Конституционные правоотношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные правоотношения.



К конституционно-правовым нормам относятся те правовые нормы, которые в своей совокупности составляют конституционное право.

Рассматривая конституционно-правовые нормы следует отметить, что им свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

По сравнению с другими нормами права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены: власть, территория и т.д..

2. Источниками, в которых они выражены. Одной из отличительных черт конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права является источник, в котором они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы, выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права — в Конституции Республики Беларусь.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве по сравнению с другими отраслями права больше норм общерегулятивного, а не конкретно-регулятивного характера. Например, статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет лишь формы собственности, а не регулирует порядок их приобретения, регулирования и прекращения.

В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм регулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первично устанавливают обязательный для создания всех правовых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве). Кроме того, изложенная в статье Конституции норма права реализуется не непосредственно, а с помощью издаваемого на ее основе специального законодательства. Например, право на труд и справедливое вознаграждение нашли свое отражение в Трудовом кодексе Республики Беларусь и реализуются через данный источник права; право на вступление в брак закреплено в Конституции, а условия и порядок заключения и расторжения брака регламентируются Кодексом о браке и семье и т.д.

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, высшие государственных органы и т.д.

7. Особенностями структуры. Принято считать, что правовые нормы состоят из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Вспомнив из курса «Теории государства и права», мы знаем, что гипотеза – это структурный элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых норма начинает действовать. Диспозиция - это структурный элемент правовой нормы, в котором указываются возможные варианты поведения субъектов, их права и обязанности. Санкция - это структурный элемент правовой нормы, в котором указываются последствия нарушения правовой нормы, определяются вид и мера юридической ответственности для нарушителя указанных предписаний. Для большинства же конституционно-правовых норм характерно наличие лишь диспозиции. Например, очень важная конституционно-правовая норма содержится в ст.79 Конституции Республики Беларусь. Она гласит: “Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина”. В ней есть только одна диспозиция и нет ни гипотезы, ни санкции. Однако их отсутствие не лишает ст.70 характера правовой нормы, т.к. она определяет положение Президента Республики Беларусь как главы государства, т.е. как высшего должностного лица Республики.

Другим примером может служить ст.90 Конституции, в которой сказано, что Парламент Республики Беларусь является представительным, законодательным органом Республики Беларусь.

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Так, в ст.94 Конституции говорится, что полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии правительству, либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра и в других случаях. В этой норме гипотеза — при отказе в доверии правительству... — является условием принятия Президентом решения о досрочном прекращении полномочий Палаты представителей.

Характерной особенностью конституционно-правовых норм является отсутствие санкций (конкретных). Вместе с тем. В некоторых нормах говорится об ответственности. Так, норма ст. 64 Конституции предусматривает, что лица, препятствующие гражданину в свободном осуществлении им своего избирательного права, наказываются согласно закону.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.007 с.)