кривой спроса и при нелинейной кривой спроса. ΔQ (P1+P2)/2 ΔQ P1+P2 дуговая эластичность Е = --- х --------- = --- х ----- спроса по цене ΔP (Q1+Q2)/2 ΔP Q1+Q2 Коэффициент прямой эластичности спроса по цене может принимать любые значения в интервале 0 < Е < ∞. Если 0<Е<1 – спрос неэластичен – увеличение (снижение) це- ны на 1% сопровождается снижением (увеличением) объема спроса менее чем на 1%. Если 1<Е< ∞ – спрос эластичен – повышение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (увеличением) объема спроса бо- лее чем на 1%. Крайние случаи – абсолютная или нулевая эластичность – ни- какое изменение цены не влияет на величину спроса; – совершенно эластичный (бесконечная эластичность) – малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема спроса (имеет место, когда фирма продает продукцию на совершен- но конкурентном рынке). Факторы эластичности спроса: 1. Товары заменители – чем больше заменителей, чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар. Билет №12 Потребительский выбор и его особенности. Потребительское поведение – это процесс формирования спро- са отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Мы предполагаем, что индивидуальный потреби- тель в процессе принятия решения придерживается принципа ра- циональности – он выбирает те блага или наборы благ, которые обеспечивают ему максимальную полезность, где под полезностью понимают степень удовлетворения потребностей, некую выгоду или повышение уровня благосостояния экономического субъекта вслед- ствие потребления данного блага. При этом полезность трактуется исключительно субъективно: что полезно для одного, может быть вредно для другого. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремит- ся извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизи- ровать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он распо- лагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют по- требителя делать выбор между теми или иными благами. Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий со- вокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода, бюджетного ограничения). Таким образом, теория потребительско- го поведения связана с анализом трех проблем: совокупной полез- ности, дохода и цен. Рациональное потребительское поведение предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях су- ществующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Предпосылки анализа потребительского поведения: − множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ; − ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести боль- шее количество благ; − транзитивность – постоянство и согласованность вкусов по- требителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразли- чен и выбор между молоком и ряженкой); − взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида; − убывающая предельная полезность – с увеличением количе- ства потребляемых благ их предельная полезность снижается. Основные направления теории потребительского поведения: − Кардиналистское (от мат. «кардинальное» – количественное число); − Ординалистское (от мат. «ординальное» – порядковое число).
Билет №13 Потребительские предпочтения: закономерности развития. Кардиналистский подход к анализу полезности (историче- ски первый) предполагает, что полезность блага может быть изме- рена количественно, в специально вводимых для этого единицах «ютилях»).
Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность, распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предель- ной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потре- бительского равновесия выражается формулой: MUa = MUb = MUc Ра Рb Рс где MU – предельная полезность товаров а, b с, соответственно; Р – цена товаров а,b, с. Простые арифметические преобразования приводят нас к то- му, что MUa: MUb: MUс = Ра: Рb: Рс Иными словами, согласно кардиналистической теории услови- ем равновесия потребителя является равенство соотношений пре- дельных полезностей любых благ соотношению их цен. Билет №14 Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки – затраты на налаживание отношений между рыночными агентами в ходе совершения ими различных сделок. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиск информации о ценах, о контрагентах сделок, из- держки заключения договоров. Какова цель частной фирмы? Доход (выручка) – сумма, полученная от продажи экономиче- ских благ в течение определенного периода. Издержки – расходы или затраты, связанные с производством и реализацией благ в течение данного периода времени. Прибыль – разница между доходом и издержками. Неоклассическая экономическая теория рассматривает транс- формационные издержки – расходы, связанные с приобретением и превращением ресурсов в выпуск. В теории разводят понятия: − учетные (бухгалтерские) издержки – экономические из- держки; − учетная (бухгалтерская) прибыль – экономическая при- Быль. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы за любой период равны стоимости ресурсов, использован- ных фирмой для производства и реализации экономических благ в течение определенного периода времени. Бухгалтеры сосредоточе- ны на издержках, которые могут быть легко измерены либо рассчи- таны по определенным правилам. Бухгалтерских подход – расчет затрат на покупку чужих (не принадлежащих фирме) ресурсов. Экономисты более широко подходят к данному вопросу. Понимание экономистами издержек основывается на факте редкости (ограниченности) ресурсов и возможности их альтерна- тивного использования. Выбор определенных ресурсов для произ- водства какого-то товара означает невозможность производства ка- кого-то другого (альтернативного) товара. Экономические издержки лю- бого ресурса, выбранного для производства товара, равны его стои- мости при наилучшем из всех возможных вариантов использования. Издержки с позиции отдельной фирмы (опираясь на понятие альтернативной стоимости) – экономические издержки, т.е. выпла- ты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты (издержки) могут быть либо внешними (явными), либо внутренними (неявными). Внешние (явные) издержки – плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев фирмы. Иными словами, это те денежные выплаты или расходы, которые фирма несет «из своего кармана» в пользу тех, кто поставляет ресурсы – человеческие, при- родные, капитальные, информационные. Фактически внешние (яв- ные) издержки и являются учетными издержками. Кроме того, фирма может использовать определенные ресур- сы, принадлежащие ей самой Издержки на собственный и самостоятельно используе- мый ресурс – внутренние издержки. С точки зрения фирмы, внут- ренние (неявные) издержки равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем, из возможных способов, его применения. В целом, внутренние (скрытые, неявные) или альтернативные издержки – платежи за аналогичные ресурсы, которыми _______владеет фирма и сама их использует. Экономические издержки – все платежи – внешние (явные) и внутренние (неявные), включая в последние и нормальную прибыль – необходимые для привлечения и удержания ресурсов в пределах данного направления деятельности. Бухгалтерская прибыль – доход фирмы за вычетом внешних (явных) издержек. Экономическая прибыль – доход за вычетом всех (экономи- ческих) издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя). Экономическая прибыль может быть положительной или от- рицательной (при положительной бухгалтерской прибыли). Экономическая прибыль – превышение дохода над всеми из- держками. Этот избыток, не являющийся издержками, т.к. он пре- вышает нормальную прибыль, необходимую для удержания пред- принимателя в данной сфере или на данном предприятии, достается предпринимателю, т.е. предприниматель является претендентом на этот остаток. Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные. Необходимо выделить два аспекта: 1) критерий деления валовых издержек на постоянные и пере- менные; 2) период времени, в котором функционирует предприятие. Поведение фирмы отличается в различные периоды времени. Под долгосрочным периодом понимается такой промежуток времени, в течение которого фирма может изме- нить все используемые ей ресурсы. Краткосрочный период харак- теризуется тем, что фирма, приспособляясь к колебаниям на рынке, достаточно быстро может изменить только часть ресурсов, оставляя неизменной другую их часть. Первую группу ресурсов относят к переменным, вторую – постоянным. В долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. Обратите внимание на то, что деление издержек на постоян- ные и переменные имеет место только в краткосрочном периоде, в долгосрочном – все издержки переменные. Критерий деления – зависимость от объема производства. Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в данный момент времени не зависит от объема производства и реа- лизации продукции. Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых в данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции. Таким образом, переменными издержками можно управлять через изменение объема производства.__
Под валовыми издержками (ТС) понимают сумму постоян- ных и переменных издержек. TC = FC + VC Валовые издержки с увеличением объема производства при- растают на ту же величину, что и переменные издержки. Важной информацией для фирмы является не только величина валовых издержек, но и издержки по выпуску единицы продукции – средние издержки. Средние издержки (АТС) – валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции. АТС = ТС /Q или ATC = AFC + ATC Соответственно средние постоянные издержки: AFC = FC/Q Средние переменные издержки: AVC = VC/Q Средние переменные издержки с начала падают, достигают минимума, а затем растут. Практически это означает, что при малом объеме процесс производства относительно неэффективный и доро- гостоящий, т.к. оборудование недогружено, разделение труда неглу- бокое. Объем производства при котором средние валовые издержки достигают минимума называют оптимумом по издержкам. Если учи- тывать только издержки, то этот объем наиболее выгоден для пред- приятия. Но это не означает, что фирма получит максимальный эф- фект (с позиции прибыли), производя именно этот объем. Необходи- мо принимать во внимание и цену, по которой осуществляется реали- зация продукции. Для принятия решения необходимо проанализировать еще один вид издержек – предельные издержки МС = ΔTC / ΔQ. Предельные издержки – прирост валовых издержек на произ- водство дополнительной единицы продукции. Билет №15 Результаты предпринимательской деятельности. Целью деятельности большинства фирм в условиях рыночной экономики является прибыль – разность между доходом, получае- мым предприятием (фирмой) от продажи продукции, и ее издерж- ками производства. Валовой доход (выручка) (TR) – это доход, полученный от реа- лизации всей продукции фирмы: TR = Р х Q, где Р – цена продукции; Q – количество проданной продукции.
Билет №16,17 Структуры рынка с позиции конкуренции. Характеристики и распространение конкурентных рыночных структур. Модели совершенной, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Принятие фирмой решения об объеме выпуска и ценах зависит от конкретных конкурентных условий, в которых фирма функцио- нирует. Выделяют две основные рыночные структуры с точки зрения влияния на рыночные цены – совершенная и несовершенная кон- куренция. К критериям анализа структуры рынка с точки зрения конку- рентных условий относят: − количество и размеры фирм (связаны с долей рынка, ко- торую занимает фирма в целях оказания влияния на рыноч- ные цены); − характер продукции: – однородная – сходная, может быть стандартизирована; – дифференцированная – отличающаяся друг от друга, хотя может удовлетворять одни и те же потребности; − условия входа и выхода: – легкость входа – фирмы, которые только приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами; – легкость выхода – фирмы не сталкиваются ни с каким-то юридическими барьерами, покидая рынок, и могут найти покупате- лей используемых ими постоянных ресурсов (незначительные без- возвратные издержки); − доступ к информации: – равный доступ – все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, покупатели знают, все, что им необхо- димо знать о характеристиках продукта, а все производите- ли располагают равной информацией о производственных технологиях. В теории выделяют следующие виды рыночных структур: 1. Совершенная конкуренция, характеризующая множеством покупателей и продавцов. Ни характер продукции (однородная), на размеры фирм не позволяют им влиять на рыночные цены. Отдель- но взятая фирма выступает в роли ценополучателя. 2. Монополия – рынок одного продавца (производимому благу нет близких заменителей) и множества покупателей. Кривая спроса производителя совпадает с отраслевой кривой спроса. Максимально возможная рыночная власть. Обратное состояние рынка – монопсо- ния – рынок одного покупателя и множества продавцов. Возможна и двусторонняя монополия, когда один покупатель противостоит одно- му продавцу (характерно для производства военной продукции). 3. Олигополия характеризуется наличие небольшого числа крупных производителей, реализующих основную часть продук- ции (однородная и дифференцированная) отрасли. Помимо эконо- мических факторов, влияющих на принятие решений, принимается во внимание психологический фактор – учет олигопольной взаи- мозависимости. Последний момент затрудняет построение единой модели олигопольного поведения. Обратное состояние рынка – олигопсония – рынок нескольких крупных покупателей и множе- ства продавцов. 4. Монополистическая конкуренция имеет сходство, как с со- вершенной конкуренцией, так и монополией. Отличительной чер- той (от совершенной конкуренцией) является производство диффе- ренцированной продукцией, что позволяет фирмам влиять на цены, т.е. обладать некоторой рыночной властью. Таблица 3 Идеальные и реальные модели играют разную роль в экономи- ческой теории. Идеальные типы позволяют четко обозначить огра- ничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и определить оптимальный вариант выбора, дают возмож- ность понять функционирование рынков, которые не полностью от- вечают критериям какой-либо одной рыночной структуры. Все модели исходят из допущения, что вне зависимости от ры- ночной структуры цель всех фирм – максимизация прибыли. В ус- ловиях рынка прибыль предопределяет решение «что», «как», «в каких размерах и для кого производить». В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между доходом от про- дажи товара (или рыночной ценой) и издержками (валовыми или средними). Различия в конкретных вариантах выбора, который де- лает фирма в условиях разных рыночных структур, вытекают из различий в системах ограничений (ограничивающих факторов), с которыми сталкиваются фирмы.__ Билет №18 Принятие решения совершенно конкурентной фирмой. Механизм рынка несовершенной конкуренции. Цели построения модели: 1. Каким образом решения фирм, принимаемые ими с целью максимизации прибыли, определяют количество продукции, кото- рое будет предложено ими по различным ценам. 2. Как решения отдельных фирм создают рыночное предложение. ОГРАНИЧЕНИЯ. I. Ограничения, связанные с издержками. В ситуации совершенной конкуренции вводятся три допуще- ния: 1. Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях имеют равный доступ к технологиям и ресурсам 2. Резервы экономии, обусловленные увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска по сравнению с объемом спроса, который предъявляет рынок при преобладающем уровне цены – сосуществование большого количе- ства мелких фирм, каждая из которых невелика по сравнению с размерами целого рынка. 3. Безвозвратных издержек не существует. Фирма, покидаю- щая рынок, может беспрепятственно покрыть свои неявные посто- янные издержки путем продажи оборудования и предприятия – сво- бода входа на и выхода с рынка. II. Ограничения, связанные со спросом. Поскольку все фирмы имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них руководствуется рыночной ценой, т.е. является ценополучателем (pricetaker). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, опреде- ляется силами, неподвластными отдельной фирме – условия спроса и предложения на рынке в целом. Кривые спроса и предложения для рынка в целом имеют нор- мальный вид (отрицательный наклон кривой спроса и положительный наклон кривой предложения). Для отдельно взятой фирмы кривая
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.391 с.) |