В период вооруженных конфликтов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В период вооруженных конфликтов»



 

8.1. право вооруженных конфликтов: понятие, принципы, источники

 

Современное международное право запрещает применение военной силы и угрозы как способа разрешения международных конфликтов и разногласий. Согласно Уставу ООН все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, воздерживаются в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций (пп.3, 4 ст.2 Устава ООН).

Однако реалии нашего современного мира таковы, что постоянно в том или ином регионе возникают вооруженные конфликты. Так по информации П. Гессера (Швейцария), с 1945 года произошло более 120 вооруженных конфликтов, в которых погибло более 22 млн. человек.

Поэтому международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов, создать тот правовой массив, который бы регламентировал поведение различных субъектов в период военных действий, постараться ограничить губительные последствия войны. Подобный комплекс правовых норм составил самостоятельную отрасль международного права.

В доктрине международного права данная отрасль получила различные наименования – «законы и обычаи войны», «международное право в период вооруженных конфликтов» и др. Среди таких наименований наиболее часто встречаемые – «международное гуманитарное право» и «право вооруженных конфликтов». Некоторые авторы отождествляют данные понятия (Ж. Питке, О.И. Тиунов), но обоснованной представляется и иная – противоположная – точка зрения (И.Н. Арцибасов, С.А. Егоров, В.В. Алешин).

Однако по нашему мнению, международное гуманитарное право гораздо более широкая отрасль права. Современное гуманитарное право – это комплексная отрасль, которая регулирует положение личности и населения в различных сферах жизнедеятельности. Оно включает в себя такие нормы, которые обращены к человеку как в мирное, так и военное время. Ученые расходятся во мнении относительно объема и перечня правовых институтов – гражданство, общая защита прав человека, миграция, борьба с международной преступностью и др. – включаемых в отрасль гуманитарного права.

Именно поэтому положение личности, населения в период военных действий лишь часть гуманитарного права. И потому более обоснованно называть рассматриваемую нами отрасль международного права как право вооруженных конфликтов.

Право вооруженных конфликтов – это система согласованных норм и принципов, применяемых в различного рода вооруженных конфликтах, регулирующие использование средств и методов вооруженных действий, статус индивидов и международно-правовую ответственность субъектов международного права в период военных действий.

Следует считать справедливым отнесение к праву вооруженных конфликтов и уголовную ответственность физических лиц, а также учитывать, что нормы рассматриваемой отрасли международного права могут применяться и при немеждународных вооруженных конфликтах.

Как указывает И.Н. Глебов, право вооруженных конфликтов имеет свою систему, включающую следующие разделы: понятие, источники, нормы и принципы; временные и пространственные ограничения применения средств и методов вооруженной борьбы; юридическая защита законных прав воюющих (комбатантов) и гражданского населения, а также гарантии осуществления их статуса.

Предмет правового регулирования права вооруженных конфликтов включает в себя две составляющие:

1) международный вооруженный конфликт;

2) вооруженный конфликт немеждународного характера.

Международный вооруженный конфликт – это столкновение с применением оружия (вооруженных сил) двух и более государств (сторон, обладающих международной правосубъектностью).

Анализ ст.2 Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.) показывает, что объявление состояния войны не является обязательным для возникновения подобного вооруженного конфликта. А статья 1 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) относит к характеризующим ситуациям вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Таким образом, вполне справедливо мнение И.Н. Глебова, который считает, что международный вооруженный конфликт – это столкновение двух или нескольких сторон, обладающих международной правосубъектностью, в котором участвуют вооруженные силы:

а) суверенных государств;

б) национально-освободительного движения и метрополии;

в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.

А, следовательно, можно констатировать, что международный вооруженный конфликт начинается, не только когда сталкиваются между собой вооруженные силы различных государств. Некоторые юристы справедливо предлагают квалифицировать вооруженный конфликт как международный в следующих шести случаях:

- вооруженный конфликт носит межгосударственный характер;

- вооруженный конфликт является внутренним, но в связи с ним признано состояние войны;

- вооруженный конфликт является внутренним, но в его рамках имели место одна или несколько иностранных интервенций;

- вооруженный конфликт является внутренним, но в него вмешивается Организация Объединенных Наций;

- вооруженный конфликт является национально-освободительной войной;

- вооруженный конфликт является войной за отделение.

Вооруженный конфликт немеждународного характера (или внутренний вооруженный конфликт) – это вооруженный конфликт, непопадающий под определение международного, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Таким образом, вооруженный конфликт немеждународного характера (вышеуказанное определение дано в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 года (Протокол II)) – это не что иное, как гражданская война. В подобных действиях запрещено участвовать (вмешиваться) иным государствам, но в то же время допускается содействие в урегулировании конфликта.

Дополняет характеристику вооруженного конфликта немеждународного характера К.А. Бекяшев, который выделяет следующие его признаки:

1) наличие организованных военных действий между противоборствующими силами;

2) участие в военных действиях вооруженных сил;

3) достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных выступлений (некоторые ученые характеризуют этот признак как коллективный характер выступлений);

4) наличие у противоборствующих сторон органов, ответственных за их поведение;

5) контролирование каждой из сторон определенной части территории государства.

Вышеупомянутый Протокол II исключает из категории вооруженного конфликта немеждународного характера отдельные случаи нарушения внутреннего порядка: беспорядки, спорадические акты насилия – бунты, мятежи.

Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции в нарушение норм международного права. Обычно интервенция в поддержку одной стороны вынуждает другую сторону прибегнуть к такой же внешней поддержке.

1) Источники права вооруженных конфликтов. Источниковая база отрасли права вооруженных конфликтов довольно-таки обширна. К числу ее основных актов относятся: Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (Санкт-Петербург, 29 ноября (11 декабря) 1868 г.); Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающие в человеческом теле 1899 г.; Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 г.); Конвенция о положении неприятельских торговых судов при начале военных действий 1907 г.; Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.; Конвенция о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.; Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.; Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.; Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женева, 17 июня 1925 г.); Правила о действии подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.; Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.); Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.); Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.); Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.); Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.); и др.

Таким образом, источники права вооруженных конфликтов регулируют широкий круг вопросов – начиная от запретов запрещения применения на войне тех или иных видов оружия заканчивая вопросами уголовной ответственности за агрессию и за нарушение норм международного права.

Важное место в трансформации нормативно-правовой базы права вооруженных конфликтов играет на современном этапе деятельность неправительственных организаций, в первую очередь Международного комитета Красного Креста (МККК). Эксперты МККК являются членами Независимой комиссии по гуманитарным вопросам, работающей над проблемой совершенствования описываемой отрасли права.

Основные принципы права вооруженных конфликтов. Как и практически любой иной правовой институт право вооруженных конфликтов базируется на ряде основополагающих принципов. Принципы представляют собой те базовые категории, идеи, положения, основы, на которых строится вся система права вооруженных конфликтов. Им придается особое значение в отрасли международного права.

Учитывая, что некоторые принципы права вооруженных конфликтов носят общий характер, а некоторые – регулируют конкретные ситуации, вполне обосновано выделение трех групп описываемых принципов:

1) общие принципы;

2) принципы, регулирующие средства и методы вооруженной борьбы;

3) принципы защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.

Общие принципы.

а) принцип гуманизма (человеколюбия; принцип гуманизации вооруженных конфликтов);

Это основополагающий и старейший принцип. Он имеет свое распространение на все сферы военных действий. Международное право не в состоянии регулировать все аспекты, возникающие в ходе вооруженных конфликтов, поэтому на восполнение пробелов направлены принципы права вооруженных конфликтов, и в первую очередь – принцип гуманизма.

Содержание этого принципа наполняется требованием запрета воюющим применять насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Причем применять это положение должно при любом поведении участников вооруженного конфликта, а не только касаемо военных действий.

Принцип гуманности нашел свое отражение в ряде источников права вооруженных конфликтов.

Так, Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года в преамбуле закрепляет целью правового регулирования процесса войны – «…служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации…».

В Женевских конвенциях 1949 года также включены положения принципа гуманности. Статья 13 Конвенции о защите гражданского населения во время войны обязывает «…способствовать смягчению страданий, порождаемых войной». В Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях имеется правило, устанавливающее «…гуманное обращение и уход…» (ст.12). Конвенция об обращении с военнопленными закрепляет: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно…» (ст.13). А Дополнительный протокол I гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» (ч.2 ст.1).

б) принцип недопустимости дискриминации;

Недопустимость дискриминации включает в себя необходимость применения норм международного права без какого-либо неблагоприятного различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса, либо любых других аналогичных критериев.

в) принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного права;

Данный принцип распространяется на установление международно-правовой ответственности государств и уголовно-правой физической лиц.

г) принцип нейтральности.

Данный принцип распространяется на деятельность медицинского персонала МККК, Национальных обществ МККК, а также нейтральных стран.

Так, согласно Дополнительного протокола I (1977 г.), деятельность по оказанию помощи гражданскому населению не рассматривается как вмешательство в вооруженный конфликт или как недружественные акты (ч.1 ст.70), а медицинские работники находятся под защитой и оккупирующая держава не может требовать, чтобы при выполнении своих функций медперсонал отдавал предпочтение какому-либо лицу, кроме как по соображениям медицинского характера (ч.3 ст.15).

Принципы, регулирующие средства и методы вооруженной борьбы.

а) принцип ограничения воюющих сторон в выборе средств и методов вооруженной борьбы;

Так, Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года установила, что «…успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны… единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля… для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее по возможности число людей… употребление такого оружия, которое по нанесении противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежною, должно признавать не соответствующим упомянутой цели…». Согласно Гаагской конвенции 1907 года «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст.22). Позднее статья 35 Дополнительного протокола I (1977 г.) подтвердила, что «….право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным».

Необходимо отметить, что установленные запреты на выбор средств и методов войны могут быть общими – распространяться на любое неизбирательное оружие и др., и специальными – ограничивать стороны в каком-то конкретном способе или методе.

б) принцип честности и добросовестности в выборе средств и методов ведения военных действий;

Так называемый «принцип рыцарства», тесно связен с принципом ограничения воюющих сторон в выборе средств и методов вооруженной борьбы. В соответствии с этим принципом, воюющие должны проявлять «взаимное уважение и благородство в выборе методов ведения войны», и особенно – не прибегать к методам вероломным, коварным и предательским. Согласно статьи 23 Гаагской конвенции 1907 года запрещается «…предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, безусловно сдался…».

в) принцип разграничения гражданских и военных объектов.

Этот принцип обязывает воюющие стороны направлять военные действия только лишь против военных объектов.

Принципы защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.

Некоторые из этих принципов закреплены в решениях ООН. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №2675 (1970 г.) требует, чтобы при ведении военных операций в период вооруженных конфликтов всегда проводилось различие между лицами, активно участвующими в военных действиях, и гражданским населением. Принцип ненападения на гражданское население сформулирован в положениях резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №2444 (1968 г.). В ней говорится, что гражданское население как таковое не должно быть объектом военных операций.

Среди рассматриваемых принципов Л.В. Павлова и В.Г. Тихиня выделяют принцип военной необходимости. Они указывают, что в западной литературе он признается даже основным (т.е. общим – прим. С.П., Т.Ш.) принципом этой отрасли права и на практике используется своего рода правовое оправдание незаконных, противоречащих основным принципам международного гуманитарного права военных действий. В то же время авторы справедливо полагают, что указанный принцип не совсем соответствует действующим нормам международного права.

 

8.2. международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов

 

Начало войны и ее последствия. Агрессия. Государства должны воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства. Равным образом, они должны воздерживаться от всех проявлений силы с целью принуждения другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое применение силы или угрозы силой не может использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

Однако явление агрессии не обойдено вниманием международным правом. Определение категория «агрессия» дано в Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года «Определение агрессии»: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций» (ст.1).

Особо важным признаком агрессии является применение вооруженной силы первым. Как гласит статья 2 Резолюции «Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie (prima facie – на первый взгляд (лат.) – прим. Т.Ш.) свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Таким образом, мы видим, что существует отличие между мелкими военными конфликтами, какими-то пограничными инцидентами и др., а также вооруженной агрессией, т.к. ее последствия носят серьезный характер.

Агрессией можно считать, любое из следующих действий:

a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

е) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

В то же время необходимо признать, что данный перечень действий не является исчерпывающим, и потому Совет Безопасности ООН может признавать некоторые иные акты агрессией.

В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 г.) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны (ст.1). Но должно понимать, что объявление войны не является оправданием и прикрытием агрессии.

Объявление войны может быть осуществлено в двух формах:

1) мотивированное объявление войны;

2) ультиматум – категорическое, не допускающее никаких возражений требование одного государства к другому под угрозой в случае невыполнения начать против него войну.

Одновременно с объявлением войны должны быть оповещены нейтральные стороны. Однако нейтральные стороны не могут ссылаться на отсутствие оповещения, если будет установлено с несомненностью, что на деле они знали о состоянии войны. Каких-то сроков между объявлением войны и началом военных действий международное право не устанавливает.

В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий. К ним относится следующее:

1) начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними разрываются дипломатические и консульские отношения. Но даже в случае вооруженного конфликта, государство пребывания должно, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (ст.44 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)).

2) начало войны влияет на действие международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (т.е., как указывает К.А. Бекяшев, вступают в силу нормы международного гуманитарного права). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами.

3) к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст.ст. 41, 42 Женевской Конвенции о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.)).

4) имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств (ст.45 Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.

Театр войны и военных действий. Участники вооруженных конфликтов. Военные действия ведутся на определенных пространствах. В международном праве все больше прослеживается тенденция к сужению пространственной сферы ведения вооруженной борьбы.

Театр войны – это пространство (сухопутная, морская и воздушная территории), в пределах которого воюющие стороны потенциально могут вести военные действия.

Театр военных действий – это пространство (сухопутная, морская и воздушная территории), в пределах которого воюющие стороны фактически ведут военные действия.

Таким образом, понятие «театр войны» более широкая категория и может включать в себя несколько территорий, являющихся театром военных действий.

В театр военных действий не могут быть превращены территории, статус которых определен международными договорами. Так, Конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» 1954 года запрещает превращать в театр военных действий культурные, исторические центры.

Не могут считаться театром войны санитарные зоны и местности, имеющие отличительные эмблемы (знаки) для ограждения от действий войны раненых, больных, медицинский персонал для ухода за ними, военнопленных, районы расположения атомных электростанций, плотин.

Запрещено ведение военных действий в зоне международных морских каналов, проливов. Так, например, согласно статье 4 Конвенции относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (Константинополь, 29 октября 1888 г.) «…Морской Канал остается открытым в военное время для свободного прохода даже военных судов воюющих сторон, …. никакие действия, допускаемые войною, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по Каналу, не будут допускаемы в Канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов…».

Из театра военных действий исключаются нейтрализованные и демилитаризованные территории. По мирному договору с Финляндией демилитаризованными объявлены Аландские острова. Согласно договору (1959 г.) район Антарктики южнее 60 градусов не может быть превращен в театр военных действий. Согласно Договору о космосе 1967 года театром военных действий не могут быть космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

Кроме того, не должны быть театром военных действий территории нейтральных государств. Нейтральным признается государство, которое само не участвует в войне и не оказывает никакой помощи воюющим государствам. Таким образом, речь идет о нейтралитете.

Нейтралитет может быть постоянным и временным, относящимся только к определенной войне, о чем государство делает специальное заявление. Нейтралитет в данной войне называется эвентуальным. В настоящее время постоянным нейтралитетом обладают Швейцария (с 1813 года), Австрия (с 1955 года), Мальта (с 1981 года), Туркменистан (с 1995 года).

Участники вооруженных конфликтов делятся на несколько категорий лиц. В целом их можно разделить на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся).

Согласно статьи 43 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 года, комбатанты – это, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала; т. е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Термин комбатант происходит от французского слова «combatant», обозначающего «воин, боец».

Таким образом, мы видим, что лица медицинского или духовного персонала, даже если они входят в состав вооруженных сил не являются комбатантами, т.е. они являются некомбантантами.

К комбатантам относится весь строевой состав как вооруженных сил, так и ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.

Комбатанты должны обладать рядом признаков:

1) иметь во главе лицо, несущее ответственность за подчиненных;

2) иметь определенный и ясно видимый издали отличительный знак;

3) открыто носить оружие;

4) соблюдать правила ведения войны.

Правовой статус комбатантов и некомбатантов различный. Так, любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным. На некомбатантов режим военного плена нераспространяется.

Военнопленный – лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны и вследствие этого пользующееся защитой.

Лицо, считается военнопленным если:

1) оно претендует на статус военнопленного;

2) представляется, что оно имеет право на такой статус;

3) сторона, от которой оно зависит, требует для него такого статуса путем уведомления задерживающей его державы или Державы-покровительницы.

В случае возникновения какого-либо сомнения в том, имеет ли любое такое лицо право на статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой статус до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом.

На право обладания статусом военнопленного влияет определение лица в качестве военного разведчика или военного шпиона (лазутчика).

Как гласит статья 46 часть 2 Дополнительного Протокола I: «Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил». Таким образом, военный разведчик – это лицо, собирающее сведения о противнике в форме своей армии. В случае плена военный разведчик обладает полным правом на статус военнопленного.

Статья 29 Приложения к Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 года) определяет, кто относится к военным шпионам (лазутчикам). Военный шпион (лазутчик) – лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне.

Таким образом, шпион – это любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем. Такое лицо не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом.

Добровольцем можно признать лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно статьи 6 Конвенции о правах и обязанностях нейтральных Держав и лиц в случае сухопутной войны (Гаага, 18 октября 1907 года), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одной из воюющих сторон. А статья 15 этой Конвенции устанавливает, что отдельное лицо, добровольно поступающее в армию одного из воюющих, теряет статус лица нейтрального государства.

Наемник – это любое лицо, которое: а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

От наемников необходимо отграничивать военных советников – военнослужащих одного государства, которые в соответствии с соглашением направляются в другое государство для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров, обучении войск, иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий.

Использование наемников влечет за собой международно-правовую ответственность того государства, в интересах которого они действуют. Такую же ответственность несет и государство, которое не препятствует вербовке и отправке граждан в качестве наемников. Из этого положения вытекают два обязательных требования к государствам:

1) издать законы, предусматривающие наказание за вербовку, финансирование, обучение наемников;

2) запретить своим гражданам поступать в наемники.

Таким образом, наемники являются преступниками и несут уголовную ответственность.

Особым правовым статусом обладают парламентеры. Парламентер представляет собой лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Как сам парламентер, так и сопровождающие его пользуются неприкосновенностью. Отличительным признаком парламентера является белый флаг. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск. Нарушение неприкосновенности парламентеров является военным преступлением.

Методы и средства ведения военных действий. Согласно Декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868) единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля, а для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее по возможности число людей. Право вооруженных конфликтов ограничивает воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий.

Средства ведения войны – это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника.

Методы ведения войны – различные способы использования средств ведения войны в целях уничтожения живой силы и военной техники противника.

Все используемые средства и методы ведения войны условно можно было бы разделить на дозволенные и запрещенные. Однако в действующем праве такой классификации нет. Отсутствует и дефиниция запрещенных и дозволенных методов и средств ведения войны.

Право вооруженных конфликтов лишь устанавливает запреты, которые налагаются на те или иные средства и методы ведения военных действий. Но необходимо учитывать, что появление нового вида оружия, запрет на применение которого еще не существует, нельзя считать дозволенным средством.

Конвенция «О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении» (Осло, 18 сентября 1997 года) гласит, что право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным, и необходимо учитывать принцип, запрещающий применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и средств и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмерные повреждения или причинить излишние страдания

К запрещенным средствам ведения военных действий относятся:

1) снаряды, назначением которых является распространение удушливых и вредоносных газов;

2) удушливые, ядовитые или другие подобные газы;

3) бактериологические средства;

4) химическое оружие;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.086 с.)