Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дилимбетов Б.Н., Тиреуов К.М.

Поиск

За последние пятьдесят лет, после получения независимости Индия сумела развить конкурентноспособную промышленную базу. Для того чтобы обеспечить возможность поступательного промышленного роста, требовалось построить новые дороги, соорудить мосты, установить линии коммуникаций и обеспечить производство электроэнергии.

Основная идея заключалась в том, чтобы сделать Индию самодостаточной, и поэтому страна приступила к созданию промышленных объектов, металлургических и цементных заводов, заводов тяжелого машиностроения и электростанций. Некоторое количество крупных промышленных предприятий было сооружено ещё до независимости.

Не считая базовых промышленных отраслей, Индия добилась значительного прогресса в таких секторах производства, как телекоммуникационные связи, компьютерное обеспечение, космическая технология, автотранспорт и атомная энергия. Благодаря деятельности Индийской организации по космическим исследованиям (ISRO), Индия смогла присоединиться к почетному космическому клубу, возглавляемому США, Россией, Европейским Союзом, Китаем и Японией. Ядерный потенциал был кроме всего прочего использован в мирных целях, в частности, для производства электроэнергии. Частое упоминание города Бангалора в Южной Индии как “Силиконовой долины Индии” на различных форумах, посвященных информационным технологиям, является свидетельством мирового признания индийских достижений в этой области.

Сегодня Индия уверенно рассчитывает на ускорение экономического роста, превращение в четвертую крупнейшую экономическую державу в мире к 2020 году.

После 1991 года страна вступила в новый этап экономического развития. Внутренний контроль над промышленностью был ликвидирован, импортные тарифы значительно снижены, к тому же были предприняты активные усилия по привлечению иностранных инвестиций.

Многонациональные гиганты, такие как “Дженерал моторз” и “Тойота” в области машиностроения, “Ай-Би-Эм” и “ Хевлетт паккард” - в информационной технике, а кроме того продовольственные компании типа “Мак-дональдз” и “Кока-Кола”, стали активно вкладывать свои капиталы в страну. Во времена больших финансовых кризисов в азиатском регионе, повлиявших на валюты целого ряда государств, индийская экономика продемонстрировала свою устойчивость, оказавшись вполне стабильной. Значительные снижения импортных тарифов от 100 до 40 процентов, также способствовали развитию торговли.

Новая промышленная политика в 1991 году принимала во внимание возникновение новых глобальных течений. В то же время страна продолжает следовать практике своих пятилетних планов, признавая этим, что правительственная поддержка в развитии инфраструктуры и других ведущих отраслей остается жизненно важной для развивающихся промышленности и торговли.

В результате увеличились темпы роста почти до 7 % в год в течение трех следовавших друг за другом лет (1994-1997 гг.) и приблизило Индию по темпам развития к лиге “Азиатских тигров”.

В постлиберализационный период экспорт также возрастал в среднем на 20 % в течении трех лет, начиная с 1993 - 1994 гг. Резкому росту экспорта способствовал стабильный механизм валютного обмена, возросшая конкурентноспособность индийских товаров и снижение процентных ставок экспортного финансирования.

Счета по импорту нефти оставались одной из самых серьезных забот индийских экономистов - плановиков. Однако в 1997 году было принято решение продавать дизельное топливо по международным ценам, в то время как ранее они субсидировались. Это повышение цены соответствует растущим потребностям, и не предполагается, что нефтяной сектор снова окажется в дефиците. В настоящее время добыча составляет около 30 млн. тонн нефти - сырца в год, в то время как общие потребности составляют, по крайней мере, 50 млн. тонн, в результате чего недостающие 20 млн. тонн приходится ввозить из- за границы. Ликвидация контроля в нефтедобывающей сфере и превращение нефтеразведки в привлекательный сектор для иностранных компаний, как полагают, может резко поднять уровень добычи сырой нефти и производство нефтепродуктов внутри страны и, таким образом, сократить ее зависимость от импорта.

Новая индустриальная политика, бурный рост экономики в целом и изменение политики в области автомобильной промышленности оказывают на нефтедобывающий сектор значительное давление. В ранние годы, сразу же после достижения независимости, это индустрия практически полностью контролировалась международными компаниями.

Отечественный опыт был минимальным. В настоящее время указанная индустрия почти полностью находится в ведении общественного сектора, накопившего огромный опыт, который вполне сравним с международными стандартами. Свидетельством успеха в данном направлении являются следующие данные: за прошедшие пять десятилетий производство нефти - сырца возросло с 0,25 млн. тонн до 30,5 млн. тонн в год, что же касается мощностей нефтепереработки, то они увеличились с 0,3 млн. тонн до 50 млн. тонн в год.

Основными показателями, учитываемыми в статистике внешней торговли, являются: внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового баланса.

В объем экспорта включаются: экспорт товаров национального происхождения, экспорт товаров после их переработки, реэкспорт импортных товаров, экспорт из свободных таможенных зон и свободных складов, экспорт товаров из магазинов без пошлинной торговли, а также товары, вывозимые для аренды сроком на один год и более.

Основными составными компонентами импорта являются: импорт товаров, предназначенных для использования внутри страны, импорт товаров, используемых для переработки, реимпортируемые товары, импорт товаров, находящихся в свободных таможенных зонах и на свободных складах, импорт товаров, направленных в зону беспошлинной торговли, товары, ввозимые для аренды сроком на один год и более.

Экспорт Казахстана за 1994-1998 г.г. по данным грузовых таможенных деклараций, без учета неорганизованной торговли с Республикой Индия, составил: 1994 г. 7,3 млн. долл., 1995 г. 0,5 млн. долл., 1996 г. 2,3 млн. долл., 1997 г. 33,3 млн. долл., 1998 г. 7,9 млн. долл.

Импорт Казахстана за 1994-1998 г.г. по данным грузовых таможенных деклараций, без учета неорганизованной торговли из Республики Индия, составил: 1994 г. 33,5 млн. долл., 1995 г. 14,2 млн. долл., 1996 г. 17,4 млн. долл., 1997 г. 19,9 млн. долл., 1998 г. 36,1 млн. долл.

Удельный вес Индии среди основных торговых партнеров Казахстана в импорте за 1994-1998 г.г. составляет, соответственно 1994г.- 0,9%, 1995г.-

0,4%,1996г.- 0,4%,1997г.- 0,5%,1998г.- 0,8%, а её место среди торговых партнеров, следующее: 1994г. -17,1995г. -29, 1996г. -29,1997г. -29, 1998г. -23.

Удельный вес Индии среди основных партнеров Казахстана в экспорте составляет за 1994 - 1998 гг. соответственно 0,2%, 0,0%, 0,5%, 0,1%. А место Индии среди партнеров: в 1994 г. - 36, в 1995 г. - 66, В 1996 г. - 55, в 1997 г. - 23, в 1998 г. - 34.

Экспорт и импорт Казахстана с расчетами на СКВ за 1994 - 1998 гг. для Индии составляет (млн. $USA):

           
Экспорт 5,6 0,5 2,3 33,0 7,9
Импорт 31,0 14,0 17,3 19,8 35,3

Экспорт и импорт Казахстана в порядки прямого товарообмена составляет для Индии в 1994 - 1998 гг. (млн. $USA):

           
Экспорт 0,6 0,0 0,0 0,0 0,1
Импорт U 0,2 0,0 0,0 0,0

По экспорту отдельных товаров, занимающих наибольший удельный вес в общем объеме экспорта, в разрезе основных торговых партнеров Казахстана за 1995 - 1998 гг. Индия имеет следующие показатели:

Наименование          
товара Кож- Цена, Кож- Цена, Кож- Цена, Кож- Цена,  
  чество тыс. $ чество тыс. $ чество тыс. $ чество тыс. $  
Шерсть, тонн Прокат плоский 27,2 19,0 48,7 87,6 81,0 141,7 - -  
из железа, нелеги- рованной и легиро­ванной нержавеющей                  
стали, тонн 4480,0 136,8 10784,8 1939,2 142463,6 29579,4 13518,3 2361,8  
Асбест, тонн Боеприпасы и их 1492,5 260,6 7647,5 1532,7  
         
части и принадлеж­ности, тонн Чай, тонн Кондитерские изделия         2,6 2909,2 355,4 6769,1 18,1 5687,8 2589,2 3083,1  
из сахара, не содер­жащие какао, тонн         59,5 112,7 17,9 53,6  
Медикаменты, тонн Гигиенические и         102,2 2585,7 90,9 1139,1  
косметические сред-ва Мыло; бумага, ватная набивка, фетр и нетканые         286,2 624,7 71,8 164,8  
материалы Вещества поверхн-         86,3 73,7 55,1 4 49,6  
остно-активные органические, чистящие средства         225,1 159,5 126,8 1 29,5  

Учитывая общие растущие экспортные показатели (свыше пяти процентов) 1998 года, предполагалось, что упомянутый сектор будет функционировать достаточно успешно и в дальнейшем. В целях улучшения дальнейших показателей Министерство торговли разработало схему действий, согласно которой 15 новых стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южной Америке и Африке будут задействованы в этом проекте. Кроме того, ассортимент экспортной продукции, в том числе и в Казахстане, включавший ранее только традиционные товары - текстильные изделия, одежду, ювелирные изделия и драгоценные камни, которые формировали главное содержание корзины, - расширяется теперь за счет многих промышленных товаров высокой технологии. Индия вступила также на путь более наступательной стратегии маркетинга своей продукции в развитых странах - в Европейском Союзе, в США, Канаде и Японии - с особым упором на высшее качество экспортных товаров. Начало было положено с популяризации высококачественных сортов чая “Наргис” на российском и Казахстанском рынках. Фонд поощрения качества был также сформирован правительством, чтобы содействовать экспортерам в повышении качества их продукции, хотя эта работа носит начальный характер.

Новая политика в области экспорта - импорта на 1997-2002 гг. в значительной степени упростила саму политику и процедуру. Импортные поставки постепенно либерализируются, чтобы способствовать наличию сырья и его экспорта и, кроме того, - расширению и модернизации отечественной базы производства. Проект по развитию промышленного экспортного парка был осуществлен в целях поддержки правительств штатов в их усилиях по расширению экспорта. Кроме того, проводятся активные консультации с советами по развитию экспорта, палатами по торговле и промышленности, которые регулярно собираются для разработки мер в целях резкого увеличения экспорта. Отменив бюрократические “Количественные ограничения по импорту” (QR) индийское правительство уже подписало соответствующие соглашения с Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией и Австралией и согласилось на новые графики.

В отличие от многих других стран, где реформа общественного сектора повлекла за собой полную приватизацию, сочетавшуюся с закрытием нерентабельных единиц, подход правительства Индии был более гибким. Совещательный орган, так называемая Дезинвестиционная комиссия, был создан при Министерстве промышленности, чтобы консультировать правительство по вопросам, относящимся к переоценке имущества этих предприятий. Комиссия общественного сектора со все большей целеустремленностью вкладывают свои капиталовложения посредством наличных вливаний или приобретая ресурсы на рынках капитала. Эти меры значительно сократили нагрузку и давление на правительственные бюджетные ресурсы.

В то время, как весь мир готовится к серьезному вызову следующего тысячелетия, индийская экономика устремлена на то, чтобы получить выгоды, как от плановых инвестиций, так и от экономической либерализации, где приветствуется свободный приток иностранных капиталовложений. Сегодня экономика страны устремлена на продолжение быстрого роста, чему может способствовать стабильная политика обеспечения общей деловой среды, где уделяется особое внимание фундаментальным основам и способностям системы в сохранении намеченного курса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.007 с.)