Экономическая теория: предмет, Ф, стр-ра и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория: предмет, Ф, стр-ра и методы



Экономическая теория: предмет, Ф, стр-ра и методы

ЭТ (возн.ЭТ1615г.) – общественная дисц или наука, изучающая эконзакономерности и эконотношения в сферах производства, распределения, обмена и потребления, хозяйственную деят людей в условиях ограниченных ресурсов с целью максимально возможного удовлетворения потребностей. Предмет ЭТ - эконотношения: производство, распределения, обмена и потребления. ФЭТ: позн-я (описывает факты, изуч и объясняет сложные явления эконжизни, раскрывает эконзаконы); методологическая (даёт теоретическое обоснование необходимости и методику осуществления того или иного эконмероприятия); практ-я (раскрывает пути и варианты совершенствования эконявлений, уточняет эконполитику гос-ва); прогностическая (предполагает разработку научных прогнозов, перспектив эконразв); критическая (вырабатывает критический подход к рассматриваемым явлениям, выделяет их преимущества и недостатки, указывает на целесообразность использования полученных рез-в); мировоззренческая (?). В ЭТ выделяют 4 оснраздела: 1) общие основы ЭТ (дается общая хар-ка понятия общ-ва и экономики, материального производства как основы жизни челобщ-ва); 2) микроэкономика (изуч поведение участников эконпроцессов на уровне предприятий, фирм, домохозяйства, рынки отдельных товаров); 3) макроэ-кономика (рассматривает процессы, происходящие в национальной экономике, показатели национального дохода, занятости, динамики цен); 4) мировая экономика (рассматривает эконотношения в мировом общ-ве); 5) мезоэкономика (изуч эконпроцессы на уровне отдельных отраслей народного хоз-ва). Методы ЭТ: 1) общенаучные методы: метод научных абстракций позволяет изуч и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание др его составляющие ; анализ – изучение каждой части единого целого отдельно; синтез – соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое; индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению; дедукция – движение мысли от общего к частному; исторподход – ЭТ должна показать явление в разв, движении, т.е. ист-ки; 2) матемметоды: эконмоделирование позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений эконявлений, их последствия, даёт возможность прогнозировать эконпроцессы; матеманализ играет важную роль в изучении количсвязей, определении темпов роста, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании стр-ных сдвигов в производстве, распределении и использовании ВВП и т.д.; 3) статистические методы позволяют обрабатывать и изуч количпоказатели разв общпроизводства и общ-ва, их соотнош и изменения; 4) систем-ная методология широко используется в анализе. Весь окр-й нас мир системен. Сист – совокупность элементов, определённым образом связанных и образованных под определённую цель; 5) эконэксперимент – научно поставленный опыт в эконобласти с целью проверки эффективности намечаемых хозяйствмероприятиях. Цель – доказательство правильности определённой гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики эконразв. Эконэксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объёмов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д.

 

Содержание, показатели, типы и факторы эконроста

Эконрост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу насел. Эконрост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительности жизни, кач-ва медобслуживания, уровня обр, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д. Этот процесс характеризуется увеличением массы разнообразных создаваемых потребительских стоимостей (благ) в экономике в связи с ростом потребностей общ-ва. Эконрост возможен двумя путями: – за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов на прежней технической основе – экстенсивный рост; – за счет повышения качества факторов производства, т. е. за счет роста их производительности – интенсивный рост. Экономический рост диалектически связан со структурой экономики, что особенно заметно проявляется в долгосрочном периоде. Напр, в белорусской экономике в переходный к рынку период изменениям подверглись основные институты власти и управления, изменились структурные пропорции внутри национэкономики и ее внешние связи. Поэтому важнейшее значение приобрели не столько темпы эконроста, сколько глобальные изменения в белэкономике, ее преобразование в новое кач-во: из социалистической, базирующейся на административно-командной системе управления и госсобственности, в рыночную экономику. На микроуровне эконрост связан с проблемами предпринимательства, столкновениями интересов производителей, потребителей и институтов госвласти. В качестве показателей для оценки и анализа эконроста используются темпы роста реального ВНП (НД) за определенный период, рост ВНП (НД) в расчете на душу насел; отраслевая стр-ра национэкономики; производство основных видов продукции на душу насел; уровень и кач-во жизни насел; показатели экономической эффективности. К показателям производства основных видов продукции, являющихся базисными для роста и развития экономики, относятся: производство электроэнергии на душу населения, выплавка стали, производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон и ряда других. Важнейшими показателями является производство в стране на душу населения таких основных продуктов питания как зерно, молоко, мясо, сахар, картофель. Уровень жизни населения включает показатели: «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», средняя продолжительность жизни, уровень обр-я и квалификации трудовых ресурсов, число врачей и учителей на 10 тыс человек населения, обеспеченность населения жильем. Показатели экономической эффективности в наибольшей степени характеризуют уровень эконроста и разв, т. к. показывают прямо или косвенно качество, состояние и уровень использования основного и оборотного капитала страны и ее трудовых ресурсов. К ним относятся: производительность труда в целом по стране, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производств; капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции. В последние годы все шире применяются показатели сравнительной конкурентоспособности, разработанные Международным Валютным Фондом (МВФ) и принятые в СНС. Они применяются для соизмерения цен и издержек в обрабатывающей промышленности страны и по отношению к средневзвешенным соответствующим показателям развитых индустриальных стран. Таких показателей пять:удельные затраты на зарплату (в расчете на 1 единицу продукции); – удельные затраты на рабочую силу, т. е. выпуск продукции на отработанный человеко-час; – показатели удельных расходов первичных факторов производства, т. е. удельные издержки по элементам добавленной стоимости; – сравнительный уровень оптовых цен промышленности; – сравнительный уровень экспортных цен промтоваров. Факторы, от которых зависят темпы и качество экономического роста и устойчивого развития, принято разделять на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся людские ресурсы или человеческий капитал, природные ресурсы, производственный, инновационный и инвестиционный потенциалы страны, емкость внутреннего и внешнего рынков или совокупный спрос, институциональная среда как система социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, регулирующих экономический рост и развитие. Внешние факторы включают международное разделение труда и глобализацию, которые влияют на процессы специализации и кооперации национальной экономики как части мирового хозяйства; политические факторы (членство страны в различных экономических и военно-политических союзах и блоках, от которого может зависеть предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле и инвестициях или, наоборот, введение эмбарго на поставки определенных видов продукции и даже объявление торговой войны).

 

Экономическая теория: предмет, Ф, стр-ра и методы

ЭТ (возн.ЭТ1615г.) – общественная дисц или наука, изучающая эконзакономерности и эконотношения в сферах производства, распределения, обмена и потребления, хозяйственную деят людей в условиях ограниченных ресурсов с целью максимально возможного удовлетворения потребностей. Предмет ЭТ - эконотношения: производство, распределения, обмена и потребления. ФЭТ: позн-я (описывает факты, изуч и объясняет сложные явления эконжизни, раскрывает эконзаконы); методологическая (даёт теоретическое обоснование необходимости и методику осуществления того или иного эконмероприятия); практ-я (раскрывает пути и варианты совершенствования эконявлений, уточняет эконполитику гос-ва); прогностическая (предполагает разработку научных прогнозов, перспектив эконразв); критическая (вырабатывает критический подход к рассматриваемым явлениям, выделяет их преимущества и недостатки, указывает на целесообразность использования полученных рез-в); мировоззренческая (?). В ЭТ выделяют 4 оснраздела: 1) общие основы ЭТ (дается общая хар-ка понятия общ-ва и экономики, материального производства как основы жизни челобщ-ва); 2) микроэкономика (изуч поведение участников эконпроцессов на уровне предприятий, фирм, домохозяйства, рынки отдельных товаров); 3) макроэ-кономика (рассматривает процессы, происходящие в национальной экономике, показатели национального дохода, занятости, динамики цен); 4) мировая экономика (рассматривает эконотношения в мировом общ-ве); 5) мезоэкономика (изуч эконпроцессы на уровне отдельных отраслей народного хоз-ва). Методы ЭТ: 1) общенаучные методы: метод научных абстракций позволяет изуч и исследовать в процессе анализа часть предмета, не принимая во внимание др его составляющие ; анализ – изучение каждой части единого целого отдельно; синтез – соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое; индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению; дедукция – движение мысли от общего к частному; исторподход – ЭТ должна показать явление в разв, движении, т.е. ист-ки; 2) матемметоды: эконмоделирование позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений эконявлений, их последствия, даёт возможность прогнозировать эконпроцессы; матеманализ играет важную роль в изучении количсвязей, определении темпов роста, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании стр-ных сдвигов в производстве, распределении и использовании ВВП и т.д.; 3) статистические методы позволяют обрабатывать и изуч количпоказатели разв общпроизводства и общ-ва, их соотнош и изменения; 4) систем-ная методология широко используется в анализе. Весь окр-й нас мир системен. Сист – совокупность элементов, определённым образом связанных и образованных под определённую цель; 5) эконэксперимент – научно поставленный опыт в эконобласти с целью проверки эффективности намечаемых хозяйствмероприятиях. Цель – доказательство правильности определённой гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики эконразв. Эконэксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объёмов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)