Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казахстан и Индия: Взаимовлияние традиционных иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современных политических ценностей Абен Е.М. Изучение политического будущего Азии в целом, и, Центральной и Южной Азии в частности, немыслимо без тщательного анализа этносоциальных структур изучаемых обществ, без выявления фундаментальных категорий этнического менталитета и иерархий социальных ценностей в массовом сознании. Ибо, в рассматриваемых регионах на протяжении всех этапов исторического развития происходил взаимообмен различных культур и религий. Культурное взаимодействие особенно активно шло в период расцвета исламской цивилизации, и ареал взаимодействия охватывал помимо территории Центральной и Южной Азии, также и территорию Ближней и Малой Азии, откуда шел поток буддистских и исламских идей. В результате напластования различных религиозно-культурных традиций и цивилизационных слоев произошла трансформация традиционной структурной основы данных обществ, что не могло не оказать своего воздействия на характер, содержание и особенности развития политических ценностей. Следовательно, корни политических традиций, а также принципы политической организации тех или иных обществ необходимо искать в их цивилизационной ориентации. В лабиринтах прошлого: поиск основы. История Востока и ее феномен всегда притягивали любопытство и неподдельный интерес как среди ученых, так и простых людей. Пытаясь найти тот исторический смысл, заключенный в прошлом великих цивилизаций и культур, люди, прежде всего, стремятся открыть фундаментальные основы собственного бытия. Это видимо означает то, что взгляд на историю на самом деле представляет собой взгляд на самого себя. Но с точки зрения не столько бытия материального, сколько духовного. Ибо человек не исторический материал, а история не есть простая смена периодов и эпох. В этом смысле, глобальный вопрос, на который все ищут ответа - это вопрос идентичности. По существу, концепции типа “конца истории” Ф. Фукуямы и “столкновения цивилизаций” С.Хантингтона являются не чем иным, как поиск ответа именно стран и народов. Даже беглый взгляд на историю Казахстана и Индии предоставляет нам возможность ощутить присутствие между ними незримой духовной связи. Однако, здесь трудно обнаружить самую главную нить, связующую настоящее и прошлое. Но если мы и обнаружим некоторые сходства и аналогии, то возникнет вполне резонный вопрос: можно ли говорить о существовании каких-то общих закономерностей в историческом развитии двух народов? Если можно, то что из себя представляют эти общие закономерности и где их необходимо искать? Анализ исторического прошлого казахского и индийского народов, а также их культурного наследия показывает уникальную общность в исторических судьбах этих народов. Речь идет о своеобразных каналах культурного взаимодействия Казахстана и Индии, когда встреча великих культур порождает своеобразные историко-культурные цикл и круги, каждый из которых имеет свою символическую ценность. Первый историко-культурный цикл (круг). Рождение культур и торжество “мифа ”. Древнейший период. Эпоха древних ариев, которая касается как Казахстана, так и Индии. Однако, все то, что мы имеем на сегодняшний день по данной проблеме, находиться на уровне догадок и гипотез. Почему? Потому, что эпоха древних арийев является эпохой рождения культур, окутанной тайной. Думается, что история иногда имеет право хранить в себе некоторые тайны, иначе она не была бы историей, а стала бы простой суммой исторических дат и событий. Тем не менее, ясно одно, взаимная передача импульсов между оседло-земледельческими и скотоводческими племенами в результате привела к образованию и развитию цивилизационных ареалов. Но особенностью начального периода является доминирование мифологии, а если точнее, мифа в общественной жизни. Миф служил кодом в системе символичного представления людей. Почему кодом, а не символом? Потому что каждое явление в сознании восточного человека обозначается определенными символами, а для расшифровки этих знаковых обозначений нужен код. Значение каждого символа может быть расшифровано в любом толковании в зависимости от выбранного кода. Поэтому миф - как примитивная система фантастического представления людей об окружающей их среде, эффективно справлял административно-политические функции, регламентируя общественные отношения. Второй историко-культурный цикл (круг). Становление культур и торжество “веры ”. Миф всегда и везде выступает основой веры, и вера на самом деле есть продукту мифа. Поэтому, неудивительно, что в этот период мы наблюдаем в древнейшем Казахстане конкуренцию трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Однако, закономерно и то, что христианство здесь не могло завоевать прочные позиции. Оно - продукт Западного мировоззрения, преимущественно оседлого. Поэтому, основная борьба здесь развернулась между религиями восточного происхождения: буддизмом и исламом. Тут масса исторических и философских нюансов. Но хотелось бы отметить самое главное из них. Буддизм является как бы связывающим звеном между Центральной и Южной Азией. Это действительно, так. Однако, почему об этом говорится в прошедшем времени? Почему буддизм потерпел неудачу в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и т.д. и почему в Центральной Азии взял вверх ислам? Думается, что весь вопрос заключается в доминантной основе исторического бытия тюрко-язычных народов. Ведь ислам мог зародится лишь в кочевой среде, а как известно средневековые тюрки являются кочевниками. Именно поэтому мы часто находим остатки буддийских храмов преимущественно в тех районах Центральной Азии, где была развита оседлость и городская цивилизация (Южный Казахстан, регионы Бухары, Самарканда и т.д.) Что касается монголов и некоторых других кочевых народностей, тоже кочевников, но почитателей образа Будды, то видимо дело здесь не столько в мировоззренческих основах исторического бытия народов, сколько в их мировоззренческой ориентации. Третий историко-культурный цикл (круг). Расцвет культур и торжество “силы ”. Парадоксально, но факт. Поскольку, это торжество “силы” было основано на торжестве “веры”. Их синтез, то есть синтез “силы” и “веры” в форме расширения Великого Шелкового пути как раз и породил небывалый расцвет культуры как в Казахстане, так и в Индии. Ибо, как следствие монгольского завоевания на территории Центральной Азии возникло несколько государств с централизованной системой управления, в том числе в XV-XVII вв. возникла и расцвела Казахская государственность, а на территории Индии - империя Великих Моголов. Как известно, как Чингиз-хан, так и его далекий потомок Бабур отличались редкой к тому времени религиозной толерантностью, но оба были сторонниками силового метода взаимопроникновения культур. И существенным признаком этого периода является доминирование на территории этих пространств авторитарных политических ценностей, что явилось следствием неумелого синтезирования тюрко-монгольских представлений о власти с иными формами и принципами организации власти в традиционных обществах. Тем не менее, следовало бы признать, что сила как кодовый знак очень легко воспринимается мифическим сознанием. Ведь, сила есть продукт мифа. Однако, противоречие состоит в том, что сила как мифическое явление очень легко себя дискредитирует, разрушая тем самым все существующие мифы. С течением некоторого времени, происходить поиск нового кода. Им выступает уже религия. На это указывает то, что именно в этот период произошел синтез исламских религиозных канонов и местных духовных ценностей, причем довольно таки на высоком и качественном уровне. Свидетельство этому широкое распространение суфизма. Но религия в отличие от мифа является очень эффективным и универсальным кодом для расшифровки всевозможных явлений и символов. Поэтому религия очень легко поглощает в себя как духовно-нравственные (культуру), так и административно-политические функции (силу). Четвертый историко-культурный цикл (круг). Эпоха заката культур и возврата “силы ”. Она связана с колонизацией Россией Центральной Азии, а также с английской колонизацией Южной Азии. Причем даже методы колонизации были аналогичны: “разделяй и властвуй!”. Вследствие этих процессов, единое цивилизационное пространство было разорвано на несколько культурных ареалов, а передача импульсов была заблокирована геополитическим соперничеством России и Англии. Тем не менее, из-за длительного доколониального взаимодействия регионов, культурно-духовное развитие стран продолжалось по инерции. Об этом свидетельствует удивительное совпадение во времени начала национально-освободительных движений как в Казахстане, так и в Индии: в 40-50 годах XIX в. в Индии вспыхнули восстания сипаев и сикхов, а в это же время в Казахстане началась борьба за независимость под руководством Кенесары Касымова. Пятый историко-культурный цикл (круг). Распад культур и возврат “мифа”. Когда отсутствует “вера”, сила “воинствующего атеизма” сама по себе воспроизводит миф - в целях самосохранения. Ведь, сила может утвердиться в том, случае, если вокруг нее будет создана атмосфера таинственности и утопичности. Именно таким образом в СССР был создан еще один миф, на этот раз научный миф - коммунизм. Первобытное мифическое сознание возвратилось, на уже в форме современного мифического восприятия окружающего мира. Шестой историко-культурный цикл (круг). Возрождение культур и возврат “веры”. Пока только набирает обороты. Движение началось с момента обретения независимости Индией и ряда других стран Юго- Восточной Азии. Новый виток спирали приходится на момент распада Советского Союза. В данное время можно сказать, что идет оформление нового духовно-культурного пространства на основе идей демократии. Отличием новой волны, как предполагается, должно стать возрождение национальных традиций и духовных ценностей, а также потребность в вере, как новой системы кодировок. Однако, этот процесс возможно еще не приобретет устойчивую тенденцию, поскольку сам процесс затягивается из-за медленного формирования национальной идентичности и самосознания в бывших республиках СССР, а также из-за сохранения некоторого наследия авторитарных ценностей. Ибо идея еще не стала реальностью. Тем не менее, в настоящее время интересы как новых независимых стран Центральной Азии, в том числе Казахстана, так и стран Южной Азии, в том числе Индии, едины: вера в общечеловеческие ценности, идеи прав человека и демократии. Таким образом, мы теперь можем ответить на вопрос, который мы задали в самом начале: основа для общей цивилизационной идентичности двух регионов есть и ее необходимо искать как в прошлом, так и в будущем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.008 с.) |