Основные характеристики рыночной экономики. Сущность и функции рынка. Виды рынков. Государственное регулирование рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики рыночной экономики. Сущность и функции рынка. Виды рынков. Государственное регулирование рынка.



Если рассматривать общие вопросы экономической деятельно-

сти через проблемы выбора альтернативных вариантов экономиче-

ского поведения и экономии ограниченных ресурсов (а это есть ос-

новное противоречие микроуровня: потребности – ресурсы), то все

они сводятся к размещению имеющихся и создаваемых благ между

определенными экономическими субъектами, их потребностями и

видами производства. Анализ проблемы размещения благ выводит

на исследование взаимодействия экономических субъектов. После

оценки затрат и выгод и осуществления выбора встает проблема ко-

ординации экономической деятельности отдельных субъектов, ко-

торая включает в себя необходимость согласования:

1) решений производителей,

2) решений потребителей

3) решений производителей и потребителей в целом.

В зависимости от того, как решается проблема координации

экономической деятельности, различают разные социально-эконо-

мические системы. Опыт исторического развития показал, что наиболее эффектив-

но противоречие между потребностями и ресурсами решается при

спонтанном или стихийном порядке координации или в условиях

рыночного хозяйства.

В рыночной системе нормы экономического поведения фор-

мируются на основе взаимодействия продавцов и покупателей. Это

соединяет в себе возможности, с одной стороны, экономического

развития путем изменения параметров и правил экономической

деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой,

обеспечения индивидуальной заинтересованности экономических

субъектов.

В экономической литературе существует много определений

рынка, но все они сводятся к тому, что рынок – система взаимо-

отношений, взаимосвязей между отдельными самостоятельно при-

нимающими решения экономическими субъектами, основанная на

обмене. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов,

описываемый через категории спрос и предложение.

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда и специализация требуют

обмена. Развитие обмена в свою очередь привело к возникновению

денег, что способствовало появлению товарного производства в под-

линном смысле. Производители, занимаясь различными видами дея-

тельности, углубляли специализацию, в основе которой лежит прин-

цип сравнительного преимущества, т.е. способность производить

продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости.

2. Экономическая обособленность производителей. Независи-

мые, автономные в принятии хозяйственных решений производите-

ли самостоятельно решают что производить, как и кому продавать.

3. Для эффективного функционирования рыночного хозяйства

необходима свобода предпринимательства. Внерыночное регулиро-

вание неизбежно в любой системе, однако чем меньше ограничена

экономическая свобода, тем больше простора для развития рыноч-

ных отношений.

Основные субъекты микроэкономического (рыночного) меха-

низма – домашние хозяйства и фирмы, которые выступают в роли и

покупателей, и продавцов, и потребителей, и производителей

 

Основные виды рынков.

 

Рынок потребительских товаров.

 

На сегодняшний день рынок потребительских товаров в России больше, чем

наполовину состоит из импорта разных стран: будь то страны третьего мира

или экономически развитые капиталистические страны

 

Рынок средств производства.

 

Он распространяет свое действие на все материально-технические объекты,

непосредственно участвующие в общественном процессе изготовления

продукции, выполнения работ, осуществления услуг.

 

Рынок капитала и капитальных активов.

 

Рынок капитала и капитальных активов - это составная часть рынка средств

производства. К капитальным активам относятся: все разновидности зданий

и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования

и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное

обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического

содержания.

 

Рынок инноваций.

 

Во многих странах мира широко развит рынок научно-технических разработок

(или рынок инноваций). Ведущие позиции на нем занимают мелкие и средние

фирмы, которые первыми берут на себя риск освоения новейшей техники и

технологии, внедряют НИОКР по заказам других гигантских компаний и

государства. В США такие малые фирмы в среднем внедряют на доллар затрат

в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными предприятиями. Они

создают свыше 90% новых технологий.

 

Рынок духовного, интеллектуального продукта.

 

Кроме инновационного продукта, есть множество других видов

интеллектуальной продукции, результатов духовного творчества, способных

попасть в зону рыночных отношений. В широком смысле слова следовало бы

говорить о рынке информационного продукта как первичного мыслительной

деятельности человека. Но под информацией принято понимать только

сведения, сообщения, данные Духовный продукт гораздо более широк, он

включает идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только

в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей,

образцов. Все это интеллектуальная собственность.

 

Рынок труда.

 

Рыночное хозяйство стало развиваться в полной мере тогда, когда возник

наемный труд, люди получили возможность свободно распоряжаться своей

рабочей силой. Раб не мог выступать на рынке в качестве продавца услуг

своего труда, так как он юридически зависел от рабовладельца и сам

выступал в качестве объекта купли-продажи.

 

В XIX в. существовало экономическое принуждение к наемному труду.

Превращение работника в предпринимателя практически было невозможно. В

настоящее время положение обстоит иначе. У человека имеется свобода

выбора – пойти работать по найму или стать предпринимателем.

 

Рынок жилой площади.

 

Многие люди в нашей стране считают куплю-продажу жилья предосудительной

и твердо уверены, что жилая площадь должна предоставляться человеку и

семье бесплатно. В то время как с позиций рыночной психологии продажа и

купля жилой площади вполне естественна. Она не только не противоречит

рыночным принципам, но и вытекает из них.

 

Рынок инвестиций.

 

Рынок инвестиций входит в рынок ссудных капиталов, в качестве предмета

купли-продажи на нем выступает особый товар - капитал. Его особенность

состоит в том, что деньги приобретают дополнительную полезность -

способность возрастать по стоимости и приносить прибыль. Инвестиция -

это долгосрочное вложение капитала в промышленность и иные отрасли

хозяйства ради получения прибыли. При этом финансовые инвестиции идут на

закупку акций, облигаций и ценных бумаг, выпущенных корпорациями или

государством. Реальные инвестиции - это вложения денег в

производственный основной капитал (здания, сооружения, оборудование),

жилищное строительство, товарно-материальные запасы.

 

Рынки денег, валюты и ценных бумаг.

 

Как мы убедились выше, рынок инвестиционного капитала сам по себе

представляет денежный рынок особой природы. Он связан с превращением

денег в идеи, проекты, нововведения, строительство объектов, технические

и социальные усовершенствования. Однако в рыночной экономике возникают

денежные рынки в чистом виде, где, образно говоря, деньги продаются и

покупаются за деньги.

 

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

налоги;

дотации;

фиксированные цены.

 

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

 

Билет №9

Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

Рынок – общественный механизм распределения благ посред-

ством добровольного обмена в развитой форме купли-продажи че-

рез систему цен в определенных конкурентных условиях.

Взаимодействие субъектов рынка проявляется через взаимо-

действие спроса – характеристика поведения покупателей, и пред-

ложения – характеристика поведения продавцов.

Модель спроса и предложения в микроэкономике традиционно

рассматривается на примере рынка потребительских (конечных)

благ. Домашние хозяйства выступают в роли покупателей (потреби-

телей), предпринимательских сектор – продавцов (производителей).

Спрос как характеристика поведения покупателей.

Наличие спроса на товар предполагает согласие уплатить за

него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать «в об-

мен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества

других товаров на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают

влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, но и размеры

их денежных доходов и цены предлагаемых товаров.

Необходимо обратить внимание, что спрос как категория име-

ет количественную и качественную стороны.

Качественная сторона спроса связана с потребностями, но эти

потребности должны быть платежеспособными.

Количественная сторона описывается через понятие величина

(объем) спроса – максимальное количество определенного блага,

которое может приобрести определенный покупатель за данную це-

ну в течение определенного периода времени при определенных ус-

ловиях. Именно условия формируют среду принятия решения поку-

пателем. Выделяют факторы, влияющие на выбор потребителя:

− цена данного товара;

− цены других товаров;

− потребительские предпочтения;

− доходы потребителей;

− ожидания потребителей;

− количество покупателей.

Функция спроса – зависимость величины спроса от опреде-

ляющих его факторов. Обратите внимание, что функция спроса о п-

ределяется только поведением покупателей (фактических и по-

тенциальных).

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены

данного товара, неизменны, функция спроса имеет вид QD= F (P) и

описывается законом спроса (обратная зависимость между ценой и

величиной спроса).

Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели со-

гласны заплатить за определенное количество данного товара.

Функция спроса от цены может быть представлена тремя спо-

собами:

− табличным – шкала спроса;

− аналитическим Q d = a – bP;

− графическим

Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса

(Q – quantity), ординаты – цены спроса (P – price).

Рис. 5. Кривая спроса

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение

спроса.

Изменение объема спроса имеет место при изменении цены

данного товара и неизменном характере зависимости объема спроса

от цены, т.е. при прочих равных условиях – движение вдоль кривой

спроса.

Изменение спроса – под влиянием различных факторов (кро-

ме цены на данный товар) устанавливается новая зависимость меж-

ду ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.049 с.)