Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.



Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между государствами. На уровне общего международного права их невозможно разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются. Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства, состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными государствами, что и имеет место на практике.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем отличается «Международное гуманитарное право», «Международная защита прав человека», «Права человека в международном праве», «Международное право прав человека» и «Международно-правовые вопросы населения»?

2. Что такое гражданство? Каким образом оно соотносится с подданством?

3. В чем особенность статуса бипатрида?

4. Возможно ли ограничение прав апатридов? Если да, то в каких случаях?

5. Перечислите правовую основу статуса лиц без гражданства?

6. Сравните правовую основу статуса апатридов и беженцев? Существуют ли различия?

7. Может ли иностранный гражданин обладать правами гражданина на территории соответствующей страны пребывания? Если да, то приведите примеры.

8. Какие проблемы филиации, связанные с развитием научно-технической революции, Вам известны?

9. Как часто встречается трансферт (как основание приобретения и прекращения гражданства) в современном мире?

10. Имеет ли категория «вынужденный переселенец» международно-правовое оформление?

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

 

1. Вагизов, Р.Г. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека: нормативно-правовая основа международной системы защиты прав человека / Р.Г. Вагизов // Российская юстиция. – 2008. – №5.

2. Грецова, Е.Е. Международное право об ограничениях прав и свобод человека в интересах обеспечения общественной безопасности и противодействия терроризму / Е.Е. Грецова // Право и государство. – 2008. – №5.

3. Оганесян, С.М. Понятие международных стандартов прав человека / С.М. Оганесян // Международное публичное и частное право. – 2008. –№2 (41).

4. Рыженкова, О.Ю. Международные стандарты прав человека в сфере деятельности средств массовой информации / О.Ю. Рыженкова // Право и государство: теория и практика. – 2008. – №2 (38).

5. Тиунов, О.И.Всеобщая декларация прав человека в нормах международного и конституционного права/ О.И. Тиунов // Журнал российского права. – 2009. – №2.

 


Тема 6. «Территории и другие пространства

В международном праве»

 

6.1. Территория: понятие, состав, черты, государственная граница

 

Территория — это часть географической среды, материальная основа существования общества. Как одно из важнейших условий материальной жизни, территория существовала всегда; она существовала и тогда, когда еще не было государств и государственной территории.

Государственная территория — это часть земного шара, в том числе суша, ее недра, воды и воздух, которая находится под суверенитетом данного государства и в пределах которой государство осуществляет свою государственную власть.

Территориальные проблемы всегда относились к важнейшим проблемам международных отношений, а территориальные споры нередко приводили к вооруженным конфликтам. Современное международное право, запрещая применение силы в международных отношениях, предписывает государствам, чтобы все свои споры, в том числе территориальные, они решали только мирными средствами. Территория государства состоит из сухопутной, водной и воздушной частей.

К сухопутной территории откосятся материк, острова и анклавы. Не обязательно, чтобы сухопутная территория каждого государства состояла из всех названных частей. Есть государства, которые не имеют островов, а есть такие, которые полностью состоят из островов (так называемые архипелажные или островные государства, например Индонезия).

Водная территория состоит из вод, рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), целиком расположенных в пределах границ данного государства. К водной территории государства относятся также внутренние морские воды (внутренних морей, заливов, бухт, портов) и территориальные воды, которые омывают побережье данного государства.

В территорию государства входят недра сухопутных и водных пространств, расположенных в пределах границ государства. Теоретически, вглубь недра не имеют пределов, но сужаются в направлении к центру Земли.

Воздушное пространство — это столб воздуха над сухопутной и водной территорией государства, где оно осуществляет свой суверенитет.

Кроме государственной территории в международном праве существуют понятия международной территории и пространств со смешанным режимом.

Составными частями международной территории являются: открытое море, Антарктика, воздушное пространство над ними, а также космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Международные территории не подчинены суверенитету какого-либо государства.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Эти пространства не входят в состав государственных территорий, но в каждом из них прибрежные государства осуществляют определенные суверенные права, а также несут обязанности по охране их среды. Согласно международному праву, верховенство государства означает, во-первых, что его власть является высшей по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территория, и, во-вторых, что на территории этого государства исключается действие публичной власти иностранного государства. Законы, правительственные постановления и судебные решения распространяются, как на собственных граждан и юридических лиц, так и на иностранных граждан, организации и на лица без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство может быть ограничено в тех же случаях, что и государственный суверенитет. Исключения из него могут иметь место с согласия государства. Согласие может быть вы­ражено в заключенных государством международных договорах или иным способом. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года исключает в предусмотренных в ней случаях применение национального законодательства к иностранным гражданам – дипломатам и членам их семей.

Территориальное верховенство не означает, что на территории государства не может действовать иностранное законодательство, но для этого опять-таки нужно его согласие. Например, гражданское законодательство всех государств предусматривает применение в определенных случаях иностранного гражданского права.

Характерной чертой государственной территории является то, что в ее пределах государство осуществляет свою исключительную власть. Эта исключительность государственной власти в пределах границ государству называется Территориальным верховенством.

Территории государств отделяются друг от друга границами. Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающие пределы территории государства — его суши, вод, недр и воздушного пространства.

Значение государственных границ для каждого государства исключительно велико, поскольку они определяют не только пределы его территориального верховенства, но и принадлежащую ему территорию со всеми ее естественными материальными богатствами и ресурсами, составляющими часть географической среды и важное материальное условие жизни общества.

Современное международное право запрещает насильственное изменение границ. Нерушимость государственных границ относится к числу важнейших принципов международного права. Как и территория государств, государственные границы неприкосновенны.

Для обеспечения неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают определенный режим, который включает порядок пропуска, передвижения через границу, проведения различных работ, урегулирования пограничных инцидентов и др.

Государства вправе применять те или иные меры, чтобы не допустить нарушения государственной границы и пограничного режима. Лица, виновные в таких нарушениях, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законами государства, граница которого нарушена. Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима. Договоры о государственных границах должны соблюдаться государством-преемником и только по соглашению с сопредельным государством могут быть изменены. Такова и международная практика при образовании новых независимых государств в Азии, Африке и Латинской Америке. К договорам о государственных границах неприменимо и правило о коренном изменении обстоятельств. Эти договоры должны соблюдаться и при таких изменениях.

Различаются сухопутные, водные и воздушные границы.

1) Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности (например, горным хребтам) или через определенные точки географических координат, а также по параллелям и меридианам.

2)Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские границы.

3) Воздушной границей государства является воображаемая плоскость, восстановленная вертикально и проходящая через сухопутную и водную границы. Верхний предел воздушной границы, отделяющий воздушную территорию государства от космического пространства, международным правом пока не установлен. Продолженная вниз указанная плоскость определяет границу недр данного государства.

Границы между государствами устанавливаются, как правило, договорным путем в два этапа: делимитации и демаркации.

1) Делимитация — это установление линии государственной границы, осуществленное по крупномасштабным картам с подробным изображением на них рельефа, населенных пунктов и других физико-географических объектов. Карта с нанесенной на ней линией границы является составной частью договора о делимитации границы, в котором дается словесное описание границы. Карта подписывается или парафируется договаривающимися государствами. Договоры о делимитации содержат также обязательства о демаркации границы.

2) Демаркация — это установление линии государственной границы на местности. Ее осуществляет специально созданная для того правительствами смешанная комиссия из представителей граничащих государств, которые обозначают границу ясно видимыми пограничными знаками (столбами, пирамидами и т.п.). На водном (речном) участке столбы устанавливаются на обоих берегах пограничной реки. Особенности имеются при демаркации морской границы. Здесь применяются буи, монолиты и другие знаки. Известно возведение вдоль границ крепостных стен Результаты работы смешанной комиссии по демаркации фиксируются в специальных документах, основным из которых является протокол-описание линии границы, который подписывается членами комиссии. Они подписывают также заключительный протокол. Документы о демаркации вступают в силу после их утверждения правительствами обоих государств.

Особое значение имеет вопрос об установлении границ по рекам. Они определяются по договоренности между соседними государствами в зависимости от того, является пограничная река судоходной или нет. Если река судоходная, то границы чаще всего устанавливаются по тальвегу — линии наибольших глубин реки, если же несудоходная - то по середине ее русла, реже по одному из ее берегов. Чтобы обеспечить необходимый порядок в приграничных районах, государства могут создавать в них специальный режим называемый пограничным режимом (его не следует смешивать с режимом самой государственной границы, о котором говорилось выше). В Российской Федерации пограничный режим устанавливается в пограничной полосе шириной до 5 км вдоль государственной границы в соответствии с упомянутым законом 1993 года.

 

6.2. Правовые основания и способы изменения государственных территорий

 

Как известно, одним из основных принципов современного международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории, который запрещает насильственные территориальные изменения. В то же время международное право допускает возможность и необходимость в некоторых случаях изменений территории государств.

Главным правовым основанием территориальных изменений является принцип самоопределения народов (нации), благодаря которому становятся возможны не только небольшие, частичные изменения территории государства, но и образование новых государств в результате их разделения или, наоборот, объединения, как это имело место в случае с Йеменом в 1988 году.

Много десятков новых независимых государств возникло после второй мировой войны на территориях бывших колоний в Азии, Африке и Латинской Америке в результате осуществления их права на самоопределение.

Воля нации к самоопределению может проявляться в различных формах и с помощью различных средств. Она может выражаться в заявлениях парламента, в решениях партий, в печати, другими мирными средствами либо принимать форму возмущений и восстаний против национального гнета.

Для выявления воли нации при решении вопросов о государственной принадлежности спорной территории иногда прибегают и к плебисцитам.

При этом принцип самоопределения народов должен осуществляться в увязке с другими принципами международного права, в частности с принципом территориальной целостности государств. Это приводит иногда к серьезным разногласиям. Так, в конфликте между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха Азербайджан настаивает на уважении принципа территориальной целостности, а Армения — на уважении принципа самоопределения народов. Очевидно, что в подобном случае решение спора на основе международного права невозможно, а требуется решение политическими средствами на основе справедливости и благоразумия.

Правомерны территориальные изменения, произведенные в отноше­нии государства-агрессора, как санкция за агрессию и как мера, направленная против повторения агрессии с отторгаемых территорий. Такие исключитель­ные меры были применены после второй мировой войны, к некоторым территориям, главным образом Германии и Японии. Отторжение территории в таких случаях не считается аннексией.

 

6.3. Международно-правовой режим международных пространств

 

Наряду с теми территориями, которые находятся под властью или исключительной юрисдикцией государств, имеются большие пространства, на которые не распространяется государственный суверенитет. Это пространства открытого моря и морского дна за пределами континентального шельфа, Антарктика, а также космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Долгое время эти пространства и находящиеся там ресурсы рассматривались в доктрине международного права через призму римского права — либо как «ничейные вещи» (res nullius), либо как «вещи, находящиеся в общей собственности» (res communis). Однако неприменимость гражданско-правовых категорий к определению правового статуса значительных земных пространств достаточно очевидна, поэтому в последние годы в международно-правовой науке сложилась устойчивая тенденция рассматривать их как пространства или объекты общего пользования. В основе их правового статуса должны лежать два основополагающих принципа

1) во-первых, неподчинение их суверенитету отдельных государств;

2) во-вторых, охрана и рациональное использование их и находящихся там ресурсов на благо всех народов.

Общность правового статуса международных пространств не означает тождественности их правовых режимов, т.е. установленного международным правом порядка деятельности государств в этих пространствах для их освоения и использования. Режим таких пространств определяется соответствующими международно-правовыми актами: Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Договором об Антарктике 1959 года. Договором по космосу 1967 года и Соглашением о Луне 1979 года. Названные документы с большей или меньшей степенью детализации регламентируют деятельность государств в этих пространствах.

Антарктика представляет собой обширный регион нашей планеты, расположенный от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Она включает как собственно материк Антарктиду, так и примыкающие к нему земли, острова и морские пространства. Открытая российскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в ходе первой антарктической экспедиции 1818-1821 гг., Антарктика, в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий, дол­гое время не представляла какого-либо интереса в плане ее хозяйственного освоения и считалась ничейной землей (terra nullius).

Однако с начала XX века ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили и Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на отдельные части Антарктики, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело, в конечном счете, к ее разделу. Попытка сепаратного решения вопроса о государственной принадлежности Антарктики, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, включая Советский Союз, который неоднократно на официальном уровне подчерки­вал неприемлемость территориальных притязаний в Антарктике. Вместе с тем СССР настаивал на том, что сохраняет за собой все права, основанные на открытиях и исследованиях русских мореплавателей и ученых, включая пра­во на предъявление соответствующих претензий в Антарктике.

В поиске выхода из сложившейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне в конце 1959 года. На Конференции был выработан и принят Договор об Антарктике, заложивший основы Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, является первым подобного рода международным соглашением, основанным на экосистемном подходе и направленным на защиту целостно­сти экосистемы морей, окружающих Антарктику, и рациональное использо­вание их живых ресурсов.

Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года, принятая в результате длительных и сложных переговоров, определяет условия и порядок разработки ископаемых антарктических ресурсов. Конвенция устанавливает режим такой деятельности, основными принципами которого являются защита природной среды и предотвращение причинения ей значительного вреда, уважение других видов использования Антарктики, включая деятельность станций, научные исследования, со­хранение и рациональное использование морских живых ресурсов. Конвен­ционные положения полностью соответствуют Договору 1959 года, в том числе ст. IV о замораживании территориальных претензий.

Деятельность по разработке минеральных ресурсов обусловлена выполнением ряда требований, в том числе природоохранного характера. Важную роль в системе разработки призваны играть специально создаваемые ор­ганы — Комиссия и Консультативный комитет, наделенные весьма значительными правами и функциями, включая контрольные.

Конвенция не вступила в силу, и до практической деятельности по разработке минеральных ресурсов пока далеко. Однако уже на стадии подготовки Конвенции высказывались опасения, что такая деятельность приведет к необратимым изменениям в природной среде Антарктики. Учитывая ее особую уязвимость, некоторые страны, в том числе участницы Договора, предложили превратить Антарктику в природный заповедник, где должны быть полностью запрещены любые промышленные разведка и разработка минеральных ресурсов. Эта идея была реализована на XI специальном консультативном совещании, состоявшемся в апреле 1991 года, где было принято принципиальное решение о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия особых интересов и соответственно преимущественных прав при использовании арктических пространств и определении их правового режима. Это нашло отражение в международно-правовой доктрине, в частности в «секторальной теории», согласно которой каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе — треугольнике, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами — линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступала Канада, которая в ряде законодательных актов (например, в Законе о северных территориях 1925 г.) и официальных заявлениях отстаивала свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В свою очередь Россия, а затем Советский Союз тоже принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте Министерства иностранных дел России в 1916 году, повторенной впоследствии меморандумом Советского правительства от 4 ноября 1925 г., было заявлено о вклю­чении в состав России всех земель, являющихся продолжением на север Си­бирского континентального плоскогорья. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», в пределах между меридианами 32°04'35"в.д. и 168°49'30"з.д. было провозглашено право СССР на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые. Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага Шпицберген, который, согласно Парижскому договору о Шпицбергене 1920 года, был передан Норвегии.

Хотя секторальная теория получила в той или иной степени отражение в официальной позиции Канады и международно-правовой доктрине бывшего Советского Союза, три других приарктических государства не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом. Противоречивость практики государств не позволяет говорить о сложившейся норме обычного международного права на основе секторальной теории. В связи с этим предпочтительно «узкое» толкование, согласно которому власть прибрежного государства может распространяться только на земли и острова, но не на все арктическое пространство, примыкающее к побережью соответствующего государства. Что касается морских районов Арктики, даже постоянно покрытых льдами, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств (внутренние воды, территориальное море, экономическая зона, континентальный шельф, открытое море), а также законами прибрежных государств.

Особенностью полярных морей, которые всегда были тесно связаны с побережьем приарктических государств, исторически осваивались ими и практически не использовались для международного судоходства, является институт национальных морских коммуникаций: Северо-западный проход в Канаде и Северный морской путь у нас.

В силу особой уязвимости природы Арктики широкомасштабная деятельность в этом регионе может привести к пагубным для нее последствиям. Поэтому приарктические страны принимают меры по защите природной среды Арктики от загрязнения. К числу таких мер относится канадский Закон 1970 года о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° с.ш., установивший жесткие ограничения на любую деятельность, способную повлечь загрязнение морских районов шириной до 100 миль от побережья Канады.

В Советском Союзе 26 ноября 1984 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР» (он действует на территории России и в настоящее время), который предусматривает создание системы охраняемых территорий, предъявление особых тре­бований при осуществлении плавания судов и иных плавучих средств, поле­тов воздушных судов и т.п.

Особая заинтересованность приарктических стран в сфере защиты окружаю­щей среды Севера привела к закреплению в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года положения о праве прибрежных государств принимать меры по предотвращению загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах, где особо суровые климатические условия и наличие льдов в тече­ние большей части года создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его.

Активно развивается международное сотрудничество в области исследования Арктики и охраны ее природной среды, в связи с чем был заключен целый ряд соглашений (например, многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей 1973 года, советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике 1984 года, советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях 1990 года).

В Арктике нет пока механизма, аналогичного Договору об Антарктике 1959 года, позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на регулярной основе вопросы международного сотрудничества. Большое значение для создания такого механизма имеет образование Международного арктического научного комитета (МАНК) — международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 года представителями пяти приарктических и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Исландии).

В настоящее время идет подготовка международного многостороннего соглашения об охране окружающей среды Арктики, в котором должно быть предусмотрено создание специального межправительственного органа. Важным шагом в этом направлении стало проведение первой межправительственной Конференции по охране окружающей среды Арктики в июне 1991 года в Финляндии. Восемь северных государств подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона, включающую охрану морской среды арктических морей, создание региональных структур предотвращения экологических катастроф, координацию научных исследований и др. В 1993 году учрежден Совет Баренцева/Евроарктического региона. Сегодня действует несколько десятков между­народных соглашений, устанавливающих правовой режим конкретных меж­дународных рек и озер или регулирующих те или иные виды использования их вод. Вместе с тем нет пока универсальной конвенции, которая кодифицировала бы основные принципы 11 нормы «международного речного права», как иногда называют эту область правового регулирования. Единственный документ общего характера — Хельсинкские правила использования вод международных рек 1966 года — является рекомендательным, но может рассматриваться как отражение международного обычного права, сложившегося в результате весьма длительной практики государств в этой сфере.

В настоящее время в рамках Комиссии международного права ООН завершается подготовка проекта статей, касающихся несудоходных видов использования международных водотоков, которые суммируют разнообраз­ную договорную и судебную практику и смогут быть положены в основу лю­бого много- или двустороннего международного соглашения. Наряду с этим, под эгидой Европейской экономической комиссии ООН, в 1992 году заклю­чена Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Правовой режим Дуная представляет особый интерес для восточноевропейских государств, а также стран региона Черного моря, куда он впадает. Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 года, которую подписали в то время СССР, УССР, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Югославия и Австрия. Согласно Конвенции, навигация на Дунае является свободной для граждан, торговых судов и товаров всех государств. Плавание военных кораблей не прибрежных стран запрещено, а придунайских за пределами собственных границ — лишь с согласия соответствующих государств. Наблюдение за вы­полнением Конвенции осуществляет Дунайская комиссия, которая состоит из представителей стран-участниц, в функции которой входят разработка и унификация правил плавания но Дунаю, речного, таможенного и санитарного надзора и т.д.

В 1985 году была принята Декларация о сотрудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности охраны его вод от загрязнения. Декларация направлена на обеспечение рационального использования и охраны от загрязнения вод Дуная, предусматривает установление системы створов в пунктах пересечения Дунаем государственных границ для наблюдения за их качеством.

Расположение международных рек по отношению к территории государств, по которым они протекают, различно. Они могут разделять или пере­секать территории соответствующих государств, иметь или не иметь собственный выход к морю. Международная река может служить границей между государствами.

Правовой режим рек, пересекающих территории двух или более государств, еще сравнительно недавно связывался почти исключительно с судоходством. Господствовало мнение, что международной рекой в собственном смысле слова является только река, имеющая непосредственное соединение с морем и судоходная на всем своем протяжении. Иначе говоря, отвечающая трем условиям: политическому — пересечение территории двух или более государств, географическому — соединение с морем, транспортному — воз­можность осуществления регулярного судоходства. Акцент на судоходство объясняется тем, что в прошлом такие реки использовались в основном для этой цели, а сама проблема международных рек возникла как проблема обес­печения свободы судоходства по ним.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое государственная территория? Каким образом это явление соотносится с категорией «государственная граница»?

2. Являются ли недра частью государственной территории?

3. Что такое территориальное море? Насколько корректен термин «территориальные воды»?

4. Каким образом соотносятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона?

5. Регулируется ли международным (внутригосударственным) правом статус исключительной экономической зоны?

6. Что такое «демаркация»?

7. Возможно ли установление сухопутной границы по тальвегу?

8. В чем особенность международно-правового режима международных пространств?

9. Можете ли вы назвать основные территориальные проблемы современной Арктики?

10. Какие международно-правовые проблемы разграничения государственной территории имеют место у Российской Федерации?

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

 

 

1. Кейта, М. Понятие территориального спора в международном праве / М. Кейта // Право и государство: теория и практика. – 2009. – №1 (49).

2. Моисеев, Е.Г. Арктика и международное право / Е.Г. Моисеев // Право и государство: теория и практика. – 2008. – № 9 (45).

3. Пунтус, С.А. Международно-правовой принцип свободы открытого моря: генезис и современное состояние / С.А. Пунтус // Роль науки и образования в развитии водного транспорта: материалы межрегиональной научно-практической конференции 05-06 июня 2007 года / Красноярский филиал ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»; отв. ред. Л.С. Пономарева; - Красноярск, 2007.

4. Пунтус, С.А. Территориальные интересы России в Арктике в рамках Конвенции ООН по морскому праву / С.А. Пунтус // Роль науки и образования в развитии водного транспорта: материалы межрегиональной научно-практической конференции 17-18 июня 2008 г. / Енисейский филиал ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»; отв. ред. А.П. Печушкин; - Красноярск, 2008.

5. Сафонов, В.Е. Государственное единство и территориальная целостность в судебных решениях: международные и конституционно-правовые аспекты: монография / В.Е. Сафонов. – М., 2008.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.061 с.)