Разработка проектов развития/ реорганизации/ расширения предприятия – важная задача менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка проектов развития/ реорганизации/ расширения предприятия – важная задача менеджмента



Для достижения поставленных целей, повышения конкурентоспособности компаниям приходится планировать свою деятельность, разрабатывать проекты развития предприятия, его реорганизации и расширения. Эффективность этих инноваций зависит от тщательности их проработки. Как показала мировая практика, невозможно создать хороший проект без предварительной разработки бизнес плана.

Можно выделить следующие этапы решения таких задач:

· прогнозирование результатов будущей деятельности,

· критерии выбора первоочередных проблем,

· разработка структуры проекта,

· бизнес-план.

В бизнесе прогнозы являются основой в составлении бюджета и планировании производственной возможности, продаж, производства и изобретений, людских ресурсов, покупки и т.д. Прогнозы играют большую роль в процессе планирования, т.к. дают возможность менеджерам предвидеть будущее, в соответствии с чем и происходит планирование.

Существуют две области планирования прогнозов. Одна из них помогает менеджерам планировать систему, а другая – планировать использование системы качества.

Планирование системы обычно включает долгосрочные планы о видах продукции и предлагаемых услугах, необходимых средствах и оборудовании, места размещения и т.д.

Планирование использования системы относится к краткосрочному и промежуточному планированию, которое включает такие задачи, как планирование изобретений, рабочей силы, планирование покупки и производства, бюджета и календарное планирование.

Стратегическое планирование включает в себя четыре основных вида управленческой деятельности:

1. Распределение ресурсов: распределение имеющихся фондов, высококвалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, имеющегося в организации.

2. Адаптация к внешней среде: действия, которые улучшают отношения фирмы с окружающей внешней средой, т.е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.

3. Внутренняя координация работы всех отделов и подразделений. Этот этап включает в себя выявление сильных и слабых сторон фирмы для достижения эффективной интеграции операций внутри организации.

4. Осознание организационных стратегий. Здесь учитывается опыт прошлых стратегических решений, который дает возможность прогнозирования будущего организации.

Схема стратегического планирования состоит из этапов:

 

Основные этапы обоснования проекта

1. Обоснования идеи проекта и сведения о проекте:

· соответствие идеи проекта существующей системе экономических взаимоотношений в стране;

· перечень спонсоров и причины их заинтересованности в реализации проекта.

· основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия. Географический ареал и доля на внутреннем и внешнем рынках, рыночная ниша;

· тип размещения проекта (рыночная или ресурсная ориентация);

· экономическая политика поддержки проекта;

· продукция и ее структура, мощности предприятия;

· контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики;

· национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта;

· сведения о проекте (наименование, адрес, финансовые возможности, роль в проекте организатора или инициатора проекта).

2. Анализ рынка стратегия маркетинга, основы проектной стратегии:

· общеэкономический анализ рынка;

· общие экономические показатели спроса на продукцию, предусмотренную проектом (население и темпы его роста, душевой доход и потребление и т. д.);

· государственная политика, практика и законодательство в сфере потребления, производства, импорта и экспорта продукции, предусмотренной проектом; ограничения по стандартам, обязательства, налоги, субсидии, кредитный контроль и регулирование зарубежных связей;

· существующий уровень национального производства проектируемой продукции, включая производство для внутреннего потребления;

· существующий уровень импорта;

· данные о поведении, привычках и реакции индивидуальных и групповых потребителей, а также данные о торговой практике;

· исследование рынка;

· прогнозирование изменения емкости отечественного рынка;

· возможность выхода на рынки других стран;

· импорт конкурирующей продукции;

· цели проекта (замещение импорта, использование имеющихся ресурсов, проникновение на международный рынок и т.д.);

· стратегия проекта (лидерство в издержках, ориентация на ограниченную группу покупателей, занятие рыночной ниши) - средства и действия для достижения целей;

· стратегия маркетинга (проникновение на рынок, развитие рынка, развитие продукта, диверсификация);

· оперативные мероприятия (сбор, обработка и систематическая оценка информации о рынке, рыночной среде - спрос и конкуренция, поведение клиентов и нужды потребителей, изучение конкурирующих продуктов, анализ инструментов маркетинга и прочих факторов. Использование отдельных инструментов маркетинга в краткосрочной перспективе;

· цели в области сбыта (оборот, доля рынка, репутация фирмы, прибыль);

· издержки и доходы маркетинга - определение цен реализации продукции (внутренние издержки производства и сбыта, реакция клиентов на различные цены - ценовая эластичность, ценовая политика конкурентов); продвижение продукции (реклама, связи с общественностью, индивидуальная продажа, стимулирование сбыта, политика в отношении торговой марки); послепродажное обслуживание продукции (поставка запчастей, услуги по техническому обслуживанию и ремонту, создание соответствующих мощностей в различных географических пунктах); оптимальная производственная мощность; подходящая технология (технологическая концепция); технически целесообразная производственная программа; альтернативные стратегии маркетинга с прогнозируемым периодом продаж с учетом характера и типа продукции.

3. Сырье и комплектующие материалы, их классификация, потребности и стратегия поставок:

· минеральные ресурсы (детальная информация о запасах и физико-химических свойствах ресурсов);

· сельскохозяйственные материалы (информация о качестве, методах сбора и вывозки и т. д.);

· морские продукты (оценка запасов, объемов и издержек производства, особенности национальной политики и экологические ограничения);

· обработанные промышленные материалы (возможность взаимозаменяемости полуфабрикатов, возможность использования полуфабрикатов с различной степенью обработки в зависимости от характера технологического цикла будущего проекта);

· вспомогательные материалы: потребность в электроэнергии, топливе, водо- и пароснабжении, упаковочных материалах; общая оценка потребностей с учетом выбора месторасположения, технологии и производственной мощности и проекта, источников снабжения и возможных узких мест издержек на охрану окружающей среды - для корректировки инвестиций в здания, сооружения, машины и оборудование;

· запасные части;

· поставки для социальных и иных нужд (особенно при строительстве в отдаленных и малообжитых регионах): продукты питания, медицинские и образовательные услуги, одежда, обувь, строительство дорог (песок, гравий, асфальт и т.д.);

· создание специальных диаграмм технологических потоков, показывающих, каким образом и на какой стадии производственного процесса происходит потребление тех или иных материалов;

· детальный анализ на отдельной диаграмме каждой стадии технологического потока (с учетом особенностей применяемых машин, оборудования, стандартов и т. д.);

· общая потребность в материалах и комплектующих изделиях;

· источники снабжения (внешние, внутренние, их месторасположение);

· транспортировка материалов и возможные транспортные издержки;

· оценка альтернативных вариантов конечного использования поставляемых материалов и возможное влияние такого использования на степень их доступности;

· цели стратегии поставок сырья и комплектующих изделии (минимизация издержек, минимизация риска и оптимизация деловых отношений с поставщиками);

· программа поставок - основа расчета издержек (определение источников снабжения и поставщиков, соглашения и договоры, средства транспортировки, хранение, оценка риск срыва поставок).

4. Анализ местоположения и окружающей среды:

· Разработка нескольких альтернативных вариантов с учетом:

- экологической обстановки, географических условий;

- экологического воздействия проекта и оценки экологического воздействия;

- государственной социально-экономической политики, стимулов и ограничений;

- инфраструктуры района реализации проекта;

· выбор производственной площадки из нескольких вариантов с учетом:

- природных условий (почв, климата и др.);

- экологического воздействия (ограничения, стандарты);

- местной инфраструктуры в районе производственной площадки;

- стратегических аспектов;

- стоимости земли;

- стоимости подготовки производственной площадки.

5. Инженерная подготовка проекта и технология:

· разработка предварительной производственной программы с учетом рыночных и ресурсных ограничений для различных уровней производства при минимальном уровне цен (после определения предлагаемого объема продаж разрабатывается детальная производственная программа);

· определение потребности в материалах и рабочей силе (составление балансов материальных и трудовых ресурсов) для различных стадий производства и различного уровня загрузки производственной мощности;

· производственная мощность:

- номинальная максимальная (ориентир для определения реальной степени загрузки производственной мощности);

- нормальная производственная мощность (оптимальный уровень производства с учетом взаимодействия технологии, доступности ресурсов, инвестиций и производственных издержек);

· тщательная проработка альтернативных вариантов технологий и ноу-хау с учетом характера и потребностей рынка, наличия ресурсов, экологических факторов, стратегии реализации проекта;

· выбор технологии на основе оценки возможного влияния на окружающую среду, экономику и социальную среду. Оценка по этапам:

- формулировка проблемы;

- описание технологии, прогноз развития технологии;

- описание социальной сферы, прогноз социальной сферы;

- идентификация технологического воздействия;

- а\нализ технологической политики;

- оценка результатов;

· источники получения технологии (ноу-хау):

- лицензирование;

- приобретение полного права на технологию;

- совместное владение правом использования технологии;

· разработка плана реализации проекта - основы для финансового обеспечения и калькуляции всех издержек;

· составление списка необходимого оборудования с разбивкой по группам (технологическое, механическое, электромеханическое, инструмент и контрольно-измерительное, транспортное и конвейерное и т. д.);

· составления списка запасных частей, научного оборудования и приборов;

· разработка предварительного плана строительно-монтажных работ;

· определение потребностей в ремонтных работах с учетом имеющихся возможностей;

· первоначальный расчет стоимости строительства на основе удельных издержек (на 1 кв. м. площади).

6. Организация и управление предприятием:

· этапы разработки организационной структуры:

- определение коммерческих целей и задач;

- идентификация функций, необходимых для достижения поставленных целей; группировка необходимых функций; разработка организационной структуры; подготовка программ обучения и набора персонала;

· разработка организационной структуры (3 уровня): верхний уровень управления (долгосрочное стратегическое, экономическое и бюджетное планирование, контроль и координация деятельности); средний уровень управления (планирование и контроль над различными проектными функциями: сбыт, производство, финансирование и т. д.); нижний уровень управления (ежедневный контроль над текущими операциями);

· организационное проектирование - создание административных подразделений (общего управления, финансов и финансового контроля, управления персоналом, маркетинга и сбыта, снабжения, транспортировки и хранения. Производственного, экономических расчетов, качества ремонта и т.д.);

· первоначальный расчет накладных расходов: калькуляция издержек.

7. Определение потребности в трудовых ресурсах:

· классификация трудовых ресурсов: по категориям (управленческий и производственный персонал, квалифицированные и неквалифицированные рабочие); по функциональным признакам (генеральные управляющие, производственные управляющие, административный персонал, машинные операторы, шоферы и т. д.);

· определение потребности в высшем управленческом персонале на стадии формулирования идеи проекта;

· определение потребности в рабочей силе, исходя из социально-экономических особенностей региона реализации проекта (мобильность рабочей силы, возможность использования женского труда и т.д.);

· разработка программ подготовки и переподготовки кадров на этапе проектирования и строительства объекта (издержки от 10 до 15% инвестиционных издержек);

· оценка издержек по найму, подготовке и переподготовке кадров.

8. Планирование процесса реализации проекта:

· этапы реализации процесса:

- формирование группы по осуществлению проекта;

- образование компании;

- финансовое планирование;

- создание организационных структур;

- приобретение и передача технологии;

- набор трудовых ресурсов;

- технологическое проектирование;

- предварительная оценка контрактов (договоров);

- подготовка тендерных документов;

- тендер, открытие торгов, оценка торгов;

- переговоры и заключение контрактов (договоров);

- детальное технологическое проектирование;

- приобретение земельного участка;

- строительные работы;

- монтаж оборудования;

- приобретение материалов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих и т.д.);

- предварительный маркетинг;

- сдача объектов в эксплуатацию;

- начало производства продукции;

· разработка графика реализации: реализации от создания специальной группы по осуществлению проекта до проведения эксплуатационных испытаний оборудования и всего производства;

· постоянный маркетинг издержек на всех этапах.

9. Финансовый анализ, оценка инвестиций и финансирования проекта:

· анализ и оценка затрат, результатов и будущего чистого дохода, выраженных в финансовых категориях;

· методические принципы (анализ надежности проектной информации, анализ структуры и значимости издержек и проектируемого дохода для определения важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на осуществимость инвестиций; определение и оценка ежегодных кумулятивных финансовых чистых доходов, выраженных в категориях прибыльности, эффективности и объемов инвестиций; учет фактора времени в ценах, стоимости капитала; процесс принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности (учет предпринимательского риска);

· объекты финансового анализа (определение наиболее привлекательного альтернативного проекта в условиях сложившегося уровня неопределенности, выявление важнейших факторов и возможных стратегий для управления и контроля за соответствующими рисками, определение, структуры и объема необходимых финансовых ресурсов для реализации и эксплуатации проекта, вариантов и приобретения по наиболее низкой цене и наиболее эффективных вариантов их использования);

· классификация издержек;

· методы экономической оценки инвестиционных проектов;

· традиционные методы оценки инвестиционных проектов:

- метод определения срока окупаемости;

- метод определения простой нормы прибыли;

· дисконтные методы оценки инвестиционных проектов:

- метод чистой дисконтированной стоимости (ЧДС);

- метод внутренней нормы окупаемости (ВНО);

- метод дисконтированного периода окупаемости (ДПО);

· оценка инвестиционного проекта по нескольким методам и выбор наиболее оптимального метода;

· финансирование проекта и оценка потребностей:

- предварительная (до разработки ТЭО);

- окончательная (после выбора месторасположения, определения производственной мощности, расчетов издержек на подготовку участка, строительство, приобретение технологий и оборудования);

· акционерный капитал (выпуск обычных и привилегированных акций);

· заемный капитал:

- краткосрочные и долгосрочные займы под оборотный капитал (коммерческие банки и поставщики различных видов сырья и материалов);

- долгосрочные займы (национальные государственные и международные финансовые институты) под финансирование новых проектов;

- лизинговое финансирование под оборудование (лизинговые компании, банки, агентства промышленного развития);

· финансовые показатели деятельности производства:

- коэффициент задолженности;

- показатель текущей задолженности;

- показатель покрытия долгосрочного долга;

- показатель отношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;

· экономические показатели:

- капитал/продукт (маржинальный коэффициент);

- чистой дисконтированной стоимости;

- текущей прибыльности инвестиций;

- эффективной занятости.

4 Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Бизнес-план – комплексный документ, охватывающий все сферы деятельности уже функционирующего или только создаваемого предприятия, является общепринятой в мировой хозяйственной практике формой представления деловых предложений и проектов, содержащей развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей, посредников и др. участников инвестиционного проекта.

Бизнес-план - документ, позволяющий лицу, принимающему решение (ЛПР), быстро вынести правильное и обоснованное (взвешенное) суждение по проблеме (принять решение).

Различают бизнес-планы по созданию нового предприятия (подразделения), по финансовому оздоровлению действующего предприятия (подразделения), по развитию действующего предприятия (подразделения) и др.

Бизнес-план выполняет четыре основные функции:

1) является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;

2) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;

3) выступает инструментом привлечения новых инвестиций;

4) является инструментом реализации стратегии предприятия.

Большинство кредиторов или инвесторов не вложит деньги в бизнес, не увидев качественного бизнес-плана. Инвесторы обращают внимание на «четыре Д» предпринимателя: деловая репутация, денежный поток по обслуживанию долга, дополнительное обеспечение гарантий и доля собственного капитала, которая должна быть не менее 50%.

При изучении бизнес-плана инвесторов интересуют:

· демонстрация инвестиционного потенциала;

· жизнеспособная стратегия выхода;

· эффективная управленческая команда, способная обеспечить реализацию потенциала компании;

· возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций.

Для самого предпринимателя и его возможных партнеров бизнес-план должен давать убедительные ответы на все основные вопросы (что делать?). Назначение бизнес-плана и его основные элементы представлены на рисунке 1.2.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Кроме этого в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.

 

 

 


Рисунок 1.2 - Назначение бизнес-плана и его основные элементы

 

Разработка бизнес-плана – многоэтапный процесс. Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества.

Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей, в общем, технологически проходит четыре укрупненных фазы (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане

№ п/п Наименование фазы Основное содержание
  Поиск новой идеи и факторы ее возникновения Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п.
  Анализ потенциальной и реальной ценности идеи Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель).
  Оценка риска   Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.
  Разработка бизнес-плана проекта План действий по реализации цели: выбор техники технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и т.д.

Бизнес-план должен содержать:

· описание ситуации (проблемы, возможности),

· стратегию извлечения прибыли из данной ситуации,

· подтверждающие расчеты и документы (включая интерпретацию полученных результатов).

 

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени:

1. Определение миссии (философии, видения фирмы) - краткого описания хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.

2. Формулирование цели и задач проекта (бизнес-плана). На этом этапе предприниматель формирует основные стратегические направления деятельности предприятия и корректирует в соответствии с ними все содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.

3. Установление общей структуры бизнес-плана, на объем и структуру которого влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляется план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей подробные расчеты и обоснования. С учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендована следующая примерная структура бизнес-плана:

· Титульный лист.

· Резюме (краткое изложение всех основных вопросов содержания каждой главы).

· Общие предпосылки и история проекта.

· Описание компании.

· Продукты и услуги. (Бизнес и его стратегия).

· Общий анализ рынка и концепция маркетинга.

· Производство и эксплуатация.

· Организация и юридический план. (Управление и процесс принятия решений).

· Календарное осуществление проекта.

· Риски.

· Финансовый план и инвестиции.

· Финансовый анализ.

· Приложения и иллюстрации.

4. Сбор необходимой информации, разработка нормативов. Этот этап - важная и трудоемкая часть плановой работы – состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела бизнес-плана.

Источниками информации могут служить специальные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работники предприятия, хорошо знающие внутреннюю среду фирмы и свое дело. При исследованиях применяется принцип комплексности, который предполагает необходимость всестороннего рассмотрения воздействия всех факторов на объект исследования и их взаимовлияния друг на друга. На этом этапе осуществляютсямаркетинговые исследования рынка, основная задача которых - определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товара на рынке; определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы и самой фирмы на изучаемом рынке; ориентация производства на выпуск таких изделий, которым обеспечены сбыт на конкретных рынках и получение фирмой плановой прибыли. Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы: выборочный, анкетный опрос, экономико-математическое моделирование, нормативный метод (таблица 1.2):

 

Таблица 1.2. Сравнительная оценка некоторых методов прогнозирования спроса.

Метод Достоинства метода Примечания
Выборочный метод Простота и точность при условии достоверности информации Требование достоверности информации
Анкетные опросы Применение закона больших чисел выборочного метода дают объективную информацию о спросе Субъективность оценок
Экономико-математическое моделирование При обеспечении высокого качества информации – высокая прогнозная точность Жесткие требование взаимной независимости факторов
Нормативный метод Не требуется проведения громоздких расчетов В основе метода лежат нормы потребления товаров и нормы обеспечения населения товарами длительного пользования

 

Не менее важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия.На правильный выбор и назначение цены на товар и услуги влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части: внутренняя, выражающаяся, в конечном счете, в издержках производства, и внешняя, к которой относятся: конкуренция, положение, занимаемое товаром на рынке, характер спроса, общехозяйственная конъюнктура, политика органов государственной и местной власти, другие факторы.Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом:

- методы полных издержек и стоимости изготовления (переработки),

- метод маржинальных (предельных) издержек,

- метод рентабельности (доходности) инвестиций и

- методы маркетинговых или рыночных оценок.

В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается описание стратегии проникновения на рынок; порядок оплаты поставляемых товаров; объема продаж по планируемым периодам. Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения. Далее определяются прогнозируемый объем продаж и прогнозируемые доходы от продаж. Предполагаемый объем сбыта рассчитывается исходя из результатов проводимых маркетинговых исследований рынка, объема и динамики спроса покупателей, учета конкуренции.

5. составление бизнес-плана (процесс планирования) - непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа. При разработке бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации:

- общая оценка возможных рисков;

- анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения;

- разработка мер по минимизации ущерба.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.089 с.)